?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Карелия - там, где крутится волшебное Сампо. Путешествие по Карельскому Северу»

«Мы не знаем. Но они знают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят. Помнят, кто назвал горы и реки. Кто сложил бывшие города. Кто дал имя незапамятным странам. Неведомые нам слова. Все они полны смысла. Всё полно подвигов. Везде герои прошли. «Знать» - сладкое слово. «Помнить – страшное слово. Знать и помнить. Помнить и знать. Значит верить. Летали воздушные корабли. Лился жидкий огонь. Сверкала искра жизни и смерти. Силою духа возносились каменные глыбы. Ковался чудесный клинок. Берегли письмена мудрые тайны… И вновь всё ново… Но выступят священные знаки. Тогда, когда нужно.. Сегодня мы их пожалуй не найдём. Но завтра будет светло. Я знаю – мы их увидим». Н.К.Рерих.

Photobucket
Мы очень хотели увидеть знаменитые петроглифы Онежского озера.
Это - наскальные изображения, выбитые на пологих склонах у среза воды древними карелами. Их возраст IV-IIIв. до н.э. Глубина выемки невелика, редко доходит до 1см. Петроглифы разбросаны вдоль берега озера на протяжении 21км от устья реки Водла до островов Большой и Малый Турий и устья реки Чёрной. Всего 24 группы. 1200 рисунков. Основная масса сосредоточена на мысах Пери Нос, Бесов Нос и Карицкий.

Мы очень хотели увидеть знаменитые петроглифы Онежского озера.
Но как до них добраться. Путеводитель советовал добраться из Петрозаводска до посёлка Шальский на теплоходе, далее рыбацким катером до мыса Бесов Нос или автобусом из гор. Пудож до дер. Коршево, а затем 15 километров пешком… Мда… А как обратно, интересно?
Но тут я вспомнила, что где-то читала, что кусочек древнего камня с петроглифами можно посмотреть в Петрозаводском краеведческом музее. Почему-то воображение рисовало этот музей небольшим домиком с пыльными чучелами и зевающими тетеньками на стульчиках. Как же мы удивились, поняв, что это не так.

Музей находится на площади Ленина. В Петрозаводске вообще много воздуха и пространства. И место, называемое площадью, это действительно площадь ого-го, а не маленький скверик. Площадь Ленина не раз меняла свои названия. Ещё изначально (1773г.) в городе хотели создать круглую площадь. Создали. Назвали Круглой или Циркульной. Затем (1873г.) здесь установили памятник Петру I и площадь стали называть Петровской. Потом бронзового Петра подвинул гранитный Ильич, и сейчас эта чудная площадь – Ленина. Несмотря на сегодняшнее название, площадь выглядит прекрасно. Круглая, огромная, в обрамлении полукруглых с дворянской внешностью зданий (бывшие дома губернатора и дворянского собрания) и самое главное то, что громадный памятник пламенному революционеру её нисколько не портит. Это заслуга, наверное, хорошего красивого камня, хорошего скульптора, и красивых клумб. Вообще цветущие растения в принципе редкость для северного климата, а площадь оживляют белоснежные ромашки, синие ирисы и ярко-алые маки – такая стилизация российского флага. Очень элегантно.

Краеведческий музей находится в бывшем Губернаторском доме, а это уже накладывает особый отпечаток. Первым делом мы поинтересовались тут ли петроглифы, опасались, что не найдём заброшенный кусок скалы среди засушенных животных. Оказалось, что на этих петроглифах строится вообще вся экспозиция музея. Маршрут для туристов по музею тщательнейшим образом спланирован местными экскурсоводами. Вы не просто ходите, бесцельно слоняясь, по музею, а целенаправленно и не спеша, погружаетесь в прошлое. Какие молодцы!
Зал №1. Называется «Листы каменной книги» и посвящён первооткрывателям петроглифов Карелии. Здесь вы просто пассивные экскурсанты, приглядывающиеся к предмету исследования.
Зал №2. «Петроглифы». Основной имидж посетителя – уже исследователь, в вас пробуждается активный интерес.
На Севере есть два места, где находятся петроглифы. Это восточный берег Онежского озера (особенно их много на мысе Бесов нос) – открыты К.Гревингком, и на Белом море (скала Бесовы следки, не перепутайте) – открыл – А.Линевский. Эти древние изображения располагаются у самой кромки берега на пологих серых, чёрных, или чаще всего красноватых скалах. Рисунки в силу возраста поблёкли и сливаются с фоном. Но присутствует таинственный эффект. На закате или на восходе солнца, при боковом освещении, если смотреть на камни в отражённом свете, то рисунки вдруг, как будто появляются из ниоткуда – постепенно становятся всё более и более чёткими. Солнце зашло – всё, пустой камень, «первобытное кино» закончилось!

