?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Photobucket 
МаслЯница – это очень древний славянский Солнечный праздник, который носит название Третьих Закличек Весны. В том виде в каком мы празднуем его сейчас он напоминает цветок, который небрежно обломали, а корни оставили в земле.
Мало кто может сейчас точно сказать «зачем нужно есть блины на Масленицу», кататься с горок, раскачиваться на качелях, разрушать снежную крепость и подраться как следует. И вообще для многих будет открытием, что сжигают в конце масляной седмицы не весёлую Масленицу (символ Весны), а мрачную Морену (символ Зимы).
Поверхностное знание превращает этот праздник в обычное обжорство и рядовое веселье.
А когда действие наполняется смыслом – это совсем другой Праздник
Я всегда буквально млела, когда где-то случайно встречала старославянские древние оригинальные тексты, не изуродованные «пересказом» и «литературной обработкой». Настоящие слова «оттуда из далёкого Времени» наполнены музыкой и вы это сразу почувствуете.
Начинается Масленица с Закличек Весны.


Согласно славянским сказам, Весна-Дева приезжает о сию пору к людям на золотом, как Солнце, либо зелёном, как трава, Коне
...

Гой ты Свет-Белосветушко, наше Красное Солнышко, ты восстань, пробудися ты во своем светлом тереме, ты умойся-то росами да водою бегучею, поведи коня доброго во поля свет-лазоревы. Как пойдет Златогривый конь небесными просторами мимо бора темяного да на красну на горушку, как на той ли на горушке зелена растет травушка, как слетались сбиралися на ней белы лебедушки, молодые молодушки. Все-то красные девушки становились над реченькой, на высокой на горушке пели песни-весняночки, кликали Весну Красную: Ты Весна Дева светлая, ты ходи в нашу сторону, у тебя цветы алые, все-то росы медвяные, ты зови лето жаркое, гони зиму студеную! Пусть бегут ручьи к морюшку к окиян-морю синему, пусть поют песни звонкие, пусть поют песни вешние, славя Красное Солнышко самого-то Даждьбожушку, славя Лелюшку светлую да сыру Землю-Матушку! Слава! Гой!

Весну ведь – не встречают, а «кличут», «окликают», «заклинают», т.е. призывают путём разных обрядов. Масленичные забавы и есть эти специальные обряды.

Раньше этот праздник всегда приурачивался к Весеннему Равноденствию, когда День становится длиннее Ночи, и Солнце «на воробьиный скок» переходит за точку Равноденствия. Славяне веровали в божественность Солнца, испускающего Свет. Поэтому, чествуя Масляницу, обязательно пекут блины, которые повторяют своими очертаниями Солнце.
Первый блин – «комом» - это особый вид блинов, которые относят в лес и кладут на пень, угощая Лесного хозяина (Велеса, Медведя). Таким образом отмечается начало Масленицы – Комоедица (Медвежий праздник).

После Комоедицы начинаются игрища (забавы).

Photobucket 

Каждый день Масленичной недели имеет свое название и традиции:
 
Понедельник – Встреча (соломенную куклу Маслену наряжали в женские одежды и отвозили на самую высокую гору, чтобы посмотрела, откуда весна придет);
Вторник – Заигрыши (парни приглашали девушек кататься с гор, приглядывая себе, тем временем, невест);
Среда – Лакомка (тещи угощали блинами зятьев);
Четверг – Разгул/Коровье/Велесово/Свято (гулянье набирало силу, катались на тройках, устраивали кулачные бои);
Пятница – Тёщины Вечёрки (пришла пора зятьям угощать тещ);
Суббота – Золовкины Посиделки (невестки приглашали на блины всех родных);
Воскресенье – Проводы или Прощёное воскресенье (сжигали соломенную Морену, а пепел развеивали по полям, чтобы дать силу будущему урожаю; вечером с поклонами и поцелуями просили друг и друга прощения).

