?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Коломна – Любимый Город Дмитрия Донского»

…Мы выходим к Москва-реке. Перед нами распахивается панорама ленивого, неспешного и женского такого изгиба Москвы-реки, пышнейших и высоких куп деревьев по её берегу, и идеально подстриженная зеленая трава-мурава на косогоре под нами.
…Успенский собор расписывал Феофан Грек.


…Библиотека Грозного была поделена на части и хранилась в разных местах. После его кончины, ту часть Либереи, которая находилась в Коломне, разделили на семь хранилищ. Эти книжные сокровища в подземных катакомбах, построенных Итальянцем Фиорованти, свято оберегали посвященные люди и монахи, которые переписывали тайные книги, стараясь создать несколько копий единственных оригиналов. После Смуты, решили создать Орден (Братство) Хранителей Либереи…
…Есть ещё одна странная легенда. О Поясе Власти, который хранился в одной из древних церквей Коломны. В виде золотой змеи из 17 звеньев. В каждом звене – свой определённый камень, в каждом камне – печать с определенным зверем. На адаманте - Лев, смарагде - Орёл, рубине - Овен, бирюзе - Василиск, хризолите – Единорог…


*в понимании коломенской истории книга любимого мною писателя Сергея Алексеева «Россия: Мы и Мир», Буковник Алексея Меняйлова и мистический детектив Р.Словацкого «Мемориал».

КОЛОМЕНСКИЙ КРЕМЛЬ: Улица Лазарева. Москва-река и смотровая площадка

От Маринкиной Башни мы идем вперёд, вдоль высокого крутого (угол наклона 40°) земляного рва. Подъём заканчивается, улица выпрямляется и становится уютно-деревенской. Это улица Лазарева (бывшая Успенская).
Я не успеваю щёлкать кнопкой фотоаппарата. Улочка – окрыточная. Слева какие-то есенинские домишки с обязательным живописным набором: деревянным кружевом, плотными воротами, раскидистыми берёзами, цветами и котами. Справа по ходу – кафе «Погребок».
Впереди эффектно приближается к нам Успенский собор, но мы сворачиваем налево.


Здесь дорога делает плавный поворот и мы выходим к Москва-реке. Перед нами (а мы на небольшом холме) распахивается панорама ленивого, неспешного и женского такого изгиба Москвы-реки, пышнейших и высоких куп деревьев (вётлы?, березы) по её берегу, и идеально подстриженная зеленая трава-мурава на косогоре под нами (тут явно потрудилась целая команда газонокосильщиков). Плюс к этому ещё пестрая цветочная клумба, а сзади бумкает колокольня, и сверкают золотом маковки церквей. Это смотровая площадка.














Красота. Спокойствие. Умиротворение. Легкая отрешенность. Многие сидят на бархатном краю косогора. Мы тоже подобрали бумажку, подстелили, приземлились, вытянули ноги и замолчали, любуясь сверкающей речной водой в мехах прибрежной листвы.

КОЛОМЕНСКИЙ КРЕМЛЬ: Соборная площадь

Отрываемся от тишины идем на центральную Соборную площадь к Успенскому собору – к ней от смотровой площадки ведет дорожка.


На прямоугольной площади, выложенной плиткой разного цвета и украшенной клумбами с ароматными петуниями и шариками бегоний, непривычно чисто, аккуратно, и празднично.


Площадь окружает История Коломны.
1) ярко-салатовый деревянный домик – «Дом Куприна», где писатель останавливался у родственников.


2) темно-красное кирпичное здание – бывшее приходское училище, а сейчас действующая (! как же повезло ученикам) средняя школа №3; 3) памятник Кириллу и Мефодию;


4) шатровая Колокольня; 5) Тихвинский храм, 6) церковь Воскресения Словущего.
7) Успенский собор.


8) Ново-Голутвинский женский монастырь, на площадь выходят высокая Колокольня цвета охры, белая арка ворот и незабудково-голубой Покровский храм с маленькой короной из башенок.


