Natasha Pamsik (pamsik) wrote,
Natasha Pamsik
pamsik

Category:

Домонгольские церкви Смоленска

Из рассказа «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

…Когда я увидела в первый раз это понятие «домонгольские церкви» оно меня сильно царапнуло по душе. До-мон-гольс-кие. Если Киев крестился в 988, а Батый пришёл на Русь в 1237 – значит, эти церкви были построены в этот мирный промежуток, а главное уцелели!
…В Смоленске таких церквей три: Петра и Павла /~1146, Михаила Архангела (Свирская) /~1180-1197, Иоанна Богослова /~1160.
Глав3.jpg
… Мы начали осмотр с первой – Петропавловской. Она находится на Правобережье, в районе рынка, авто и ж/д вокзала (ул. Кашена). Церковь Михаила Архангела или «Михайлово чудо» стоит на холме, у неё довольно большая огороженная территория (стык улиц М. и Б. Краснофлотских).



…Когда я увидела в первый раз это понятие «домонгольские церкви» оно меня сильно царапнуло по душе. До-мон-гольс-кие. Если Киев крестился в 988, а Батый пришёл на Русь в 1237 – значит, эти церкви были построены в этот мирный промежуток, а главное уцелели!

…В Смоленске таких церквей три: Петра и Павла /~1146, Михаила Архангела (Свирская) /~1180-1197, Иоанна Богослова /~1160.

Петропавловская церковь
Мы начали осмотр с первой – Петропавловской. Она находится на Правобережье, в районе рынка, авто и ж/д вокзала (ул. Кашена). Интересно, что на церковной территории располагаются два храма – один белый и нарядный, с крылечками и колокольней, другой – темно-невзрачно-кирпичный. Мы сразу кинулись к белому. Оббежали его почти кругом, пощёлкали фотоаппаратом и про себя удивились, что внутри почему-то находится туристическая, хоть и паломническая, компания. Честно говоря, буквально отбивались от назойливой мухи-мысли «ну, и что особенного в этой вашей домонгольской церкви». Мы уже буквально направились к выходу, как краем глаза увидели несколько человек, заходящих в невзрачную и скромную соседнюю церковь. И тут нас пробило – так вот же она!
1.jpg

Вот как бывает. И эта церковь Петра и Павла подарила нам очень сильные ощущения. Совсем нельзя назвать её красивой. Она лаконична, строга и сдержанна до предела.
Но в её пропорциях, линиях, окнах-амбразурах, шершавом кирпиче, гладких полукруглых маковках, общем облике – таится такая сила, и такая энергетика, что от неё невозможно оторвать глаз.
2.jpg

Внутри – ощущения такие же – сильные и уютные. Не хочется уходить. Она не отпускает. Внутри церковь маленькая, мне запомнилась слева красивая икона Богоматери в окладе из золотых металлических виноградных листьев. Мы зашли в храм видимо перед началом службы, уже подтягивался народ, поэтому экскурсию свою мы быстро завершили, было неудобно стоять с круглыми глазами и открытыми ртами. Но снаружи я фотографировала её бесконечно, плюс ко всем своим архитектурным и историческим достоинствам она была окружена бушующими цветущими пионами.
2 храма.jpg

4.jpg

Тот белый храм, на который мы обратили внимание сначала – это церковь св. Варвары, причем она сама находится на третьем этаже, а две лестницы-крылечка, оказывается, ведут к колокольне.
По поводу месторасположения, которое называют неудачным, а именно – современно-безликие почти неокультуренные окрестности в виде грязного рынка, такого же автовокзала, трамвайных и ж/д путей в придачу, я хочу сказать, что это не церковь неудачно расположена, а все эти объекты её окружающие.
А храм то стоит на правильном месте. Раньше (до 18 века) ведь возводили церкви только на особых сильных местах – энергетических точках или перекрёстках невидимых знергийных линий.
3.jpg

Церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела (Свирская)

Обе эти церкви находятся уже на Левобережье, вдоль Днепра, достаточно недалеко друг от друга. Церковь Иоанна Богослова или «На овражке» (ул. Б.Краснофлотская) мы только посмотрели из машины – проехали мимо. Раньше она была почти двойником Петропавловской по силуэту, а в 18в. сильно до неузнаваемости перестроена. Но, если бы позволяло время, несмотря на отсутствие архитектурно-визуального удовольствия, зайти в неё стоит – только ради того, чтобы почувствовать, как начинает звенеть голова. Я уже писала – эти храмы стоят в сильных местах.

