?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Спектакль «Царь Эдип» в Театре Вахтангова в постановке Римаса Туминаса представляет собой мистический плавильный котел, куда полетели и стальные кирасы древнегреческих воинов, мечи-ксифосы, коринфские шлемы с плюмажем, и золотые тиары царей, и белые пиджаки, и шляпы котелки, золотые саксофоны, бинты и марли, хитоны, перья, ржавые трубы, туманы, лавровые ветви и даже греческий хор. Все это перемешалось, переплавилось между собой, приняло причудливые формы и обрушилось на зрителя огнедышащей лавой человеческих страстей.

Режиссёр использует всевозможные средства воздействия на зрительское внимание.
Переплетение времени в разности одежд максимально приближают действие к сегодняшнему зрителю.
Всё, что находится на сцене, и все, кто находится на сцене, помогают режиссеру настроить и включить мощную подачу искрящегося актёрского электричества со сцены в зрительный зал.

На огромной сцене возлежит огромная ржавая труба. Символический каток Судьбы, который подминает под себя всех независимо от пола и возраста, и женщин, и мужчин, и стариков, и детей. Зритель, ощущает на себе его фантомную чугунную тяжесть и непроизвольно вдавливается в спинку кресла, стараясь отпрянуть, избежать, скрыться от осознания неотвратимости и неизбежности Рока. И вместе с героями, попавшими под каток Судьбы, испытывает чувство звенящего одиночества и ужасающей беспомощности.
Происходящее на сцене очень сложно и тяжело видеть и принимать.
Коллажи2.jpg

Я в 0_86305_3d1d1a46_orig.png и vkontakte.jpg 2016-05-23_20-29-44.jpg



Образ царя Эдипа – правителя Фив, почитаемого народом, любящего мужа и нежного отца, Виктор Добронравов рисует уверенными, властными, точными, мужскими брутальными мазками. Дамокловым мечом висит над Эдипом роковое предсказание дельфийского оракула - «убьёт отца, женится на матери».
DSC068192.jpg

DSC06913.jpg

Евгений Князев великолепен в роли слепого мудреца Тиресия, которого царь Эдип призвал к себе, надеясь получить из его уст предсказание, которое поможет найти убийцу царя Лая и остановить мор в Фивах. Князев настолько харизматичен, свободен и лёгок в образе прорицателя, что в течение всей сцены именно на нём сфокусировано мощное и напряженное зрительское внимание.
DSC06776.jpg

DSC06788.jpg

DSC06782.jpg

Людмиле Максаковой досталась психологически чудовищно сложная роль. Иокаста – мать Эдипа, жена Эдипа и мать двух их сыновей и двух дочерей. Невозможно поверить, но без заламывания рук, без излишней драматизации и эффектных визуальных телодвижений, свойственных накалу переживаемых чувств, Максакова блистательно справляется с задачей и убийственно пронзительно передает состояние душевного ада в который ввергнута несчастная женщина. Максакова скупа в движениях, но безукоризненно точна в лаконизме своего блестящего актерского мастерства.

Её Иокаста обольстительно женственна со своим мужем Эдипом, и сцена, в которой он припадает к её ногам, прося совета, получилась чрезвычайно чувственной. Перед нами Мужчина и Женщина, скреплённые узами любви. И в то же время что-то материнское проскальзывает в её жестах, нежных поглаживаниях. От этого немыслимого контраста становится страшно…

Как распятая белая птица распростёрта она на ржавом боку страшной трубы. Лучи света направленые на неё, делают силуэт актрисы сияющим, лишённым земного притяжения. Но взлететь она уже не может. Она ещё не знает, она ещё отталкивает от себя всеми силами приближение мига трагической правды, но невидимые крылья за её спиной уже бессильно сложены, сопротивляться злому Року она уже бессильна. А с противоположного конца к ней медленно и безжалостно приближается Крылатая Дева-пифия со страшно распахнутыми, кажущимися бездонными в угольной черноте, крыльями.
DSC06840.jpg

