?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очередной рассказ в мою коллекцию «Колоритных историй о путешествиях» от Владимира Troll-я. Это повествование о поездке на Кавказ, в Чечню. Единственное его отличие от предыдущих – смешных, удивительных, забавных приключениях, рассказанных очень легким языком – в серьёзности того, что осталось «за кадром», могло произойти, но, Слава Богу, не произошло…


Данное событие происходило до начала «чеченских войн» летом 1990 года. У меня была командировка в г. Грозный. Об этом городе и людях его населяющих я не знал ровным счётом ничего. Знал только, что там добывают и транспортируют нефть. Когда я сошёл с поезда - закашлялся, мне показалось, что этой самой нефтью там пропитано всё. Меня поселили в маленькой гостинице на берегу мутной реки Сунжи. Река была действительно мутная, буро- коричневого цвета.
Для тех, у кого Кавказ ассоциируется с горами - сообщаю, что город Грозный находится в котловине и никаких гор там нет, впрочем, как и в Ставрополе - абсолютно ровный ландшафт.
Наступил выходной день. Я решил куда-нибудь съездить на природу, полазить по горам, например, а оставаться на два дня в городе при тридцатиградусной жаре совсем не улыбалось.
На Кавказ я приехал или нет?!

В местном бюро по туризму и экскурсиям на выходные дни мне ничего предложить не смогли и я решил сам себе организовать отдых.


В Грозном было два автовокзала. Один - это автобусы в Дагестан, Баку и.т.д., а другой - местный. Мне сказали, что если я не хочу далеко уезжать, то лучше обратиться на местный автовокзал. Этот автовокзал представлял собой маленькую автостанцию возле рынка. Я подошёл к одной русской пожилой женщине и спросил: «Куда стоит поехать, если я хочу отдохнуть в горах?»

- В горы?! - спросила она. - А Вы не боитесь? «Нет» - ответил я. Надо сказать, что перед поездкой в этот славный город, я был уже и в Прибалтике, и в Киргизии, и в Южном Казахстане. И нигде и никто мне таких вопросов не задавал. «Хорошо, - сказала женщина. - Садитесь на этот автобус, доедете до Шали, а там пересядете на автобус до...».

Название этого места я, пока добирался до Шали, забыл напрочь. Выйдя из автобуса и оглядевшись, я увидел вдали живописные холмы, напоминающие отроги Кавказа. Пока я пытался вспомнить название, на другую сторону площади привокзальной подошёл маленький ПАЗик и быстро стал заполняться людьми. Как только я в него запрыгнул, двери тут же закрылись, и я поехал сам, не зная куда.

На моё счастье автобус направился именно в сторону «холмов».
Рядом со мной стоял пожилой чеченец в Папахе и чёрном костюме. Вдруг он высоким голосом произнёс на весь автобус: «АММА!» Мужчины тут же поднялись со своих мест, а женщины оставшись на местах, сложили руки, как бы держа перед собой книгу, и стали шевелить губами, вроде как читали молитву. Оказалось, что мы проехали мимо кладбища. И так было всякий раз, проезжая места захоронений.

Автобус доехал до конечной остановки в небольшом селе, окружённом невысокими, поросшими густым лесом, горами. Я спросил водителя, когда он поедет обратно, оказалось, что только вечером, что меня устраивало. И я отправился на прогулку. За этим селением, названия которого я так и не узнал, протекала горная речка. Переправившись через неё по камням, я направился в гору. Лес был прекрасный! Грибов и ягод было видимо-невидимо, видно местные жители их не собирают. И что меня больше всего удивило, по лесу среди деревьев бегали косули. Фантастика, одним словом!

