?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Восточное лакомство. Стамбул»

…Дворец Долмабахче стоит на самом берегу Босфора и отделен от него красивой белой оградой. И эта проницаемость территории солнечным светом и подсиненность водами плещущегося рядом Босфора – до сих пор не стирается из памяти и стоит перед глазами.
…Экскурсии по музею проходят каждые 45 минут (это в январе, летом каждые 15 минут). Мы ждали минут 20 в холле, когда подойдет экскурсовод. Из путеводителя мы уже знали, что главными достопримечательностями являются изумительная лестница с балюстрадой из хрусталя Баккара и потрясающая люстра из хрусталя Богемии, весом 4,5 тонны, равной которой по величине в мире нет.


…Если говорить честно – от обилия комнат я устала. Минут через 40 все комнаты, все хрустальные люстры начали сливаться в одну. Билеты стоят 15TL – в Selamlik (мужскую половину) и 10TL в Harem (женскую половину). 2 посещения и того и другого в одном билете стоят 20TL – не покупайтесь на эту уловку. Сначала оцените свои возможности - во дворце – «285 комнат и 68 туалетов» - сможете ли вы их осмотреть все и не устать, и не расхочется ли вам дальше продолжить знакомство с гаремом?



Посещение этого дворца – тоже одно из самых ярких впечатлений Стамбула. Он находится на противоположном берегу от Эминёну в Новой части. Добираться до него так: на трамвае до конечной остановки Kabotaş (Каботаш). (Мы садились у вокзала Сиркеджи). Маршрут трамвая – подковообразный: сначала вдоль причала Эминёну, потом по Галатскому мосту через Босфор, потом до причала Каботаш (отсюда тоже ходят кораблики на Азиатскую сторону). Ехать минут 15.
День, когда мы решили поехать во дворец Долмабахче – был поворотным в погоде. Ещё вчера (4,5,6 января) лили проливные дожди, а сегодня 7 января – шикарное солнце, +10, ясное голубое небо и полное ощущение внезапно оттаявшего лета.

Выйдя с трамвайной остановки, мы немного постояли на набережной, полюбовались солнечными зайцами на волнах Босфора и длинной белой полосой дворца Долмабахче (отсюда открывается хорошая панорама) и двинулись в его сторону.


Через 5 минут, мы прошли полицейский досмотр вещей и очутились на широкой аллее, обсаженной «ананасными» пальмами, ведущей к роскошным просто воротам в стиле роскоши махараджей.


Билеты стоят 15TL – в Selamlik (мужскую половину) и 10TL в Harem (женскую половину). 2 посещения и того и другого в одном билете стоят 20TL – не покупайтесь на эту уловку. Сначала оцените свои возможности - во дворце – «285 комнат и 68 туалетов» - сможете ли вы их осмотреть все и не устать, и не расхочется ли вам дальше продолжить знакомство с гаремом? На фотографирование отдельный билет – 5TL (выдаётся красная ленточка на фотоаппарат).

Около 11 часов утра мы попали на смену караула перед Главными воротами. Классное зрелище. Белые шлемы и френчи цвета хаки на бравых военных, которые промаршировали под ружьё, перед изумлёнными туристами. В центре перед воротами на небольшом постаменте происходит смена часовых. Это был целый церемониал: два солдата напротив друг друга прикладывали руку сначала к сердцу, потом к губам, потом поменялись местами. Не успел новый караульный застыть в неподвижности, как к нему тут же выстроилась очередь на фотографирование.


Дворец Долмабахче, его сад, его фонтаны, пальмы, сосны, кедры, клумбы, зеленые газоны и заросли высокой сухой травы с метелками как плюмажи у лошадей – очень красивое зрелище. Тем более что дворец стоит на самом берегу Босфора и отделен от него красивой белой оградой (на набережную вход воспрещен, стоят солдаты). И эта проницаемость территории солнечным светом и подсиненность водами плещущегося рядом Босфора – до сих пор не стирается из памяти и стоит перед глазами.








