?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Коломна – Любимый Город Дмитрия Донского»

…Мы выходим к Москва-реке. Перед нами распахивается панорама ленивого, неспешного и женского такого изгиба Москвы-реки, пышнейших и высоких куп деревьев по её берегу, и идеально подстриженная зеленая трава-мурава на косогоре под нами.
…Успенский собор расписывал Феофан Грек.


…Библиотека Грозного была поделена на части и хранилась в разных местах. После его кончины, ту часть Либереи, которая находилась в Коломне, разделили на семь хранилищ. Эти книжные сокровища в подземных катакомбах, построенных Итальянцем Фиорованти, свято оберегали посвященные люди и монахи, которые переписывали тайные книги, стараясь создать несколько копий единственных оригиналов. После Смуты, решили создать Орден (Братство) Хранителей Либереи…
…Есть ещё одна странная легенда. О Поясе Власти, который хранился в одной из древних церквей Коломны. В виде золотой змеи из 17 звеньев. В каждом звене – свой определённый камень, в каждом камне – печать с определенным зверем. На адаманте - Лев, смарагде - Орёл, рубине - Овен, бирюзе - Василиск, хризолите – Единорог…


*в понимании коломенской истории книга любимого мною писателя Сергея Алексеева «Россия: Мы и Мир», Буковник Алексея Меняйлова и мистический детектив Р.Словацкого «Мемориал».

КОЛОМЕНСКИЙ КРЕМЛЬ: Улица Лазарева. Москва-река и смотровая площадка

От Маринкиной Башни мы идем вперёд, вдоль высокого крутого (угол наклона 40°) земляного рва. Подъём заканчивается, улица выпрямляется и становится уютно-деревенской. Это улица Лазарева (бывшая Успенская).
Я не успеваю щёлкать кнопкой фотоаппарата. Улочка – окрыточная. Слева какие-то есенинские домишки с обязательным живописным набором: деревянным кружевом, плотными воротами, раскидистыми берёзами, цветами и котами. Справа по ходу – кафе «Погребок».
Впереди эффектно приближается к нам Успенский собор, но мы сворачиваем налево.


Здесь дорога делает плавный поворот и мы выходим к Москва-реке. Перед нами (а мы на небольшом холме) распахивается панорама ленивого, неспешного и женского такого изгиба Москвы-реки, пышнейших и высоких куп деревьев (вётлы?, березы) по её берегу, и идеально подстриженная зеленая трава-мурава на косогоре под нами (тут явно потрудилась целая команда газонокосильщиков). Плюс к этому ещё пестрая цветочная клумба, а сзади бумкает колокольня, и сверкают золотом маковки церквей. Это смотровая площадка.














Красота. Спокойствие. Умиротворение. Легкая отрешенность. Многие сидят на бархатном краю косогора. Мы тоже подобрали бумажку, подстелили, приземлились, вытянули ноги и замолчали, любуясь сверкающей речной водой в мехах прибрежной листвы.

КОЛОМЕНСКИЙ КРЕМЛЬ: Соборная площадь

Отрываемся от тишины идем на центральную Соборную площадь к Успенскому собору – к ней от смотровой площадки ведет дорожка.


На прямоугольной площади, выложенной плиткой разного цвета и украшенной клумбами с ароматными петуниями и шариками бегоний, непривычно чисто, аккуратно, и празднично.


Площадь окружает История Коломны.
1) ярко-салатовый деревянный домик – «Дом Куприна», где писатель останавливался у родственников.


2) темно-красное кирпичное здание – бывшее приходское училище, а сейчас действующая (! как же повезло ученикам) средняя школа №3; 3) памятник Кириллу и Мефодию;


4) шатровая Колокольня; 5) Тихвинский храм, 6) церковь Воскресения Словущего.
7) Успенский собор.


8) Ново-Голутвинский женский монастырь, на площадь выходят высокая Колокольня цвета охры, белая арка ворот и незабудково-голубой Покровский храм с маленькой короной из башенок.