Photobucket

Мало того, сама оконечность Бесова Носа (кончик носа? :)) очень далеко выдаётся в озеро, противоположного берега отсюда вообще не видно, и поэтому создаётся ощущение края земли. И это ещё не все чудеса! На этом месте можно наблюдать (в конце августа) потрясающе красивую картину – с одной стороны в Онежское озеро опускается алый шар закатного солнца, а с другой стороны поднимается почти такая же яркая, большая, пронзительно светлая и совершенно круглая луна.
Photobucket

Самые крупные фигуры – беса, выдры (ящерицы) и налима (сома). Петроглифы и непонятные фигурки-знаки пытаются расшифровать по разному. В основном считают, что это промысловая магия и символы тотемных животных (древние люди считали, что эти животные наши предки). Здесь много изображений животных (лоси, волки, медведи), птиц (лебеди, гуси, утки), охотничьих сцен, выбиты солярные и лунарные знаки и даже весьма натуралистически выраженный секс. Почему изображения зверей считаются тотемными, я уже написала, тотемных животных перечислила. А промысловая магия ставила целью обеспечить удачную охоту, каменные изображения зверей приманивали к себе свои живые аналоги.
Photobucket

Photobucket

Photobucket

По этой же причине, «бес» (самая большая фигура ~2.5м) на одной из скал на Онежском озере специально выбит рядом (симметрично) с природной каменной трещиной, которая проходит через всё его туловище и заканчивается в воде. Кровожадное воображение современных историков тут же заполнило трещину кровищей, а как там было на самом деле никто уже и не знает. Но самое поразительное – петроглифы до сих пор не разгаданы. И любая догадка пусть даже самого умного академика – всего лишь гипотеза. Подтвердить или опровергнуть её может только сам первобытный автор. Мы, кстати, так и не поняли, почему фигуру человеческих очертаний называют «бесом». Читали, что это место – аномальное, а чересчур пристальное рассматривание этого петроглифа не приносит ничего хорошего в жизнь любопытного, а наоборот. Но это касается «беса». А мы с превеликим удовольствием насмотрелись во втором зале на фрагмент скалы с «невредными» петроглифами, перевезённый сюда в 1924г., огромных калек-копий с их изображениями, начитались информации и прошли в третий зал.
Photobucket

Photobucket

Photobucket
*фото для коллажей взяты с ЯФ

Зал №3. «Мир природы. Промысловая магия».
Здесь полумрак. В центре воссоздано жилище древнего охотника, с очагом, необходимой хозяйственной керамической утварью, ножами, стрелами с птичьими перышками на конце, бусами из клыков медведя и зубов лося. Но больше всего поразил и удивил маленький каменный сейд. Много читали, ни разу не видели. Даже вкратце рассказать о них получится немало. Сейд – это огромнейший гигантский камень, поставленный на другие камни-ножки (есть и другие формы). Это уникальные сакральные памятники Севера. Это священные камни – объекты поклонения. Считается, что в нём обитает дух камня – Сейд. Это приёмная антенна – природный аккумулятор и трансформатор энергии. Кто поставил, как поставил, зачем поставил – сплошной вопрос. (www.perpettum.narod.ru/seid-index.htm).

Залы №4-5.

