?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Бородино, Верея - Места Русской Славы. Можайск - Загадки тамплиеров и Монастырь на Лугу»
 
*Музеем «Бородино» организуются феерические праздники-реконструкции Бородинской битвы. Это удивительное зрелище, и сюда в Бородино специально приезжает масса людей, чтобы посмотреть. Откуда только узнают – ведь ни рекламы особой не видно, да и проводятся энтузиастами.
- «День Бородина» (первое воскресенье Сентября, костюмированная реконструкция битвы);
- «День Победы» (9 Мая) ;
- «Стойкий оловянный солдатик» (последние выходные Мая, детский праздник);
- «Москва за нами 1941 год» (в Октябре).


Что для нас сейчас значит слово «Бородино»? Ну, ээ, это Отечественная война 1812 года, Наполеон, Кутузов – школьные учебники прочно уложили эти глубокие знания в наши головы. Что ещё? Ну, ээ, Багратион, и как его там – Барклай ээ де Толли. А, ещё Денис Давыдов, как же, как же. За это спасибо уже эльдаррязановской «Гусарской балладе», а также Льву Толстому, отдельное спасибо, что «Войну и мир» написал, можно вспомнить оттуда и удачно блеснуть эрудицией. Плюс лермонтовское «Скажи-ка дядя».
Ну, а что ещё? Всё.

И это так странно, что мы, русские, настолько не уважаем свою же русскую историю. Каким-то непостижимым образом память об этой великой войне и великой победе, об её героях - и особо не вкладывается (помимо школьных уроков истории) в нашу память, и особо не поддерживается. Что-то не припомню я общенационального Праздника для страны, связанного с этим событием.
Почему-то в нашу жизнь искусственно внедряются какие-то веселушные западные гулянки, или скалькированные оттуда же пустые праздники типа дней конституций. Чего боимся, интересно? Интереса к русской монархии? Ведь однозначно всплывёт в новом свете уже плотно загнанного под шаблон «дурака» имя императора Александра I. А также перед глазами появятся прекрасные русские аристократические фамилии – Горчаковы, Нарышкины, Раевские, Ермоловы, Кутайсовы, Тучковы, Оленины, Татищевы, Воронцовы и др.

А так ведь при лишнем то интересе, в людях может возникнуть искренняя гордость и уважение к своей истории, а это сейчас вредно и вообще никому не нужно, и так удачно и мощно забивается непрерывными потоком тв и сми развлекушками и криминальными сводками, посыпается сверху чипсами, поливается пивом. Гуляй народ. Забудь ты про это Бородино, на тебе в шоколаде, забей ты на это поле, упёрлось оно тебе, сядь, позырь, поржи, расслабься перед теликом. Какое нафик поле?

А поле, надо сказать, дивно красивое.
Настолько красивое, мирное, спокойное, зелёное, обрамленноё волнующимися на ветру берёзками, чуть ли не до земли развесившими свои тонкие пышные ветки. Солнце светит. Небо голубое. Трава-мурава. Соловьи поют. Черёмуха цветёт, лесные яблони цветут, одуванчики рассыпаны и подмигивают солнышку. И тишина….




Поле не объять глазами. И памятники везде по всему полю виднеются. И там, и тут, и здесь, и вон там на горизонте. Сколько же их?
34 памятника
.

«Война решена в уме Наполеона, он теперь считает ее необходимой для достижения власти, которой ищет, цели, к которой стремятся все его усилия, т.е. обладания Европою. Мысль о мировладельчестве так льстило его самолюбию и до такой степени занимает его, что никакие уступки, никакая сговорчивость с нашей стороны не могут уже отсрочить великой борьбы, долженствующей решить участь не одной России, но и всей твердой земли» (из донесения полковника Чернышева императору Александру I).

Отечественная война началась началась в ночь на 12 июня (24 июня) 1812 года.

Летом. Тогда «техника» была такая – лошади, артиллерийские повозки с пушками – что грамотно было биться тогда, когда позволяют погодные условия.