КОЛОМЕНСКИЙ КРЕМЛЬ, СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ:
Церковь Воскресения Словущего и Успенский собор. Донская икона Божией Матери.

Это легендарные храмы. Не нахожу других слов. Их стены пропитаны Русской Историей и Любовью….
Церковь Воскресения Словущего – 14 век. Она находится по левую руку сбоку от Успенского собора. Когда-то соединялась галереей с Княжеским дворцом. Да и когда-то выглядела совсем не так как сейчас…. От того времени сохранился только «белокаменный сводчатый подклет», т.е. нижняя часть, а верхняя надстройка уже из 16в. Но нас интересует не это. Главное – что снежной зимой на Святки 1366 года здесь происходило венчание двух детей. 13-летней дочери суздальского князя Дмитрия и 15-летнего сына московского князя Ивана Красного. Их отцы были непримиримые враги, а их брак – вынужденной мерой и результатом властно-политическо-земельных интриг отцов. Их союз решился за глаза, и они как водится, знать друг друга не знали и не видели. И никто не мог даже подумать, что в этом насильном брачном соединении расчет отцов будет изгнан любовью детей. Дуняша Дмитриевна Суздальская и Дмитрий Иванович Московский (будущий Донской) влюбятся друг в друга с первого взгляда и будут идеальной лебединой парой. Евдокия родит Дмитрию 12 детей: 8 сыновей и 4 дочери.
И если на то пошло, то вот к каким стенам надо прикасаться, а не к Маринкиной башне….
Церковь Воскресения Словущего была княжеская домовая, т.е. примыкала к княжеским чертогам-каменным палатам «в 25 больших окон с красным шатровым крыльцом».


Успенский собор – 14 век. Кто и когда его построил – неизвестно. Древние летописцы немногословны. Предполагают, что уже в середине века на этом месте стоял храм, возможно, приземистый, толстостенный, одноглавый. Главное – каменный. Об этом узнали из недавних раскопок, когда из основания Успенского собора извлекли несколько белых плит с геометрическим и растительным орнаментом. В 1379 – Дмитрий Донской начинает новое строительство нового собора в честь и память своей первой Вожской победы над татарами. Старый храм был крошечным, а новый должен был стать памятником военного триумфа. Но покрытые резьбой плиты старого собора вошли в тело нового, «словно передавая Успенскому храму молитвенную память о прошедших годах». А в 1380 – новый храм становится и памятником второй великой победы на поле Куликовом, и «храм высоко возносит своё таинственное триглавие - три золочёных креста».
Его расписывал Феофан Грек. Удивительно, как «Феофана иконника, гречина философа» занесло на Русь. Ведь раньше он расписывал храмы византийского Константинополя (Стамбула), потом его позвали в Крым, а оттуда он приехал … в Коломну, где расписывает в Коломенском Кремле Успенский собор. После которого уже расписывает в Московском Кремле Архангельский собор («со товарищи») и Благовещенский собор (с Андреем Рублевым).

«Глухо мерцали древние росписи стен. Собор был страшно стар и отемнён вековым дымом курений и свечей…. Да, стар был Собор и переполнен временем и памятью…».
«…Зато сохранились иконы! Старые образа производили потрясающее впечатление – не только благодаря мастерству изографов и греческим образцам, но и потому, что краски их были минеральными. Они имели кристаллическую основу; и было достаточно даже малого сияния свечи или лампады, чтобы икона выступила из тьмы, зажглась своим внутренним светом». (Р.Словацкий).


