?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Что тебе снится… в час, когда утро встаёт над Невой. Санкт-Петербург. Кронштадт»

…Александро-Невская Лавра не похожа на остальные Лавры, она – самая печальная из всех, которые я видела. Это потому, что она стоит в кольце некрополей, современных и исторических.
…Имя «Александр Невский», как сейчас говорят, это очень сильный «бренд», потому что никто толком русской истории не знает, но про Александра Невского сразу расскажут, что если это не культурист из Америки, то, значит, тот, который мечом на Чудском озере помахал, и этих, значит, то ли шведов, то ли ещё кого в рогатых шапках, на льду и завалил.
…Благовещенская церковь - церковь-усыпальница. Здесь вы увидите мраморные плиты с высеченными именами близких родственников Петра I. Шишечка или 4х летний Пётр Петрович – любимый сын царя, Наталья Алексеевна – любимая сестра.
…Слева у окна – знакомый всем простой миниатюрный бюст и надпись на плите «Здесь лежит Суворов». Вот такой скромный памятник у выдающегося русского полководца.


…В Некрополь Александро-Невской Лавры стыдно приходить просто так. Я бы посоветовала тем, у кого депрессия сюда заглянуть – сравните, кто где сейчас находится и вам сразу полегчает.
…Что я честно хотела увидеть – это последнее пристанище Галины Старовойтовой. Я отправилась на поиски.
…Перед тем как уходить, (а сама не любитель прогулок по таким местам) просто случайно прошла немного вперёд по центральной аллее до виднеющейся старенькой облупленной церкви и слева также случайно почему-то выделила глазами большой серый каменный крест. Подошла. Прочитала. Лев Николаевич Гумилёв.



Глава 10. Александро-Невская Лавра
Александро-Невская Лавра не похожа на остальные Лавры, она – самая печальная из всех, которые я видела. Это потому, что она стоит в кольце некрополей, современных и исторических.

Общее панорамное фото макета Александро-Невской Лавры (фото из интернета)


Иду в Лавру. У меня на редкость плохие фото, что есть, то есть, по крайней мере общее впечатление передадут




Лавру на удивление сложно фотографировать (но, впрочем, меня это не извиняет)
Виды справа/слева от Главых ворот







Я зашла в Троицкий собор. Он огромный. Если двигаться вправо, то в Ю-В углу (правая сторона в православных церквях всегда Ю, алтарь – В) находится рака с мощами святого князя Александра Невского.


Имя «Александр Невский», как сейчас говорят, это очень сильный «бренд», потому что никто толком русской истории не знает, но про Александра Невского сразу расскажут, что если это не культурист из Америки, то, значит, тот, который мечом на Чудском озере помахал, и этих, значит, то ли шведов, то ли ещё кого в рогатых шапках, на льду и завалил.
А ведь Александр Невский был живой человек. Русский князь, выросший в ханской ставке. И не просто мечом помахал, а Русь спас.
Вообще-то князь Александр Новгородский (позже Невский) не совсем русский, а метис. Его мать была половчанка (половцы или куманы – древний тюркский народ). А ещё внук героя «Слова о полку Игореве».

В 1251г. Александр (31 год) приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приёмным сыном хана. В 1252г. вернулся на Русь с татарским военным корпусом и стал великим князем в Новгороде. Почему Александр так «любил» татар? Но это был более чем дальновидное поведение. Скажем так, Невский не так любил татар, как противостоял железному натиску католической Европы на Русь. Или так: Александр Невский, дважды разбивший католических рыцарей и почти ежегодно отражавший литовские набеги, счёл, что татары лучше немцев.
Русь (Великороссия) была в то время малым этносом, зажатой между двумя могучими системами – Монгольской ордой и Католической церковью – с одной стороны грозил «большой набег», с другой «подлинная оккупация». Союзом с татаро-монголами ему удалось остановить крестоносный натиск. Он принял твёрдое политический курс на ханское покровительство (нелёгкий выбор), и отказывался от любого «культурного» обмена с Западом. Его договор с ханами Батыем и его братом Берке (по мнению Л.Гумилева) – это «военно-политический союз», «дань» - взнос в общую казну на содержание армии. Почему именно союз с Батыем? Он ведь не был Великим ханом, а «только» ханом Золотой Орды. Дело в том, что именно в ставке Великого хана Гуюка был отравлен отец Александра – Ярослав, по навету своего же боярина.

