?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сейчас очень увлечена поэзией Серебряного века, невероятно увлекательная тема. В воспоминаниях Максимилиана Волошина встретился текст о Солнце, который принадлежит Михаилу Кузмину, про которого тот же Волошин очень ярко написал: «…Когда видишь Кузмина в первый раз, то хочется спросить его: «Скажите откровенно, сколько вам лет?», но не решаешься, боясь получить в ответ: «Две тысячи». …Он точно жил когда-то в древней Александрии. …Подобно лирику Мелеагру – розе древней Аттики, Кузмин несёт в своих песнях цветы истинной античной поэзии, хотя сквозь них и сквозит александрийское рококо».

Вот этот отрывок. Ну как он вам?) Какой завораживающий слог.

«Солнце, Солнце, - говорит он. – Я – бледный писец, библиотечный затворник, но я люблю тебя, Солнце, не меньше, чем загорелый моряк, пахнущий рыбой и солёной водой, и не меньше, чем его привычное сердце ликует при твоём царственном восходе из океана, моё трепещет, когда твой пыльный, но пламенный луч скользнёт сквозь узкое окно у потолка на исписанный лист и на мою тонкую желтоватую руку, выводящую киноварью первую букву гимна тебе, о Ра-Гелиос. Солнце!»

Comments

( 50 Капель росы — Взмахнуть пером )
spb_zaika
11 мар, 2015 19:59 (UTC)
По сравнению со многими другими поэтами Серебряного века, жизнь у него сложилась более-менее благополучно.
pamsik
12 мар, 2015 14:58 (UTC)
Да, Кузмин каким-то непонятным образом "сохранился" - т.е. не был расстрелян (как Гумилев), не был сослан на каторгу (как Мандельштам и прочие). Он с Горьким водил дружбу (ох, уж этот товарищ Пешков - терпеть его не могу). Но по большому что его спасло - непонятно. Практически вся творческая элита Серебряного века была уничтожена так или иначе.
spb_zaika
12 мар, 2015 15:06 (UTC)
Я думаю, просто он не был так широко известен, от политики сторонился, вот и не попал в жернова.
Мариенгоф тоже ускользнул.
Вообще мне кажется, это была лотерея - не попасть под топор.
(без темы) - pamsik - 12 мар, 2015 18:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spb_zaika - 12 мар, 2015 18:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 12 мар, 2015 19:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spb_zaika - 13 мар, 2015 09:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 13 мар, 2015 11:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spb_zaika - 13 мар, 2015 11:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 13 мар, 2015 14:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spb_zaika - 14 мар, 2015 07:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 мар, 2015 12:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spb_zaika - 17 мар, 2015 13:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 мар, 2015 18:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spb_zaika - 18 мар, 2015 11:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 18 мар, 2015 18:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spb_zaika - 18 мар, 2015 19:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 18 мар, 2015 19:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spb_zaika - 18 мар, 2015 19:41 (UTC) - Развернуть
mar_mi
12 мар, 2015 06:00 (UTC)
удивительное было время, его эстетика до сих пор привлекает: балет Дягилева, живопись Бенуа, Лансере, театральные декорации Бакста и Билибина, стиль Ар-нуво в архитектуре, и литература и поэзия тех лет столько имен оставила в наследие!
У Кузмина внешность была нетривиальная, судя по его портретам, и творчество оригинальное. я давно не читала стихов Серебряного века - для них настрой нужен, чтобы не с холодным сердцем воспринимать...
pamsik
12 мар, 2015 14:51 (UTC)
После того, как я стала входить в эту тему, то для меня вся эльфийская, заоблачная аура вокруг Серебряного Века полностью пропала.
Ведь он же (образно говоря) и судьбы людей, которым он обязан своему существованию, появлению в России вообще очень четко и очень жёстко поделен на две части - 17 годом.
До - все эти люди, творческие сливки страны, поэты, художники, писатели - были именно сами собой, творящей силой.
А после - стали эмигрантским мусором в эмиграции, были расстреляны большевиками, посажены в лагеря, или стали приспособленцами, исчезли как личности...
Обо всём этом читать просто невыносимо.