DSC06860.jpg

DSC06883.jpg

DSC06880.jpg

Безупречны и все остальные актёрские работы.
DSC06743.jpg

DSC06733.jpg

DSC06759.jpg

DSC06865.jpg

DSC068581.jpg

Музыка в этом спектакле необыкновенно хороший помощник режиссёрскому замыслу. В каких-то моментах она налетает с ураганной силой, буквально сбивая с ног, или взлетает к небу стоном золотого саксофона, или стучит как сердце, человека объятого смертельным ужасом. Музыка и ритмика античного ямбического триметра, которым написан текст трагедии, органично образуют великолепный звуковой фон спектакля.

Очень удачной находкой можно назвать звучание фрагментов греческой речи (хор) с синхронным переводом в виде субтитров на специальном экране. На этом языке говорили древние боги Олимпа!
DSC06752.jpg

Трагедия Софокла имеет горький вкус, но в то же время омывает сердце чистой водой глубокого сопереживания. Казалось бы, что вся история должна подводить к обязательному осуждению или злой насмешке, но она вынимает из глубин души другое чувство – искреннее сострадание к злосчастным судьбам царя Эдипа и несчастной Иокасты. Достоинство, с которым герои принимают и безропотно подчиняются, наконец, воле богов, после всех совершенных ими и не ими ошибок, достойно уважения.

Хор. Строфа 1.
Дай, Рок, всечасно мне блюсти. Во всем святую чистоту. И слов и дел, согласно мудрым Законам, свыше порожденным!
Ας μοίρα, ωριαία μου να παρατηρήσει. Στο ιερό καθαρότητα. Και τα λόγια και τις πράξεις, σύμφωνα με το σοφό νόμους, δημιουργούνται πάνω!

«Мактуб. Так записано».

Да будет воля Твоя, Господи, яко на небеси и на земли…



ФОТО СПЕКТАКЛЯ
DSC06818.jpg

DSC06892.jpg

DSC068641.jpg

DSC06853.jpg

DSC06855.jpg

DSC06859.jpg

DSC06875.jpg

DSC06873.jpg

DSC06876.jpg

DSC06878.jpg

DSC06882.jpg

DSC06901.jpg

DSC06914.jpg

DSC06911.jpg

DSC06919.jpg

Актеры на поклонах...
Я даже не могла крикнуть "Браво!" - у меня перехватило горло и меня подтрясывало...
DSC06925.jpg

DSC06689.jpg

Видео спектакля


Актеры на поклонах танцуют сиртаки



Сайт Театра Вахтангова
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке и ВКонтакте

Благодарю информационный портал «Русский блогер» и evge_chesnokov за приглашение!


Посты по тэгу «я/Кино-Театр»:

Театр EtCetera под рук. А.Калягина:
«Борис Годунов» в Театре EtCetera под рук. А.Калягина
«Утиная охота» в театре “EtCetera”/ Премьера 2015
Театр Луны:
«Флайтер» в Театре Луны
Театр Маяковского:
«Кавказский меловой круг» в Театре Маяковского
Театр под рук. Армена Джигарханяна:
«Жанна Д’Арк – Белая ворона» в Театре под рук. Армена Джигарханяна
Театр им. А.С.Пушкина:
«Дом, который построил Свифт» в Театре Пушкина
Театр АпАРТе:
«С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе
«Агата Кристи. Детектив» в театре АпАРТе
«Сказка о царе Салтане» в театре «АпАРТе»
Театр Стаса Намина:
«Нью-Йорк. 80-е. Мы» в театре Стаса Намина и немного светской хроники
Театр русской драмы под рук. М.Г.Щепенко:
«Сердце не камень» в Театре русской драмы под рук. Щепенко
«Куликово поле» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Не унывай!» в Театре русской драмы под рук.М.Щепенко
«Бенгальские огни» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
Книжный клуб «Гиперион:
Камерный мюзикл «Штирлиц» в книжном клубе «Гиперион»
Губернский театр под рук.С.Безрукова
Ты и я одной крови - спектакль "Маугли" в Губернском театре (худ. рук. С.Безруков)
Театр "Вернадского, 13"
«Белоснежка и семь гномов» в Театре «Вернадского, 13»
РАМТ
«Алые паруса» в РАМТе… Дайте мне валерьянки! *;о
Кукольный театр "Ученый медведь"
«Рождество» в театре «Учёный медведь»
Центральный Академический театр российской армии
Мюзикл «Принцесса и солдат» в Театре Российской Армии
Консерватория им.П.И.Чайковского, Большой зал
Симфоническая музыка с 3D-визуализацией в очках/ Московская Консерватория