Рассказывают о торговле мехами, золотыми украшениями. Очень интересно. Не получается описать экспозицию, приведу словесную иллюстрацию - разговор мореходов торговцев - русских и норвежских - на таких ярмарках.
Норвежец: Эй, рюсьман купом сейка, треска, тиска и балдуска. (Эй, русский, давай покупай сайду, треску, пикшу и палтус).
Помор: Да, да, моя купом альтсамма. Давай по шип ком. (Да, я куплю всё. Заходи на судно).
Норвежец: Басиба! Как твоя мукка? Как твоя группа? (Спасибо. У тебя есть мука? Есть крупа?)
Помор: Да, да, моя харь этта. Давай по шип ком, брат, твоя и моя по цай дрикки. (Да, это у меня есть. Давай, заходи на судно, будем чай пить.) :)
Обе стороны были железно уверены, что говорят на отличном русском и свободном норвежском. :)

Зал №6. Выставка «Калевала»
.
Это не простая расстановка музейных предметов, а философское наполнение каждого экспоната и таинственная инициация. Вам предлагают сначала прочитать про сложнейший символизм Калевалы, потом зайти в тёмную и тускло освещённую комнату, и пройти по определённому интуитивному маршруту-лабиринту, в конце которого с вами свершится (или с кем-то не свершится :() невидимая инициация, посвящение, озарение. Уф, аж мурашки по коже. Потрясающе глубокая выставка. Здесь напишу о наиболее запомнившихся моментах: коллаже с фотографиями, мистической варке пива и Сампо.

На одном коллаже изображения - фотографии женщин на фоне времён года. (Женщина вообще главная фигура в Карельском древнем укладе жизни). Зелёная весна – девочка. Красное лето – девушка. Жёлтая осень – женщина. Белая зима – пожилая женщина.
На другом - увеличенная фотография женщины-матери, прижимающая к юбке своего ребёнка-мальчика, сначала малыша, потом юношу, потом взрослого мужчину. Смысл такой – для матери (женщины) вы (даже зрелые мужчины) всегда остаётесь маленьким ребёнком.

Варка пива – занятие таинственное не только на Руси, но и в Карелии, да и, наверное, везде. Раньше пиво называли мёдовым напитком. А мёд никогда не пьют, только ведают. Чтобы сварить золотое пиво и осуществить магическое брожение-оживление старухе Лоухи из Калевалы был нужен особый котёл, родниковая вода, ячменные зёрна, головки хмеля, еловые шишки, сосновые иглы, пена из медвежьей пасти, а главное пчёлка-золотая птичка принесла сок медовых трав, мёд душистых цветов. И только после этого забродит-заиграет молодое весёлое пиво.
А Сампо – что это такое – ещё никто не разгадал. Может мельница, может дуб, может солнце, корабль, бубен. Ваши варианты? :)… А мёдом древние люди называли смысл жизни

Из рассказа «Карелия - там, где крутится волшебное Сампо. Путешествие по Карельскому Северу»

Серия постов о Карельском Севере:
Знакомство с Петрозаводском. Прогулка по Онежской набережной
Вечерний Петрозаводск. Белые ночи
Кижи