Церковь Михаила Архангела или «Михайлово чудо» стоит на холме, у неё довольно большая огороженная территория (стык улиц М. и Б. Краснофлотских).

Опять же мы были подготовлены отзывами, которые в один голос называли её «красавицей» и «живой историей». Но первое впечатление было у нас не таким.
Мы обошли её кругом, выбрали место, чтобы взгляд обнимал её всю и стали вербализовать свои ощущения. «Это что-то византийское, или похоже на греческую архитектуру», - неуверенно сказала я. «Представляю, как бы она органично смотрелась в Средневековье где-нибудь в Прибалтике», - резюмировал муж.
8.jpg

Храм, действительно, напоминал больше про-готический замок-башню, но никак не православную да ещё домонгольскую церковь. Он очень высокий, даже грандиозно высокий, к тому же у него пологие треугольные крыши-скаты, что нехарактерно и чуждо для русского менталитета.
18.jpg

15.jpg

Мы озадаченно вошли внутрь и там, на стене увидели фотографию церкви в своём истинном первоначальном виде (это фотореконструкция) – и всё сразу поняли. Она перестроена! А какая была! Скаты крыш были мягко-волнистыми, и если использовать поэтические сравнения, то можно сказать, что церковь была похожа на распускающийся цветок или как будто она выходила из расступающихся морских волн.

В 18в. над ней провели экзекуцию, называемую реставрацией.
Морские волны крыш заменили на плоские треугольники, что-то пристроили, что-то перестроили, заложили окна в барабане (барабан – это шея, на которой держится маковка-купол). А ведь древние строители специально в своём 12 веке додумались и создали именно такое освещение храма: из 8 огромных, узких и длинных окошек на барабане внутрь буквально лился солнечный свет, причем так особенно – контрастно и верхняя часть храма была настолько пронизана светом, что создавалось ощущение её приближенности к небу, а все остальные части здания «приземлялись». Как удавалось древним мастерам добиваться такой удивительной гармонии в построении пространства – загадка до сих пор и для нашего сверхинтеллектуального времени.
16.jpg

Когда находишься внутри этой церкви, то испытываешь невероятные ощущения. Я уже писала, что храм очень высокий, а, находясь внутри и в центре, благодаря особому определённому арочному делению пространства, оказываешься в таком подкупольном «колодце», в котором - тебя просто уносит ввысь, вверх. Там огромная высота, а главное, арки по бокам как будто сдавливают и ужимают воздух вокруг тебя со всех сторон, и возникает чувство ощущения себя в воздушном узком «тоннеле» устремленном вверх.

Фото взято у Ирины il_ducess из её смоленского поста
arhpetra4b.jpg

Такие храмы как церковь Михаила Архангела в Смоленске – редчайшая редкость. Подобные фрагментарно есть ещё в Старой Рязани, в Полоцке, Великом Новгороде, Старой Ладоге, Владимире, Суздале.
2 храма_а.jpg

Смотришь на этот храм и сразу думаешь, а какая у неё история? Кто построил? Почему здесь?
Попытаюсь ответить на эти вопросы.
Когда, готовясь к поездке, я читала предварительно-общеознакомительную инфу про Смоленск, помню, меня поразили 3 вещи – то, что Смоленск стоит на Днепре; то, что в городе сохранились «домонгольские церкви»; и то, что именно здесь в Смоленске, оказывается, был убит князь Глеб. (Борис и Глеб - это сыновья Киевского князя Владимира Красное солнышко и греческой царевны Анны Порфирородной).