Ю.Грымов/К.Дойль, «Затерянный мир» в КЦ «Москвич»

Comments

( 23 Капли росы — Взмахнуть пером )
vladimirdar
15 ноя, 2016 18:31 (UTC)
С удовольствием прочитал рецензию! Фоторяд очень насыщенный - многое в постановке становится ясным. Думается, хороший спектакль!
pamsik
15 ноя, 2016 19:03 (UTC)
"Царь Эдип" - премьера состоялась буквально на днях - 12 ноября, по-моему - и приурочена к 95-летию Вахтанговского театра.
Я потрясена.
Даже не знаю, что ещё сказать.
Римас Туминас - выдающийся режиссер нашего времени.
Вахтанговская школа - высочайший уровень актерского мастерства.
Вчера купила Московский комсомолец, там рецензия Минкина. На сайте театра тоже выложены рецензии с пресс-показа.
Я прочитала все и в каждой нашла что-то новое для себя. Спектакль многослойный, метафоричный, все сразу невозможно объять ни умом, ни чувствами.
И при всём этом он - ПРЕКРАСЕН! *именно вот так, большими буквами )

Edited at 2016-11-15 19:04 (UTC)
vladimirdar
15 ноя, 2016 20:07 (UTC)
Да, я как то интуитивно это почувствовал это по представленному фото ряду...
pamsik
18 ноя, 2016 09:04 (UTC)
Владимир, завтра - чудесный спектакль! - http://moscultura.livejournal.com/41592.html
il_ducess
15 ноя, 2016 20:34 (UTC)
Спасибо большое.
Когда ажиотаж спадет надо будет посмотреть
pamsik
16 ноя, 2016 08:57 (UTC)
Обязательно.
Мне даже не хочется распыляться словами на комплименты.
Потому что
это ВЕЛИКОЛЕПНО!
Многие маститые театральные критики почему-то в рецензиях на Царя Эдипа приплели политику.
Но - это Софокл! Античная драма. Для меня уже это невероятная глубина.
И Туминас. Туминс - выдающийся театральный режиссер нашего времени.
Он достоин быть художественным руководителем Вахтанговского театра.
il_ducess
16 ноя, 2016 09:21 (UTC)
Мне у Туминаса далеко не все нравится. Я в ВОСТОРГЕ от Пристани и совсем не в восторге от Евгения Онегина
pamsik
16 ноя, 2016 12:48 (UTC)
Сейчас такое странное время, когда люди больше ценят Уральские пельмени, чем античные трагедии.
Туминас поднял такой пласт... всего... многое вкладываю в это понятие.
Моя рецензия описывает лишь поверхностный слой в спектакле. Там столько"крючков" за которые цепляется ум.
В Википедии про него пишут: "Туминас — мастер метафор и иронических загадок".
Не спектакль, а ребус. Я до сих пор сохраняю тонус после показа. Тайна белых и черных крыльев Иокасты, античный воин, который практически не уходил со сцены, толкования судеб дочерей Эдипа - сам становишься похожим на дельфийского оракула.)

Пристань выложили на торренте!
На Онегина надо сходить. Пусть не понравится, но увидеть надо.
Я чуть позже выложу фотографии после спектакля, актеры вышли и общались с прессой.)