Comments

( 52 Капли росы — Взмахнуть пером )
alte_hexe
24 фев, 2011 09:49 (UTC)
В Петрозаводске была проездом после байдарочного похода, поэтому и города толком не видела. А вот в Беломорске по пути на Соловки ездили в Бесовы следки. Там петроглифы расположены в сосновом лесу и перемежаются зарослями вереска. А сын плавал около Валаама, на на островах тоже петроглифы есть.
Как огнепоклонница, думаю, что Сампо - это огонь.
pamsik
24 фев, 2011 10:23 (UTC)
А я камнепоклонница)),
Наскальные рисунки, конечно, очень завораживают. Но если честно, то я их немного побаиваюсь, как и каменных соловецких лабиринтов. Затянут ещё куда-нибудь в параллельные миры))). Может даже и хорошо, что петроглифы на Бесовом Носу практически недоступны для массового туристического посещения. Целее будут))
Север вообще сам по себе уникален. Моё детство прошло на Кольском полуострове, и я в своих снах не летаю, а вот прыгаю по таким камням, заросших ягелем и багульником)))
alte_hexe
24 фев, 2011 10:32 (UTC)
Да, сын у меня тоже камнепоклонник. Ну, ему и положено, Петр - камень. Он мне недавно книгу подарил "Лабиринты мира". А лабиринты на Соловках только сбоку разрешают смотреть, так же как и Стоунхендж в Англии, так что не бойтесь. Но лабиринты завораживают, это самое правильное слово.
pamsik
24 фев, 2011 11:06 (UTC)
Как вы интересно написали. Про лабиринты понятно, а почему в Стоунхендж не пускают? он же гигантский, камни не сдвинуть, не расколоть не унести домой на сувениры)).
А я, кстати, полностью соответствую расшифровке имени - "природная")) - вне её себя не представляю)).
Лена, ну а вы - Прекрасная - это однозначно)))
(без темы) - alte_hexe - 24 фев, 2011 11:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 фев, 2011 15:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alte_hexe - 24 фев, 2011 15:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 фев, 2011 15:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alte_hexe - 24 фев, 2011 18:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 фев, 2011 07:23 (UTC) - Развернуть
arseny007
24 фев, 2011 10:43 (UTC)
замечательный рассказ, спасибо
pamsik
24 фев, 2011 11:07 (UTC)
Спасибо, рада, что понравилось. Так давно хотела сделать пост по петроглифам, и вот наконец свершилось)))
pamsik
24 фев, 2011 15:01 (UTC)
Перетаскиваю комментарии из другого сообщества)), на тему как добраться до петроглифов:

Потрясающее место.
Туда на ракете, на ту сторону онежского озера.
Оттуда можно договориться с катерами.
Или пешка с рюкзаками

До пристани Шальск (или Шальский) на ракете.
Оттуда километров 25 примерно, наверное, не больше.
Можно ж не за один день пешку.
Там вообще красиво.
Жалею, что тока 4 дня там провели.

Жили в палатках, конечно.

На самом деле, мы до этого неделю сплавлялись по реке северной Карелии.
А потом на петроглифы на несколько дней метнулись.
У нас часть народу шла от шальского до места предполагаемой стоянки пешком километров 13, а мы втроем свои байдарки сплавляли по Онеге...в шторм.
Не знаю, кому молиться, что не утонули.
Легко могли. Шторм разыгрался не на шутку...

Но, слава Богу, все благополучно. И мы тоже доплыли до места стоянки. Хотя, они притопали первые.))
Мы-то против ветра на утлых суденышках.

Поставили лагерь, то бишь палатки обыкновенные.
В один день одна группка сходила на Пери и Бесов, уходили утречком, чтоб неспеша, насладиться. нагуляться.
На закате их смотреть красиво, они особенно видны.
И потом поскакали обратно. Вернулись часов в 11.
Благо, что белые ночи. Довольно светло все равно.

А на сл. день пошли те, кто накануне лагерь охранял.
Там правда недалеко.
Просто у нас помимо палаток, которые нетяжело нести в общем-то, еще байдарки были. А это уже несколько другая ноша, да к тому же, это дополнение к столитровому рюкзаку )))

А так - можно и с палаткой топать себе по берегу Онеги, ночевать. И топать дальше.
Учитывая, что человек неспешно преодолевает за час где-то 5 км, то вполне можно обойтись даже одной ночевкой

Кстати, вполне вероятно, что трещина рядом с "бесом" появилась позже, это же довольно сложно доказать, с точностью до года...
Мало того, уровень воды в это время мог быть совсем иной...

Да, там нет ни одной разгадки, одни загадки
silly_sothoth
24 фев, 2011 15:35 (UTC)
Да, петроглифы на Онежском очень интересные.
Мы летом были на озере, но про них не знали и наткнулись совершенно случайно :)
В Москве уже прочитал про них и понял что надо возвращаться, так как увидели далеко не все.
если интересно - http://silly-sothoth.livejournal.com/5274.html мои фотографии оттуда.
pamsik
24 фев, 2011 15:44 (UTC)
Спасибо огромное за ссылку на ваш пост. Порадовала душу просмотром и утолила наконец-таки жуткий голод по понимании как всё-таки туда добраться.
А как называется ваше плавсредство - катамаран? И как вы не побоялись плыть... Мне он показался таким хрупким, а волны приличные...
silly_sothoth
24 фев, 2011 15:57 (UTC)
Да, это катамаран.
У нас в команде был один человек, который на них с детства по Онежскому и Белому морю ходил.
Прошлым летом мы туда и ездили специально чтобы в течении 10 дней на катамаране походить между островами.
В принципе конструкция довольно надежная, а в совсем плохую погоду мы наводу не выходили. Хотя пару раз были не очень приятные моменты, но тут уже надо просто осознавать заранее возможные последствия, когда соглашаешься на такие путешествия.