Экскурсии по музею проходят каждые 45 минут (это в январе, летом каждые 15 минут). Мы ждали минут 20 в холле, когда подойдет экскурсовод. Из путеводителя мы уже знали, что главными достопримечательностями являются изумительная лестница с балюстрадой из хрусталя Баккара и потрясающая люстра из хрусталя Богемии, весом 4,5 тонны, равной которой по величине в мире нет.
Экскурсовод водит толпу по комнатам. Рассказывает на английском. Если протолкнуться к ней поближе, то можно что-то услышать, но лучше отстать от всех и просто ходить, смотреть, фотографировать.

Если говорить честно – от обилия комнат я устала. Их слишком много, от султанской роскоши осталось, конечно, многое, но … присутствует запах сырости, освещения маловато (шторы почему-то везде опущены), штукатурка местами трескается.






Минут через 40 все комнаты, все хрустальные люстры начали сливаться в одну. Около хрустальных люстр мы перестали делать стойку – их тоже (как и комнат) очень много, они все огромные, красивые и сверкают бриллиантовыми искрами.










Наконец, увидели Хрустальную лестницу – и пришло ощущение, что не зря мы столько её ждали. Она роскошна. У неё пузатые хрустальные резные столбики как изо льда. К тому же она украшена канделябрами из слоновой кости и серебра (подарок арабского шаха).






Следующие минут 40 мы снова блуждали по комнатам… и только самым последним пунктом нашей программы стал огромнейший Церемониальный зал со знаменитой гигантской люстрой. Здесь в 19в. короновали султанов, здесь принимали королей и знатных особ из других стран, на верхнем балконе играл оркестр, у окна было место для женщин из гарема.


Люстра (жаль, что не включали) – это 4,5-тонная застывшая хрустальная снежинка-серёжка. Её сделали в Англии и подарили султану – не то английская королева, не то русский царь.






Роскошь этого дворца пробила в бюджете страны огромную брешь. Когда султаны ели из золотых сервизов, народ глодал корки хлеба в буквальном смысле.


У Долмабахче роковая роль в истории Оттоманской империи. Его построил 31й султан Абдулмеджид в сер.18в. С того времени здесь жили ещё 6 султанов. А в 1924 году Мустафа Кемаль Ататюрк в Церемониальном зале под хрустальной люстрой зачитал свою первую речь как 1й президент Турецкой народной республики.


За дворцом мы вышли в маленький зеленый дворик и увидели мирно гуляющих кур и …павлинов. Некоторое время посвятили беганию за ними с фотоаппаратом. Там же с ветки на ветку летали большущие желтые попугаи.






Дворец Долмабахче мы смотрели часа три.
За дворцом обязательно найдите памятник знаменитому корсару Барбароссе – командующему морским флотом у Сулеймана Великолепного. В своё время Барбаросса наводил ужас на все Средиземноморье. Там же его тюрбе (гробница).
P.S. Во дворце Долмабахче на выходе очень хороший сувенирный отдел, а также здесь продаются книги и открытки.

Рассказ «Восточное лакомство. Стамбул»

Посты из стамбульской серии:

Голубая мечеть или Мечеть Ахмедие
Танцы дервишей или Душа Константинополя
Вкусные мелочи и места в Стамбуле
Стамбул. Азиатская сторона. Район Мода. Рыбный рай
Идите все в баню! Чемберлиташ
Районы Балат-Фенер-Фатих. Церковь Хора. Церковь Паммакаристи. Греческий Патриархат. Влахернская церковь. Акведук Валента
Район Эйюп: Мечеть Эйюпа и кафе Пьер Лоти Районы Балат-Фенер-Фатих. Церковь Хора. Церковь Паммакаристи. Греческий Патриархат. Влахернская церковь. Акведук Валента

