?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Мелихово – Аромат Чехова. Талеж – Свадебный родник. Давидова Пустынь»

«Церковь наша должна святиться в нас, а не в словах наших».
Н.В.Гоголь

…Давидова пустынь оставила огромное впечатление. Это очень неоднозначное место в плане истории (современной), но однозначно – хорошее.
…Да, действительно, в настоящее время – Вознесенская Давидова Пустынь – одна из самых отлично отреставрированных и отлично восстановленных обителей. Да, действительно, на её территории есть некрополь, где нашли упокоение наши современники. И, действительно, у них роскошные памятники. И, возможно, их профессиональная деятельность далека от идеальной.

…Антона Малевского – называли алюминиевым королём России и считали лидером Измайловской преступной группировки. Геннадий Недосека - бывший руководитель администрации Чеховского района с «неоднозначной» репутацией. И какой из этого вывод? Неужели только один?



Этот монастырь находится в посёлке Новый Быт – и именно это название надо искать на карте.

Давидова пустынь оставила огромное впечатление.
Это очень неоднозначное место в плане истории (современной), но однозначно – хорошее.
Почему я так странно пишу? Потому что в мыслях активно не соглашаюсь с массой откликов: «религией и верой не пахнет», «не то место, где хочется открыть душу», «усыпальница братков».

Вход


Да, действительно, в настоящее время – Вознесенская Давидова Пустынь – одна из самых отлично отреставрированных и отлично восстановленных обителей.
Да, действительно, на её территории есть некрополь, где нашли упокоение наши современники.
И, действительно, у них роскошные памятники. И, возможно, их профессиональная деятельность далека от идеальной.
Антона Малевского – называли алюминиевым королём России и считали лидером Измайловской преступной группировки. Геннадий Недосека - бывший руководитель администрации Чеховского района с «неоднозначной» репутацией.
И какой из этого вывод? Неужели только один?

Давайте подумаем. Может быть, этим людям было некуда потратить свои «непонятного происхождения капиталы»? Они же легко могли вложить их в сеть казино, острова, яхты, супермашины, драгкамни и драгметалл, дачи и квартиры. Но вложили они их почему-то в совершенно развалившийся монастырь. Точнее в руины и безглавые остатки церквей. Значит, что-то ими двигало? Что-то было в душе, чтобы сделать именно этот шаг и в этом направлении, а не в обратном? Значит, пытались люди всё-таки сделать что-то не просто хорошее, а очень хорошее и светлое. И сделали. И что «поимели с этого»? Между прочим, в расцвете лет – один погиб с парашютом, другой в автоаварии – и находятся теперь здесь, в восстановленном ими монастыре, только глубоко.

А люди, проходящие мимо, отворачиваются, перекашиваются и плюются – фи, это грязные деньги, фи, знаем-знаем, чем они там себе занимались, фи, это недостойно даже нашего простого спасибо.
А что так усиленно фикать-то? Эти люди перед Богом уже ответили, и за всё плохое, и за всё хорошее. Один Бог нас может судить. И одному Богу известно, в какую ты можешь попасть ситуацию и на что ты окажешься в ней способен.

И почему фиканье этих людей заканчивается сразу за этой монастырской оградой? Заметим, что массы, массы русских олигархов и бизнесменов, политиков и чиновников вкладывали, вкладывают и будут вкладывать свои «честно заработанные» и в сети казино, острова и яхты…. И их вообще не волнуют и не колышут никакие разваливающиеся монастыри, которых по всей России несметное количество. Да гори оно огнём проблемы монастырские, когда на авторынок выкинули новую модель Бугатти и подходит очередь на заказанную модную крокодиловую сумочку.