Edited at 2016-11-16 12:52 (UTC)
(Анонимно)
20 янв, 2017 14:31 (UTC)
Онегин
Сходите обязательно, это тоже шедевр. Текст классический, но в такой подаче, что диву даешься, откуда в голове этого режиссера могут быть такие фантазии на обыденные вещи. Одно письмо чего стоит.. Просто идти надо не на классику, а на Римаса :) вот и вся разница
pamsik
20 янв, 2017 17:17 (UTC)
Re: Онегин
Фантазии могут быть разными. Они бывают и мелкими, могут плоскими и тусклыми, а у Римаса Туминаса фантазии - космические.
В любом месте его спектакля масса смыслов. Я покорена масштабом его таланта.
И поэтому - конечно "Онегин", обязательно "Онегин". )
mari_mekko
20 ноя, 2016 17:17 (UTC)
Людмила Максакова - дворянка! отсюда и врождённое достоинство.
pamsik
20 ноя, 2016 18:33 (UTC)
Людмила Максакова преподает актерское мастерство в театральном училище имени Б.Щукина.
livejournal
5 мар, 2017 21:40 (UTC)
Околдована, очарована… В цирке Юрия Никулина новая пр
Пользователь eho_2013 сослался на вашу запись в своей записи «Околдована, очарована… В цирке Юрия Никулина новая программа – «Магия цирка»!» в контексте: [...] Театр им.Вахтангова «Царь Эдип» в Театре Вахтангова, реж. Римас Туминас /ПРЕМЬЕРА [...]
livejournal
30 мар, 2017 19:05 (UTC)
«Гамлет» в Театре на Юго-Западе - Смотреть и не вопрос!
Пользователь trukhina сослался на вашу запись в своей записи ««Гамлет» в Театре на Юго-Западе - Смотреть и не вопрос!» в контексте: [...] Театр им.Вахтангова «Царь Эдип» в Театре Вахтангова, реж. Римас Туминас /ПРЕМЬЕРА [...]
lyudic
15 апр, 2017 01:50 (UTC)
Доброго! Я была на спектакле сегодня. И самый известный мой знакомый театральный фотограф Михаил Гутерман сказал мне, что это самый зрелищный спектакль в его списке на данный момент, и театральный критик Марина Райкина на презентации ее книги. Афиша тоже сделана очень тонко! В итоге я тоже была потрясена, особенно тем, как одну из главных ролей играет декорация, это труба - символ рока. А вы были на пресс-показе и там снимали? Счастье какое ) Хотя, когда я снимаю, чувствую и вижу меньше из-за того, что все через видоискатель и следишь за резкостью кадра. Если бы я была Эдипом, меня бы, наверно, убило то, что любимая женщина отдала на смерть во младенчество, все остальное как-то еще можно пережить.

Edited at 2017-04-15 01:51 (UTC)
pamsik
15 апр, 2017 11:12 (UTC)
Я бы не назвала спектакль только "зрелищным". В этом отношении есть спектакли и покруче. Спектакль выделяется и запоминается многослойностью, недопонятостью, глубизной.
Я и сотой доли не сказала в отзыве того, что прочувствовала. Просто не смогла. Акцентировалась только на том, что поняла. Там столько деталей, столько нюаносов, уже время прошло, а их хочется осмысливать).
Вот молодой воин на сцене это кто? символ чего? зачем? детские реакции показывает, если ему грустно - плачет, весело - смеётся. И так можно продолжать, продолжать... )
lyudic
16 апр, 2017 00:16 (UTC)
Я это упомянула к тому, что для известного фотографа "Царь Эдип" - самый зрелищный, и вопрос к Гутерману у меня был именно про зрелищность, а для известного критика - вообще самый лучший в Москве, но и вопрос к Райкиной был соответствующий. И вот я с ними абсолютно согласна! Очень круто вы написали про спектакль, я почувствовала то же самое.

Edited at 2017-04-16 00:20 (UTC)
pamsik
16 апр, 2017 10:55 (UTC)
Я не люблю зацикливаться на именах и на одном мнении. И критиков сейчас много, и фотографов, и все замечательные, талантливые.
После спектакля я специально прочитала почти все рецензии, которые выложены на сайте театра Вахтангова, и была поражена тому, что в каждой - присутствовали те нюансы, которые до меня не дошли. Это было очень интересно.
Читала и рецензии в прессе, например, Минкина в МК. Но здесь был такой момент. Газетные критики почему-то приплели к Царю Эдипу политику и сегодняшний день.) Это выглядело забавно и немножко похоже на заказ.
А в пресс-показах, безусловно есть плюсы, но есть и минусы. Фотографирование выдёргивает тебя из происходящего. И, если спектакль, сильный, то это очень мешает.( Что-то пропускаешь, что-то проходит мимо тебя.
lyudic
16 апр, 2017 21:27 (UTC)
О, спасибо ) Только изучаю сайт театра, посмотрела все их трейлеры. Почему-то совсем нет лайков на ютубе, а они чудесные. Видимо, соцсетями еще не в полную силу занимаются.
Без Гутермана, который еще прекрасный человек, и Райкиной, про которую узнала благодаря Москультуре, эта премьера могла бы пройти мимо меня, уж очень много всего )
Да, я тоже совершенно не думала о политике, но я в принципе о ней не думаю, мне кажется, это дело привычки.
Так как я на пресс-показах сама фотографирую, мне фотографы не мещают. А если усаживаться не на первые ряды, где фотографы? Я вот смотрела с балкона, со второго ряда.

Edited at 2017-04-16 21:31 (UTC)
pamsik
16 апр, 2017 11:09 (UTC)
Вот здесь рецензии (развернуть список по галочке ПРЕССА): http://www.vakhtangov.ru/shows/tsar_edip
lyudic
18 апр, 2017 21:47 (UTC)
Пока, к сожалению, не придумали бесшумные камеры, хотя я слышала, что беззеркальные таковы. Но профи пока если на них и снимают, то в качестве рекламы, вроде они еще дороже.
Прочла в одном из отзывов, как зрительница в первом ряду боялась, что эта ТРУБА в конце концов покатится в зрительный зал ) Охохо. А на оперу режиссера по этому же материалу в Стасике на собираетесь?
Вашу рецензию на "Нью-Йорк. 80-е. Мы" в театре Стаса Намина тоже с большим удовольствием прочитала. Так кропотливо написано и столько интересных кадров. Статьи в СМИ меня так сильно не порадовали подробностями. Спасибо! Я почитала в итоге интервью с Еленой, она воистину прекрасна, и полюбопытствовала, что там за "Щелкунчик", к которому Шемякин руку приложил.
pamsik
19 апр, 2017 17:50 (UTC)
Меня щелканье затворов АБСОЛЮТНО не смущает) Я сама же фотографирую и в запале могу принять какую угодно затейливую позу.
Вот здесь фото с пресс-конференции после показа: http://pamsik.livejournal.com/188851.html
Максакова великолепна! Я была настолько ошеломлена спектаклем, что комплимент смогла сделать только Князеву, а на неё взирала снизу вверх.)
Спектаклей сейчас очень много хороших, и поднимают они важные проблемы, но очень часто всё что пережил в театре - забывается быстро. А "Царь Эдип"... гениальная постановка. Это высочайший уровень. Таких спектаклей - мало, они считанные.

Шемякин мне лично очень нравится, и его работы тоже (в отличие от Церетели)). Спектакль получился смелым, эпатажным и ностальгическим. Щапова - очень интересная личность. )
lyudic
20 апр, 2017 11:58 (UTC)
Моменты на фото пойманы замечательно. Рада за вас, что вы на таких премьерах побывали сильных ) Надеюсь, мне тоже доведется! Буду теперь следить за Римасом Туминасом.
( 23 Капли росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Апрель 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com