Почему я сейчас говорю об этом? Из-за места. Пытаюсь найти ответы на вопросы.
1) «Почему здесь?» и «Кто построил?».
Оказывается на этом участке берега Днепра, где стоят церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела – раньше было древнее Урочище Смядынь (лесной массив и бухта) – по имени речки-притока, впадавшей в Днепр.
Это место Смядынь по каким-то причинам было облюбовано смоленскими князьями - генеалогическая ветка, которых идёт от Владимира Мономаха: Мономах – … - его внук Ростислав Мстиславович (первый поселился на Смядыни) – его сын Роман Ростиславович (построил церковь Иоанна Богослова) – его сын Давид Романович (построил церковь Михаила Архангела).
Так Смядынь превратилось в специально ограждённую «княжескую местность». Князья активно застраивали её красивыми «княжьими» храмами – для себя.

2) «Какая история места?»
«В лето 1013 года от Рождества Христова» Смоленск принял крещение. Через 2 года, здесь, на речке Смядыни был убит муромский молодой князь Глеб (братьев Бориса и Глеба всегда изображают вместе, то едущими на лошадках, то стоящими в рост, но всегда с мечами и в горностаевых шапочках). Его выманили с суши на речную ладью и зарезали. На этом месте люди стали видеть мерцающий свет зажжённых неведомо кем свечей. Через несколько лет прах Глеба перевезли в Вышгород (близ Киева). А смоляне вырыли на берегу Смядыни Глебовский колодец, вода которого считалась чудотворной и целебной. Сюда стали тысячами приходить православные.
В 12 веке рядом здесь (с колодцем) был возведён фамильный княжеский «вотч» - Борисоглебский монастырь (сейчас развалины, потому что древнейшие постройки взорвали ещё в Смутное время войска смоленского воеводы Михаила Шеина, а потом кирпич и камень из руин дорастаскали для парка Блонье и новой Московской дороги).
В сер.19в. над Глебовским колодцем возвели шатёр-каплицу с золочёным крестом – таким образом, выразил свою признательность воде один муромский купец, исцеливший здесь больные ноги. В годы Революции каплицу, конечно же, целой не оставили – разрушили до основанья. А в 1991 место убиения святого Глеба отметили каменным крестом с памятной надписью (Все это находится – на улице Борисоглебской).

P.S. И ещё, листая Смоленский этнографический альбом со старыми фотографиями города, я случайно увидела фотоснимок 19 века и удивилась – оказывается свежескошенный луг, окружающий церковь Михаила Архангела, по которому мы активно бегали в поисках наиболее удачной точки для очередного кадра, не что иное, как старинное кладбище.
9.jpg

И ещё. Меня это поразило. На территории рядом с домонгольской церковью 12 века построен домик – церковный притч в виде суперсовременного коттеджика. Вот сюда опять бы притащить того японца из Юнеско – чтобы добить его окончательно. Ну это ж надо додуматься – рядом с уникальной постройкой сгородить новомодный современный дом. Я понимаю, что домик-притч, наверное, нужный и ценный, и денег, наверное, меценаты какие-нибудь отстегнули, но всё-таки надо головой думать, а не другим местом, неужели не существует других проектов – глаза не смотрят на этот вопиющий диссонанс. Про пластиковые двери в самом древнем домонгольском храме я так и быть уже промолчу.
20.jpg

Рассказ «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

Посты по Смоленску:
Смоленск. Успенский собор. Музей водки и ресторан «Смоленская крепость»
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»
Хмелита. Дом семьи Грибоедовых
Фленово-Талашкино и княгиня Тенишева

Посты по русским городам:
Масонский Ярославль
Ярославский «Кремль» и «Слово о полку Игореве»
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке
Загадки Коломны. Хранители Либереи и Пояс Власти
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Зарайский рай. Компактный путеводитель по городу
Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Вологодский Кремль …и Либерея Ивана Грозного
Вологда и Николай Рубцов
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Глобус Боровска
Кострома. Ипатьевский монастырь
Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачи
Муром. Окский сад или древнее Городище
Прогулка по Твери. Загадочные страницы тверской истории – Афанасий Никитин
Тверь. Гостиница «Оснабрюк». Памятник Пушкину на набережной /ч.1
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Торжок. Борисоглебский мужской монастырь. Вознесенская деревянная церковь
Путеводитель по Торжку
Tags: РОССИЯ, Смоленск и Вязьма
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →