?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Бывают такие спектакли, которые как бы вовсе и не спектакли, а совершенно настоящее эмоциональное проживание чужой жизни, с полным отключением тебя от сегодняшней реальности и полным вовлечением в события, происходящие не сцене.
Таков «Кавказский меловой круг» на сцене Театра им. Маяковского (премьера состоялась в апреле 2016 года).
Автор пьесы - Бертольд Брехт – немецкий драматург, поэт, прозаик, театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль»!
Пьеса «Кавказский меловой круг» (нем. Der kaukasische Kreidekreis) была написана в 1945 году! А в 1954 году поставлена Брехтом в знаменитом драматическом театре Берлина «Берлинер Ансамбль», тогда же музыку к пьесе написал композитор Пауль Дессау, тоже, как вы понимаете, немец.
После спектакля, когда ещё в тебе все пережитые чувства бурлят как река Терек, невозможно поверить в то, что Брехт не грузин, что он не имеет грузинских корней, что он вообще не имеет никакого отношения к Грузии! В 1975 году «Кавказский меловой круг» был поставлен Робертом Стуруа в Тбилисском театре им. Шота Руставели, с музыкой Гии Канчели, и стал ярчайшим событием театральной жизни. И это понятно – выдающийся грузинский режиссер, грузинские актёры, грузинский композитор. А Брехт – немец! Тогда остаётся вывод один – он гений, поскольку только гении могут настолько глубоко, мощно, достоверно прочувствовать и описать такую далёкую от него культуру.
Место действия – Кавказ.
Время – «феодальная Грузия» (для справки: «Грузия находилась в составе Российской империи с 1801 по 1917 год. С 15 по 18 век Грузия была раздроблена и находилась между мусульманскими Ираном (Персией) и Турцией»). Но время в спектакле как таковое весьма условно.
Кавказский меловой круг – это круг, очерченный мелом на земле, внутрь которого вступают две женщины, которым предстоит бороться за право материнства. Это вымышленный символ праведного суда, вряд ли он существовал в Грузии подобный метод правосудия. Но да будет так – меловой круг. Мелом. На земле. Ребенок. И две матери.
Колл2.jpg

Я в 0_86305_3d1d1a46_orig.png и vkontakte.jpg 2016-05-23_20-29-44.jpg



Спектакль идёт по восходящей, от ноты «до» к ноте «си». Медленно, подробно, обстоятельно развёртывается хронологическая цепочка событий.

Сцена первая: Знатный ребёнок
Сцена вторя: Бегство в северные горы
Сцена третья: В северных горах
Сцена четвёртая: История судьи
Сцена пятая: Меловой круг


Декорации в спектакле трёхъярусные, и на каждом уровне может происходить действие.

В спектакле много красного. Красные платья носят судомойка Груше Вахнадзе и княжна Нателла Абашвили. Красный цвет имеют декорации. Красный символизирует и пожар, и кровь, и опасность, он тревожит и будоражит.

В спектакле много музыки. Спектакль музыкальный. Музыку, как вы помните, написал немецкий композитор. Но она … грузинская. Такая страстная, яркая, звучная, такое ощущение, что у Музыки в этом спектакле отдельная роль. В оркестровой яме находится ансамбль, музыканты которого одеты в круглые сванские войлочные шапочки. Звучат саксофон, кларнет, труба, аккордеон, бас-гитары и др.

В спектакле много песен – живой вокал. Почти все герои поют (на сцене микрофоны), а не только обмениваются репликами.

В спектакле много любви. Нас всегда удивляет нежный цветок, пробивающий асфальт, в стремлении к свету. Так и в жизни нашей самое важное, сильное, незабываемое – это любовь. А уж материнская любовь вообще категория не имеющая определения. Разве её можно описать словами, измерить чем-либо?

Роль главной героини Груше Вахнадзе (крестьянки, судомойки) исполняет Юлия Соломатина. Эта роль создана для неё. А может вернее и так - она создала потрясающий образ Истинной Матери. Она держала, приковывала, притягивала к себе внимание весь спектакль – и прежде всего безграничной душевной отдачей, распахнутой искренностью. Я бы даже заметила, что для актрисы ТАК вживаться в роль может быть опасно. Потому что нет грани, нет границы между сценическим образом и настоящим человеком. На сцене нет актрисы Соломатиной, на сцене есть Груше Вахнадзе (крестьянка, судомойка). Но для нас зрителей быть свидетелями столь щедрого перевоплощения - счастье.