КОЛОМЕНСКИЙ КРЕМЛЬ, СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ:
Церковь Воскресения Словущего и Успенский собор. Донская икона Божией Матери.

Это легендарные храмы. Не нахожу других слов. Их стены пропитаны Русской Историей и Любовью….
Церковь Воскресения Словущего – 14 век. Она находится по левую руку сбоку от Успенского собора. Когда-то соединялась галереей с Княжеским дворцом. Да и когда-то выглядела совсем не так как сейчас…. От того времени сохранился только «белокаменный сводчатый подклет», т.е. нижняя часть, а верхняя надстройка уже из 16в. Но нас интересует не это. Главное – что снежной зимой на Святки 1366 года здесь происходило венчание двух детей. 13-летней дочери суздальского князя Дмитрия и 15-летнего сына московского князя Ивана Красного. Их отцы были непримиримые враги, а их брак – вынужденной мерой и результатом властно-политическо-земельных интриг отцов. Их союз решился за глаза, и они как водится, знать друг друга не знали и не видели. И никто не мог даже подумать, что в этом насильном брачном соединении расчет отцов будет изгнан любовью детей. Дуняша Дмитриевна Суздальская и Дмитрий Иванович Московский (будущий Донской) влюбятся друг в друга с первого взгляда и будут идеальной лебединой парой. Евдокия родит Дмитрию 12 детей: 8 сыновей и 4 дочери.
И если на то пошло, то вот к каким стенам надо прикасаться, а не к Маринкиной башне….
Церковь Воскресения Словущего была княжеская домовая, т.е. примыкала к княжеским чертогам-каменным палатам «в 25 больших окон с красным шатровым крыльцом».


Успенский собор – 14 век. Кто и когда его построил – неизвестно. Древние летописцы немногословны. Предполагают, что уже в середине века на этом месте стоял храм, возможно, приземистый, толстостенный, одноглавый. Главное – каменный. Об этом узнали из недавних раскопок, когда из основания Успенского собора извлекли несколько белых плит с геометрическим и растительным орнаментом. В 1379 – Дмитрий Донской начинает новое строительство нового собора в честь и память своей первой Вожской победы над татарами. Старый храм был крошечным, а новый должен был стать памятником военного триумфа. Но покрытые резьбой плиты старого собора вошли в тело нового, «словно передавая Успенскому храму молитвенную память о прошедших годах». А в 1380 – новый храм становится и памятником второй великой победы на поле Куликовом, и «храм высоко возносит своё таинственное триглавие - три золочёных креста».
Его расписывал Феофан Грек. Удивительно, как «Феофана иконника, гречина философа» занесло на Русь. Ведь раньше он расписывал храмы византийского Константинополя (Стамбула), потом его позвали в Крым, а оттуда он приехал … в Коломну, где расписывает в Коломенском Кремле Успенский собор. После которого уже расписывает в Московском Кремле Архангельский собор («со товарищи») и Благовещенский собор (с Андреем Рублевым).

«Глухо мерцали древние росписи стен. Собор был страшно стар и отемнён вековым дымом курений и свечей…. Да, стар был Собор и переполнен временем и памятью…».
«…Зато сохранились иконы! Старые образа производили потрясающее впечатление – не только благодаря мастерству изографов и греческим образцам, но и потому, что краски их были минеральными. Они имели кристаллическую основу; и было достаточно даже малого сияния свечи или лампады, чтобы икона выступила из тьмы, зажглась своим внутренним светом». (Р.Словацкий).