Наполеон Бонапарт и его 600-тысячная Великая Армия пересекли границу Российской Империи – переплыли реку Неман и заняли российский город Ковно (Каунас, Литва). Французский император уже покорил всю Европу – Италию, Неаполь, Австрию, Баварию, Виртембергию, Саксонию, Вестфалию, Пруссию, Голландию, Испанию, Португалию, Польшу, Швейцарию, Германский союз. До покорения мира осталось совсем немного – Россия и дальше всё остальное.
Русская армия оказалась неподготовленной к сражению – французы слишком быстро наступали, и у них было подавляющее численное превосходство (почти в 3 раза больше), да к тому же мощный военный опыт – и поэтому Русские войска, ведя бои, отходили вглубь страны. Но отступали для того, чтобы, выиграть время, собрать все силы, выбрать место, повернуться лицом к врагу и ответить. Но отступали. И буквально за каких-то два месяца Наполеон был уже в ~120 км от Москвы. Время давать русский ответ французам настало.

7 сентября у деревни Бородино, где сосредоточились 1я (генерал Михаил Богданович Барклай де Толли) и 2я (генерал Петр Иванович Багратион) Армии, отходившие от Смоленска, главнокомандующий армией генерал Михаил Илларионович Кутузов после осмотра позиции решил дать генеральное сражение.
Французы: Наполеон Бонапарт, маршалы и генералы Даву, Ней, Мюрат, Компан, Дессе, Монбрен, братья Коленкур, Жюно, вице-король Е. Богарне, Нансути, Понятовский, Дельзон, Бонами и др. ~ 132 тысяч человек (все – кадровые солдаты), 624 орудий*.
Русские: Михаил Кутузов, генералы и офицеры Багратион, Барклай де Толли, Тучков 1й и 4й, Ермолов, Воронцов, Неверовский, Горчаков, Раевский, Дохтуров, Коновицын, Остерман-Толстой, Лихачёв, Платов и др. ~ 135 тысяч человек (вкл. 21тыс. новобранцев и 7тыс. казаков т.е. иррегулярной конницы), 587 орудий* (данные везде разные).

Утро начинающегося дня над Бородинским поле было солнечным.
«Это солнце Аустерлица!» - воскликнул Наполеон.

А над Кутузовым, осматривающим полки в день перед сражением, внезапно появился орёл и долго парил над ним. Тогда же Кутузов приказал отслужить молебен иконе Божией Матери Смоленской или Одигитрии – Указующей Путь. Трудно переоценить значение этого решения Кутузова – отслужить молебен на Бородинском поле. Ведь «… Молитва для русского есть уже половина победы».
«Вот они!.. Несут, идут… Вот они… Из-под-горы от Бородина поднималось церковное шествие… - Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!.. – Смоленскую матушку, - поправил другой… Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией… «Яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству»… 

                                                                                                                               

«Ребята, сегодня придётся вам защищать землю родную, надо служить верою и правдою до последней капли крови …я надеюсь на вас, Бог нам да поможет!».
«Стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли…» - и в этот момент Кутузов присягнул перед иконой не отступать с Бородинских позиций ни на шаг.
А с Шевардинского редута, захваченного в предыдущий день французами, на эту малопонятную процессию задумчиво смотрел Наполеон….

Курганная высота (т.н. батарея Раевского), дер. Шевардино (т.н. Шевардинский редут), дер. Семёновская (т.н. Багратионовы флеши), Утицкий курган.
Батарея Раевского – центр Русской армии, располагалась на Курганной высоте, на высоком месте/люнете для 18 орудий, которые обстреливали большую площадь.
Редут – сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое (Шевардинский – 5угольный) полевое укрепление с наружным рвом и бруствером (насыпью). Это была вторая огневая точка после батареи Раевского (12 орудий);
Флеши - фр. «стрела», или земляные укрепления в форме тупого угла.
Волчьи ямы – рыли против вражеской кавалерии, глубиной – 2м, на дне торчали колья.

«За Веру, Царя и Отечество!».
И не было видно солнца, и нежного неба, и зелёной травы-муравы – это было поле крови. Ядра – разрывали на куски, картечь – отрывала части тела, сабли – рубили, штыки – кололи.