Нагулявшись по лесу, насладившись прекрасным видом, открывающимся с вершины этой горки (она была невысокая, возвышалась метров, может быть, на сто) я пошёл обратно в селение. Остановившись возле речки, решил помыть кроссовки от грязи. И тут метрах в двадцати увидел группу подростков, можно сказать детей, им было лет по 12, и собаку, идущих со стороны селения. Увидев меня, они принялись кричать. Самое приличное было: «Русская свинья, что ты здесь делаешь?!» Я обругал их по-английски. Тогда девочка спросила: «Ты веришь в Бога?» И не дождавшись ответа, добавила: «Если веришь, можешь оставаться, а если нет - проваливай!». На что один из парней ей ответил: «Ты что, разве не знаешь, что у них бог - свинья?» И продолжали орать; надоело по-русски, видимо уже лексикон иссяк, начали по-чеченски. И так пока я не обулся и не ушёл. Я пришёл в селение. Пока ждал автобус, проходящие мимо люди окидывали меня взглядами с головы до ног, словно я прилетел с другой планеты. Я благополучно добрался сначала до Шали, потом до Грозного. В понедельник, придя в институт, куда я был командирован, рассказал о своём «путешествии».

«Вы с ума сошли! - сказала одна сотрудница. - Конечно, им было странно видеть одинокого русского в их селении. Если мы собираемся куда-то, то нанимаем целый автобус и обязательно берём с собой кого-то из чеченцев. А так Вас могли запросто убить!» И это было ещё до начала печально известных событий. Уже тогда велась соответствующая идеологическая обработка. Можно только предположить, кем стали эти подростки, когда подросли и мне их жаль, как жаль и наших ребят, отдавших жизнь НИЗАЧТО в этих проклятых, бессмысленных войнах.




Все фото взяты с ЯФ


Рассказ «История про «9-й вагон (и не только)» по-немецки»
Рассказ «Поездка в Литву или как я познакомился с ка…»
Рассказ «Почти по Гоголю… или как отмечают Рождество в селе на Западной Украине»

Comments

( 77 Капель росы — Взмахнуть пером )
(Удалённый комментарий)
pamsik
15 май, 2011 09:11 (UTC)
Я полагаю, что у автора Ангел-хранитель со своеобразным юмором. Потому что он постоянно снабжает его самыми необычайными путешественническими ситуациями. Во мы сколько ездим, а какие-то интересные моменты можно пересчитать по пальцам.
Вспоминаем, конечно, потом что-то. Но они на рассказ не тянут...

Edited at 2011-05-15 09:12 (UTC)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - pamsik - 15 май, 2011 09:41 (UTC) - Развернуть
ren_ar
15 май, 2011 10:06 (UTC)
Простенькая история, но заставляет задуматься.
pamsik
15 май, 2011 10:24 (UTC)
А это талант - сложненькое рассказать простенько)), и чтобы потом, в конце, все задумались.
На мой взгляд, самое важное автор высказал буквально в трех словах в последнем предложении...
(без темы) - ren_ar - 15 май, 2011 10:59 (UTC) - Развернуть
ne_spirovchanka
15 май, 2011 11:18 (UTC)
Интересно, спасибо. Не знаю, насколько это здесь важно, но не соглашусь с фразой из последнего абзаца о том, что "уже тогда велась соответствующая идеологическая обработка". Судя по истории взаимоотношений наших народов, эта "обработка" велась не одно столетие.
pamsik
15 май, 2011 11:21 (UTC)
(( ая не соглашусь и с вами, и с автором насчет прошлого времени. "Велась"? ... и ведётся... и будет вестись...
К сожалению.
Развязывая какие-либо военные конфликты с Кавказом как можно не учитывать исторический опыт "общения"?...
bogom_dann
16 май, 2011 08:01 (UTC)
Тоже был на Кавказе после начала 1-ой войны, в сентябре 1995, правда, не в Чечне, а в Теберде (Карачаево-Черкессия). Черкесы, ясное дело, не чечены, но тогда полыхал весь Кавказ, правда, везде по-разному. Нас в Теберде (мы проехали от Ставрополя в заповедник на Архыз через все селения) встречали, перегораживая дорогу, и не отпускали, пока с ними не выпьем "а поговорить?" Водка везде местная, производства братьев Арслановых. Вместо 8 часов ехали 3 дня. Правда, с сопровождающими, - здесь принято передавать гостя из рук в руки. Красиво отдыхали в горах, в горной реке ободрался, как мартовский кот на помойке, - хорошо, отделался только очками да синяками. Атмосфера была очень душевная, но войны старались не касаться. В Ставрополе гостил у друга, в местном издательстве "Стрижамент" прикупил "Кавказскую войну", автора которой (генерала Василия Потто) называли Бояном русской воинской славы, Нестором кавказской войны. События по названной теме от древнейших времён до Ермолова и Чечни завершаются 1832 годом (1-ый выпуск), занимая 5 томов, каждый по 650-680 страниц, итого - более 3000 страниц подробной летописи освоения края и кровавых разборок. Было, вероятно, и продолжение (Потто умер в 1911 году). Так что действительно, исторический опыт общения русских с народами Кавказа накоплен огромный, но когда и кто его учитывал? Возьмите, Карачаево - они ведь тоже поначалу образовали у себя 5-7 независимых республик ( в т.ч. 2 казачьих) и Ель-Цын (сын Ёлки, по народной этимологии) был готов это размежевание узаконить, но в 1992 всё-таки передумали и переобъединились вновь в привычное образование. К сожалению, никто никогда ничего не учитывает. И, вероятно, так будет продолжаться.
(без темы) - pamsik - 16 май, 2011 14:50 (UTC) - Развернуть
galika
15 май, 2011 18:50 (UTC)
"Остановившись возле речки, решил помыть кроссовки от грязи. "