Мы зашли внутрь, походили немного, к сожалению, феофановских росписей уже давным-давно нет. Они были утрачены при перестройке собора в 18в. Внутри храм прохладно-голубой, цвет фресок не яркий, а сдержанный.
В этом храме находилась чудесная икона «Божия Матерь Донская». Её иконографический тип называют «Елеуса» - «Милостливая» или «Умиление». - «Из золотого сияния выступает нежно очерченный силуэт Богоматери, ласково склонившейся к младенцу – сыну, который прильнул к щеке матери, а ножки поставил на её руку, их нимбы и их святые лики соприкасаются – так выражено соединение земного и небесного».
0_8eab8_80b9fa6e_M
Бабка Грозного – Софья Палеолог – молилась Донской Богородице, здесь, в Успенском соборе «о чадородии», была услышана, родила сына – Василия и в знак сердечной благодарности вышила драгоценную пелену для чудотворного образа в иконостас собора.
Прошло ~150 лет и на обороте чудотворной иконы (феофановской копии) было написано изображение Успения Богородицы. Доподлинно известно, что перед этим образом молился Иван Грозный перед походом на Казань.
И Иваном Грозным эту уже двухстороннюю икону перенесли в Москву как символ защиты русских воинов в борьбе с врагами. Она была передана в Московский Успенский собор в Кремле, потом в соседний Благовещенский, в котором хранилась столетиями и оттуда её брали в военные походы. «И всегда образы Богородицы и Божественного Младенца, источающие любовь, укрепляли в вере и стойкости сердца людей». (Сейчас ею можно полюбоваться в Иконном зале в Третьяковке).
Для Коломны же царь повелел сделать два других списка: в собор и на Пятницкие ворота.
Отец Ивана Грозный – царь Василий III повелел перестроить немного обветшавший коломенский Успенский собор. И его «перевоздвиг» сам Аристотель Фиорованти, автор Успенского собора в Кремле. (А чуть дальше в соседнем Ново-Голутвинском монастыре есть палата, которую выстроил его партнер Пьетро Антонио Солари). И вообще, предположение о том, что Коломенский Кремль строили итальянцы вполне обосновано. Стоит только взглянуть на «этого дракона», на его «технику постройки, изящество пропорций, характер форм и замечательно выделанный кирпич». Я вообще доверяю своим ощущениям – не даром мелькнула мысль при взгляде на «русский кремль» о какой-то тени рыцарского средневековья.
Мало того….

ИСТОРИЯ КОЛОМНЫ. ИВАН ГРОЗНЫЙ

«И другой царь пришёл, а вслед за ним провеяла беглая иноземная речь и вдруг не только храм, а весь Кремль оделся в каменный багряный кирпичный плащ, в алый венец с нарядными зубцами башен» (Р.Словацкий).


Не знаю, как правильно сказать, то ли «яблоко от яблони недалеко падает», то ли «какой отец, такой и сын». В общем, это равнозначные утверждения. Так, где есть эта компания – Василий III, Фиорованти и Солари, да плюс ещё сынок – Иван Васильевич – там всегда есть Тайна. Ведь эти итальянские (в народе их называли фряжские) мастера из Милана высочайшего уровня строили Московский Кремль, вернее, его нижние подземные лабиринты и тайники. В «благодарность» из Руси их не выпустят, и они больше никогда не увидят свою солнечную Италию. Почему? – Много знали??
Они построили Василию III в Коломне Кремль, Успенский собор, палаты. (Может быть что-то ещё??)
Вернёмся к Ивану Грозному.
Сюда в Коломну он приходит несколько раз и всегда по военным делам, то отражает войско крымских татар (1546), то выступает отсюда с 150 тысячным войском «х Казани» (лето 1552). В честь взятия Казанского ханства Грозный дарит деньги на основание Брусенского монастырь и возведение Успенской церкви в Коломенском Кремле.
Про Грозного я уже писала (рассказ о Вологде, об Александровской Слободе). Немного напомню. Отец – Василий III. Мать – Елена Глинская. Дед – Иван III. Бабка – Софья Палеолог. Примечательно, что его 3 жены-красавицы - Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, Марфа Собакина, Анна Колтовская, были коломенками. Положительными качествами Ивана Васильевича (а они у него всё-таки хоть немного, но имелись…) было то, что он человек образованный, знал четыре (!) языка, и любил, если не сказать обожал, книги. Их он всю жизнь собирал, покупал, выкупал наиболее редкие, заставлял писцов переписывать. Основу его драгоценного книжного собрания - Либереи – составляло «Приданое Софии», т.е. те 70 подвод, загруженные рукописями, которые его греческая бабушка привезла из византийского Константинополя.