«Битва началась на рассвете…. Со всех сторон раздавалась канонада. Туман, заволакивающий ещё в то время равнину, скрывал сильные надвигающиеся вперёд неприятельские колонны. Они шли беглым шагом с барабанным боем… Огонь был убийственный….».
«Пальба, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура», стенания раненых, вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния на девяти разных европейских языках произносимые: все сие смешиваясь, придавало ужасной сей картине действие, которое ни одно перо изобразить не в силах…».
«Тучков закричал полку своему: «Ребята, вперёд!» Полк дрогнул. «Вы дрогнули! – вскричал он, - я один пойду». Схватил знамя, полетел, и в нескольких шагах роковая картечь поразила его в грудь…».

Бородинское сражение началось с рассветом и закончилось в сумерки.

Русские войска на Бородинском поле сделали невозможное, показали немыслимую доблесть, силу духа, беспримерную храбрость, исключительное мужество. Бородино – это не совсем победа, но и не поражение. Русские отступили с честью – чтобы вернее победить. Это было стратегическое отступление. Да – отдали Москву, но – сохранили армию и возможность продолжать борьбу.
Оба противника оценивали результат битвы как победу.
Наполеон (из письма к жене): «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми... Московская битва — моё самое великое сражение: это схватка гигантов. Русские были побеждены!».
Кутузов (из донесения императору): «Баталия была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришел нас атаковать. … Французская армия, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое Отечество. Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов…».

И каждый был прав по своему.
Через 25 лет в 1837 году на месте нахождения батареи Раевского был торжественно заложен памятник. Это была 28-метровая 8-гранная тёмная чугунная колонна, увенчанная золотой чешуйчатой главкой с крестом. На каждой из граней золотые надписи:
«Благодарное Отечество положившим живот на поле чести. Русских генералов убито 3, ранено 12, воинов убито до 15 000, ранено 30000».
«Отступили с честью, чтобы победить. Вторгнулось в Россию 554000 человек, возвратилось 79000».
«Умерли за Отечество полководцы: Багратион, Тучков 1-ый, Тучков 4-й, граф Кутайсов. Всем прочим слава!».
«Москва занята неприятелем 2 сентября 1812 года, Александр I вступил в Париж 19 марта 1814 года».






Открытие памятника было чрезвычайно торжественным. На нём присутствовал Николай I, прошло парадом 150 тысяч войск, был произведён салют из 792 выстрелов. Интересно, что Николай I сам лично контролировал и утверждал план установки памятников героям войны 1812 года (по всей Российской Империи!).
Через 100 лет после сражения в 1912 году каждый полк собрал деньги по подписке и поставил памятник своим однополчанам, воинским частям, принимавшим участие в битве. На Бородинском поле сейчас 34 памятника Памяти и Славы. И каждый венчают орлы.

На Бородинском поле «французская армия расшиблась о русскую», - сказал генерал Еромолов.

Нам очень повезло с погодой – хоть и ранняя весна, но погода редкая - +18, всё цветёт, нежно-зелёная листва, трава, шелковые белые облака на нежно-голубом небе, ослепительное солнце. От чистоты и яркости красок у меня даже заболели глаза, а солнечные очки взять не догадалась. К главному памятнику на батарее Раевского – той самой чугунной колонне с золотой маковкой, о которой писала выше – от дороги ведёт очень красивая аллея, окаймлённая роскошными вольными плакучими берёзами.

У его подножия, сзади, так, чтобы было видно всё Бородинское поле – покоится «Генерал от инфантерии князь П.И.Багратион, командовавший второй западной армией. Ранен в сражении под Бородиным 26 августа 1812 года (7 сентября по н.с.). Скончался от ран 12 сентября 1812 года на 47-м году от рождения».

Сам монументальный памятник, как и место захоронения князя Багратиона – восстановлены в 1987г. Что же такого можно сделать с памятником и склепом, чтобы их восстанавливать? Ответ простой – памятник отдали на переплавку, а склеп разграбили. Это произошло в 1932г.