А насчет добраться.. мне кажется удобней всего если нет своего плавсредства нанять в Шальском моторку. Хотя, помнится видел где-то фотографию маяка на Бесовом Носу с кучей мотоциклов под ним. Т.е. даже на них туда люди доезжали как-то.
(без темы) - pamsik - 24 фев, 2011 16:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silly_sothoth - 24 фев, 2011 16:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 фев, 2011 16:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silly_sothoth - 24 фев, 2011 17:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 фев, 2011 07:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silly_sothoth - 25 фев, 2011 07:23 (UTC) - Развернуть
blacktroll
25 фев, 2011 11:12 (UTC)
Отличный рассказ!! Эти места у меня стоят в списке, где надо обязательно побывать. Заношу в избранное.
pamsik
25 фев, 2011 16:50 (UTC)
Место редкостное по силе, но до него практически невозможно добраться. Люди пишут: «сначала на ракете, потом пересесть на другую ракету, потом пешкой с рюкзаками».
Если задасться целью их увидеть, то всё, конечно, осуществимо. Но это маршрут, как минимум, двух дней.
blacktroll
25 фев, 2011 17:00 (UTC)
Верю, что осилим ))
(без темы) - pamsik - 26 фев, 2011 12:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - blacktroll - 28 фев, 2011 07:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - blacktroll - 28 фев, 2011 09:00 (UTC) - Развернуть
emain_macha
25 фев, 2011 20:33 (UTC)
вы драматизируете. туда не так трудно добраться.
мы шли со стороны впадания реки Черной в Онежское озеро. из деревни Коршево до стоянки дошли часов за 12-15, но это мы плутанули немного, рассчитывали быстрее. да им естность довольно пересеченная. думаю, есть маршруты попроще, туда некоторые вообще на машинах ездят ))

на берегу озера, между мысом Бесов Нос и Пери Нос (на которых большинство петроглифов расположено) есть стоянки. их довольно много, они оборудованы кострищами и, опционально - скамеечками и чем повезет. там строго запрещено копать, даже мусорные ямы (можно разрушить культурный слой археологического памятника). место безумно красивое даже без учета петроглифов. природа, заброшенная деревня (с кладбищем) рядом. летом - грибы-ягоды.

сами петроглифы - словами вообще не передать )

про музей отдельно - думаю, там петроглифы не с Бесова носа (которые на отколотом камне), а с Белого моря, там во время строительства Беломор-Балтийского канала взрывали скалы, часть попала в Эрмитаж и что-то, видимо, в Петрозаводск. Да и некоторые фотографии у вас из Залавруги. цепочка оленей, например. вот куда трудно попасть - это туда ) никаких стоянок. только стационарное проживание в ближайшем нас. пункте, для этого особо не приспособленном (провинциальный гостиничный сервис у нас конечно атас). мечтаю туда попасть, но пока никаких вариантов не придумалось.