Иногда думаешь, да что же она за человек – еле идёт, её преследуют, она дрожит от холода, она хочет есть, но она забывает о собственных лишениях и прежде всего добывает пропитание для ребёнка, а кружка молока при этом стоит половину её недельного заработка. По идее героиня под ударами судьбы должна заплакать, ну хотя бы чуть-чуть. Как же без слёз обойтись в её ситуации. Но Груше Вахнадзе не только не плачет, она умудряется ещё и петь! В этом человеке – маленьком, хрупком, на вид беззащитном живёт любовь такой силы, что об неё можно греться как на солнце.

Да брось же этого ребенка – тебя же убьют сейчас.
Да брось ты этого ребенка - поешь сама.
Да брось ты этого ребёнка - не привлекай позор на свою голову, ты же безмужняя, тебя закидают камнями.
Да брось ты этого ребёнка – он же чужой! Чужой!


Я купила програмку в антракте и не успела прочитать имена актеров. Поэтому когда на сцене появился деревенский писарь Аздак, то по особой концентрации внимания, по притихшему залу, было понятно, что играет мастер. Да, это был Игорь Костолевский! Старик Аздак весьма непростой персонаж. Он мудр, многоопытен, он прожил долгую жизнь и многое перевидал, но этот человек далеко не свят, охоч до выпивки, нечист на руку, хитер. Поэтому никому неизвестно в какую сторону подует ветер, на какую чашу весов добавит гирьку судья Аздак.
Меловой круг это его решение.
Меловой круг и определит ту, которая есть настоящая истинная мать маленького Михаила.

Понравилась Ольга Прокофьева в роли свекрови. Я её тоже не узнала, и также, не узнав, была впечатлена актёрской страстностью. Вообще все актерские работы прекрасны. Не очень убедительным показался только рисунок роли у Дарьи Поверенновой (Нателлы Абашидзе), показался слишком поверхностным, мешала излишняя жестикуляция.

Спектакль находит такой отклик в душе, накрывает такой волной сопереживания, что, льющиеся по щекам слёзы в финале явление совершенно предсказуемое.

Театр Маяковского для меня первый театр, где можно аккуратно делать фотографии спектакля. Никто тебя не лупит лазерной указкой, не возмущается и тп. Очень благодарна администрации и персоналу за эту толерантность.

ФОТО СПЕКТАКЛЯ
Паника во дворце губернатора, жена которого, приказывает паковать все платья и забывает своего ребёнка
DSC06210.jpg

Судомойка Груше Вахнадзе волею судеб не может расстаться с малышом
DSC06217.jpg

На последние деньги покупает ему кружку молока
DSC06223.jpg

За ней организована погоня (прячет корзинку с ребёнком под столом)
DSC06232.jpg

По трухлявому мостику с ребенком за спиной переходит горное ущелье
DSC06238.jpg

Брат находит ей фиктивного жениха
DSC06245.jpg

DSC06252.jpg

На свадьбе все жду кончины жениха
DSC062561.jpg

DSC06253.jpg

Но вместе с вестью об окончании войны, оживает и жених
DSC06261.jpg

DSC06265.jpg

Жених ждёт от Груше исполнения своих супружеских обязанностей.
А девушка ждет возвращения с войны своего возлюбленного Симона Хакаву
DSC06271.jpg

Времена в Грузии продолжают быть очень неспокойными
DSC06284.jpg

Судья Аздак
DSC06285.jpg

DSC06290.jpg

DSC06294.jpg

Появляется Нателла Абашвили. Которая требует вернуть ей её «похищенного» ребенка
DSC06297.jpg

DSC06304.jpg

Судья Аздак должен принять решение – кому присудить ребенка
DSC06312.jpg

DSC063071.jpg

DSC06308.jpg

И вот он – Меловой круг!
DSC063141.jpg

DSC06318.jpg

DSC06319.jpg

Кто победил в этом споре?
DSC06322.jpg

Сцены из спектакля




Артисты на поклонах


ФОТО ТЕАТРА
DSC06281.jpg

DSC06279.jpg

DSC06276.jpg

DSC06277.jpg

DSC06278.jpg

DSC06326.jpg


Сайт Театра им.В.Маяковского
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке и ВКонтакте

Благодарю театр и ketosha за такую мощную эмоциональную встряску и чудесно проведённый сентябрьский вечер!