Мы зашли внутрь, походили немного, к сожалению, феофановских росписей уже давным-давно нет. Они были утрачены при перестройке собора в 18в. Внутри храм прохладно-голубой, цвет фресок не яркий, а сдержанный.
В этом храме находилась чудесная икона «Божия Матерь Донская». Её иконографический тип называют «Елеуса» - «Милостливая» или «Умиление». - «Из золотого сияния выступает нежно очерченный силуэт Богоматери, ласково склонившейся к младенцу – сыну, который прильнул к щеке матери, а ножки поставил на её руку, их нимбы и их святые лики соприкасаются – так выражено соединение земного и небесного».
0_8eab8_80b9fa6e_M
Бабка Грозного – Софья Палеолог – молилась Донской Богородице, здесь, в Успенском соборе «о чадородии», была услышана, родила сына – Василия и в знак сердечной благодарности вышила драгоценную пелену для чудотворного образа в иконостас собора.
Прошло ~150 лет и на обороте чудотворной иконы (феофановской копии) было написано изображение Успения Богородицы. Доподлинно известно, что перед этим образом молился Иван Грозный перед походом на Казань.
И Иваном Грозным эту уже двухстороннюю икону перенесли в Москву как символ защиты русских воинов в борьбе с врагами. Она была передана в Московский Успенский собор в Кремле, потом в соседний Благовещенский, в котором хранилась столетиями и оттуда её брали в военные походы. «И всегда образы Богородицы и Божественного Младенца, источающие любовь, укрепляли в вере и стойкости сердца людей». (Сейчас ею можно полюбоваться в Иконном зале в Третьяковке).
Для Коломны же царь повелел сделать два других списка: в собор и на Пятницкие ворота.
Отец Ивана Грозный – царь Василий III повелел перестроить немного обветшавший коломенский Успенский собор. И его «перевоздвиг» сам Аристотель Фиорованти, автор Успенского собора в Кремле. (А чуть дальше в соседнем Ново-Голутвинском монастыре есть палата, которую выстроил его партнер Пьетро Антонио Солари). И вообще, предположение о том, что Коломенский Кремль строили итальянцы вполне обосновано. Стоит только взглянуть на «этого дракона», на его «технику постройки, изящество пропорций, характер форм и замечательно выделанный кирпич». Я вообще доверяю своим ощущениям – не даром мелькнула мысль при взгляде на «русский кремль» о какой-то тени рыцарского средневековья.
Мало того….

ИСТОРИЯ КОЛОМНЫ. ИВАН ГРОЗНЫЙ

«И другой царь пришёл, а вслед за ним провеяла беглая иноземная речь и вдруг не только храм, а весь Кремль оделся в каменный багряный кирпичный плащ, в алый венец с нарядными зубцами башен» (Р.Словацкий).


Не знаю, как правильно сказать, то ли «яблоко от яблони недалеко падает», то ли «какой отец, такой и сын». В общем, это равнозначные утверждения. Так, где есть эта компания – Василий III, Фиорованти и Солари, да плюс ещё сынок – Иван Васильевич – там всегда есть Тайна. Ведь эти итальянские (в народе их называли фряжские) мастера из Милана высочайшего уровня строили Московский Кремль, вернее, его нижние подземные лабиринты и тайники. В «благодарность» из Руси их не выпустят, и они больше никогда не увидят свою солнечную Италию. Почему? – Много знали??
Они построили Василию III в Коломне Кремль, Успенский собор, палаты. (Может быть что-то ещё??)
Вернёмся к Ивану Грозному.
Сюда в Коломну он приходит несколько раз и всегда по военным делам, то отражает войско крымских татар (1546), то выступает отсюда с 150 тысячным войском «х Казани» (лето 1552). В честь взятия Казанского ханства Грозный дарит деньги на основание Брусенского монастырь и возведение Успенской церкви в Коломенском Кремле.
Про Грозного я уже писала (рассказ о Вологде, об Александровской Слободе). Немного напомню. Отец – Василий III. Мать – Елена Глинская. Дед – Иван III. Бабка – Софья Палеолог. Примечательно, что его 3 жены-красавицы - Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, Марфа Собакина, Анна Колтовская, были коломенками. Положительными качествами Ивана Васильевича (а они у него всё-таки хоть немного, но имелись…) было то, что он человек образованный, знал четыре (!) языка, и любил, если не сказать обожал, книги. Их он всю жизнь собирал, покупал, выкупал наиболее редкие, заставлял писцов переписывать. Основу его драгоценного книжного собрания - Либереи – составляло «Приданое Софии», т.е. те 70 подвод, загруженные рукописями, которые его греческая бабушка привезла из византийского Константинополя.