Масляница была самым веселым праздником в году, когда веселились все от мала до стара, была «Все радуется, все хохочет».
Photobucket

Photobucket 

Согласно славянским сказам, из Ирия (Вырия) Небесного по весне возвращаются на птичьих крылах души Предков, чтобы остаться на Земле с потомками своими до будущей осени. Поэтому обязательные для Масленицы конские ристалища (или бега) и кулачные бои это символы тризны (почестей) по Предкам.
Photobucket 

Масляничный столбземное воплощение Столба Небесного или «Мирового Древа», на котором находится Ирий.

Photobucket 

На Масляницу устраиваются также качели - качание это символ очищения через весенний воздух. Высота размаха качелей символизирует сильный и высокий рост растений.

Весна Дева Красная, приди к нам с радостью с великой милостью со льном высоким с корнем глубоким с хлебом обильным! Гой!

Катание с гор на санках или бычьих кожах или на дощечках в форме лыж (все молодые пары деревни должны были скатиться по одному разу), а также катание (круговое) на запряженных санях по улицам – это символы плодородия (плодовитости) и этим тоже заклинают Солнце.
«С горы скатились – с Весной воротились».

Яри нас Ярила своею силой вельми великой, стань солнцеликий во небе яснее, по Весне-Красне, озари гору о сию пору, ста гора красна вельми прекрасна, ста гора свята, а весь богата богам пригожа, а людям тоже Ярая Сила! Гой ты Ярила! Слава! Гой!

Photobucket 

Игра «взятие снежного городка» - представляет собой Зиму, которую разрушают силы Весны.
Заигрыш (в четверг) начинается со взятия Зимней Крепости, возведённой заранее, в которой находится чучело Морены-Зимы. Защищают Крепость «слуги Морены» — ряженые в «хари» (маски) девицы, которые должны противостоять идущим на приступ парням — «слугам Ярилы».

...
Идёт Мара по улице, Несёт блины на блюдце — Кому вынется, тому сбудется, Тому сбудется, не минуется... О светлой поре на Красной горе Весну-Деву закликали, Зиму-Стару провожали: «Уходи прочь, Зима-Моренушка, Уходи прочь иным бережком! Ходи к нам, Весна-Дева Красная, Ходи к нам, Леля Прекрасная!» Отвечала людям Весна-Дева Красная: «Уж вы гой еси, вы люди русские! Крепка ещё Зима во праве Своём, Крепь ледяная высока стоит, Потому нет Мне пути-дороги на Русь!»
Как услыхали те слова люди русские, Собиралися по всей по Светлой Руси, Люди русские — честны Родовичи, Добры молодцы — потворники Ярилины. Как садились они на быстрых коней, Скакали на Моренину Крепь ледяную, Размётывали Крепь по чисту полю, Забирали из неё чучелко Морены. Брали они Морену, спустя рукава, Выносили её на перёд двора, Вязали на чучелко Навьи наузы, Воскладали чучелко на Ярый Огонь. Дымно горела — уходила прочь Зима Старая, Приходила на Русь Весна Младая! На том люди русские Весне Красной славу поют, А Морену-Зиму во срок Её ждут: «Славися днесе, Весна-Дева Красная! Величайся, Тёмна Мати во срок Свой! Гой, Велика Мати! Гой-Ма!»


Photobucket 

После того как Крепость взята с песнями и весельем разжигают Огонь, на который водружают (торжественно, с почтением и в специальных рукавицах) чучело Морены Свароговны (Мары-Зимы). На неё принято повязывать разные узелки из ленточек (наузы), привязывая и отправляя в Навь «все горести и болести прошедшего лета».

Услыши Мара тебя чтущих, челом тебе ноне бьющих, уроки твои блюдущих, величанья тебе рекущи, со Колом года вращайся во срок свой, к нам возвращайся с новой зимою, не со бедою, со снегом белым, не с мором черным, а стани днесе оберег нашей весе. Уходи Мара хладна от нас прочь безоглядно, все лиха наши несчастья-горя с собой уноси за сине море, за камень латырь, за черный пустырь, где навии есте, а живы несте да буде тако, до Нова Кола, а здесе ноне не твоя пора! Гой Черна Мати! Гой-ма!

