?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Муром, Муром-городок»

В Муроме удивительные монастыри. Всего их четыре, но мы посмотрели только три.
Два первых – Свято-Благовещенский и Свято-Троицкий – мужской и женский. Находятся совсем рядом друг от друга. Практически стенка к стенке.
Женский монастырь – особенный. Я знаю, что в него со всей страны – специально в Муром, специально в этот монастырь – приезжает множество людей. Здесь покоится неразлучная семейная пара Пётр и Феврония. Это наши русские святые, которым молятся о благополучии в браке, о встрече со своей второй половинкой, о детях.

Photobucket

Вообще, что можно успеть сделать в Муроме за один день:
* почувствовать разницу между мегаполисной суетой сует и неспешным ритмом тихого провинциального города;
* надышаться чистым, свежим и вкусным воздухом;
* полюбоваться монастырями;
* попить воды из родника у церкви Николы Мокрого;
* немного погулять по городу;
* покружиться на каруселях в Окском саду;
* постоять на набережной и насмотреться на Оку;
* купить муромских калачей;
* позавидовать, как следует, от души, удачливым рыбакам, наполняющим пакеты блестящим уловом;
* и забыть, забыть, забыть, что где-то есть проблемы и суета.
Итак, наше путешествие по Мурому.

Муромские монастыри.

В Муроме удивительные монастыри. Всего их четыре, но мы посмотрели только три.
Два первых – Свято-Благовещенский и Свято-Троицкий – мужской и женский. Находятся совсем рядом друг от друга. Практически стенка к стенке. Вот только не надо сейчас хи-ха с ха-ха. Сколько раз читала глупые смешки по поводу этого соседства. Действительно странно, вот погоготать насчёт времяпровождения монахов и монашек – на это мозгов хватает у всех, а задуматься и представить насколько, в общем, нелёгок и одинок путь человек, который решил посвятить свою жизнь Богу – с этим у многих проблемы.
Описывая эти монастыри, мне очень хочется использовать приставочку – кие: маленькие (камерные), беленькие, нарядненькие, красивенькие, уютненькие.
Свято-Благовещенский - мужской. Голубые маковки.
Свято-Троицкий - женский. Тёмно-серые (пепельные) маковки
.

Свято-Троицкий монастырь. Женский.


Photobucket

Photobucket
Главный вход в монастырь

Photobucket
Ещё одни ворота

Женский монастырь – особенный. Внутренний дворик утопает в цветах. Очень красиво смотрится подсвеченная солнцем алая плетистая роза, обвивающая церковное белоснежное крылечко с арками в древнерусском стиле. Это Троицкий собор - центральный.

Photobucket

Обходим кругом. Территория монастыря поделена на монашескую и мирскую. Всего-навсего висит верёвочка-ограждение и за ней течёт уже совсем другая жизнь. За собором стоит тёмная деревянная церковь Сергия Радонежского (нач.18в.), очень симпатичная. Её перевезли сюда специально из близлежащего села, чтобы показывать как экспонат под открытым небом.
Photobucket 

Рядом с ней звонко журчит фонтан - бурлящий, пышный, и красиво, обложенный гранитом, а сзади него на монастырской стене нарисована яркая фреска. Все фотографируются на его фоне. Рядом можно посидеть отдохнуть на лавочке.

Photobucket 

Женский монастырь – особенный. Глаза любуются нарядной архитектурой Троицкого собора (17в.) – пять изящных маковок – смотрятся очень легко, белоснежные стены – дают ощущение праздника, и везде кругом розы. Как они пахнут…. Этот архитектурный стиль хоть и называется заграничным словом – барокко, но оставляет общее впечатление пронзительной русскости – эти белые стены, ряды кокошников, наслаивающиеся друг на друга, выпуклые объёмные или наоборот углубленные орнаменты-полоски, много-много рядов, выглядят очень нарядно и очень по-русски. И вообще Троицкий собор очень похож на свадебный торт, если только считать уместным такое сравнение.

Photobucket 

Очень красивы и необычны изразцы, вернее изразцы-ленты терракотово-бежевого цвета на стенах собора. Удивляет то, что на них изображена древнеславянская символика – люди-птицы, крылатые звери и знаки, как из сказки. Я избегаю слова – языческие. Оно неправильное, кем-то подсунутое. Очень приятно видеть такие древние, такие русские сюжеты, из такого далёкого-далека на стенах православного храма. Это ведь наша русская история, это жизнь наших предков, это связь времён, зачем от неё отрекаться?

Photobucket 

Женский монастырь – особенный. Я знаю, что в него со всей страны – специально в Муром, специально в этот монастырь – приезжает множество людей. Здесь покоится неразлучная семейная пара – Пётр и Феврония. Это наши русские святые, которым молятся о благополучии в браке, о встрече со своей второй половинкой, о детях.