Посты по тэгу «я/Кино-Театр»:
Театр под рук. Армена Джигарханяна:
«Жанна Д’Арк – Белая ворона» в Театре под рук. Армена Джигарханяна
Театр им. А.С.Пушкина:
«Дом, который построил Свифт» в Театре Пушкина
Театр АпАРТе:
«С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе
«Агата Кристи. Детектив» в театре АпАРТе
«Сказка о царе Салтане» в театре «АпАРТе»
Театр Стаса Намина:
«Нью-Йорк. 80-е. Мы» в театре Стаса Намина и немного светской хроники
Театр русской драмы под рук. М.Г.Щепенко:
«Сердце не камень» в Театре русской драмы под рук. Щепенко
«Куликово поле» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Не унывай!» в Театре русской драмы под рук.М.Щепенко
«Бенгальские огни» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
Книжный клуб «Гиперион:
Камерный мюзикл «Штирлиц» в книжном клубе «Гиперион»
Театр EtCetera под рук. А.Калягина:
«Утиная охота» в театре “EtCetera”/ Премьера 2015

Ю.Грымов/К.Дойль, «Затерянный мир» в КЦ «Москвич»
«Белоснежка и семь гномов» в Театре «Вернадского, 13»
Ты и я одной крови - спектакль "Маугли" в Губернском театре (худ. рук. С.Безруков)
Мюзикл «Принцесса и солдат» в Театре Российской Армии
«Рождество» в театре «Учёный медведь»
Симфоническая музыка с 3D-визуализацией в очках/ Московская Консерватория
«Сказки Гофмана» в особняке Смирновых на Тверском бульваре
«Алые паруса» в РАМТе… Дайте мне валерьянки! *;о
О «Солнечном ударе» Михалкова, Белой гвардии, России и не только
Ты и я одной крови - спектакль "Маугли" в Губернском театре (худ. рук. С.Безруков)

Comments

( 25 Капель росы — Взмахнуть пером )
noveltour
3 окт, 2016 17:06 (UTC)
Первый раз я эту пьесу видела в Ленсовета с Фрейндлих и Боярским в составе спектакля Люди и страсти Игоря Владимирова в 1982 году. "Иных уж нет, а те далече.."
pamsik
3 окт, 2016 17:57 (UTC)
Сейчас читала про этот спектакль в Театре Ленсовета, как я поняла он состоял из отрывков "произведений немецких классиков".
Для меня Брехт - открытие. Наверное, всегда так и случается, когда вдруг приходит понимание величины талантливости человека.
Я на многих спектаклях, где по идее можно пустить слезу, держалась абсолютно спокойно. А здесь не выдержала...)
Представляю себе Фрейндлих в роли Груше Вахнадзе (надеюсь, что угадала).
noveltour
3 окт, 2016 18:17 (UTC)
https://vk.com/radioteatr_teatr_u_mikrofona
Если есть аккаунт vk - это страница там есть видеозапись спектакля

Edited at 2016-10-03 18:20 (UTC)
pamsik
3 окт, 2016 19:01 (UTC)
Спасибо! Я обожаю слушать радиопостановки) и в последнее время пристрастилась смотреть спектакли.
Золотая коллекция телеверсий спектаклей: http://www.youtube.com/user/MoscowTheaters + http://onlineteatr.com/
Спектакли Эфроса нашла с Ольгой Яковлевой, такой праздник для души!)
noveltour
3 окт, 2016 19:31 (UTC)
Спасибо, я тоже люблю театр в любых вариантах:))
pamsik
4 окт, 2016 07:33 (UTC)
Вот ещё в копилку хороших ценных ссылок: Коллекция Старого радио - http://www.staroeradio.ru/collection
)
noveltour
4 окт, 2016 18:12 (UTC)
O, это надолго:)) Тут такие вещи есть, про которые я читала, но даже не предполагала, что когда-нибудь смогу это услышать. Одна Алиса Коонен чего стоит:))
pamsik
4 окт, 2016 18:50 (UTC)
На этом сайте ждёт масса удовольствия), к примеру, один и тот же рассказ, могут читать Табаков, Фрейндлих, Смоктуновский и прчие легендарные актёры.
Минус один - можно слушать только на компьютере.(
noveltour
4 окт, 2016 18:56 (UTC)
Для меня - это скорее "плюс", "на ходу" я не люблю что-либо слушать:))
father_igni
3 окт, 2016 20:16 (UTC)
классные фотки!
сами снимали, без вспышки ж?