Стоя на возвышении у колонны-памятника, хорошо видно окрестности, и везде, в разных местах стоят другие памятники, поменьше размерами. До них можно (и нужно) дойти.
Кроме того, на поле оставлены оборонные укрепления Отечественной войны 1941-45гг. – ДОТы и окопы, укреплённые бревнами. Муж даже спрыгнул в один окоп и пролез внутрь блиндажа, а потом долго удивлялся, что всегда думал – «ДОТ» название самостоятельное, а оказывается это аббревиатура от «Дальней Огневой Точки».




Напротив главного монумента через дорогу находится Музей «Бородино». Перед ним на небольшой площади стоят в два ряда трофейные пушки и три бюста: Кутузову, Багратиону и Барклаю де Толли.




Из экспозиции музея особенно запомнилась объёмная воссозданная в миниатюре экспозиция Бородинского сражения, портреты героев сражения, и форма русских военных того времени – кивера с султанами вверх, белые рейтузы, лосины из лосиной кожи, гусарские и уланские мундиры (легкая кавалерия), кирасирские и драгунские мундиры (тяжелая кавалерия). В бой шли, как на парад – вся одежда создавала ощущение достоинства. Идти на смерть за родное отечество было делом чести каждого человека….
Интересно, что император Александр I скромно носил звание полковника, а более высокие звания носили лишь те, кто непосредственно принимали участие в боевых действиях. Фельдмаршал Кутузов был первым полным Георгиевским Кавалером.
Сайт музея «Бородино»
Схема расположения всех памятников
Описания и замечательные фотографии всех памятников, флешей, редута, музея и др.

Интересно, что музеем организуются феерические праздники-реконструкции Бородинской битвы. Это удивительное зрелище, и сюда в Бородино специально приезжает масса людей, чтобы посмотреть. Откуда только узнают – ведь ни рекламы особой не видно, да и проводятся энтузиастами.
-
«День Бородина» (первое воскресенье Сентября, костюмированная реконструкция битвы);
- «День Победы» (9 Мая);
- «Стойкий оловянный солдатик» (последние выходные Мая, детский праздник);
- «Москва за нами 1941 год» (в Октябре).




Рассказ «Бородино, Верея - Места Русской Славы. Можайск - Загадки тамплиеров и Монастырь на Лугу»

Comments

( 51 Капля росы — Взмахнуть пером )
cr2
6 май, 2011 08:09 (UTC)
Душевно там. Как раз вчера был там, смотрел незаконно построенные коттеджи.
Если интересно - пост у меня в журнале.
pamsik
6 май, 2011 08:19 (UTC)
На самом Бородинском поле коттеджи??...
… … (вместо точек у меня слова идут)
Посмотрю, конечно, твой пост. Спасибо.

Интересно те кто строил – о чем думали?...
(без темы) - cr2 - 6 май, 2011 08:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 6 май, 2011 08:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cr2 - 6 май, 2011 08:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 6 май, 2011 08:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cr2 - 6 май, 2011 10:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 6 май, 2011 11:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cr2 - 6 май, 2011 11:12 (UTC) - Развернуть
surrealistic_me
6 май, 2011 08:27 (UTC)
Была там в детстве, как раз на День Бородина.
pamsik
6 май, 2011 08:36 (UTC)
Я все время хочу съездить на какую-нибудь реконструкцию Битвы, но никак не выкраивается время(. И это 9 мая пропустим…
tanja_shi_no
6 май, 2011 09:16 (UTC)
Полностью с Вами согласна. Как можно забывать свою историю? А сейчас у нас история - это только Великая отечественная война и все. Я сгласна: это большой праздник - день победы, но: было и еще столько всего! Неужели вся история нашей страны начинается после 1917ого года? .... Зато с каким восторгом смотрят наши граждане на чужие национальные праздники, например на день Святого Патрика. ...........