Comments

( 86 Капель росы — Взмахнуть пером )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
yazaika
24 фев, 2014 16:10 (UTC)
Мда, музейная культура у турок не на самом высоком уровне.
Во дворце везде пылища, плесенью пахнет и темно. Но красивенько всё, факт. Обязательно к просмотру в Стамбуле.
pamsik
24 фев, 2014 16:14 (UTC)
Вы там были?)
Я думаю, что запах плесени ощущается из-за того, что это нежилое помещение. Дворец стоит на самом берегу Золотого Рога, значит там повышенная влажность. Бороться с подобными проявлениями можно только постоянным отапливанием, что для Турции роскошь почище хрустальных канделябров.)
Но тем не менее, посетить Долмабахче нужно, красиво там. Мне он даже понравился больше затоптанного Топкапы. )
(без темы) - yazaika - 24 фев, 2014 16:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 фев, 2014 16:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yazaika - 24 фев, 2014 16:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 фев, 2014 17:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yazaika - 24 фев, 2014 17:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 фев, 2014 17:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marmara_calypso - 25 фев, 2014 10:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 фев, 2014 12:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marmara_calypso - 25 фев, 2014 12:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 фев, 2014 12:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marmara_calypso - 25 фев, 2014 13:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 фев, 2014 15:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marmara_calypso - 25 фев, 2014 15:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - durito_com - 25 фев, 2014 18:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marmara_calypso - 25 фев, 2014 18:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - durito_com - 25 фев, 2014 18:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marmara_calypso - 25 фев, 2014 18:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 26 фев, 2014 07:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marmara_calypso - 26 фев, 2014 10:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 26 фев, 2014 13:58 (UTC) - Развернуть
ya_rinka
24 фев, 2014 16:21 (UTC)
Со времени твоей прогулки по Долмабахче там многое изменилось. Фотографировать запретили совсем. Причем за этим довольно бдительно следят. При покупке билетов сказали, что по коду билета можно скачать фотографии с официального сайта, но нам как-то не удалось найти там ничего путного (пару роликов в довольно слабом разрешении и все). Ходить можно только с экскурсией (отстать и бродить самим получается плохо). Хотя можно присоединиться к другому экскурсоводу, что мы и сделали. Поскольку маршрут основной экскурсий стандартный и включает далеко не все имеющиеся во дворце залы, то посетить и одновременно основную экспозицию и гарем можно запросто. Вот только помещения гарема как-то совсем не произвели на меня практически никакого впечатления. Как-то очень бедненько и весьма уныло. Мужская часть намного интереснее, хотя тоже не вызвала особого восторга.

Edited at 2014-02-24 16:25 (UTC)
pamsik
24 фев, 2014 16:37 (UTC)
Нет, ну это совсем прямо зря сделали. Такую кучу комнат неужели жалко отдать пофотографировать туристам?
Или, может быть, стесняются нынешнего неблестящего состояния?...
Мы смотрели Гарем в Топкапы, и тоже не могу назвать его сильным по части впечатлений. Какое-то женское общежитие. По этой причине не стали заходить и здесь. Одного раза более чем достаточно.
Лучшее в Долмабахче это, безусловно, Хрустальные лестница и люстра.)

И хочу заметить, что мы были там в начале января)). Когда смотришь на фото с водой и солнцем в это трудно поверить).
(без темы) - ya_rinka - 24 фев, 2014 16:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 фев, 2014 16:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ya_rinka - 24 фев, 2014 17:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 фев, 2014 17:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shpy - 25 фев, 2014 06:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 фев, 2014 06:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ya_rinka - 24 фев, 2014 16:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 фев, 2014 16:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ya_rinka - 24 фев, 2014 16:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 фев, 2014 17:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ya_rinka - 24 фев, 2014 17:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 фев, 2014 17:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ya_rinka - 24 фев, 2014 17:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 фев, 2014 17:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - durito_com - 25 фев, 2014 18:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 26 фев, 2014 07:13 (UTC) - Развернуть
v_murza
24 фев, 2014 16:44 (UTC)
Какое удивительное сочетание роскоши с утонченностью... А мы туда так и не добрались.
pamsik
24 фев, 2014 16:55 (UTC)
В следующий раз, Володя!)) Стамбул разве можно увидеть весь за один раз.)
В Долмабахче следует идти именно за ради хрустальных красот. Если честно - то это что-то невероятное, даже и для пресыщенных туристов, которых всё труднее удивить. И сам район очень приятный. По длинной, длинной набережной походить просто чудесно, да ещё под таким январским солнышком.)