Люди сейчас, какие-то, прямолинейно обработанные. Такое впечатление, что своя голова способна выдавать только вложенные извне масс-медиями шаблоны. Общегражданским долгом каждый считает суровое порицание. Прощение, понимание, сочувствие – это к «этому» не относится, конечно же. Очень удобная позиция, кстати. На фоне «плохих» лишний раз выделиться своей честностью, порядочностью и непричастностью. Мы выше всей этой грязи, да! И фикать, здесь гораздо удобнее – всего-то два раза. Можно и по всей России, конечно, заметить массу несправедливого, но там можно фикать годы с утра до вечера, да ещё и в ответ получить, не, это неудобно.

Мне кажется, что именно этот монастырь – Вознесенская Давидова пустынь – есть лакмусовая бумажка для наших душ. Вот что у нас внутри запрятано, здесь активно проявляется.

Когда мы вошли через ворота в высокой Колокольне – мы ахнули. У Давидовой пустыни – необычайно красивая территория. Все церкви и постройки находятся в идеальном состоянии. Есть круглый пруд. А от входа до центрального созвездия церквей ведёт длинная дорожка с аккуратно высаженными рядами золотыми подсолнухами. Так приятно! Людей мало, в отличие, от Талежа. Увидели телевизионную группу.




Но обо всём по порядку.
Все церкви и постройки здесь – разноцветные.
Колокольня со Звонницей (сер.19в.) – вход. На ней установлены часы с боем, каждый час воспроизводящие мелодию одного из церковных песнопений. На Звоннице – 7 колоколов (подарены прихожанами в 1996г.).


Впереди, в центре находятся 3 церкви. Они пристроены друг к другу.
ОранжеваяЗнаменская церковь – дорога выводит прямо к ней – классика (кон.19в.), у неё одна маленькая темная маковка.
ЖёлтаяНикольская церковь – слева – ампир (нач.19в.), у неё большой тёмный полукруглый купол.
Белая Вознесенский собор – справа – старинная русская (16-17вв.), пять тёмных маковок, одна со звездами.

Оранжевая центральная – Знаменская церковь


Мы в неё попали, здесь мощи св.Давида


Никольский собор (жёлтый)


Вознесенский собор (белый) и самый древний храм монастыря. Здесь находится чудесная икона Богородицы «Знамение»




За этими церквями – Некрополь.
Здесь находится памятник-бюст герою Отечественной войны 1812г. генералу Дмитрию Сергеевичу Дохтурову






Слева от Колокольни:
Ярко-жёлтый длинный 2-х этажный корпус белой красивой лепниной – Игуменский корпус.
РозоваяУспенская церковь – классика (сер.18в.), одна большая тёмная глава-луковица и четыре очень маленьких луковичек.
Ярко-жёлтыйхрам во имя всех Святых – классика (нач.20в.), одна темная миниатюрная маковка с золотым узором. Здесь же – Трапезная.

Игуменский корпус


Успенская церковь




Храм во имя всех Святых и Трапезная


Справа от Колокольни:
Круглый пруд – со скамейками, есть подмостки, очень тихое место, видны спинки рыб. Это место, откуда все делают панорамные снимки монастырского ансамбля, и ещё все снимают поголовно! – отражение церквей или Колокольни в зеркале пруда.


Справа по стене от Колокольни – красно-оранжевая Часовня над родником.
Справа и за центральными церквями – белые Братские корпуса.

Часовня над родником


Монастырь был основан в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским.
Интересно, что в местном говоре и в древних летописях название монастыря звучало как ДавЫдова пустынь, с твёрдым русским «ы».
Давыд или Давид (в миру Даниил из княжеского рода Вяземских) – ученик Пафнутия Боровского. В Боровском монастыре он пробудет – 40 лет. Там же – он встретит духовного друга Иосифа Волоцкого. И Давыд будет одним из 7-х монахов, которые поддержат Иосифа в разгоревшемся конфликте по поводу «строгости монашеского общежития». Именно отсюда из Боровска выйдут два устремления русского монашества: быть бедным физически, но духовно богатым (нестяжатели) и быть богатым в обоих случаях (иосифляне).
Очень важно понимание, что «иосифлянство» - это не «разложение монашества», а твердое желание видеть монастыри процветающими или «опорой царя, и одновременно отличаться строгим уставом и широкой благотворительностью». Мне очень запомнилась одна фраза, которую я где-то услышала: «благодаря иосифлянам наши русские монастыри такие торжественные и красивые». Только не надо сразу думать, что Иосиф Волоцкий - автор идеи «о праве церкви владеть недвижимым имуществом» ел икру ложками и носил соболиную шубу. Это же примитивное прямолинейное мышление. Сила истинного русского монаха – в духе. Сам Иосиф ходил с деревянным неокрашенным посохом, в схимнической темной одежде, нитяной мантии, питался очень скудно. Но монастырь у него – был на загляденье.

С такими же идеями пришел сюда на эту землю и монах Давыд из Боровска.
Он выбрал замечательное сильное место – высокий берег реки Лопасни.
Вместе с четырьмя иноками-помощниками построил деревянные – две церкви, кельи, трапезную.
Самый древний и соответственно самый первый каменный храм в монастыре – белый Вознесенский собор (Вознесения Христова). Он датирован – нач.16 века. Его перестраивали позднее, но фрагменты древней кладки остались до сих пор. Очень красивый храм, но внутрь мы не попали – было закрыто (здесь церкви открываются только во время проведения утренних и вечерних служб). Но из случайно долетевшего разговора телевизионщиков, бегающих с аппаратурой, мы поняли, что им собираются открыть эту церковь, чтобы они увидели чудесную икону Богородицы «Знамение».
Монастырь возводился медленно, даже очень медленно. В Смутное время был дочиста разорен литовцами. Мы считаем монастырь «иосифлянским», а значит «богатым», но в кон.18в. при Екатерине II он признан второсортным или заштатным, а в кон.19в. «пришёл в такой упадок, что в храмах нельзя было не только молиться, но и заходить внутрь было опасно: кладка расшаталась, древние фрески и штукатурка облетали, кровля прогнила».



В Давидовой пустыни есть Валентинов родник (в честь архимандрита Валентина), который находится «под монастырем, возле моста через реку».
Здесь сохранилась липовая Святая роща, посаженная преп.Давидом. По преданию он сажал деревья чудным образом – кверху корнями, чтобы показать силу Божию - и они все принимались

Сайт монастыря Давидова пустынь
Схема монастыря

Мы зашли в церковную лавку и там монах за прилавком излучал благожелательность и всем говорил приятные слова. Про батюшку, открывшего церковь, я уже писала.
Хотелось бы завершить рассказ о Давидовой пустыни словами Чехова. Но нужных не нашла.
В таких ситуациях меня всегда выручает мой любимый Гоголь.
«Церковь наша должна святиться в нас, а не в словах наших».



Рассказ «Мелихово – Аромат Чехова. Талеж – Свадебный родник. Давидова Пустынь»

Рядом:

Мелихово – Аромат Чехова
Талеж – Свадебный родник

Посты по русским монастырям:
Дивеево. Канавка Пресвятой Богородицы
Дивеевские источники. Про купание и Книжку Из Люпинов
Путеводитель по Дивеево
Кострома. Ипатьевский монастырь
Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачи
Над рекой во ржи. Спас-на-Угре (Калужская область)
Стефано-Махрищский монастырь (15км от г.Александров, Владимирская область)
Колюпаново. Свято-Казанский женский монастырь. ЧуднОе место
По дороге в Оптину Пустынь...
Оптина Пустынь. Батюшка Амвросий Оптинский
Мини-путеводитель по Вологодской области: Ферапонтово, Горицы и гора МаУра
Кирилло-Белозерский монастырь. Сиверское озеро
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Муром. Свято-Благовещенский монастырь. К Петру и Февронии…
Солотча. Солотчинский монастырь. Про сосны, ландышевые и земляничные поляны и кафе «Лесная сказка»
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря

Comments

( 39 Капель росы — Взмахнуть пером )
soullaway
5 апр, 2015 17:43 (UTC)
умиротворение там какое-то. это хорошо.
pamsik
5 апр, 2015 17:49 (UTC)
по идее во всех монастырях умиротворение и отход от суетного должны присутствовать
по это теория
на практике - не во всех, где-то на тебя всех собак спускают, где-то душа ничем не наполняется, но большинство, конечно, как родники
(без темы) - soullaway - 5 апр, 2015 17:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 5 апр, 2015 17:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - soullaway - 5 апр, 2015 17:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 5 апр, 2015 18:15 (UTC) - Развернуть
no_stripes
5 апр, 2015 20:54 (UTC)
Слушай, как красиво!
Фыркают, наверное, те самые, которые, приехав куда-нибудь в Европу, восхищаются ухоженностью чужих памятников - "Да, это Европа, не то что у нас..." - а у себя готовы только плеваться... а тут плюнуть-то некуда:)
pamsik
6 апр, 2015 08:25 (UTC)
Давидова Пустынь находится в нескольких километрах от Чехова, здесь, наверное, и Чехов был.) Да не наверное, а точно.)
Монастырь красивый, а главное - душевный. Несмотря вот на всё вышеперечисленное.
tatiaz
5 апр, 2015 23:32 (UTC)
Сначала обрадовалась - о про Давидову пустынь написали. Даже не поверилось. Она тут у нас рядом, мы были удивлены, туда попав. Просто знакомились с окрестностями, зашли в одно из знакомств. Потом почитала - подумала, пожалуй, не стану ничего писать, даба камнями не закидали. :) Потом все же подумала - ну не могу не написать.
Мы понятия не имели об истории этого места до тех пор, пока туда не попали. Попали в туристических, а не в религиозных целях. И когда наткнулись на некрополь, также понятия не имели об истории этих захоронений. Но по характеру памятников и портретов на них вот прям сразу стало все понятно. Что вызвало недоумение. Дома уже почитали и укрепились в догадках.
Если рассматривать тот факт, что при церквях всегда хоронили всех... А вернее - при каждом кладбище была церковь, то, конечно, в этих захоронениях нет ничего такого. Кладбище оно для всех - кладбище. Но слишком уж на контрасте выглядят скромные могилки настоятелей и вот эти новорусские обелиски. Отсюда и недоумение у многих.
Что касается Талежа, то мы там тоже были, нам понравилось, очень приятное место, но местные на нас за это косо посмотрели, они туда не ездят и место это не почитают, считают бандитской прихотью. В то время очень модно было носить крест на все пузо и стоять со свечкой в пасху, как это делают нынешние власть имущие, бывшие атеисты и члены партии.
А место, действительно, приятное. И Талеж и Пустынь. Пустынь еще так компактно располагается на небольшом кусочке земли. А столько красоты! И там, кстати, я слышала один из самых прелестных церковных хоров. Красивее пения я не слышала нигде. Просто замерла, заворожилась и уплыла куда-то под купол. Так красиво и стройно пели. Голоса просто ангельские. (Какой мелкий шрифт у вас в журнале, сорри, если опечатки будут, не вижу, что пишу). :)
pamsik
6 апр, 2015 08:44 (UTC)
Всё же, во всём этом отторжении заложена некая косность... Олигарх, т.е. человек, заработавший себе денег, у нас всегда вор. Без вопросов. Помогал он там людям или нет, всегда в спину получит своего "козла". И так далее. "Братки" понятие тоже неопределённое, да было время такое, формат отношений существовал определённый, это ж всё быстро ушло, причем не исчезло, а трансформировалось.
Потом человек существо трепетное, есть закоренелые уроды, неисправимые, а есть в которых ростки чего-то хорошего пробиваются.
Когда люди дают деньги на монастыри, на их восстановление, это уже шаг к свету.
А то, что им потом 2 метра на метр участочек выделили на монастырской территории, и сверху мраморной глыбой придавили, так тут завидовать нечему. И ходить плевать на могилы... зачем?...
Я вот так рассуждаю. Понимаю, что точек зрения на этот неоднозначный вопрос существует много...
Вообще у этого монастыря история жёсткая. Там в 2005 убили отца-настоятеля, который занимался восстановлением храмов, вскрыли монастырский сейф...