Фото отличные. Спасибо за них.:)
pamsik
6 май, 2011 09:36 (UTC)
Да. Именно так и обстоят дела.
Незаметное подкрадывание чужих праздников. Я не имею ничего против них, но не празднуют же американцы нашу Масленицу, например. У нас так мало официально признанных своих настоящих достойных дат, что не удивительно, что «наши» празднества уже отодвигаются на второй план «ненашими».
А главное – боюсь я, что это неслучайность. За всем этим стоят деньги.
Проплачивается пиар-компания и уже победители в ВОВ не мы, а американцы…??!!...

Фотографии сделало такими – солнце и весна).
(без темы) - tanja_shi_no - 6 май, 2011 09:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 6 май, 2011 12:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tanja_shi_no - 6 май, 2011 13:27 (UTC) - Развернуть
danielli
6 май, 2011 10:16 (UTC)
Замечательный рассказ.
Надо помнить свою историю.

Кстати, по поводу застройки очень хорошо в эфире высказался один из моих любимых журналистов (букв не много, почитать стоит):
http://www.echo.msk.ru/programs/repl/771552-echo/
pamsik
6 май, 2011 11:08 (UTC)
У cr2 есть отличный пост «Бородинские рубежи».
Взяла оттуда 2 фотографии:
Одни люди приехали на Бородинское поле, чтобы помочь его почистить, засадить


Другие вот, заняты дачным бизнесом, и им по фигу, Бородинское ли это поле, не Бородинское это поле…



Спасибо. Сейчас посмотрю вашу ссылку.
pamsik
6 май, 2011 12:46 (UTC)
Он что серьёзно так думает?
Мне жаль, что подобным детсадовским измышлениям дают эфир. …
il_ducess
6 май, 2011 10:25 (UTC)
Спасибо большое.
Очень хорошее путешествие.
pamsik
6 май, 2011 11:22 (UTC)
Согласна). Нам в придачу ещё очень повезло с погодой. Все краски, которые на фотографиях – настоящие, не фотошопные).
Ещё обязательно напишу про Маргариту Тучкову и Спасо-Бородинский женский монастырь. Пронзительная у него история…
sergey_63
6 май, 2011 10:55 (UTC)
«…И это так странно, что мы, русские, настолько не уважаем свою же русскую историю…»

Хорошие слова. Но, в таком случае, позвольте тогда кое-что по тексту заметить (именно по истории).

«…Французский император уже покорил всю Европу – Италию, Неаполь, Австрию, Баварию, Виртембергию, Саксонию, Вестфалию, Пруссию, Голландию, Испанию, Португалию, Польшу, Швейцарию, Германский союз…»

- Никакого государства с со странным названием «Виртебергия» в природе никогда не существовало. А вот Королевство Вюртемберг было. :)

- Германский союз Наполеон покорить физически не мог, поскольку такого просто тоже не было. Он появился лишь в 1815 г.

- Польшу Наполеон тоже никогда не покорял, т.к. тогда такого государства просто НЕ СУЩЕСТВОВАЛО, а её территория была разделена между Россией, Австрией и Пруссией.

Это, так сказать вкратце, не касаясь остального текста :)

Не стал бы этого писать, если бы в начале страницы не прочёл о том, как автор журнала упрекает других в незнании истории. :)
Надеюсь, никто не обиделся. :)
pamsik
6 май, 2011 11:13 (UTC)
Конечно, нет. Спасибо. Попытаюсь проверить то, что вы написали и поправить.
Всё моё знание истории – самообразование, к сожалению. Но и даже такое, не академическое знание, уже есть плюс.
Плохо – когда вообще не знают даже, что такое Бородино…
sergey_63
6 май, 2011 12:16 (UTC)
Да, согласен полностью!
pamsik
6 май, 2011 11:41 (UTC)
Отвечаю ещё раз. Проверила те факты о которых вы пишете.
1. Виртембергия. Это государственное название употреблялось как раз в то время.
2. Польша всегда была. Даже несмотря на то, что её перед войной 1812 года краткосрочно поделили между собой 4 страны: Франция, Россия, Пруссия и Австрия.
3. Германский или Рейнский союз был подписан в Париже 12 июля 1806 г. между Наполеоном и германскими государями (Бавария, Баден, Дармштадт, Клеве-Берг, Нассау, Гогенцоллерн, Лихтенштейн и др.).