Я вот прочитала книгу воспоминаний Вертинского и настолько меня поразили судьбы и чувства людей, оказавшихся в вынужденной эмиграции... На Константинополь смотрю сейчас немного другими глазами, уже не как на красивую игрушку или интересную книжку с картинками...
diana_spb
24 фев, 2014 17:34 (UTC)
Европейская архитектура с восточной пышностью. Мечта новых русских :-)
pamsik
24 фев, 2014 17:45 (UTC)
) Я этот пост подготовила, а сегодня во френд-ленте стали мелькать фото из президентского дома Януковича...
Невольно получилось в параллель... "У Долмабахче роковая роль в истории Оттоманской империи"...
(без темы) - shpy - 25 фев, 2014 06:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 фев, 2014 07:03 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
pamsik
24 фев, 2014 17:48 (UTC)
Так негоже султанам иметь всего три жены)) У них всё с размахом. Если спален то 50 штук, если люстр так по тонне и по сотне.
Утренний кофе из золотой чашки. Гарем женский, гарем мужской. На выбор. Красиво жили, есть что вспомнить. )
livejournal
24 фев, 2014 18:10 (UTC)
Стамбул. Дворец Долмабахче.
Пользователь alloiziusbam сослался на вашу запись в записи «Стамбул. Дворец Долмабахче.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Стамбул. Дворец Долмабахче [...]
livejournal
24 фев, 2014 18:29 (UTC)
Стамбул. Дворец Долмабахче
Пользователь deligent сослался на вашу запись в записи «Стамбул. Дворец Долмабахче» в контексте: [...] Хрустальную лестницу – и пришло ощущение, что не зря мы столько её ждали. Она роскошна.) [...]
father_igni
24 фев, 2014 20:57 (UTC)
у нас вот тоже пару подобных домиков открыли для посещения...
разница исключительно в Качестве, как написал бы Роберт М. Пирсиг
есть на что посмотреть
pamsik
25 фев, 2014 06:45 (UTC)
Я тоже вчера насмотрелась во френд-ленте ваших домиков...
И было мне не по себе, как-то гадко и тоскливо...
Вроде человеческая цивилизация существует столько миллионов лет, и сейчас все разумные существа вошли как бы в фазу прогресса, а всё равно низменные инстинкты берут верх...
Я лично не поняла зачем толпа повалила смотреть, щупать, скакать, лапать чужое имущество, злорадно обсуждать позолоченные унитазы... Это же государственная недвижимость, ну сфотографировали бы, выложили бы в сми, зачем устраивать такой цирк...
Долмабахче, кстати, примерно из той же серии национализированных дворцов...
(без темы) - father_igni - 25 фев, 2014 09:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 фев, 2014 12:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - father_igni - 25 фев, 2014 12:36 (UTC) - Развернуть
trianda
25 фев, 2014 05:49 (UTC)
никак не соберусь про него написать
я, конечно, ожидала большего
внутри все очень скромно и даже как-то мещански, особенно в гареме
только зал приемов произвел впечатление, да и то за счет сходства с базиликой
pamsik
25 фев, 2014 06:54 (UTC)
Согласна. Богатства много, вкуса мало.
Или разыгравшееся воображение требует слишком многого от уровня восточной роскоши?...
Петр I строил для себя Летний дворец и Зимний. Долмабахче мне скорее напоминает вариант несуразно большого летнего домика. Положение спасают Хрустальные лестница и люстра. Ну и Босфор. Только они как-то искупают потерю времени на осмотр дворца, украденное от знакомства с византийским Константинополем.
(без темы) - trianda - 25 фев, 2014 06:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 фев, 2014 07:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - trianda - 28 фев, 2014 05:46 (UTC) - Развернуть
irenase
25 фев, 2014 07:40 (UTC)
А мы были там давно. В начале двухтысячных, в 2001, если я не ошибаюсь. На меня Долмабахче произвел огромное впечатление. Я уже на тот момент кое где побывала, до именно он был дворцом из моих детских снов.:) И лестница, и люстра, и огромный ковер, а, особенно, комната(ха) мамы султана в бардовыз тонах, все это до сих пор у меня в памяти.:) Мы там были с частным экскурсоводом, тогда это стоило сущие копейки, именно она нам и сказала, что гарем в Долмабахче не заслуживает внимания. Насколько я помню, она рассказывала, что казна страны была полностью опустошена на момент окончания строительства султанского дворца, так как он был построен с роскошью ранее не виданной в Турции. Европейские мотивы переплелись тогда с азиатскими... Надеюсь, что я помню все правильно. Она же водила нас по Топкапы. Путеводители я про штудировала перед поездкой, поэтому ей пришлось нас удивлять более глубокими знаниями. Это было интересно.:)