Огнь-Огонь, пламя ярое, кудри златые, очи ясные! Огнь-огонь, пламя светлое, златым соколом распери крыла! Огнь-огонь, пламя чистое, разбуди Весну, Зиму отпусти! Огнь-огонь, пламя жгучее, кровь кипучая, ярь горючая, Огнь-Огонь, пламя славное, Весна во черед идет справная! Огнь-Огонь, пламя ввысь лети, Сваргу распали, землю освети! Слава! Гой!

Photobucket 

А заканчивается праздник хороводом вокруг Огненного Кола (Колеса), который движется по движению Солнца (посолонь), и славят «разгорающееся Весеннее Солнце».

При прощании в Прощёное Воскресенье одаривали друг друга пряниками и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой»
.

 

Comments

( 31 Капля росы — Взмахнуть пером )
smolta
27 фев, 2011 10:57 (UTC)
Спасибо, за такое подробное изложение, так много информации. Теперь все, кто почитает, получит полную информацию о маслянице.
pamsik
27 фев, 2011 11:19 (UTC)
Мне искренне и давно интересны славянские традиции и праздники. О Масленице я долго собирала материал, буквально по крупицам. Я специально покупаю подобные книги, но нигде не встречала цельной картины празднования. Все эти знания уходят. Выхолащивается суть, остаётся фантик. И это особенно обидно.
(Удалённый комментарий)
pamsik
27 фев, 2011 12:58 (UTC)
Наташ, я искренне рада, что вы тоже увидели эту «живую воду» в словах «речений» или «закликов» (Весны) – их так называют.

Я помню впервые почувствовала этот ритм ещё в детстве, читая былины. Он был кем-то очень бережно сохранен, а не так как сейчас. Читаешь – и ничего нет, ни музыкальности, ни напевности, всё подчистили. А это ведь не просто тексты – набор слов. Там сила. И присутствуют особые заговорные слова, с которыми надо обращаться с осторожностью.
(Удалённый комментарий)
pamsik
27 фев, 2011 17:37 (UTC)
Есть центры древнеславянской культуры, вот, например коллектив «Суряницы». Правда, они почему-то в этом году не выложили Масленичную программу, но можно позвонить им, узнать.
Сама мечтаю попрыгать через костер))), но всё никак не складывается. В прошлом и позапрошлом году были в подмосковном Троицке на «Масленице». Это кич и ужас….
(Удалённый комментарий)
pamsik
28 фев, 2011 09:58 (UTC)
Наташ, вы буквально написали мои мысли. Найти людей, которые отмечают славянские праздники правильно – я думаю можно. Но вопросов здесь много. Настоящих ведающих мало, и они к себе не подпустят. Много аля «языческого» суррогата. И это я очень не люблю. Должна соблюдаться какая-то золотая середина, «мостик» между древними славянскими традициями и православием. Это нужно понимать, чувствовать, не допускать перебора. И к таким творческим людям я испытываю глубокое уважение.
josefgalka
27 фев, 2011 12:31 (UTC)
Я читала где-то, что нельзя на Маре (масляничной кукле) рисовать лицо (глаза, нос, рот), т.е. она должна оставаться безликой. Не встречали нигде такое, почему так?
pamsik
27 фев, 2011 13:04 (UTC)
Не совсем так. Глаза ей рисуют, но в особое время. Когда начинается битва за Снежную Крепость.
«…При сём сказать нужно, что Очи чучелку «отверзают» лишь в самый последний момент перед началом действа, дабы Навьи Очи Той, Которая владычествует в Нави, не вглядывались раньше положенного срока в Явь.
…Марины Очи либо прорисовывают на лице чучелка (иногда их изображают полуприкрытыми), либо снимают с отверстых заранее Очей повязку»
josefgalka
27 фев, 2011 13:34 (UTC)
Огромное спасибо за чудесный живой пост и ответ!
С наступающей масляницей!
pamsik
27 фев, 2011 13:52 (UTC)
И вас тоже!!!)))
Сейчас делаю пост с блинами))), такой яркий получается и аппетитный, что сил уже нет ждать завтрашнего масленичного праздника)))
Завтра к нему и выложу
bo_lg
27 фев, 2011 14:02 (UTC)
Как хорошо! :) Можно я ваш пост к себе утащу?
pamsik
27 фев, 2011 17:16 (UTC)
Ну конечно)) даже не спрашивайте))
Для чего ж тогда сделала кнопочку «перепостить»))
shiha_shiha
27 фев, 2011 16:21 (UTC)
не уверена в прощёном воскресении...
в чем смыл просить прощения именно в этот день? христианам - что б войти в Великий пост без злобы, а язычникам?
pamsik
27 фев, 2011 17:20 (UTC)
Люда, а вы ведь верно заметили. С прощением у меня самое слабое место.
Во-первых, я действительно, не нашла этому объяснение в старославянских толкованиях праздника,
во-вторых, долго колебалась, но потом всё-таки решила дописать в конце. Хотя видна несостыковка.
Спасибо. Раз вы обратили на это внимание - я поищу поусерднее. Может что-нибудь и найду.
vika_tim
27 фев, 2011 16:45 (UTC)
Интересно, Наташа, спасибо :)
Но мы привыкли тому, как отмечали масленицу в детстве, с бабушками. Так и делаем) Осталось только гору найти, откуда весну высматривать будем :)
pamsik
27 фев, 2011 17:26 (UTC)
Вика, привет))) Мне так понравился твой журнал – обязательно выскажусь на взволновавшие меня темы))) (чуть-чуть попозже только).