Жить рядом и не брать в Талеже воду... это глупость какая-то. Людей поработило стереотипное мышление, напридумывали себе "братков", мерещутся они им из-под каждого куста. А родник очень древний, название у него – Венница, от слова "венец", свадьба по-древнеславянски. К этому роднику всегда молодожены приходили. Так что это хорошее место, бояться не стоит. )
(без темы) - tatiaz - 6 апр, 2015 11:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 6 апр, 2015 13:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tatiaz - 6 апр, 2015 13:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 6 апр, 2015 14:02 (UTC) - Развернуть
mar_mi
6 апр, 2015 08:25 (UTC)
какие красивые места, пейзажи чисто русские, так смотреть приятно.... И хорошо что восстановили, ведь сколько храмов в руинах.
Кто то и найдет здесь "свое", прочувствованное, а кто то мимо пройдет - кому как это место "откроется", мне кажется, у каждого человека, что приходит к вере, свой храм. У кого-то он в Сергиевой Лавре, а у кого-то -в маленькой прикладбищенской церкви. Главное, чтобы отзвук в душе был.
pamsik
6 апр, 2015 10:35 (UTC)
Я сама удивляюсь как разительно по природе (!) отличаются друг от друга районы Подмосковья.
Чеховский район это плоская земля, много полей с подсолнухами и кукурузой), ну не даром же Чехову здесь всё напоминало таганрогские пейзажи. Почему пишу об этом - Мелихово почти рядом.)
Свой храм, где душе тепло, у каждого должен быть. ) Моё сердце в Оптиной. )