Так что, как видите, история не терпит категоричности)))


Edited at 2011-05-06 11:42 (UTC)
sergey_63
6 май, 2011 13:10 (UTC)

Ну, что вам на это сказать? :)
У Вас прямо какая-то альтернативная История. :))))

Ну хорошо, давайте попробую вкратце рассказать.
Возможно Вам это будет интересно.

После того, как в 1794 г. войска Костюшко были разбиты русской армией, и Варшава пала, территория Речи Посполитой была разделена между Россией, Пруссией и Австрией (по договору, заключённому в 1795 г.). С этого момента государство Польша ПРЕКРАТИЛО СВОЁ СУЩЕСТВОВАНИЕ!
Так что Польшу покорила уж никак не Франция! :)))

После того, как Наполеон победил Пруссию, он из части бывших польских земель («прусской части») создаёт Герцогство Варшавское. К которому в 1809 г. присоединил и «австрийский» кусок бывшей Польши, победив Австрию.
Таким образом соединив 2/3 бывшей Польши, он создаёт полностью вассальное Герцогство Варшавское.

Поэтому утверждать, что Наполеон покорил Польшу (которая исчезла с карт земли в 1795 г. и вновь появилась только в 1815 г. уже как Царство Польское), по меньшей мере странно.
И не менее странно выглядит Ваше заявление «…Польша всегда была…». Во всяком случае, любой справочник по истории XIX в. говорит об обратном. :)

«…Польша всегда была. Даже несмотря на то, что её перед войной 1812 года краткосрочно поделили между собой 4 страны: Франция, Россия, Пруссия и Австрия…»

Извините, но Вы постоянно приводите какие-то странные вымышленные факты. :)
Я только что уже вкратце рассказал - как, кто и когда делил Польшу.
Франция никаким боком там и рядом не стояла (см. выше). :)))

«…Германский или Рейнский союз был подписан в Париже 12 июля 1806 г. между Наполеоном и германскими государями…»

Вы путаете совершенно разные вещи. «Германский союз» и «Рейнский союз» - это не одно и то же.
«Рейнский союз» - был создан в 1806 г. из немецких княжеств, вышедших из Священной Римской Империи.
«Германский союз» - был создан в 1815 г. на Венском конгрессе, где решалась дальнейшая судьба Европы после падения императорской Франции.

«…Виртембергия. Это государственное название употреблялось как раз в то время…»

Не знаю, кто Вам сказал эту ерунду, но если Вы откроете любую историческую карту XVIII-XIX в.в. , то увидите, что это государство тогда называлось WURTTENBERG. :)
Так же можете открыть любые мемуары участников тех событий и убедиться, что и там написано то же самое - ВЮРТЕМБЕРГ.
(кстати, заметьте "Вюр..", а не "Вир...")

Если же и после всего перечисленного Вы продолжите утверждать, что «Польша существовала всегда, и её захватил Наполеон», что «Наполеон покорил Германский союз», и что в то время якобы существовали «Виртембергия», «Клеве-Бергия» и прочие «бергии», то остаётся только развести руками и согласиться с Вами - действительно, к сожалению люди всё меньше и меньше стали серьёзно интересоваться историей :)))
(без темы) - pamsik - 6 май, 2011 17:32 (UTC) - Развернуть
ne_nai
6 май, 2011 11:05 (UTC)
Как хорошо, как правильно вы написали.
По поводу праздников - мне кажется ужасным, что в школах сейчас празднуют Хеллоуин :(