Люди едут сюда из-за тридевять земель, чтобы приложиться к мощам святых. Они в Троицком соборе. Это место действительно очень хорошее, очень светлое и тёплое. Очередь к мощам небольшая. Если только впереди вас не промчится группа из автобуса, то вообще к ним стоит несколько человек.

Photobucket

В церковной лавочке можно купить икону Петра и Февронии и самим освятить – приложить к мощам. Только здесь в монастыре продаются специальные сердечки-кулончики от Петра и Февронии. Можно заказать службу Петру и Февронии, на год или на месяц, поимённо. За собором есть источник, обложенный небольшими валунами, под изображением этих святых. Стоит кружечка – попить водички или наполнить ёмкости и увезти её с собой.
Photobucket

Не хочется пересказывать содержимое легенды о Петре и Февронии. Лучше почитать самим – в Интернете, например, или в серии «Всемирная детская литература». Это дивная сказка-легенда-сказание очень легко читается и очень трудно верится, что здесь не спрятан какой-то многослойный подтекст, дошедший до нас из глубины времён в такой вот литературно-религиозной форме. Ведь сейчас мы читаем православную интерпретацию истории Петра и Февронии, а её корни на самом деле уходят в древние устные народные предания. Поэтому, возможно, за столь длинный путь из Старины в сегодняшний день многое отретушировано и не совсем логично-понятно – какой-то змей, какой-то меч, и девушка-ведунья из села Ласково и её странные речи, и «метод» исцеления князя. Но, по формуле любого русского предания – «в каждой сказке есть намёк, добрым молодцам урок». В этой сказке отсутствует простота, и за вроде нехитрым сюжетом ощущается глубина.

И ещё интересно и очень важно – значение этой истории любящих друг друга людей для нашей достаточно легкомысленной современной жизни. Вот пример из «Повести»: однажды во время плавания на судне по реке, Феврония приказала вельможе, который обольстился её красотой зачерпнуть и отведать воды с правой и левой стороны корабля. Потом спросила: «Какая вода слаще». Он ответил: «Вода едина на вкус и цвет». Тогда умница Феврония сказала: «Точно также одинаково женское естество. Зачем ты, оставляя свою жену, думаешь о другой?».

Также очень жаль и совершенно непонятны причины замалчивания нашего русского праздника «всех влюбленных» (День Петра и Февронии – 8 июля) и дикое распиаривание хорошего, но коммерческого западного (День святого Валентина – 14 февраля).


Photobucket

Для того чтобы получить помощь от Петра и Февронии не обязательно ехать в монастырь в Муром: в Москве на Большой Никитской почти напротив Консерватории есть чудная крошечная церковь Малого Вознесения. Здесь есть чудотворная икона этих святых с их мощами.

Photobucket

Рассказ: «Муром, Муром–городок»

Comments

( 61 Капля росы — Взмахнуть пером )
vvtvv
16 мар, 2011 11:28 (UTC)
Грустно ...
А теперь в 14 км от этой красоты начинают строить атомную станцию и сделают 20-км зону отчуждения. К черту красота - главное прогресс!!!
tigricavera
16 мар, 2011 11:40 (UTC)
Re: Грустно ...
У нас в пригороде Санкт - Петербурга уже давно работает атомная электростанция, сейчас рядом строят вторую очередь электростанции. Никто не спрашивал жителей города, как они к этому относятся.
Re: Грустно ... - vvtvv - 16 мар, 2011 11:47 (UTC) - Развернуть
Re: Грустно ... - pamsik - 16 мар, 2011 16:57 (UTC) - Развернуть
zelena71
16 мар, 2011 11:49 (UTC)
Муром - чудесный городок! У меня самые нежные воспоминания о поездке! С мужем до сих пор смеемся, когда вспоминаем свое путешествие к домику Ильи Муромца :)))
А Троицкий монастырь для меня особенный - я ведь родилась 8 июля :)
pamsik
16 мар, 2011 16:59 (UTC)
Zelen, а сердечки ты не покупала в монастыре? Я так хотела, но их не было. Говорят их разметают просто в миг.
А какая там Ока…. !!! …
(без темы) - zelena71 - 17 мар, 2011 05:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 мар, 2011 06:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelena71 - 17 мар, 2011 06:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 мар, 2011 07:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelena71 - 17 мар, 2011 08:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 мар, 2011 10:55 (UTC) - Развернуть
vika_tim
16 мар, 2011 11:50 (UTC)
Как ты здорово фото на ромашечки, символ праздника семьи, наложила :)
Замечательный пост, Наташа :)
pamsik
16 мар, 2011 17:02 (UTC)
Сторалась))) На самом деле, давно уже «видела» этот пост в голове. Наконец-то руки дошли. Вообще я считаю, что наши монастыри – украшение всей России. Извиняюсь за пафосность))
Не было бы их, и что тогда…
saag
16 мар, 2011 12:05 (UTC)
жаль, что сперва вы упоминаете о двух монастырях-собратьях,мужском и женском, расположенных буквально бок о бок, а после - аж трижды по тексту (и выделено полужирным) написано: ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - ОСОБЕННЫЙ. я ни разу не был в Муроме, но как-то сразу возникло "рекламное ощущение": что в мужском монастыре просто какие-то "лузеры" живут. а вот женский монастырь - ОСОБЕННЫЙ. не очень приятное ощущение.
впрочем, судя по конечной ссылке, вы всего лишь процитировали некий рассказ... и не на правах рекламы.. надеюсь :)
pamsik
16 мар, 2011 17:09 (UTC)
Вы знаете, тут у меня, действительно, происходит некое разночтение. Это пост на основе фрагмента из рассказа о поездке в Муром. И в оригинале я сначала пишу о мужском монастыре, потом рассказываю о женском.
А насчет вашего «рекламного ощущения»… ну даже не знаю, я не совсем поняла причины почему оно у вас возникло. Что мне рекламировать в монастыре??)) Я вкладывала личные ощущения, какой-то радости, восхищения архитектурой, местом, употребляя в тексте слово «особенный» по отношению к Свято-Троицкому женскому монастырю.
Если вы прочтете весь рассказ о Муроме целиком, надеюсь, что эти ваши «подозрения» испарятся)).
(без темы) - saag - 16 мар, 2011 18:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 16 мар, 2011 20:14 (UTC) - Развернуть
senart_artdeco
16 мар, 2011 12:12 (UTC)
Простите, бога ради, но зачем в одном абзаце столько уменьшительно-ласкательных - лавочка, сердечки, кулончки, водичка, кружечка? Миленько получается, но тоскливенько, Вы уж простите.
pamsik
16 мар, 2011 17:11 (UTC)
Переправить на лавку, сердце, кулон, кружку и воду?)))
Ну вот такое у меня было настроение, когда писала))), хотелось ласки в словах)))
Атмосфера там такая хорошая, поэтому и пишу: «Описывая эти монастыри, мне очень хочется использовать приставочку – кие: маленькие (камерные), беленькие, нарядненькие, красивенькие, уютненькие».
(без темы) - senart_artdeco - 16 мар, 2011 20:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 мар, 2011 06:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - senart_artdeco - 17 мар, 2011 06:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 мар, 2011 06:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - senart_artdeco - 17 мар, 2011 06:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 мар, 2011 11:13 (UTC) - Развернуть
pik_tanya
16 мар, 2011 12:20 (UTC)
Спасибо. От рассказа ощущение спокойствия :) И очень-очень захотелось туда поехать. В теплое время обязательно там побываю
pamsik
16 мар, 2011 17:12 (UTC)
Мы там летом были. Вы бы знали – какая там ОКА!!!...
(без темы) - pik_tanya - 16 мар, 2011 17:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 16 мар, 2011 18:08 (UTC) - Развернуть
basart2007
16 мар, 2011 12:26 (UTC)
Спасибо огромное! Приходилось бывать в Муроме, только давненько и при весьма поспешных обстоятельствах. С вашей помощью увидел его еще раз. Честно говоря, очень хочется съездит, да пока не получается.

Чудо-звери на терракотовых образцах, это такие же иносказательные символы, как например изображающие четырех евангелистов четверо животных, описанных в апокалипсисе. Символизм вообще сильно присутствует в православии, скажем так - это не словесная, а изобразительная притча. И в житии то же самое, не потому что бы скрыть, а просто в понятных символах того времени. Змей изображает многое - это и конкретный злой человек, и построение вражеской колонны и многое еще чего. Так, с течением времени многое становится непонятным и в этом тоже есть интерес, часто скрытый за многослойностью. Главное, что о любви в житии сказано сильным и прямым словом, собственно оно о ней.))
А с праздниками думаю много проще. Валентин призывает к веселью и под это много чего можно продать, поэтому бесплатная раскрутка гарантирована. А преподобные - к счастливой жизни, что реализуется трудно, не всегда и не скоро, а потому для коммерции не интересно.
pamsik
16 мар, 2011 17:50 (UTC)
Гена, спасибо вам огромное. С наслаждением просто прочитала ваш комментарий.
Я знаю про символическое наполнение христианских образов. И сама я православная, воцерковленная. Но нельзя закрывать глаза на то, что в России православная вера наложилась ну ту, ещё славянскую древнюю веру. Солнцу уже, конечно, не поклоняются)), но и символика, и даты праздников, и сами места, где возведены храмы в большинстве своем заимствованы. Почему-то так складывается, что у нас ТА древняя культура обозначена почти ругательным словом «язычество». Чуть что сразу начинается привешиваться этот ярлык. Так и русские народные сказки можно назвать языческими сказками. В Греции – с уважением относятся к своим античным богам ( к примеру), никто не называет их «языческими». Римский пантеон небожителей – вообще классика. В Скандинавии Иванов день – национальный праздник. А у нас какое-то странное отношение к этому.
Я всё это к чему веду) – трактовать изображения на изразцах можно по-разному, и так, и так))).

