Natasha Pamsik (pamsik) wrote,
Natasha Pamsik
pamsik

Киев. Древняя липа, Бабин Торжок и Святая София

Из рассказа «Киев в месяце «листопад»

…Сразу выхожу на огромную древнюю липу. Она такая древняя, у неё такой толстенный бугристый морщинистый ствол, что к нему даже подставили специальную мощную доску-подпорку. Говорят, что эта липа видела самого князя Владимира, а может даже и княгиню Ольгу ).
…У стен Музея истории Украины расставлены каменные изваяния. Такие древние скульптуры называют бабами.
…Раньше здесь находился Бабин Торжок и древние киевляне почитали здесь богиню Мокошь, которая держала в руках «нити человеческих судеб».


…Главное, самое сильное, самое яркое, самое острое впечатление в Софийском соборе подарила нам мозаичная Богоматерь Оранта «Нерушимая стена», которая находится в куполе над центральным алтарём. Мозаика выполнена «на сяючому золотому» фону «з кубикiв рiзнобарного (разноцветного) скла – смальти». Вот сколько лет этому собору – столько лет Киев находится под её защитой.



Музей истории Украины, древняя липа, Бабин Торжок и камень «Откуда есть пошла земля Русская»

…Я ищу Десятинную улицу, которая должна меня привести к массе туристически привлекательных «объектов» - Андреевской церкви, Андреевскому спуску, да и собственно к Камню, от которого «пошла земля Русская» и многим другим. Она (улица) находится за серым и более чем грандиозным зданием (перед таким даже скульптуры Церетели превратятся в жалких заморышей) - «Министерством закордонных справ».


Прошла старинную короткую Десятинную, и, наконец, вижу-вижу – и голубую церковь, и разноцветный спуск, и розовые лимузины, и свадьбы, и скульптуру Прони Прокопьевны – даже не знаю, куда бежать сначала. Но решаю, по совету путеводителя, прежде всего, найти ул. Владимирскую, дом 2 – где-то там находится самое культовое киевское место, с точки зрения истории - и «земля Русская», и сам Киев здесь отсюда «есть и пошли». Обвожу глазами улицу – ряды лоточников вижу, художников вижу, стройку какую-то вижу, а где же здание Музея истории Украины, вокруг которого и сосредоточены все древние фундаменты и камни? Ориентируясь по номерам домов, понимаю, что надо идти в некий проход, сразу за четвёртым домом, потому что дома номер два просто нет – там кипит стройка.
И правильно делаю. Сразу выхожу на огромную древнюю липу. Она такая древняя, у неё такой толстенный бугристый морщинистый ствол, что к нему даже подставили специальную мощную доску-подпорку. Говорят, что эта липа видела самого князя Владимира, а может даже и княгиню Ольгу ). Шапка из огромных ветвей поражает гармоничной красотой. Считается, что если походить или постоять под ней, то медовая красавица подскажет вам ответ на волнующую вас проблему. Сейчас она ещё в бронзе оставшихся листьев, а внизу уже целый ковёр – ноябрь, месяц «листопад»….












За липой я выхожу на огромную площадь, это считай плоская макушка Киевской или Киевой горы.

«Киiв заснувае трьома братами – Кием, Щеком i Хоривом, у яких була сестра Либiдь. Брати сидiли зi своiми родами на горах, що мали iхни iмена, а вiд iменi старшого брата пiшла назва мiста, заснованого братами».
«…И сказал то Старый Отец и мы направились в другую землю, которая мёдом и молоком течет. …А сыновья три … были Кий и Пащек, и Хоровато, откуда три славных племени поистекли. …Там они и поселились с Кием, который Киева строитель был. Там ведь и была столица русская…».


Что сейчас на этой горе? – Плоское открытое пространство, близко к краю склона стоит огромный монументальный серо-белый Музей истории Украины, это и есть дом №2, его архитектурный аналог в Москве – желто-белый Музей изобразительных искусств.


Очень интересно – у его стен, в основном на углах, расставлены каменные изваяния. Такие древние скульптуры называют бабами, почему-то их много находят именно на украинской земле. Бесстрастные лица вроде на тебя не смотрят, но, тем не менее, незаметно подглядывают своими раскосыми глазками), создавая сильное ощущение своего почти живого присутствия.


Ряды скамеек, мощёные петлистые дорожки, остатки древнего каменного алтаря, круговой (символический) фундамент первого княжеского дворца, рядом на возвышении неизвестный огромный тёмный валун, чуть дальше смотровая площадка, в центре которой и находится (лежит) тот самый знаменитый, очень длинный узкий камень с надписью «Откуда есть пошла земля Русская». Да, а «стройка» – это раскопки древней Десятинной церкви, первой христианской церкви Киева.