*Марьяша, жаль, что закрыла комменты на Тангейзер, хотелось бы почитать, что народ думает. Такой скандал раздули из ...дерьма в общем-то.
(без темы) - mar_mi - 6 апр, 2015 10:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 6 апр, 2015 16:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mar_mi - 7 апр, 2015 05:39 (UTC) - Развернуть
livejournal
6 апр, 2015 17:50 (UTC)
Вознесенская Давидова Пустынь
Пользователь avdy_san сослался на вашу запись в своей записи «Вознесенская Давидова Пустынь» в контексте: [...] Оригинал взят у в Вознесенская Давидова Пустынь [...]
think_head
7 апр, 2015 12:56 (UTC)
это прошлогодние фотографии?А то как в окно не вглядываюсь, травы и подсолнухов не вижу))
pamsik
7 апр, 2015 13:27 (UTC)
Да, какого-то лета фотографии. )
bogom_dann
9 апр, 2015 07:13 (UTC)
Неоднозначная Вы наша!
Почитал заметку про кладбище братков и так горько мне стало от Вашей прямолинейной заданности.
Вот захотелось оспорить мнение, а ведь рассуждать тут и нечего, и скользко, и безнравственно.
Всё равно, что сочинение на тему римского воина, напоившего Христа на крестном поприще.
Или другая тема – Иуду не закололи, а он полученные деньги отдал в рост, накопил много и те проценты не пропил, не вложил в казино или бордель, а построил храм, общественную баню и ещё библиотеку.
Оспаривать и возражать не буду даже и пытаться.
Но я бы такую читальню обходил стороной.
Для дерьма нравственная оценка должна быть однозначная, без философий и словесных исканий.
Мародёрам и стервятникам нет оправданий, какие новоделы и сколько бы их они не возводили.
Как верно подмечено, «святиться церковь должна в нас», т.е. в делах наших, а не в словах о церкви.
Я не фикаю, я твёрдо ориентируюсь, что на нашей планете почём.
И потому ЭТОЙ (такой) церкви не верю, что она таких не отвергает, не даёт им твёрдой оценки.
Вы полагаете, что люди сейчас пошли «прямолинейно обработанные извне масс-медиа шаблонами».
Мне же кажется, наоборот – настолько расплывчаты стали понятия, что мнения о вещах и поступках перерастают в свою противоположность. Достаточно того. что местные обходят стороной.
Вы когда-нибудь живого «братка» видали – вот так, чтобы не по телевизору?
Приходилось сталкиваться с последствиями их управления в жизни?
Искалеченные судьбы, задушенные регионы, предприятия, некогда работавшие на престиж страны, впереди планеты всей, а потом заброшенные? Про храмы, усадьбы и просто дома умолчу.
Вы же по России много поездили, много повидали, не только в храмы заглядывали, вероятно.
Конечно, «братки» сильны своей организованностью, как мы слабы своей разобщённостью.
Если и есть у нас единственная возможность противостоять им хоть как-то, так это своей нравственной позицией, своим правом не лежать с ними на одном кладбище.
Вот на этой позиции, на этом убеждении только и можно объединиться и стать сообща.
Но не пытаться понять их и оправдывать их существование.
Кстати, марку модели правильно писать «Бугатти»
ВИБ
pamsik
9 апр, 2015 09:34 (UTC)
Дорогой ВИБ, что мне сказать здесь - у нас с вами совершенно диаметральные позиции в этом вопросе.
Вы предлагаете мне подойти и плюнут на могилы этих неоднозначных людей? Для меня это невозможно. - Мне их жаль.
Да, деятельность этих людей во многом для меня неприемлема, но судить я их не буду.
И поверьте мне, Иуда, не построит библиотеку. А если построит - то будет прощен, частично или ещё как, мне неведомо.
Нам всем надо быть добрее, а не закостеневать в ненависти.
Массы богатых людей даже и приблизительного представления не имеют, как и желания, помогать кому-то, восстанавливать что-то, т.е. творить благо. А тех в ком этот позыв есть - единичны... Кстати, отсутствие этих позывов наблюдается и в массе добропорядочных граждан, что тоже удивительно... Столько энергии уходит на обсуждение чьей-либо нравственной позиции, что её не остаётся на благие дела не для себя...

*Бугатти поправила, спасибо.

Edited at 2015-04-09 09:37 (UTC)
(без темы) - bogom_dann - 9 апр, 2015 11:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 9 апр, 2015 09:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 9 апр, 2015 10:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 9 апр, 2015 12:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 9 апр, 2015 12:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 9 апр, 2015 17:22 (UTC) - Развернуть
livejournal
27 май, 2015 04:01 (UTC)
ТИХОНОВА ПУСТЫНЬ
Пользователь deligent сослался на вашу запись в своей записи «ТИХОНОВА ПУСТЫНЬ» в контексте: [...] Посты по русским монастырям: Вознесенская Давыдова Пустынь [...]
livejournal
8 июн, 2015 12:38 (UTC)
Тихонова Пустынь (Калужская Свято-Тихонова Пустынь)
Пользователь ilonazhi сослался на вашу запись в своей записи «Тихонова Пустынь (Калужская Свято-Тихонова Пустынь)» в контексте: [...] Посты по русским монастырям: Вознесенская Давыдова Пустынь [...]
livejournal
8 июн, 2015 13:09 (UTC)
Тихонова Пустынь (Калужская Свято-Тихонова Пустынь)
Пользователь deligent сослался на вашу запись в своей записи «Тихонова Пустынь (Калужская Свято-Тихонова Пустынь)» в контексте: [...] Посты по русским монастырям: Вознесенская Давыдова Пустынь [...]
( 39 Капель росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com