Кузмин очень своеобразный персонаж, специфический я бы так даже сказала, нетрадиционный. ) Но. Всё это становится неважно, когда начинаешь его читать. )
mar_mi
13 мар, 2015 05:42 (UTC)
да, революция стала водоразделом в культуре и жизни, многие не выжили.
Но какое наследие!
у меня несколько альбомов с репродукциями и фотографиями авторов и произведений Серебряного века, смотреть такое удовольствие.... Жаль что прервалось столь резко и необратимо. Жизнь...
pamsik
13 мар, 2015 14:08 (UTC)
Странно у нас всё. Блок умер от холода, цинги, обострившейся астмы; Гумилева расстреляли, Ахматову травили, Мандельштама сгноили в лагере. Список очень длинный. А спроси сейчас людей о Серебряном веке - кто-нибудь что-нибудь помнит? молодежь знает? Много у нас улиц имени Мандельштама, например? есть ли театры имени Гумилева? зато тот же Горький в чем только не увековечен.
Странная у нас страна однако.
А я сейчас нацелилась на поэтический сборник всех поэтов Серебряного века у букинистов, он дорогой, но куплю обязательно.
Мемуары это одно - а стихотворная музыка совсем иное. )
pobegushka
12 мар, 2015 07:48 (UTC)
Гимн солнцу. Знаешь, что меня всегда удивляло в поэзии серебряного века? Повторение темы. Например, у Цветаевой есть стихотворение "Пригвождена к позорному столбу", а у Блока "Я пригвожден к трактирной стойке". Кажется на эту тему есть еще у Пастернака.

И тут почему-то сразу пришли на память стихи Гумилева, хотя у них и смысл и подача другие, но обращение то же.

Солнце свирепое, солнце грозящее,
Бога, в пространствах идущего,
Лицо сумасшедшее,

Солнце, сожги настоящее
Во имя грядущего,
Но помилуй прошедшее!
pamsik
12 мар, 2015 14:45 (UTC)
Прекрасные стихи, накрыли с головой! Спасибо, Света, за них.
Я ещё только в начале пути, только начинаю разбираться в течениях: декаденты, эгофутуристы, символисты, модернисты, акмеисты, имажинисты и прочая. Какие они все разные, а больше меня ужасает какие у всех тяжелые судьбы... Буквально всех революция сломала об колено, разметала как сор по миру... Вот эта потеря родины у одних, и приспособление к новой власти у других, каким-то непостижимым образом в России была уничтожена почти вся творческая интеллигенция...
Я прочитала воспоминания Одоевцевой, а после ней прочитала Берберову, Гиппиус. Читать невыразимо интересно, но страшно.
v_murza
12 мар, 2015 17:53 (UTC)
Я тихо от тебя иду,
А ты остался на балконе.
"Коль славен наш Господь в Сионе"
Трубят в Таврическом саду.
Я вижу бледную звезду
На теплом, светлом небосклоне,
И лучших слов я не найду,
Когда я от тебя иду,
Как "славен наш Господь в Сионе".


Все прекрасно, только эти строки адресованы мужчине...

pamsik
12 мар, 2015 19:07 (UTC)
Я знаю про его ориентацию. Но это не суть важно.
Я представляю себе как в один момент вся вот эта "серебряная" творческая интеллигенция стала вдруг голодать, носить валенки и шерстяные платки, топить буржуйки книгами и паркетом, а потом ещё и была вынуждена уехать, где просто растворилась в небытие по большому счету - спивалась, стрелялась, уходила в мир иной, попала под фашистскую оккупацию... А те кто не уехал - прошли те же самые ступени, добавим ещё репрессии и блокаду...
И весь этот чудесный поэтический Серебряный век канул в Лету...
v_murza
13 мар, 2015 15:04 (UTC)
Да, грустная это тем. "Дом с башней" рядом со мной, и Таврический сад тоже.
Но и у них в блистательное это время случались трагедии. Помните историю Всеволода Князева?!

Сладостной веря святыне,
Ждал не тебя ли?
Страстным желаниям ныне
Ангелы вняли.

В комнате светлой и тесной
В сумерки мая
Гость появился чудесный,
Лат не снимая.

Кто его шепот расслышит
В пении здешнем?
Сердце же любит и дышит
Веяньем вешним.

Пусть мои мысли застыли,
Память немая,
Вспомни, являлся не ты ли
В сумерки мая?

Камень копьем прободая,
Вызови воду,
Чтобы текла, золотая,
Вновь на свободу
pamsik
13 мар, 2015 18:00 (UTC)
Очень красивые стихи. И опять Кузмин...
Он как мелкий роковой бес крутился около Глебовой-Судейкиной, разрушая её личную жизнь...
Очень ярко и выпукло описала Кузмина Одоевцева, буквально оживила, у неё вообще поразительная способность не заострять внимания на негативных чертах характера человека, а писать только хорошее. Волошин дал Кузмину более поэтическую, фантазийную характеристику.
Ещё раз скажу, что стихи прекрасны, какие-то очень "весенние" что-ли.
У меня есть cd с записью "Поэмы без героя" в чтении самой Ахматовой, я и не подозревала, что там речь идёт о Князеве...
mme_n_b
12 мар, 2015 23:12 (UTC)
Да, слово "остался" трудно адресовать женщине. Это Вам мешает?
pamsik
13 мар, 2015 11:10 (UTC)
Зачем так вопрос ставить конфликтно? Можно ведь не заострять на этом внимание (и так всё понятно), и кроме того, уважать тех людей, которым это чуждо. Я, например, как раз не исключение.
mme_n_b
13 мар, 2015 16:20 (UTC)
"Зачем так вопрос ставить конфликтно?"
Простите, я не хотела задеть Вас конфликтом в Вашем жж. Меня неприятно резанула эта реплика. Я не люблю неприятных ощущений в ленте, и, из вежливости, пытаюсь уточнить, верно ли я ее поняла до того, как распрощаюсь.

"Можно ведь не заострять на этом внимание (и так всё понятно)"
Мне как раз не понятно, действительно ли в_мурзе чем-то мешает или неприятен гомосексуализм Кузмина, или мне показалось, потому я и спросила.


" и кроме того, уважать тех людей, которым это чуждо. "
Тех, кому чуждо, я уважаю, а вот тех, кому вслух неприятно, извините не могу.

"Я, например, как раз не исключение."
Не исключение из тех, кому чуждо, кому мешает, или кто уважает?
(без темы) - pamsik - 13 мар, 2015 17:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mme_n_b - 13 мар, 2015 18:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 15 мар, 2015 09:41 (UTC) - Развернуть
v_murza
13 мар, 2015 15:05 (UTC)
Да я-то, многогрешный, причем тут?!
mme_n_b
13 мар, 2015 16:21 (UTC)
Так это ведь Вы добавили в мое утреннее чтение строку "все прекрасно, только".
(без темы) - v_murza - 13 мар, 2015 16:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mme_n_b - 13 мар, 2015 17:25 (UTC) - Развернуть
numach
13 мар, 2015 00:03 (UTC)
Доброе утро!
pamsik
13 мар, 2015 11:08 (UTC)
Солнечное!)))
hero346
13 мар, 2015 16:06 (UTC)
Прекрасного дня и отличного настроения!!!
v_murza
23 мар, 2015 18:54 (UTC)
Не губернаторша сидела с офицером,
Не государыня внимала ординарцу,
На золоченом, закрученном стуле
Сидела Богородица и шила.
А перед ней стоял Михал-Архангел.
О шпору шпора золотом звенела,
У палисада конь стучал копытом,
А на пригорке полотно белилось.

Архангелу Владычица сказала:
«Уж, право, я, Михайлушка, не знаю,
Что и подумать. Неудобно слуху.
Ненареченной быть страна не может.
Одними литерами не спастися.
Прожить нельзя без веры и надежды
И без царя, ниспосланного Богом.
Я женщина. Жалею и злодея.
Но этих за людей я не считаю.
Ведь сами от себя они отверглись
И от души бессмертной отказались.
Тебе предам их. Действуй справедливо».

Умолкла, от шитья не отрываясь.
Но слезы не блеснули на ресницах,
И сумрачен стоял Михал-Архангел,
А на броне пожаром солнце рдело.
«Ну, с Богом!» — Богородица сказала,
Потом в окошко тихо посмотрела
И молвила: «Пройдет еще неделя,
И станет полотно белее снега».


М.Кузмин, 1924 г.
pamsik
24 мар, 2015 09:48 (UTC)
Стихи Кузмина, слова, ритм, имеют надо мною магическую власть.
Спасибо, Володя, получила огромное удовольствие.
v_murza
24 мар, 2015 16:24 (UTC)
Одно из моих любимых у М.Кузмина))
Я как-то про него запамятовал прошлый раз, среди возникшего на пустом месте троллинга.
(без темы) - pamsik - 25 мар, 2015 10:34 (UTC) - Развернуть
( 50 Капель росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com