Вот на этом месте, где я сейчас стою, и находился их дворец. Даже фундамент от него относительно сохранился. И здесь на этой площади, рядом с княжеским «палацiм» была построена первая на Руси христианская церковь – Десятинная – на содержание «якоi Володимир давав десяту частину своiх прибуткiв (прибылей)». Сейчас фундамент этой церкви раскапывают археологи, но восстановить её во всей красе вряд ли удастся – до нас не дошло ни одного её изображения. Возможно, на её месте будет музей, возможно – будут просто показывать древний фундамент.

Очень интересный момент. Перед самим Историческим музеем вы увидите небольшой крестообразный каменный фундамент – это остатки древнего алтаря. На этом месте раньше стояли древние боги славян - Род и Свентовит. И очень важно – наши древние предки никогда не приносили человеческих жертв.


«Нам же следует полевую жертву давать, и от трудов наших пшена, молока и туков. Ведь подкрепляем мы Коляду ягнёнком, и во время Русалий в день Яров также, и Красной Горы. …Так в любом случае, если Греки начнут говорить на нас, что мы приносим в жертву людей – а то ложь, потому как нет такого на самом деле, и у нас другие обычаи. А тот, кто хочет повредить другим, говорит недоброе…». Это из Велесовой книги.

Это место (рядом с Десятинной Церковью) ещё раньше называли Бабин Торжок. Поэтому, исходя из общепринятого факта, что раньше практически все церкви возводились на бывших местах поклонения старым славянским богам, можно предположить – что здесь древние киевляне почитали богиню Мокошь, которая держала в руках «нити человеческих судеб».

Софийский собор и Софийская площадь (памятник Богдану Хмельницкому)

С неба капает дождь….
Весь день, когда мы вдвоем ходили по Киеву, небо нас щедро поливало потоками воды. Такая погода – не самая удачная, мягко говоря, для осмотра достопримечательностей. Перед глазами рябят отчётливо видимые пунктиры дождевых ниток. Мокрая рука держит фотоаппарат. Нависший над головой тяжёлый от воды зонт ограничивает видимость. Я ещё в длинной до колен, приталенной итальянской куртке, которая меня относительно защищает от капель, а муж страдает в практически мокрых джинсах. Поэтому мы носимся перебежками. Залетим под любую музейную крышу, отряхиваемся как мокрые курицы и ходим, осматривая всё по максимуму.

…По улице Владимирской (метро «Золотые ворота») мы поднимаемся к Софийской площади и Софийскому собору. Белые стены, арка – вход, над ней очень красивая колокольня – совершенно нежного голубого цвета с густым очень изящным белым орнаментом. Вход на территорию музея (билетики в кассе под аркой) – 2 гривны. Это вы заплатили за прогулку по территории, а вход в Софийский собор – 20 гривен (билеты слева в киоске) и включает в себя экскурсию. Вы не ждёте, когда соберётся группа, а идёте в собор и там присоединяетесь к любому экскурсоводу.








София – это наивеличайший образ вселенской церкви, это Премудрость Божия, про которую «апостол Павло говорить, що вона е с самим Христом». У святой Софии было три дочери – Вера, Надежда и Любовь. Когда вы входите в храм святой Софии, знайте, что двери вам открывает – Любовь.
Главное, самое сильное, самое яркое, самое острое впечатление подарила нам мозаичная Богоматерь Оранта «Нерушимая стена», которая находится в куполе над центральным алтарём. Мозаика выполнена «на сяючому золотому» фону «з кубикiв рiзнобарного (разноцветного) скла – смальти». Вот сколько лет этому собору – столько лет Киев находится под её защитой. Оранта – значит молящаяся. «Нерушимая стена» - потому что вокруг неё есть надпись на славянском языке: «Бог посреди Ея и не подвижится, поможет Ей Бог день и ночь».

*фото это сканы с открыток, купленных в Святой Софии


Три золотые звезды – на челе и на груди. Два золотых креста – на особых нарукавниках «поручах», знак того, что сила даётся от Бога. Богоматерь окутана золотым покрывалом. Стоит на золотистом камне. И весь купол покрыт золотой мозаикой. Цвет золота непередаваемо глубокий.

Здесь в Софийском соборе – самый большой «у свiти ансамбль» аутентичных мозаик и фресок 11в. – 260 кв.м мозаик и 3000 кв.м фресок. Фрески чудом сохранились. Их осталось чуть больше половины. 200 лет собор стоял без крыши. Виноват хан Батый. Потом их забелили известью. Нанесли слой масляной живописи. В 19в., обнаружив, за случайно отвалившимся куском штукатурки фреску 11 века, дилетантами-рабочими железными скребками были трудолюбиво отскоблены все наслоения вместе с фресками. А уцелевшие древние фрески так же трудолюбиво «дорисовали» опять маслом. В наше время лет 50 проодили уже «научную реставрацию», которая полностью раскрыла софийскую стенопись на оставшихся кусках древней штукатурки. А сейчас в соборе микс – из живописи разных столетий. Похоже, что здесь есть даже работа Врубеля – я никак не могу точно перевести вот эту фразу на украинском: «У мозаiцi зберiгся архангел у блакитных (голубых) шатах (?), iншi (которого) майстерно виконанi (выполнил) М.Врубель наприкiнцi (в конце) 19ст.».

Интересно, что в Софийском соборе совсем нет изображений славянских святых. На южной (правой) стороне очень интересна фреска «Ипподром» с композициями «Акробаты», «Скоморохи», «Борьба ряженых», «Охота на медведя», «Охота на вепря». И ещё меня, как носителя такого же имени, заинтересовала парное изображение святых Андриана и Натальи (на одной из северных (левых) арок).

Вообще рассматривание фресок в Софийском соборе – это занятие индивидуальное, тихое, внимательное, сосредоточенное и отрешённое. Фрески сохранились очень плохо, достаточно неотчётливы, и спрятаны под слоем въевшихся масляных красок. Они вам осторожно открываются…. Например, на масляной поздней яркоцветной фреске вдруг вы увидите нежноокрашенные часть фигуры, кусочек одежды, или вдруг на ярком фоне неожиданно проступает глаз, пол-лика. Спешите. Почему-то тщательно отреставрированные фрески исчезают… - их видимость становится все более нечёткой….

Нам рассказывают про историю собора – «1019 год основания, Ярослав Мудрый, на фресках члены его семьи». Всё это можно прочитать в путеводителе или множестве других источников, например, ими забит весь Интернет.

Но есть и альтернативные мнения. И честно говоря, они очень логичны, доказательны, аргументированы, селят сомнения и заслуживают внимания. Историки пользуются летописными документами, корпят над ними, сверяют имена, сопоставляют даты, события, и по мелким, мелким рассыпанным деталям восстанавливают истину.
А она (истина) сильно противоречит общепринятой, уже давно и прочно изложенной везде, во всех учебниках. Ну, не переписывать же книжки, и не отнимать у русских князей звания «мудрецов»….
Вот мнение (одно из многочисленных подобных) доктора исторических наук, профессора кафедры истории Киевской Академии и заведующей отделом научно-исторического наследия Национального заповедника «София Киевская» (!) – Надии Никитенко.

Софийский собор был задуман и начал строиться при князе Владимире и его жене греческой принцессе Анне. Она привезла с собой византийских зодчих и художников, которые в дальнейшем построят на Руси храмы, и украсят их искусными мозаиками и фресками, напишут для них иконы. Привезла с собой христианские реликвии – мощи святых, священные книги. Так, взятая ею частичка мощей из церкви святого Пантелеймона Целителя с берега Босфора, будет заложена под престол Софийского собора в Киеве.
А Ярослав Мудрый, вернее под Ярослава Мудрого, были сильно переписаны реальные события русской истории. У него была очень веская причина, из-за которой он пошёл на искажение дат и имён в летописях. (Разве это странно? Разве сейчас такого нет? История – это же пластилин.) Дело в том, что это он, убил своего сводного (родного по отцу) брата Бориса, а не Святополк «Окаянный». И отнял у него киевский трон.
Про «Окаянного Святополка» мы знаем из «Повести временных лет». А Лев Гумилёв считал, что в «Повести» Нестор «даёт заведомо ложную схему событий», когда «собранные факты говорят об обратном». К тому же переделаны только русские источники, а «иностранные» хроники сохранились просто отлично, например, «Эгмундова сага» и др.. В ней все очень подробно описано. И тогда всё совпадает. Исторические паззлы сходятся, многое объясняется. По нашему же «заказному лiтописному сценарii» на Руси Святополк навеки останется «козлом отпущения» и «братовбийцейi», Борис – «його жертвой», а Ярослав – «мудрым и богообразным» наместником.
Такою была цена золотого киевского трона.

Выходим из Софии Киевской на Софийскую площадь с памятником Богдану Хмельницкого, который сидит на коне и размахивает булавой. Пьедестал в виде кургана, и чем-то по очертаниям напоминает Гром-камень под Петром I в Питере. Памятник задумывался так: наверху украинский гетман, внизу поверженные им враги: «католический монах, польский пан и еврей» - цитата из путеводителя. Но денег на изображение врагов не хватило, только на пьедестал.




Вид от Святой Софии на Михайловский Златоверхий монастырь







Рассказ «Киев в месяце «листопад»

Посты по тэгу «УКРАИНА/Киев»

Киев. Андреевская церковь. Андреевский спуск. И музей М.Булгакова!
Киево-Печерская Лавра. Пещеры
Киев. Покупка сала на Бессарабском рынке
Золото скифов (Музей исторических драгоценностей Украины в Киеве)
Tags: УКРАИНА/Киев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 80 comments