Есть интересное письмо в.н.Александра Н. отцу, Николаю I, где он подробно описывает посещение Бородинского поля. "...невыразимое чувство... столько пролито крови..." А потом такая мысль: "Вообще жалко смотреть, как у нас мало обращают вниания на сохранение всего того, что имеет какое-либо историческое воспоминание и предание"...
pamsik
6 май, 2011 11:19 (UTC)
Трудно сказать, что раньше понимали под словом «мало обращают внимание»…
Раньше любой аристократ считал делом чести вложить деньги в какое-либо благотворительное заведение – больницы, приюты… Даже на памятник героям Бородинского сражения собирали деньги по народной подписке. Это нормальная практика была.
Сейчас этого же вообще почти нет. Я не буду говорить о тех редких людях, которые, действительно помогают. Но в своём большинстве обеспеченное большинство лучше потратится на майбахи и мальдивы, чем на восстановление музея или монастыря…

А насчет праздников… Что тут говорить, если в православной стране до сих пор Пасха – неофициальный, а конфессиональный праздник. В Страстную неделю, когда по всей Европе отменяют по телевизору любую рекламу, у нас прогоняют концерт Наташи Королевой…
(без темы) - ne_nai - 6 май, 2011 11:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 6 май, 2011 12:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ne_nai - 6 май, 2011 12:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 6 май, 2011 12:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ne_nai - 6 май, 2011 12:36 (UTC) - Развернуть
p_n_y_p
6 май, 2011 11:54 (UTC)
Откуда Вы все эти цитаты берёте???

"И это так странно, что мы, русские, настолько не уважаем свою же русскую историю."
По этой фразе подумал было, что как раз затронете недавний скандал с постройками на поле...

"ДОТ" - "долговременная огневая точка". :-)
pamsik
6 май, 2011 12:05 (UTC)
Мы на Бородинском поле были в мае 2008 года.
Тогда там ещё ни о каких застройках речи не шло.
Но, как видите, фраза оказалась, считай, пророческой.
Насчет ДОТа – я в армии не служила ) – так муж вроде сказал, но, честно говоря, принципиальной разницы между «долговременной» и «дальней» не вижу.
(без темы) - p_n_y_p - 7 май, 2011 21:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 8 май, 2011 14:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - p_n_y_p - 9 май, 2011 00:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 9 май, 2011 14:59 (UTC) - Развернуть
v_murza
6 май, 2011 17:25 (UTC)
Спасибо Вам за прекрасный рассказ и замечательные фото!
Я могу записать себе в актив, что открыл могилу героя Бородинской битвы Назимова Андрея Петровича (1784-1855), действительного статского советника из псковских дворян.
http://v-murza.livejournal.com/89934.html
только вот картинки там не всегда открываются.
А под коттеджи воробуржуйская власть уже и Пушкиногорский заповедник освоила:=(

pamsik
6 май, 2011 19:29 (UTC)
Володя, я испытываю глубокое уважение к вашей жизненной нацеленности. Спасибо вам за Назимова, за ваш редкий по интересности пост.
А помните у Меняйлова - он писал, что 9 мая это особенный день, когда надо отмечать память предков-героев. Ничего особенного в этом ритуале нет, кроме ночного неба, свечи (огня), рюмки водки и минуты молчания.
Он говорил. что это был какой-то особенный праздник у древних славян, на небе как-то по особенному располагались звезды, и что очень важно именно в этот день вспоминать Героев...
Думаю, что Бородинское поле это как раз тот пример безграничной кристальной силы духа и храбрости. (Очень хочу избежать пафосности в словах).


(без темы) - v_murza - 7 май, 2011 06:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 7 май, 2011 16:17 (UTC) - Развернуть
zelena71
7 май, 2011 05:02 (UTC)
Наташа, изумительный пост! он одновременно вызывает и гордость за Россию, и боль! Про застройку Бородинского поле смотрела репортаж по ТВ.....непонятно, грустно, обидно....
pamsik
7 май, 2011 16:22 (UTC)
Спасибо, Леночка!
Я думаю такие места не подпустят к себе низменности. Там столько людей героически сражались, отдавали души за за Отчизну (просто с трудом выговорила это слово, настолько отвыкла), что не может там быть ничего позорного.
livejournal
2 сент, 2012 18:07 (UTC)
Бородино (Московская область, Можайский район)
Пользователь spiny_se сослался на вашу запись в «Бородино (Московская область, Можайский район)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Бородино (Московская область, Можайский район) [...]
( 51 Капля росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com