Александр Невский – это судьбоносное имя для всей России, он был борец за Русь, которая пережила самое тяжёлое своё столетие, благодаря его гению.

1240-42. Русь родилась заново. Крестоносцы ведь сочли Новгород беззащитным (а Русь, действительно была почти разгромлена Ордой в 1239-41гг.) и решили взять его в клещи: со стороны Финского залива – шведы, а со стороны Чудского озера – немцы. Шведский лагерь у устья Ижоры был разбит князем Александром, а потом он освободил Псков от ливонских рыцарей и одержал свою знаменитую победу на Чудском озере. Крестовый поход на Балтике захлебнулся.



А дальше – 1380. Куликовское поле, на котором Россия возмужала, расправила плечи, родилась, как новый этнос.
У нас в учебниках бытует мнение, что «татары остановили прогрессивное развитие Руси; вот если бы культурный Запад…. А то, что Галиция и Белоруссия, подчинялись этому самому Западу, Новгород стал полу-членом Ганзы, литовцы дошли до Можайска, Вязьмы, Курска и отнюдь не осчастливили их жителей приобщением к высокой культуре – это вообще игнорируется».

Князя Александра Невского отравили в 43 года. Он был канонизирован спустя 6 века, а почитание его как святого, началось сразу же после его кончины.
В честь его победы над шведами, которые успели, кстати, войти в устье Невы и высадить свой первый десант, на этом месте Пётр I повелел заложить Александро-Невскую Лавру.

Ещё я хотела зайти в Благовещенскую церковь. Когда вы (перейдя по мостику через речку Монастырку) подойдёте к большим кованым воротам, ведущим непосредственно на территорию Александро-Невской Лавры, в них две калиточки. Правая – вход в монастырь (свободный), левая – в церковь. Рядом слева в киоске продаются входные билеты.

Фото из интернета


Это тоже церковь-усыпальница. Здесь вы увидите мраморные плиты с высеченными именами близких родственников Петра I. Шишечка или 4х летний Пётр Петрович – любимый сын царя, Наталья Алексеевна – любимая сестра. Мне было интересно понять какая степень родства у царицы Прасковьи Федоровны, которая приходится матерью императрицы Анны Иоанновны. Она оказалась женой сводного брата Петра – Ивана Алексеевича (их отец - Алексей Михайлович Романов, мать – его первая жена Мария Милославская).

Слева у окна – знакомый всем простой миниатюрный бюст и надпись на плите «Здесь лежит Суворов». Вот такой скромный памятник у выдающегося русского полководца. Удивительный человек. С детства ведь был очень слабеньким и болезненным и уже тогда сделал выбор: укреплять в первую очередь дух, а не тело. Его солдаты показывали чудеса, а армия была единым организмом и поэтому – непобедимой. Суворов первым заставил солдат молиться. Именно он стал проводить постоянные масштабные учения. Перед тем как брать Измаил, он приказал выстроить фактически такую же крепость и заставлял солдат там жёстко тренироваться. Его девизом были слова: «Сам погибай, а товарища выручай» и «Тяжело в учении, легко в бою». Александр Суворов – феноменальный русский полководец, он не знал ни одного поражения, побеждал вражеские войска, обладавшие десятикратным превосходством! А его переход через Альпы (войско с лошадьми и пушками, без экипировки) – уникальное явление во всей человеческой истории! Павел I, производя Суворова в генералиссимусы, сказал: «Это много для другого, а ему мало».


Справа вдоль стен богатейшие помпейзнейшие мраморные композиции – это память знатным дворянским фамилиям. На втором этаже церкви очень интересный музей в очень интересном интерьере.

Я купила билеты на посещения некрополя Александро-Невской Лавры, и зачем-то, совершенно не подумав (первый мой день в Питере) – билетики на фотографирование. Когда я очутилась на этой печальной территории с памятниками, то поняла, что этого делать не стоит. И вообще я бродила по дорожкам, разглядывая памятники и вчитываясь в имена, но меня не покидало ощущение неестественности моего поведения. Знаете, праздное любопытство в таких местах совершенно неуместно. Единственное, что бы мне хотелось увидеть, это имена Михайло Ломоносова и Прасковьи Жемчуговой. Они на левой стороне. Здесь в этой половине, более старинной, чем правая, упокоены многие когда-то блестящие и знатные дворянские фамилии. На входе висит план, а то здесь элементарно заблудиться. Жемчугову я нашла в отдельной Лазаревской церкви (тоже отдельный билетик на вход), это, видимо, Шереметьевская усыпальница.
Знаете, сюда стыдно приходить просто так. Я бы посоветовала тем, у кого депрессия сюда заглянуть – сравните, кто где сейчас находится и вам сразу полегчает.



Что я честно хотела увидеть – это последнее пристанище Галины Старовойтовой. Я отправилась на поиски. Это опять вам надо подойти через канал к кованым воротам и, не входя, повернуть налево в арку и обходить Лавру по кругу слева. Там вход на Никольское. Я нашла её сразу, буквально несколько шагов (по указателю) чуть справа от центральной аллеи. Достаточно скромный, но достойный памятник, соблюдающий триколор российского флага, её фотография, все заросло сорняками. Рядом в метре – чёрный блестящий мрамор, клумбы, корзинки с цветами, ленты – Собчак. То есть людям или госслужбам, оплачивающим уход за ним, очень трудно профинансировать порядок и чистоту у Старовойтовой? Вобщем-то это два известных и по-разному уважаемых человека государственного статуса. Слабо поделиться хотя бы одной корзинкой цветов? Неужели и здесь в таком месте всё мало?

Фото из интернета


И было одно странное не планируемое мною посещение. Я, перед тем как уходить, (а сама не любитель прогулок по таким местам) просто случайно прошла немного вперёд по центральной аллее до виднеющейся старенькой облупленной церкви и слева также случайно почему-то выделила глазами большой серый каменный крест. Подошла. Прочитала. Лев Николаевич Гумилёв.

Рассказы о Петербурге:
«Питер – то ли город, то ли виденье»
«Что тебе снится… в час, когда утро встаёт над Невой. Санкт-Петербург. Кронштадт»

Посты о Санкт-Петербурге:
Екатерининский дворец. Янтарная комната
Санкт-Петербург. Квартира-музей Анны Ахматовой на Фонтанке
«Мы из Кронштадта»
Санкт-Петербург. Ночное приключение
Исаакиевский собор. О его красоте, истории и загадках…