«Приданое Софии – суть Истина, которую хранили все цари, будь византийские или наши. А кто владеет ею, тот обладает главенством разума и духа во всем мире!…».

Государева Библиотека была поделена на части и хранилась в разных местах. После его кончины, ту часть Либереи, которая находилась в Коломне, разделили на семь хранилищ. Эти книжные сокровища в подземных катакомбах, построенных Итальянцем Фиорованти, свято оберегали посвященные люди и монахи, которые переписывали тайные книги, стараясь создать несколько копий единственных оригиналов. После Смуты, решили создать Орден (Братство) Хранителей Либереи.
И это не сказки. А даже, можно сказать, и настоящая история Коломны.
Имена переписчиков-монахов – Петра Гречина (основателя Братства) и Сергия Коломнятина (главного Хранителя) – тоже подлинные, сохранились их автографы, сохранилась память о них. Некоторые книги, переписанные Хранителями, в силу разных причин всплывали в мир – т.е. случались утечки. Так Карамзину, например, коломенские купцы, братья Хлебниковы, библиофилы, передали несколько драгоценных летописей.
И сейчас Хранители существуют….
И это ещё не всё.

ИСТОРИЯ КОЛОМНЫ. ПОЯС ВЛАСТИ

«Мы видели Коломну и днём, в хитоне солнца, и ночью. И мы видели её не снизу, как все, а сверху — со стен. Тогда мы поняли, наконец, сущность Города. Это страшный, влекущий и таинственный, дремлющий дракон… заколдованный, прикрытый личиной провинциального городишки…». (Р.Словацкий).


Есть ещё одна странная легенда. О Поясе Власти, который хранился в одной из древних церквей Коломны. В виде золотой змеи из 17 звеньев. В каждом звене – свой определённый камень, в каждом камне – печать с определенным зверем.
На адаманте - Лев, смарагде - Орёл, рубине - Овен, бирюзе - Василиск, хризолите - Единорог, янтаре - Волк, маргарите морском - Барс, яшме - Ворон, орихалке - Олень, аспид-камне - Бык, сапфире - Змей, павлиньем глазе - Гидра, коралле - Дракон, аметисте - Голубь, карбункуле - Конь, ясписе - Сфинкс, железном камне – Кентавр.
0_8eab9_e541f46c_M
Пояс - заговорённый. Если владеет им добрый - он приносит удачу, а если плохой - с тем случается злое, вплоть до истребления рода.
Все великие князья и русские цари присягали Поясу власти. Кроме одного – Ивана Грозного.





Рассказ «Коломна – Любимый Город Дмитрия Донского»

Посты о Коломне:

Коломенский Кремль. Маринкина башня

Посты по русским городам:
Вологодский Кремль …и Либерея Ивана Грозного
Масонский Ярославль
Прогулка по Твери. Загадочные страницы тверской истории – Афанасий Никитин
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке
Александровский Кремль. История Короля Пик
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Муром. Окский сад или древнее Городище
Зарайский рай. Компактный путеводитель по городу
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Глобус Боровска
Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачи
Смоленск. Успенский собор. Музей водки и ресторан «Смоленская крепость»
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»

Comments

vladimirdar
14 апр, 2014 14:28 (UTC)
Так этим людям так проще жить, с принятыми ограничениями, я вообще всегда с большим интересом знакомлюсь с альтернативными источниками допускающими чувственное проникновение в тему..., часто интуитивное понимание оказывается потом самым верным. Надо будет Словацкого почитать... Спасибо!

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com