а вы не поинтересовались у этих ребят откуда берут питьевую воду люди из аула ниже по течению этой самой речки?
pamsik
16 май, 2011 14:39 (UTC)
Интересно, прочитав рассказ об опасной поездке незнающего человека в горы Кавказа, можно было бы поволноваться в первую очередь о том, что он вышел сухим из воды, и уже в 25ю - о чистоте речной воды).
Кстати, питьевую воду обычно берут из родников.


Edited at 2011-05-16 14:51 (UTC)
(без темы) - galika - 16 май, 2011 16:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 16 май, 2011 16:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galika - 16 май, 2011 17:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 16 май, 2011 17:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galika - 16 май, 2011 17:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 16 май, 2011 18:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galika - 16 май, 2011 18:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 16 май, 2011 19:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galika - 16 май, 2011 20:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 май, 2011 11:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 16 май, 2011 21:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 май, 2011 11:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 17 май, 2011 16:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 17 май, 2011 17:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 17 май, 2011 18:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 18 май, 2011 08:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 18 май, 2011 12:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 18 май, 2011 13:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 18 май, 2011 15:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 18 май, 2011 18:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 19 май, 2011 05:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 19 май, 2011 11:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 19 май, 2011 18:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 19 май, 2011 19:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 20 май, 2011 06:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 20 май, 2011 10:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 20 май, 2011 12:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 20 май, 2011 19:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 21 май, 2011 05:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 18 май, 2011 17:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 18 май, 2011 18:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 19 май, 2011 05:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 19 май, 2011 06:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 19 май, 2011 06:31 (UTC) - Развернуть
v_murza
17 май, 2011 18:42 (UTC)
Спасибо, Наташа! Очень жизненный рассказ. Я сам пару раз попадал в похожие ситуации.
Но, вот что меня удивляет. В царской России всё было иначе. Собственный Е.И.В. конвой, которому в этом году 200 лет исполнится, составляли горцы с Кавказа.
А вспомните Кавказскую конную дивизию ("дикую"). В 1918 г. к одному из черкесских аулов, где находился Вел.кн.Борис Владимирович, подошел красный отряд с пулеметами и двумя орудиями и объявил ультиматум: «Или Борис Романов будет немедленно выдан, или весь аул будет разгромлен».