а спектакль интересный, надо бы глянуть
pamsik
4 окт, 2016 06:18 (UTC)
Андрей!!))
Конечно без вспышки, да ещё и издалека. Фотографиям далеко от идеальности, но тем не менее общее впечатление от спектакля они передают.
"Кавказский меловой круг" можно смотреть в любом театре в любой режиссуре.
У меня теперь пункт на Бертольде Брехте. "Трехгрошовую оперу" хочу увидеть, "Мамашу Кураж и её детей", "Доброго человека из Сезуана".
Как автор он меня поразил своей способностью абстрагироваться от внешнего и вовлекать в эмоциональный водоворот сопереживания.
father_igni
4 окт, 2016 08:26 (UTC)
ой да ладно...
фотки классные, я вот думал, что смогу фоткать в театре, взял классную технику, расположился, начал щелкать, а дома ужаснулся :(

а тут все хорошо

Я не встречал этот спектакль у нас
раньше в Москву частенько ездил, можно было бы и сходить, а пока...
pamsik
4 окт, 2016 09:19 (UTC)
Слушай, а ты - театрал? Под этим подразумеваю не количество посещённых театров и увиденных спектаклей, а наличие непреодолимой тяги к этому виду искусства.) *сорри за высокопарность
Я и раньше ходила в театры, но была отдаленна, часто посапывала, скучала. Как бы пыталась понять, зачем люди ходят в театр, но не понимала. А сейчас я буквально наслаждаюсь, причем всем.) Стала скачивать спектакли с торрентов, смотреть on-line.
Как будто в голове что-то переключилось. Девочка созрела)).

Фотографировать одновременно и приятно, и ужасно. Если смотришь в объектив, значит упускаешь что-то на сцене. Но куда деваться. Без фото неинтересно.
mujer_soleada
4 окт, 2016 13:21 (UTC)
Фотографии, конечно, прекрасно получились, и не спорь. Но я вот смотрела и думала именно об этом: ведь упускаешь из-за фотографирования действо на сцене, концентрация на происходящем и ощущения должны быть уже совсем не теми. У меня так бывает, даже в путешествиях, когда по какой-то причине я должна делать фото, а не кто-то другой. А тут спектакль, когда по идее каждое слово ловишь. Поэтому фраза "Без фото неинтересно" резанула. Но я понимаю, ты - блоггер, у тебя, наверное, всегда в голове, что потом ты будешь об этом писать.
Наташа, ты пишешь обо всём, куда ходишь? Или как выбираешь?
А описание спектакля, безусловно, зацепило. Но тяжёлая, чувствую, душевно тяжёлая вещь.
pamsik
4 окт, 2016 15:01 (UTC)
Юля!!)))
"Без фото неинтересно". Я опять это, пожалуй, повторю. Фотографии помогают мне потом писать текст, они меня подпитывают, потому что в них аккумулированы мои эмоции на тот момент. По чужим фото я бессильна что-то написать.
А сам процесс хотя вроде бы и нужный, необходимый, безусловно мешает. Ведь кроме того, что надо вытащить, включить, поднять руку, в голове постоянно держишь мысли "как бы не пропустить красивую сцену"...

Если я хожу по приглашениям, то по условиям участия - я должна написать рецензию. Но я и раньше их писала, причем с удовольствием. Театральные рецензии писать только учусь, меня всё время уносит в многословность и эмоциональность. Но опять же это мне интересно, а когда интересно, то и нагрузки не чувствуешь. И есть театралы, обладающие таким цепким пониманием театрального действия, на тексты которых я равняюсь.)