Я думаю, что если праздновать Масляницу по каким-то своим сложившимся традициям – то это замечательно. Главное только добавить самую малость – понимать – для чего и зачем всё это делается.
Мне ещё, кстати, очень нравится мартовский обычай выпекать печенье-жаворонки. Оно в принципе не особо съедобное, его раздают детям, а те раскладывают на проталинках, навешивают на ветки яблонь, берез, заборы. Вроде рассказываешь – ерунда такая, а столько радости доставляют в принципе нехитрые действия.
vika_tim
27 фев, 2011 19:17 (UTC)
Ой, здорово как! Займусь на недельке, испечём с ребёнком и пойдём весну зазывать! ;)
pamsik
28 фев, 2011 09:59 (UTC)
Жаворонки пекут к 8 марта)))
zelena71
27 фев, 2011 16:55 (UTC)
потрясающе интересная информация!
pamsik
27 фев, 2011 17:29 (UTC)
Zelen, спасибо большое – на самом деле, мне этот пост дался не так уж легко.
Я сделала компиляцию, наверное, из семи источников (книжек). Сидела выписывала – оттуда кусочек, отсюда кусочек.
Завтра выложу блинчики))
zelena71
27 фев, 2011 18:02 (UTC)
жду про блинчики!
а список источников нельзя добавить в пост?
pamsik
28 фев, 2011 09:43 (UTC)
Zelen,... я обычно всегда так делаю, но в данном случае источники настолько специфичны..., назову для приличного примера вот "Велесову книгу", "Славянскую здаву", "Свастика: священный символ" (это коловрат), "Русские аграрные праздники" и т.д.
alexsotnikov
27 фев, 2011 18:51 (UTC)
Эх, гуляй честной народ!
Нет, такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица! Ведь потом долгих семь недель нельзя будет веселиться, плясать да смеяться, очищаясь от грехов мирских. Народ и по сей день верит, что, если хорошенько не отвести душу в этот период, потом целый год придется жить в несчастии, по-настоящему хлебнуть горя...

Они хранили в жизни мирной
Привычки мирной старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.

