?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Постановка «Бориса Годунова» на сцене Театра EtCetera Питером Штайном есть буквально побуквенное воспроизведение пушкинской поэмы.
Спектакль идёт 3 часа, на трёх сценах (основной-центральной и двух боковых-малых) и состоит из 26 действий!
Грандиозно? - О, да! Постановка монументальна.
Объединены все эти сменяющиеся картины черным фоном. Когда заканчивается действие на одной из сцен, то сверху резко падает темный экран, резко отсекая тебя от происходящего, и тут же, на соседней сцене взлетает вверх другой и увлекает зрителя как бы в новое место. Таким образом, создаётся ощущение просмотра условного исторического фильма.
Декораций на сцене не очень много, но за счет каких-то монументальных деталей, как, например, Царя-колокола, который народ тащит на плечах, или разлетающегося в щепки под ногой Самозванца огромного деревянного пограничного шлагбаума, или лежащей на сцене убитой в военной баталии лошади, или гигантском кроваво-красном бархатном с золотым двуглавым орлом Тронном зале, достигается весьма натуралистический эффект присутствия при происходящем.

Интересно, что некоторые актеры заняты в нескольких ролях.
Алексей Осипов играет и Бориса Годунова, и Петра Басманного, и монаха-расстригу Варлаама.
Удивительно, насколько разным был актер в этих образах. Борис Годунов в его исполнении внушал жалость.
«Я подданным рожден…». Не по силам ему оказалась шапка Мономаха. Придавила она его вкупе с неискупимым грехом – убийством невинного ребенка.

Кстати, убиенный царевич Димитрий, подсвеченный мертвенно белым светом с подтеками крови на шее будет появляться очень часто, отчего я бы не рекомендовала приходить на спектакль с детьми ниже указанного возрастного ценза «+12», или с более старшими, но впечатлительными детьми.
Коллажи4.jpg
(в коллаже использована картина Ильи Глазунова «Царевич Дмитрий»)

Я в 0_86305_3d1d1a46_orig.png и vkontakte.jpg 2016-05-23_20-29-44.jpg



1.jpg

Очень убедителен в роли князя Василия Шуйского Владимир Скворцов. Причем настолько, что на актёра легко переносишь качества присущие опытному царедворцу – лживость, двуличность, беспринципность.

Сергею Давыдову также очень «к лицу» роль Григория Отрепьева, авантюриста, бывшего монаха,
Надменная Марина Мнишек, гордая, холодная, расчетливая, амбициозная полячка также удалась Марине Дубковой.
2016-10-30_21-28-55.png

«Народ» – это отдельный, значимый, почти что «главный герой» в спектакле. Мизансцены с народом – на Красной площади, у церкви, у палат Годуновых, были очень выразительны, и визуально, и пластически, и эмоционально.
2016-10-30_21-26-45.png

2016-10-30_21-26-17.png

В то же время у меня было чувство, что немецким мироощущением Питер Штайн не совсем понял русскую душу. Как тут не вспомнить тютчевское «умом Россию не понять, аршином общим не измерить!» То есть внешне спектакль поставлен красиво, качественно, детально, продуманно, хронологически выверенно, и вроде правильно, строго по пушкинскому тексту, но показалось, что в каких-то моментах приоритет отдавался декоративности, скользящему взгляду, а не глубокому проникновению в тему.

Одежда бояр, их головные уборы, немного напоминали почему-то пальто из драпа и каракулевые пирожки советской партократии.
2016-10-30_21-27-27.png

Келья Пимена (Борис Плотников) в монастыре была представлена небольшим подсвеченным уголком-декорацией в виде старинной летописной книги. И как я не старалась представить себе монастырскую келью, ощущения особой, лишь монастырю присущей молитвенной тишины у меня не возникло. Не услышала я, образно говоря, ни скрипа гусиного пера, ни трещения сальной свечки...
2016-10-30_21-27-47.png

Не совсем понятна была мне и нарочитая театральность поз, которые принимал в сцене собственной кончины Борис Годунов, живописно раскидывая по сторонам полы своего алого бархатного платья. Появление монахов с распевами в сцене кончины Годунова и вставка в пальцы горящей свечи ему, лежащему на животе с раскинутыми руками – зачем это? Вот из-за таких буквальных мелочей не возникало ощущения душевного сопереживания, душевного проникновения. «Борис Годунофф» - так обычно иностранцы переиначивают на свой лад русские фамилии, и эти «фф» чуть искажают смысл, звуча так, как будто ветер дует по поверхности «ффф»…
Самой интересной для меня сценой было знакомство Самозванца с русскими офицерами, волею судеб, оказавшимися на чужбине. Не самая внешне зрелищная сцена, но пробудившая во мне живой отклик.