Насчет праздника влюбленных – я не против Валентина, хотя если задуматься, и вспомнить о статистике людей «непарных» у нас, то всё-таки, этот праздник травмирует. А День Петра и Февронии – замечательный. Он наоборот вселяет веру в то, что у всех всё будет хорошо)))
(без темы) - basart2007 - 16 мар, 2011 20:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 мар, 2011 06:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basart2007 - 17 мар, 2011 07:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 мар, 2011 10:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basart2007 - 17 мар, 2011 12:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 мар, 2011 18:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basart2007 - 17 мар, 2011 18:10 (UTC) - Развернуть
geolight
16 мар, 2011 13:42 (UTC)
Обожаю белую архитектуру - не насмотреться!
Спасибо за пост.
pamsik
16 мар, 2011 17:56 (UTC)
Света, я один из своих первых (неумелых)) постов сделала про Церковь Одигитрии в Вязьме.
Она абсолютно бело-снежна… и настолько хороша, что захватывает дыхание.
Хочу тот пост переделать, намельчила сканов. Хотя тогда была горда как не знаю кто)))
gollandesc
17 мар, 2011 08:30 (UTC)
из моего фотоархива

Муром январь 2008
gollandesc
17 мар, 2011 08:32 (UTC)
Re: из моего фотоархива
кстати 7 мая я по дешевым ржд билетам собираюсь в Москву
вы в Москве будете или тоже путешествовать по дешевым билетам 7-9 мая?
alexsotnikov
18 мар, 2011 10:25 (UTC)
Семья - главная ценность!
Впечатлён!
Жизнь прожить - не поле перейти... А Феврония очень мудрая была женщина и ясновидящая... Многому можно поучиться у неё... И в первую очередь - жизненной мудрости...

Хранители семейной жизни,
Как покровители семьи..,
Как образец Любви и тризны,
Супружества всея Руси...

Желаю Вам тепла домашнего очага, взаимной любви на долгие годы и удачи в жизни!
pamsik
18 мар, 2011 12:24 (UTC)
Re: Семья - главная ценность!
Да. Семья это всё. Это тыл, это чувства, это твоя жизнь. Плохо быть одному.
Я тоже всем желаю в жизни этого счастья – хорошей крепкой семьи.
Спасибо вам, Саша. За стихи, за прекрасные пожелания)).
Какой вы светлый человек))) Общение с вами всегда солнечно)))
blacktroll
22 мар, 2011 22:23 (UTC)
Муром.. на слуху этот древний город. Спасибо, было очень интересно!
pamsik
23 мар, 2011 12:36 (UTC)
Муром спасает Ока и монастыри... Это чудный, старинный, атмосферный город, Слава Богу, ещё держится. Его знают и помнят, в него едут, а ведь с трудом включили в Серебряное кольцо, из-за близости ко всяким там секретным Арзамасу и Сарову.
ania_ba
26 мар, 2011 18:38 (UTC)
Вот эти изразцы тоже хороши.
ksjunjan
12 май, 2012 22:54 (UTC)
А в мужском Вы были внутри? Меня больше мужской поразил! Там нет искуственного освещения, окон тоже почти нет, свет только от свечей.. Полутьма. Старые иконы. Убранство возвращает на пару веков назад. Ощущения непередаваемые.
pamsik
13 май, 2012 07:18 (UTC)
Да, конечно. Мужской Свято-Благовещенский монастырь монастырь очень впечатлил. Вот здесь писала - http://www.pamsik.ru/about.php?i=16
darina_577
12 июн, 2012 17:19 (UTC)
Мне тоже Благовещенский монастырь нравится, тем более там моя святая покровительница похоронена, св. Ирина Муромская (жена св. Константина, крестившего Муром). Люблю бывать в этом городе.
pamsik
12 июн, 2012 17:27 (UTC)
В Муроме три монастыря и все красивые).
Я только расстроилась, что не купила сердечки-кулончики. Мне подруга рассказывала, что они продаются только в Свято-Благовещенской обители...
Муром ещё очень красит Ока. Не зря же Горький писал: "«Кто не видел Мурома с Оки, тот не видел русской красоты». )
(без темы) - darina_577 - 12 июн, 2012 17:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 12 июн, 2012 18:16 (UTC) - Развернуть
( 61 Капля росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com