(А.С. Пушкин)
pamsik
28 фев, 2011 09:37 (UTC)
Re: Эх, гуляй честной народ!
«Поддаются времена и исчезают мало-помалу на Руси древние обычаи, одежды, песни…,
а между тем всякая такая чепуха, как блины, занимают в современном российском репертуаре
такое же прочное и насиженное место, как и 1000 лет тому
назад. Не видно конца им и в будущем…»
(А.П.Чехов)
)))

Edited at 2011-02-28 09:38 (UTC)
(Удалённый комментарий)
pamsik
28 фев, 2011 11:06 (UTC)
Re: Эх, гуляй честной народ!
Наташ, меня от слова «пожирания» в дрожь бросило)), вы на что намекаете?))
(Удалённый комментарий)
pamsik
28 фев, 2011 11:27 (UTC)
Re: Эх, гуляй честной народ!
))) а уж мне с моей фантазией чего только не поначудилось)))
Тогда во искупление недопонимания ещё одна порция Чехова («Глупый француз»)

«Как, однако, много подают в русских ресторанах! – подумал француз,
глядя, как сосед поливает свои блины горячим маслом.
– Пять блинов! Разве один человек может съесть так много теста?»
)))
(Удалённый комментарий)
pamsik
28 фев, 2011 11:47 (UTC)
Re: Эх, гуляй честной народ!
Нет))) Другой. Но рассказ
просто восхитительный!!!))).

Удержаться не могу), вот ещё чуть-чуть продолжения:

«…Сосед между тем помазал блины икрой, разрезал все их на половинки и
проглотил скорее, чем в пять минут...
-- Челаэк!--обернулся он к половому. -- Подай еще порцию! Да что у вас
за порции такие? Подай сразу штук десять или пятнадцать! Дай балыка...
семги, что ли!
"Странно... -- подумал Пуркуа, рассматривая соседа.
-- Съел пять кусков теста и еще просит! Впрочем, такие феномены не
составляют редкости... У меня у самого в Бретани был дядя Франсуа, который
на пари съедал две тарелки супу и пять бараньих котлет... Говорят, что есть
также болезни, когда много едят..."
Половой поставил перед соседом гору блинов и две тарелки с балыком и
семгой. Благообразный господин выпил рюмку водки, закусил семгой и принялся
за блины. К великому удивлению Пуркуа, ел он их спеша, едва разжевывая, как
голодный...
"Очевидно, болен... -- подумал француз. -- И неужели он, чудак,
воображает, что съест всю эту гору? Не съест и трех кусков, как желудок его
будет уже полон, а ведь придется платить за всю гору!"
-- Дай еще икры! -- крикнул сосед, утирая салфеткой масленые губы. --
Не забудь зеленого луку!
"Но... однако, уж половины горы нет! -- ужаснулся клоун. -- Боже мой,
он и всю семгу съел? Это даже неестественно... Неужели человеческий желудок
так растяжим? Не может быть! Как бы ни был растяжим желудок, но он не может
растянуться за пределы живота... Будь этот господин у нас во Франции, его
показывали бы за деньги... Боже, уже нет горы!"
-- Подашь бутылку Нюи... -- сказал сосед, принимая от полового икру и
лук.-- Только погрей сначала... Что еще? Пожалуй, дай еще порцию блинов...
Поскорей только...
-- Слушаю... А на после блинов что прикажете?
-- Что-нибудь полегче... Закажи порцию селянки из осетрины по-русски
и... и... Я подумаю, ступай!...»

ania_ba
28 фев, 2011 22:08 (UTC)
Ух ты лапуси такие кушают блинчики.
Спасибо за рассказ и чудесные картинки.Я как-то каждый год на автомате,не заглядывая в календарь,начинаю стряпать блины.Потом до меня доходит,что ведь Масленица началась.:-))
pamsik
1 мар, 2011 07:30 (UTC)
Это называется "чуйка" развита))).
А правда ведь, иногда действительно, организму хочется именно блинков)).
Аня, детские фотки и меня расторогали)) такие милые, непосредственные))
ni_kolenka
1 мар, 2011 07:07 (UTC)
Спасибо огромное. Прекрасный пост, прекрасное начало дня
pamsik
1 мар, 2011 07:30 (UTC)
Пусть вся неделя у вас будет именно такой - масляно-прекрасной)))
livejournal
10 апр, 2012 13:01 (UTC)
Варим мыло!
User grudinskaya referenced to your post from Варим мыло! saying: [...] Посты по тэгу «я/ОтСебятина» Самая весёлая неделя в году – МаслЯница! [...]
( 31 Капля росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com