Я не могу сказать, что три часа действия пролетели незаметно.

Понятно, что Питер Штайн старался понять Россию, но я не совсем отчетливо поняла, как он её понял. Поэма Пушкина – бездонна, а посмотрел спектакль, будто заглянул в колодец и увидел там дно.
Впрочем, мои впечатления – это мои впечатления. Спектакль аншлаговый. Артистов на поклонах искупали в аплодисментах и подарили много цветов.
Выходя из зрительного зала, со всех сторон слышалось обсуждение увиденного, сетование на то, что не интересовались этой темой раньше, и слова благодарности артистам за то, что благодаря этому спектаклю, проснулся, пробудился интерес к истории российского государства.

ФОТО ТЕАТРА
DSC06624.JPG

DSC06618.jpg

DSC06620.jpg

DSC06630.JPG

Очень люблю EtCetera, каждое посещение его дарит праздник)
DSC06627.JPG

Необычный зрительный зал в EtCetera
DSC06632.JPG

DSC06634.JPG

ФОТО СПЕКТАКЛЯ

Борис Годунов просит бояр присягнуть на верность его сыну царевичу Феодору
DSC06636.jpg

Самозванец на Красной площади просит признать его и провозгласить царем
DSC06637.jpg

Семья Годуновых, жена Мария Скуратова, дети - дочь Ксения и сын Феодор, в заточении в Кремле, ждёт решения бояр и Самозванца
DSC06638.jpg

Н а р о д.
В самом деле? – слышишь, какой в доме шум! Тревога, дерутся –
Слышишь? визг! – это женской голос – взойдем! – Двери заперты – крики замолкли.
(Отворяются двери. Мосальский является на крыльце.)
М о с а л ь с к и й.
Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.
(Народ в ужасе молчит.)
Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует.
DSC06640.jpg

Артисты на поклонах
DSC06642.jpg

DSC06644.jpg

DSC06648.jpg

DSC066531.jpg

DSC06651.jpg

DSC06650.jpg


DSC06653.jpg

DSC06654.jpg

DSC06659.jpg

Справа в коричневом кафтане Владимир Скворцов (Шуйский), в белой рубахе Евгений Тихомиров (царевич Феодор)
DSC06657.jpg

DSC06658.jpg

Фото с театрального коллажа в фойе
DSC06661.jpg

DSC06660.jpg


Сайт Театра EtCetera под рук. Александра Калягина
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке и ВКонтакте
(с) часть фото взята с сайта театра

Благодарю театр и ketosha за возможность быть в курсе интереснейших и значимых событий театральной жизни столицы.


Посты по тэгу «я/Кино-Театр»:

Театр EtCetera под рук. А.Калягина:

«Утиная охота» в театре “EtCetera”/ Премьера 2015
Театр Луны:
«Флайтер» в Театре Луны
Театр Маяковского:
«Кавказский меловой круг» в Театре Маяковского
Театр под рук. Армена Джигарханяна:
«Жанна Д’Арк – Белая ворона» в Театре под рук. Армена Джигарханяна
Театр им. А.С.Пушкина:
«Дом, который построил Свифт» в Театре Пушкина
Театр АпАРТе:
«С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе
«Агата Кристи. Детектив» в театре АпАРТе
«Сказка о царе Салтане» в театре «АпАРТе»
Театр Стаса Намина:
«Нью-Йорк. 80-е. Мы» в театре Стаса Намина и немного светской хроники
Театр русской драмы под рук. М.Г.Щепенко:
«Сердце не камень» в Театре русской драмы под рук. Щепенко
«Куликово поле» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Не унывай!» в Театре русской драмы под рук.М.Щепенко
«Бенгальские огни» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
Книжный клуб "Гиперион"
Камерный мюзикл «Штирлиц» в книжном клубе «Гиперион»
Губернский театр под рук.С.Безрукова
Ты и я одной крови - спектакль "Маугли" в Губернском театре (худ. рук. С.Безруков)
Театр "Вернадского, 13"
«Белоснежка и семь гномов» в Театре «Вернадского, 13»
РАМТ
«Алые паруса» в РАМТе… Дайте мне валерьянки! *;о
Кукольный театр "Ученый медведь"
«Рождество» в театре «Учёный медведь»
Центральный Академический театр российской армии
Мюзикл «Принцесса и солдат» в Театре Российской Армии
Консерватория им.П.И.Чайковского, Большой зал
Симфоническая музыка с 3D-визуализацией в очках/ Московская Консерватория

Ю.Грымов/К.Дойль, «Затерянный мир» в КЦ «Москвич»;
«Сказки Гофмана» в особняке Смирновых на Тверском бульваре
О «Солнечном ударе» Михалкова, Белой гвардии, России и не только