Юля, "Кавказский меловой круг" - совершенно не тяжелый! Это поразительно позитивный спектакль, жизнеутверждающий, возрождающий. После него выходишь с чувством глубокой радости бытия. А плакала я - ну как не заплакать, когда видишь такой силы и бездонности самопожертвование, сострадание. Слезы эти не горькие, а светлые.
)



Edited at 2016-10-04 15:03 (UTC)
pamsik
5 окт, 2016 08:40 (UTC)
Юля, вот здесь почитай рецензию на спектакль: http://dan-uta.livejournal.com/156993.html
Замечательно dan_uta о нём написала.
father_igni
4 окт, 2016 15:59 (UTC)
Назвать себя театралом не могу, но театр люблю... именно театральные представления, а не фарс, пародию на театр, что сейчас заполонило сцену.
Не знаю как у вас, но у нас это бедствие (для меня) ибо выбрать достойное представление это оказывается проблема. Большинство представлений, даже у нас в Киеве, в театре русской драмы построены на обыгрывании пошлостей и игре слов на эту тему. Что говорить про "провинциалов"...

И нет высокопарности в твоих речах, ибо тяготеем мы к высоким идеалам недостижимым в современном мире... и прочее бла-бла-бла, короче театр - хорошо, но не та пародия, коя нас окружает.

Смотреть спектакль на экране не могу, пробовал... пока не то, нужен настрой, нужен третий звонок и прочии атрибуту, кои на время отвлекут,... хорошее слово есть в украинском языке "сьогодення", вот отвлекут от этого сегодняшнего дня, от серых будней, дабы все внимание направить на сцену
pamsik
4 окт, 2016 19:21 (UTC)
Ты знаешь, сейчас, эта проблема кризиса театрального жанра в Москве, не сильно актуальна. Очень много сильных, классных, потрясающих постановок, много талантливых актёров, режиссеров, много отличных театров. Я вроде бы тоже больше приверженец классики, но, и новые формы, тоже крайне интересны, при условии, конечно, что их участники подключены к высшим театральным сферам управления, я имею ввиду талантливость, одарённость, актерскую одержимость.
Со мной почти постоянно на выбранных спектаклях случается театральная магия, и я очень часто испытываю эти сладостные вспышки обновления после, когда идёшь и вибрируешь от пережитого, прочувствованного.
Иногда, конечно, паззлы не сходятся, но всё равно наблюдение за процессом игры, перевоплощениями, мизансценами, движениями, мимикой, модуляциями голоса в целом радует, не разочаровывает.
На обыгрывание пошлостей я пока не попадала, но на обкуренных режиссеров - увы.)( Но и здесь спасала именно актерская работа.

Андрей, думаю, что если сам себя не отвлечёшь от серых будней, никто тебе звезду с неба не предложит.) Мюнгхаузен сам себя вытаскивал за косицу из болота.)
anik06
4 окт, 2016 03:56 (UTC)
Шикарный отзыв. Как будто пересмотрела и пережила заново.
pamsik
4 окт, 2016 06:08 (UTC)
Сильные спектакли всегда хочется пересмотреть, донасладиться какими-то ньюансми, оттенками.
Впереди меня сидели две девушки, которые знали спектакль наизусть. У меня сложилось впечатление, что они его смотрели минимум по третьему разу, поскольку знали наизусть все реплики и все песни)
anik06
4 окт, 2016 06:11 (UTC)
хороший спектакль как хорошее вино.Хочется наслаждаться неторопясь и несколько раз.
pamsik
4 окт, 2016 06:23 (UTC)
Хороший спектакль своего рода медитация и одновременно своего рода революция сознания с последующим потрясением всех основ. )
spb_zaika
4 окт, 2016 14:41 (UTC)
Должно быть, действительно хороший спектакль.
pamsik
4 окт, 2016 15:06 (UTC)
Отличный. Превосходный.
Саша, мне написали чуть выше, что пьеса шла в Ленсовета с Фрейндлих и Боярским.
livejournal
23 окт, 2016 21:53 (UTC)
«Флайтер» в Театре Луны
Пользователь eho_2013 сослался на вашу запись в своей записи ««Флайтер» в Театре Луны » в контексте: [...] ино-Театр»: Театр Маяковского: «Кавказский меловой круг» в Театре Маяковского [...]
( 25 Капель росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com