Comments

( 51 Капля росы — Взмахнуть пером )
spb_zaika
16 фев, 2015 17:17 (UTC)
Да, некрополь Лавры оставляет тяжелое впечатление. Печальное место, несмотря на все усилия его облагородить и как-то привести в приличный вид.
pamsik
16 фев, 2015 18:21 (UTC)
Невесёлое место. Но интересное. Читаешь имена на памятниках и благоговеешь...
(без темы) - spb_zaika - 16 фев, 2015 18:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 16 фев, 2015 18:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spb_zaika - 16 фев, 2015 18:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 16 фев, 2015 18:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spb_zaika - 17 фев, 2015 10:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 фев, 2015 13:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spb_zaika - 17 фев, 2015 13:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 фев, 2015 14:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cr2 - 17 фев, 2015 17:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 фев, 2015 19:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cr2 - 17 фев, 2015 21:20 (UTC) - Развернуть
enter_pretty
16 фев, 2015 17:50 (UTC)
Совершенно потрясающее место. Впечатление от посещения некрополей сохраняется у меня вот уже нескольких лет. Атмосфера там ни с чем не сравнимая.
pamsik
16 фев, 2015 18:20 (UTC)
На самом деле я не люблю такие места, и даже стараюсь избегать. Зашла по незнанию, даже купила билет на фотосъемку, а сделала всего один кадр. Тем не менее назову некрополь Александро-Невской Лавры местом уникальный, и сравню с музеем. Правда печальным.(
(без темы) - enter_pretty - 16 фев, 2015 19:24 (UTC) - Развернуть
linia_o
16 фев, 2015 18:40 (UTC)
"сюда стыдно приходить просто так. "
Почему? Я, например, люблю кладбища, и гулять по ним, смотреть, думать. В Лавре - достойное кладбище, там много интересных людей. Наталья Николаевна Ланская, Мусоргский, другие творческие люди, художники, поэты. Там еще экскурсии,кажется, есть по некрополю.
И в разных странах интересные кладбища, красивые, со своими традициями - в Милане чудное кладбище, у Парижа Сен Женевьев де Буа со "всеми нашими", да много разных.
А фотографировать по-моему неправильно когда позируют у могилы типа "здесь был Вася". А когда просто смотришь на надгробье как на элемент культуры - то почему нет?
Ну это мое личное мнение и со всей моей любовью к кладбищам ))
pamsik
16 фев, 2015 19:04 (UTC)
Под "просто так" я имела ввиду - бездумно зайти пошататься. Даже если не веришь в разные там энергии, всё равно почувствуешь как это место забирает силы.
В самой Лавре я, к сожалению, мало походила, у меня нет полного впечатления о том как она выглядит.
(без темы) - cr2 - 17 фев, 2015 17:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 фев, 2015 19:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cr2 - 17 фев, 2015 21:21 (UTC) - Развернуть
livejournal
16 фев, 2015 19:18 (UTC)
Санкт-Петербург. Александро-Невская Лавра
Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Санкт-Петербург. Александро-Невская Лавра» в контексте: [...] Оригинал взят у в Санкт-Петербург. Александро-Невская Лавра [...]
radistradist
16 фев, 2015 20:54 (UTC)
Приехал я сына навестить - школьника. Прогулялся с ним по Лавре с экскурсией. Пришли домой - рассказываем кто там похоронен - жена Пушкина,Бородин,Глинка,Достоевский,Жуковский,Мусоргский,Римский-Корсаков,Чайковский...
Сводный-брат, 20летний оболтус спрашивает : "И чё, они все в Питере ,типа ,жили ?"
pamsik
17 фев, 2015 08:13 (UTC)
Так ответили бы: "Ну да, типа того". ))(
Некрополь в Лавре очень богатый. Когда ходишь, читаешь фамилии, диву даёшься . Сколько известных людей, аристократических родов.
Не может не напрашиваться вопросы - и где они сейчас их потомки, хоть кто-то уцелел. В России вряд ли, но хотя бы за рубежом... или вот так цвет нации остался только на табличках в подобных местах по всему миру...
radistradist
16 фев, 2015 21:12 (UTC)
Как я искал захоронение А.Невского. Мальчиком я был любопытным и жил недалеко от Владимира. В очередной раз посещая исторический музей города и видя небольшую раку Невского ,в которой я бы и не уместился,спросил я" ,а где же Александр Ярославич похоронен ?". "В Питере", ответили мне. Приехал в Ленинград с мамой и первым делом в Лавру на экскурсию пошли . А где у Вас тут могила А.Невского : "Во Владимире",говорят.
Кстати, так ли уж плох был союз с христианским, пусть даже католическим Западом ? И много ли хорошего мы взяли от Орды ? Кстати,сколько там псов -рыцарей утопил А.Невский в великой битве на Чудском озере ? 20 рыцарей убитыми и 6 пленными. Что сказать - великое сражение.
С сыном воевал, на брата татарских карателей натравил. Ах,красава, ах,святой человек.
А уж сколько носов и ушей А.Невский русским людям порезал, поболе - чем псам рыцарям.

Edited at 2015-02-16 21:12 (UTC)
pamsik
17 фев, 2015 08:08 (UTC)
Странные какие вы получили ответы. Спрашивали, наверное, у незнающих людей.
У Льва Гумилева есть труд, который называется "Черная легенда", пожалуй он один из самых интересных и нестандартных среди прочих о личности Александра Невского.
Судить насколько плох союз православия с католиками - не могу, слишком глобальная и сложная тема, также как ответить, а почему русские не буддисты?
То что пишут про казни и прочая - я не нашла автора. То есть вижу массу статей, утопающих в густой ненависти к РПЦ, и задевающих имя Невского в контексте карателя и хаха-всего 20 рыцарей.
Надо заметить, что культурная Европа тоже не отличалась добросердечием, одна охота на ведьм и инквизиция чего стоила, а при Томасе Кромвеле сколько самым зверским образом поубивали, замучили людей... Это ж ужас. Тиля Уленшпигеля со своим пеплом помните?
(без темы) - radistradist - 17 фев, 2015 15:36 (UTC) - Развернуть
mar_mi
17 фев, 2015 10:20 (UTC)
с таким интересом прочитала! я люблю такие места, в них особый покой и нет ощущения горя, как на современных кладбищах. По сути - это исторические музеи под открытым небом, ведь где еще увидишь знатные фамилии и имена.
В Питере Лавра - одно из самых известных мест, конечно, стоит там побывать.
Хорошо что сейчас более-менее следят за благоустройством. Я помню свое первое впечатление - в 1990 году впервые была в лавре - насколько там было неухоженно и заросли даже в отдельных местах некрополя!