Comments

( 36 Капель росы — Взмахнуть пером )
vladimirdar
6 ноя, 2016 17:17 (UTC)
Спасибо! С удовольствием просмотрел...!
pamsik
6 ноя, 2016 17:42 (UTC)
Сложный спектакль, но, безусловно, интересный и важный для человека, интересующегося историей страны.
Перефразируя слова Неизвестного "Горизонталь это жизнь. Вертикаль это Бог. В точке пересечения - я, Шекспир и Леонардо", я бы сказала что в точке пересечения этой постановки "Питер Штайн, Борис Годунов и Пушкин". И это уже любопытно. )
vladimirdar
6 ноя, 2016 20:41 (UTC)
Да, интересные слова Неизвестного о горизонталях и вертикалях..., размышлял об этом...)
pamsik
7 ноя, 2016 09:49 (UTC)
Владимир... вы же москвич...
Отчего вас нет у нас? ))
vladimirdar
7 ноя, 2016 11:10 (UTC)
А где это "у нас"?) В Мосблоге?
pamsik
7 ноя, 2016 11:33 (UTC)
В EtCetera приглашала наша замечательная ketosha ))
Вы знаете, писать отзывы о хороших спектаклях, это не менее приятное удовольствие, чем писать об интересных достопримечательностях )
vladimirdar
7 ноя, 2016 11:50 (UTC)
Да, конечно, я понимаю, и мне нравится бывать на таких спектаклях, наверное созрею скоро...) Спасибо!
pamsik
7 ноя, 2016 11:56 (UTC)
Один раз вы попадаете на хороший, зрелый, глубокий спектакль, после которого думаете, читаете, переосмысляете, ищете - и вы уже наполнены надолго. )
vladimirdar
7 ноя, 2016 12:25 (UTC)
Да, всё так...)
pamsik
7 ноя, 2016 12:49 (UTC)
Я очень люблю Театр русской драмы под рук.М.Щепенко.
Более чем уверена, что спектакли на тему Смутного времени (а их там два) с удовольствием посмотрел бы и сам Питер Штайн (а может и поучился бы чему)).
Вот почитайте отзыв на "Царский путь": http://katya-husky.livejournal.com/76433.html
vladimirdar
7 ноя, 2016 13:17 (UTC)
Прочитал, спасибо! Втягивает контекст спектакля!)
lica_alica
13 ноя, 2016 13:02 (UTC)
А без мосблога туда приглашают?)
pamsik
13 ноя, 2016 13:07 (UTC)
Олеся, можно я наш вопрос отвечу чуть позже. )
lica_alica
13 ноя, 2016 13:11 (UTC)
Думаете, не разрешу?))) Можно, конечно))
pamsik
17 ноя, 2016 20:10 (UTC)
Отвечаю, наконец: http://moscultura.livejournal.com/41592.html
Если ни разу не были в Щепенко - рекомендую.
lica_alica
17 ноя, 2016 20:45 (UTC)
Уже не попасть, к сожалению. День занят( Но я запомнила очень хорошо про театр, спасибо!
И еще у меня беда: почему-то не приходят уведомления от этого сообщества, как галочки ни ставь в нужном месте((
lica_alica
19 ноя, 2016 23:27 (UTC)
Я же написала про стоящие в нужном месте галочки)) Это у меня частая беда почему-то: то не шлет уведомления, когда прошу, то снимаю галки, а он все равно уведомляет, гад, и уведомляет.
geolight
6 ноя, 2016 17:35 (UTC)
Я со своей колокольни - костюмы уж больно кризисные)
pamsik
6 ноя, 2016 17:48 (UTC)
Художник по костюмам немка - Анна-Мария Хайнрайх.
Я против лаконичности и строгости линий ничего не имею, если в этом заложен какой-то смысл.
Но именно в "Борисе Годунове" лично мне было жаль, что не захотели поиграть с фактурами богатых тканей или мехов.
Не знаю что является причиной этой сдержанности, но костюмы, особенно в русской исторической драме, на мой взгляд, тоже своего рода "артисты". )
geolight
6 ноя, 2016 18:19 (UTC)
Ещё какие артисты! Именно они создают психологический фон. А тут беднота голимая, включая царскую семью. Не-ет, Россия такой не была.
pamsik
6 ноя, 2016 18:54 (UTC)
Костюмы это сразу же атмосфера. Когда-то, давным-давно, я смотрела спектакль "Анжелика" по Анн и Серж Голон (дада любила эти романы)), там у придворных дам были юбки из ситца с подложенной ватой для придания объёма. Смотрелось чудовищно.
Сейчас другое время и другие возможности. Жаль, повторюсь, что такие интересные возможности были упущены. Такая тема!
Русский размах "Борису Годунову" куда больше был бы к лицу, чем немецкая практичность. ))
mari_mekko
6 ноя, 2016 18:29 (UTC)
Честно говоря, не люблю, когда русскую классику ставят иностранцы, а в частности немец, да ещё в 79 лет!
Есть шанс, что спектакль будет прекрасен в своем маразме...