в общем не стоит лишать себя такого удивительного места только из-за трудностей по его достижению, которые на самом деле трудностями-то не являются )
pamsik
26 фев, 2011 12:34 (UTC)
Спасибо большое за информацию. Очень интересно, прочитала с огромным удовольствием.
Мне в комментах уже прислали две отличные ссылки, и в принципе понятно, что попасть туда может только человек подготовленный. Просто, когда мы приехали в Петрозаводск, то почему то были уверены, что просмотр петроглифов это вроде светской прогулки). Туда-сюда за неколько часов.
Очень хочется, конечно, увидеть всё это своими глазами.
ania_ba
28 фев, 2011 22:22 (UTC)
До самих знаков бы не добралась,а вот в музей бы съездила.Очень интересно.
И я тоже камнепоклонница.:))
pamsik
1 мар, 2011 07:27 (UTC)
Да, чтобы добраться до петроглифов, нужна пара дней, специальная экипировка и собственная готовность к трудному пути.
А камни люблю с детства. И сейчас люблю на себе носить и тащу их как "сувенирчики" отовсюду, нахожу повсюду, буквально под ногами).
ania_ba
1 мар, 2011 17:14 (UTC)
Я так же,тащу отовсюду.:)
p_n_y_p
16 мар, 2011 14:16 (UTC)
Простите, так и не понял - удалось ли Вам самой по петроглифам прогуляться?
Чьи это фотографии?
pamsik
16 мар, 2011 18:02 (UTC)
Нет, конечно))). Кусочек камня видели в музее. Но тема меня так тронула, что вот решила сделать такой пост. Все петроглифы нашла на Яндекс-Фотках, яподписала там внизу.
Главное, сейчас поняла – чтобы увидеть петроглифы, нужно целенаправленно планировать такое посещения. С бухты-барахты, из Петрозаводска одним днём – это нереально осуществить.
p_n_y_p
17 мар, 2011 06:57 (UTC)
Возможно, не столь внимательно прочитал. Тоже тема для меня слишком волнительная.
Сам видал лишь один сомнительный, весь мхом поросший. И было это на Ладоге.
Но сейчас меня горадо больше сейды интересуют. Вы их видали?
(без темы) - pamsik - 17 мар, 2011 11:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - p_n_y_p - 18 мар, 2011 07:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 19 мар, 2011 20:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - p_n_y_p - 19 мар, 2011 22:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 21 мар, 2011 09:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - p_n_y_p - 21 мар, 2011 20:00 (UTC) - Развернуть
p_n_y_p
17 мар, 2011 07:41 (UTC)
Когда-то читал, что петроглифы не только в тех двух местах по Карелии есть, но не могу сейчас этого найти...
И про сейды нашёл тут же у Вас. Именно с той книги, что по ссылке у меня всё и началось. :-)
(без темы) - pamsik - 17 мар, 2011 11:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - p_n_y_p - 18 мар, 2011 07:25 (UTC) - Развернуть
lassiriel
3 окт, 2011 10:29 (UTC)
На Залавругу я месяц назад ездила из Беломорска, это совсем не трудно - на городских маршрутках (кажется, № 2 и 4) до остановки 4-й километр (там оборудованной остановочной площадки нет, но по требованию останавливают). Там большой указатель: "На Беломорские петроглифы". Два километра пешком по лесной дороге (или на машине до мостика через речку и дальше чуть больше километра пешком) - и вы на месте. Это каменный массив среди леса, на нем много петроглифов. Там можно и с палатками остановиться - есть специальные места. И еще можно проехать до деревни Выгозеро (от Залавруги пара километров) - на Ерпин Пудас и Бесовы следки (последние, правда, сейчас закрыты и законсервированы).
pamsik
4 окт, 2011 14:03 (UTC)
Большое спасибо)). Упорно надеюсь, что ваша информация нам практически пригодится.
Лучше постов о петроглифах, чем у geolight я не знаю. Посмотрите). Она из Петрозаводска, художница, муж - фотограф. Многие петроглифы "обязаны" им "жизнью"). Они их находят и реставрируют. У неё есть отдельный тэг по Залавруге.
lassiriel
4 окт, 2011 17:45 (UTC)
Спасибо огромное за ссылку! Надеюсь когда-нибудь добраться и до петроглифов на Онего. Беседовала на Залавруге с молодым человеком по имени Дима, который жил там в палатке, исполняя роль сторожа и экскурсовода и продавая сувениры. Его мама, археолог Надежда Лобанова (она упоминается у Светланы), как раз занимается поисками и исследованиями петроглифов, открыла большую часть изображений на Залавруге...
(без темы) - pamsik - 18 окт, 2011 14:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lassiriel - 18 окт, 2011 17:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 28 окт, 2011 09:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lassiriel - 28 окт, 2011 14:56 (UTC) - Развернуть
( 52 Капли росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com