«Приданое Софии – суть Истина, которую хранили все цари, будь византийские или наши. А кто владеет ею, тот обладает главенством разума и духа во всем мире!…».

Государева Библиотека была поделена на части и хранилась в разных местах. После его кончины, ту часть Либереи, которая находилась в Коломне, разделили на семь хранилищ. Эти книжные сокровища в подземных катакомбах, построенных Итальянцем Фиорованти, свято оберегали посвященные люди и монахи, которые переписывали тайные книги, стараясь создать несколько копий единственных оригиналов. После Смуты, решили создать Орден (Братство) Хранителей Либереи.
И это не сказки. А даже, можно сказать, и настоящая история Коломны.
Имена переписчиков-монахов – Петра Гречина (основателя Братства) и Сергия Коломнятина (главного Хранителя) – тоже подлинные, сохранились их автографы, сохранилась память о них. Некоторые книги, переписанные Хранителями, в силу разных причин всплывали в мир – т.е. случались утечки. Так Карамзину, например, коломенские купцы, братья Хлебниковы, библиофилы, передали несколько драгоценных летописей.
И сейчас Хранители существуют….
И это ещё не всё.

ИСТОРИЯ КОЛОМНЫ. ПОЯС ВЛАСТИ

«Мы видели Коломну и днём, в хитоне солнца, и ночью. И мы видели её не снизу, как все, а сверху — со стен. Тогда мы поняли, наконец, сущность Города. Это страшный, влекущий и таинственный, дремлющий дракон… заколдованный, прикрытый личиной провинциального городишки…». (Р.Словацкий).


Есть ещё одна странная легенда. О Поясе Власти, который хранился в одной из древних церквей Коломны. В виде золотой змеи из 17 звеньев. В каждом звене – свой определённый камень, в каждом камне – печать с определенным зверем.
На адаманте - Лев, смарагде - Орёл, рубине - Овен, бирюзе - Василиск, хризолите - Единорог, янтаре - Волк, маргарите морском - Барс, яшме - Ворон, орихалке - Олень, аспид-камне - Бык, сапфире - Змей, павлиньем глазе - Гидра, коралле - Дракон, аметисте - Голубь, карбункуле - Конь, ясписе - Сфинкс, железном камне – Кентавр.
0_8eab9_e541f46c_M
Пояс - заговорённый. Если владеет им добрый - он приносит удачу, а если плохой - с тем случается злое, вплоть до истребления рода.
Все великие князья и русские цари присягали Поясу власти. Кроме одного – Ивана Грозного.





Рассказ «Коломна – Любимый Город Дмитрия Донского»

Посты о Коломне:

Коломенский Кремль. Маринкина башня

Посты по русским городам:
Вологодский Кремль …и Либерея Ивана Грозного
Масонский Ярославль
Прогулка по Твери. Загадочные страницы тверской истории – Афанасий Никитин
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке
Александровский Кремль. История Короля Пик
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Муром. Окский сад или древнее Городище
Зарайский рай. Компактный путеводитель по городу
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Глобус Боровска
Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачи
Смоленск. Успенский собор. Музей водки и ресторан «Смоленская крепость»
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»

Comments

pamsik
9 апр, 2014 07:40 (UTC)
Боярыня драгоцѣнная,
сказъ твой благій и зѣло ушам приятственный, но вельми челом бью, пошшади, не смущай душу, радi всѣго сушшаго и аки херувим прошу.

))
Наташа, тут вот нашлось следующее: до Коломны можно добраться электропоездами и смотреть там не пересмотреть всего. Так что запиши себе город на заметку. ))

Edited at 2014-04-09 07:41 (UTC)

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com