Но верю, что это не тот случай!

pamsik
6 ноя, 2016 18:41 (UTC)
Легко обидеть художника...

Спектакль Штайна я бы рекомендовала увидеть всем по возможности. Он очень нужный для всех нас.
История наша - это фундамент, основание собственного национального самосознания.
Уже спасибо ему за то, что он, немец, взялся за Пушкина, и что ему, немцу, интересна российская история, в отличие от множества российских граждан...

Edited at 2016-11-06 18:56 (UTC)
marionella
6 ноя, 2016 20:13 (UTC)
Мне тоже очень нравится зрительный зал в этом театре. Очень удобный для зрителя.
На Годунова всё хотела сходить, но так и не
pamsik
7 ноя, 2016 09:10 (UTC)
Мне достался стул, который считают неудобным - черно-желтый, у него сзади короткая подушка.
А мне было очень комфортно, спина жестко зафиксирована, не съезжала.

*понимаю, конечно, что обсуждать стулья на спектакле Штайна весьма не комильфо ))
Такие спектакли притягивают темой. Я посмотрела по Афише - есть постановка в Ленкоме (Константин Богомолов) и опера в Большом театре. В Щепенко есть спектакли по этому же историческому периоду "Царь Федор Иоаннович" и "Царский путь". Очень хотелось бы посмотреть и сравнить ощущения.
marionella
7 ноя, 2016 09:14 (UTC)
но комфортный стул только добавляет плюсов в восприятии искусства:)

Не помню где именно, но сидела и весь спектакль только и думала, что у меня отвалятся коленки
pamsik
7 ноя, 2016 09:44 (UTC)
Да уж)) прямая связь всё-же между восприятием спектакля и положением седалища налицо)
Я в РАМТе помню билась коленями о спинку, и в Доме Музыки такая же история.
lica_alica
6 ноя, 2016 22:01 (UTC)
Иду в среду...
pamsik
7 ноя, 2016 09:13 (UTC)
Олеся, буду с нетерпением ждать вашу рецензию!) Вы так чудесно пишете -*обожаю вас читать*).
Я специально прочитала отзывы на Афише и на Театр.ру - они примерно в пропорции 50 на 50 делятся на абсолютно восторженные и на скептические. В этом и интрига.) Оценка творческого труда никогда, наверное, не бывает однозначной.
lica_alica
7 ноя, 2016 09:21 (UTC)
Ой, спасибо на добром слове)
Я решила идти, как "чистый лист", даже перечитывать не стала, хочу именно так, на голом восприятии прочувствовать.
pamsik
7 ноя, 2016 09:46 (UTC)
Мне трудно было писать. Обычно пережитые эмоции очень подхлестывают, а тут было все достаточно сдержанно.
Но! - у этого спектакля долгоиграющее послевкусие. И вот оно - интересное.
lica_alica
13 ноя, 2016 13:04 (UTC)
Мне тоже было трудно писать...
livejournal
18 дек, 2016 15:06 (UTC)
Блогеры сообщества moscultura о спектаклях театра Et Cetera
Пользователь cultura_v_msc сослался на вашу запись в своей записи « Блогеры сообщества moscultura о спектаклях театра Et Cetera» в контексте: [...] Годунов   Борис Годунов в театре Et Cetera  под руководством Александра Калягина [...]
lyudic
7 янв, 2017 11:19 (UTC)
Просматривала сейчас, как другие пишут отзывы для Москультуры, чтобы окончательно оформить свой, и прочла этот ваш отзыв.
У меня было такое же ощущение скуки, не смотря на всю масштабность постановки, не случилось волшебства, хотя все так старались.
А я очень хотела посмотреть этот спектакль, так как люблю историю России и люблю театр Калягина. Вы все так четко сформулировали талантливо!
Спасибо.
pamsik
13 янв, 2017 20:46 (UTC)
Бывает и так, к сожалению. Театр это всегда обновление какое-то внутреннее, оно может быть и радостным, и горьким, но кровь должна бурлить. А "Борис Годунов", которого я так долго ждала меня не взбудоражил, я осталась спокойной. Чему я не порадовалась. А Театр Калягина тоже очень люблю, и у меня есть в нем любимчики.
Со Старым Новым Годом!)))
( 36 Капель росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Метки

Разработано LiveJournal.com