Кстати, ни запаха затхлости, ни пыли я не помню. А мы были там в октябре и было довольно прохладно.
pamsik
25 фев, 2014 12:49 (UTC)
А на меня и Версаль не произвел должного ожидаемого впечатления. Самые лучшие дворцы, которые я когда-либо видела - Санкт-Петербуржские.)
Долмабахче, конечно, в общем и целом понравился, но мы были в потоке групп, которые следовали друг за другом с интервалом минут в 10, то есть по сути шли такой большущей гусеницей, и если в какую-то комнату не было доступа, то посмотреть её можно было только подпрыгивая над головами как мячик.)(
Я не говорю, что дворец был грязным и плохо пахнущим, нет, совсем нет, просто, видимо, близость Босфора даёт повышенную влажность в помещениях, плюс к султанским покоям всё-таки требования самые завышенные, поэтому любой самый мелкий заметный недочет воспринимается обостренно.
Индивидуальный гид это чудесно.)
А в качестве путеводителя сейчас знающие люди рекомендуют книгу Сергея Иванова «В поисках Константинополя». )
livejournal
25 фев, 2014 07:53 (UTC)
Стамбул. Дворец Долмабахче
Пользователь shkapyneta сослался на вашу запись в записи «Стамбул. Дворец Долмабахче» в контексте: [...] Оригинал взят у в Стамбул. Дворец Долмабахче [...]
gerry0077
25 фев, 2014 13:32 (UTC)
Единственное место, куда мы не попали, когда были в Стамбуле - этот дворец. Хоть так посмотрел. Спасибо!
pamsik
25 фев, 2014 15:05 (UTC)
Таки и единственное?))) Мы вот 7 дней по Стамбулу бегали с утра до вечера, сбивая каблуки, но и трети не осмотрели).
А фотографии Долмабахче получается у меня в каком-то роде уже эксклюзивные. Потому что сейчас запретили снимать во дворце. Так что наслаждайтесь видами Хрустальных лестницы и люстры. Действительно ведь чудо.)
livejournal
25 фев, 2014 17:39 (UTC)
Стамбул. Дворец Долмабахче
Пользователь deligent сослался на вашу запись в записи «Стамбул. Дворец Долмабахче» в контексте: [...] Хрустальную лестницу – и пришло ощущение, что не зря мы столько её ждали. Она роскошна.) [...]
axelfoley
26 фев, 2014 09:26 (UTC)
спасибо, очень интересно! :)
pamsik
26 фев, 2014 12:37 (UTC)
Это Стамбул, он такой)))
(без темы) - axelfoley - 26 фев, 2014 18:35 (UTC) - Развернуть
mujer_soleada
27 фев, 2014 19:18 (UTC)
Какой-то совсем «инопланетный» для меня рассказ :) В смысле, как будто всё описанное находится на другой планете: в Турции мне пока бывать не доводилось, с её историей и достопримечательностями еле знакома, и то это сказано с большой натяжкой. А уж «дворец султана, церемониальный зал, коронация, гарем, канделябры из слоновой кости, воды Босфора» - всё это звучит для меня как непривычная музыка, звучащая на каком-то редкостном восточном инструменте :) Но слушать, в смысле читать, чрезвычайно любопытно.
pamsik
28 фев, 2014 11:46 (UTC)
У нас почему-то существует стойкая ассоциация курортной Турции со всей Турцией, в то время как первая это отдельное государство в государстве.
Стамбул это целый мир! И этот город как вечно меняющий мимику Арлекин - настолько разный он сам по себе. Для русских он интересен прежде всего как фантом Константинополя и Византии. В этом плане этот город настоящая сокровищница. И конечно Стамбул достойный представитель Востока, тех восточных качеств, который мы от него ждём.
Юля - у тебя этот пир духа, значит, ещё впереди!)
Не видела ни одного разочарованного Стамбулом человека. Мы там были 7 дней - и это мизер.)
Чудесно пишет о нем Лена trianda. Как человек тонко чувствующий и одаренный она совершенно нестандартно описывает свои ощущение от стамбульских достопримечательностей.)
(без темы) - mujer_soleada - 6 мар, 2014 10:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 7 мар, 2014 15:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mujer_soleada - 11 мар, 2014 13:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 13 мар, 2014 16:15 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 86 Капель росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com