Старейшины единодушно вынесли решение: «Великого князя не только не выдавать, а, вооружившись, всем защищать его до последнего человека».
Это было объявлено Б.В., на что сего стороны последовало: – Уж лучше погибну я один, чем вы погибаете все.
Ответ держал 80-летний мулла, семь раз совершивший хадж:
– Ваше Императорское Высочество, если мы тебя выдадим и через это останемся живы, на головы наших детей, наших внуков падет несмываемое бесчестье. Мы будем хуже собак. Каждый горец будет иметь право плевать нам в лицо.
Сняв осаду, красные части ушли ни с чем.

Что-то очень серьезное за это время произошло.
pamsik
18 май, 2011 14:15 (UTC)
Я очень остро реагирую на подобные примеры благородства и порядочности.
Для меня это такое прикосновение к свету, моральная подпитка.
И в моей голове кавказские народы почему-то всегда ассоциируются с законами чести.
Хотя прекрасно понимаю, что абсолютно белая краска всегда уравновешивается темной.
Вспомним того же "Кавказского пленника" Толстого. Хотя там, по-моему, речь шла о татарах-горцах.

Из собственного опыта общения могу сказать лишь, что все люди, называемые нами "лицами кавказского происхождения" очень разные.
Осетины, ингуши, в общем все. Чеченцы всегда стояли особняком. Я не психолог, и не историк, для того, чтобы анализировать тип их личности и корни исторических взаимоотношений с русскими, но боюсь, что подобный "стиль" общения для них нормален и характерен...
(без темы) - bogom_dann - 21 май, 2011 14:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 21 май, 2011 18:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 22 май, 2011 06:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 22 май, 2011 19:23 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bogom_dann - 23 май, 2011 09:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 23 май, 2011 04:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 23 май, 2011 05:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 23 май, 2011 09:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 23 май, 2011 12:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogom_dann - 24 май, 2011 10:57 (UTC) - Развернуть
va_kul
19 июл, 2011 11:21 (UTC)
Только не купитесь на вышеприведенное описание истории с великим князем. Вероятно, все так и было (хотя для надежности неплохо бы проверить все источники и свидетельства, это я как историк пишу), но это не дает никому права заявлять, что кавказские народы являются (должны являться?) образцами чести, благородства и порядочности. Просто в данном конкретном случае европейские понятия о чести совпали с кавказскими, в других случаях они разнятся диаметрально. Столь "благородно" вступившиеся за князя горцы с очень большой долей вероятности имели в своем ауле рабов - соплеменников, представителей соседних народов, русских. Также периодически крали и убивали соседей. Это происходит на Кавказе до сих пор. Только не надо делать большие глаза и считать, что кто-то поступает "неблагородно" ))) Это их мир, их мировоззрение, нормы и обычаи, по которым они живут тысячи лет. Я не сторонник прозападных политиканов, но почитайте романы Юлии Латыниной о Кавказе - блестящее описание реальности: как крадут людей, пытаются продать за миллион, а если таких денег на выкуп нет, отрезают им я..а, или вообще отсылают человека родственникам по частям... Есть там и честь, но она исключительно для своих, а не для соседей, тем более русских гяуров.
Между прочим, с точки зрения кавказцев русские весьма неблагородные люди, т.к. не имеют уважения и заботы о старшем поколении: на Кавказе нет домов престарелых, там весь род холит и лелеет дома своих еще живых 100-летних прадедов, а в России старики заброшены детьми исходя из европейских паттернов...
P.S. Главное правило тут уже кто-то написал: в чужой монастырь со своим уставом не суйся.
livejournal
9 май, 2012 09:59 (UTC)
Война. Рассказ про спичечную фабрику или в Пинск за огу
Пользователь anna_ufa сослался на вашу запись «Война. Рассказ про спичечную фабрику или в Пинск за огурцами…» в контексте: [...] «Поездка в Узбекистан или как меня угостили кумысом» Рассказ [...]
livejournal
29 май, 2012 21:14 (UTC)
Приключение русского туриста в Кавказских горах
Пользователь alenacheaptrip сослался на вашу запись в «Приключение русского туриста в Кавказских горах» в контексте: [...] Оригинал взят у в Приключение русского туриста в Кавказских горах [...]
( 77 Капель росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Январь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com