ПС. у меня был рассказ про Соломбалу и соломбальское старое кладбище, могу дать ссылку, если интересно)
pamsik
17 фев, 2015 13:19 (UTC)
А я вот как раз не очень, если не сказать большего. Зашла, потому что "надо посетить". Даже фотографировать не стала, еле-еле заставила себя сделать одно фото. Всё же это место не предназначено для праздных прогулок и праздного любопытства. Если бы хоть заранее почитала литературу об этом месте, о людях, там упокоившихся, подготовилась, настроилась, а залётным туристическим воробьям чего там порхать?... Я походила, побродила, и убежала.
Про Соломбалу, пришли мне, пожалуйста, ссылку. Ничего не слышала про это захоронение.
(без темы) - mar_mi - 17 фев, 2015 13:25 (UTC) - Развернуть
opportunite
17 фев, 2015 10:30 (UTC)
у меня прапрадедушка похоронен в Лавре, в Некрополе мастеров искусств
pamsik
17 фев, 2015 13:08 (UTC)
Лиза, да вы что! Ведь это большая честь! А чем он занимался?
(без темы) - opportunite - 17 фев, 2015 13:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 фев, 2015 13:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - opportunite - 17 фев, 2015 13:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 фев, 2015 13:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - opportunite - 17 фев, 2015 14:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 фев, 2015 14:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - opportunite - 17 фев, 2015 21:47 (UTC) - Развернуть
moomin_alv
17 фев, 2015 17:22 (UTC)
Да, нужно иметь, пожалуй, несколько меланхолический склад души, чтобы получать удовольствие от посещения кладбищ. В Некрополе я была летом и с экскурсией, так никакой кладбищенской атмосферы не почувствовала: экскурсовод разные интересные истории рассказывает, соседи фотоаппаратами щелкают, некоторые памятники укутаны в пленку на реставрацию... Кладбищенского ощущения - почтения и сочувствия - как раз не сложилось.
А вот зимой в пять утра на территории лавры атмосфера совершенно другая... Вороны каркают, все снегом заметено, ни души (кроме нашей стайки школьников, которые решили не терять время от прибытия поезда до заселения и начать знакомиться с городом немедленно).

Очень нравятся такие лаконичные памятники, как у Суворова. Зачем им декор? Одного имени хватает, чтобы пришедший на могилу вспомнил целый пласт истории.
pamsik
17 фев, 2015 19:24 (UTC)
Некрополь трудно назвать кладбищем, скорее таким печальным историческим музеем, потому что времени утекло очень много с последнего захоронения. И всё равно - я не любитель таких прогулок, ну если только с экскурсоводом потерпеть...
Я почему-то не ожидала, что Александро-Невская Лавра окружена ... . В Москве подобное чувство тёмного облака посреди солнечного дня вызывает Новодевичий монастырь. К нему примыкает Новодевичье кладбище, а на самой монастырской территории упокоен Чехов.
Как ни крути, что ни говори, но в таких местах нельзя загуливаться, энергии здесь отрицательные. Я вот помню ходила по Кремлю и зашла в Архангельский собор, ещё не зная, что это храм-усыпальница русских князей, но сразу почувствовала тяжёлый "воздух".

А вот около Суворова почему-то не испытываешь давления "оттуда". Хороший памятник у него, солнечные лучи на него падают.
maya_cooks
18 фев, 2015 15:25 (UTC)
Когда-то я так и не съездила в Ленинград. Сейчас мечтаю поехать в Сан-Петербург. Когда-нибудь
pamsik
19 фев, 2015 09:14 (UTC)
И я мечтаю). Удивительно-прекрасный город). И хочу съездить именно с ребёнком, чтобы он увидел эту красоту...
livejournal
18 фев, 2015 18:36 (UTC)
Санкт-Петербург. Александро-Невская Лавра
Пользователь yura_falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Санкт-Петербург. Александро-Невская Лавра» в контексте: [...] нал взят у в Санкт-Петербург. Александро-Невская Лавра [...]
igorsamusenko
19 фев, 2015 07:16 (UTC)
Как интересно! Очень люблю бродить по старым кладбищам, это все равно, что в музее побывать:)
pamsik
19 фев, 2015 09:59 (UTC)
Музей грустный...
( 51 Капля росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com