?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

…Когда я увидела в первый раз это понятие «домонгольские церкви» оно меня сильно царапнуло по душе. До-мон-гольс-кие. Если Киев крестился в 988, а Батый пришёл на Русь в 1237 – значит, эти церкви были построены в этот мирный промежуток, а главное уцелели!
…В Смоленске таких церквей три: Петра и Павла /~1146, Михаила Архангела (Свирская) /~1180-1197, Иоанна Богослова /~1160.
Глав3.jpg
… Мы начали осмотр с первой – Петропавловской. Она находится на Правобережье, в районе рынка, авто и ж/д вокзала (ул. Кашена). Церковь Михаила Архангела или «Михайлово чудо» стоит на холме, у неё довольно большая огороженная территория (стык улиц М. и Б. Краснофлотских).



…Когда я увидела в первый раз это понятие «домонгольские церкви» оно меня сильно царапнуло по душе. До-мон-гольс-кие. Если Киев крестился в 988, а Батый пришёл на Русь в 1237 – значит, эти церкви были построены в этот мирный промежуток, а главное уцелели!

…В Смоленске таких церквей три: Петра и Павла /~1146, Михаила Архангела (Свирская) /~1180-1197, Иоанна Богослова /~1160.

Петропавловская церковь
Мы начали осмотр с первой – Петропавловской. Она находится на Правобережье, в районе рынка, авто и ж/д вокзала (ул. Кашена). Интересно, что на церковной территории располагаются два храма – один белый и нарядный, с крылечками и колокольней, другой – темно-невзрачно-кирпичный. Мы сразу кинулись к белому. Оббежали его почти кругом, пощёлкали фотоаппаратом и про себя удивились, что внутри почему-то находится туристическая, хоть и паломническая, компания. Честно говоря, буквально отбивались от назойливой мухи-мысли «ну, и что особенного в этой вашей домонгольской церкви». Мы уже буквально направились к выходу, как краем глаза увидели несколько человек, заходящих в невзрачную и скромную соседнюю церковь. И тут нас пробило – так вот же она!
1.jpg

Вот как бывает. И эта церковь Петра и Павла подарила нам очень сильные ощущения. Совсем нельзя назвать её красивой. Она лаконична, строга и сдержанна до предела.
Но в её пропорциях, линиях, окнах-амбразурах, шершавом кирпиче, гладких полукруглых маковках, общем облике – таится такая сила, и такая энергетика, что от неё невозможно оторвать глаз.
2.jpg

Внутри – ощущения такие же – сильные и уютные. Не хочется уходить. Она не отпускает. Внутри церковь маленькая, мне запомнилась слева красивая икона Богоматери в окладе из золотых металлических виноградных листьев. Мы зашли в храм видимо перед началом службы, уже подтягивался народ, поэтому экскурсию свою мы быстро завершили, было неудобно стоять с круглыми глазами и открытыми ртами. Но снаружи я фотографировала её бесконечно, плюс ко всем своим архитектурным и историческим достоинствам она была окружена бушующими цветущими пионами.
2 храма.jpg

4.jpg

Тот белый храм, на который мы обратили внимание сначала – это церковь св. Варвары, причем она сама находится на третьем этаже, а две лестницы-крылечка, оказывается, ведут к колокольне.
По поводу месторасположения, которое называют неудачным, а именно – современно-безликие почти неокультуренные окрестности в виде грязного рынка, такого же автовокзала, трамвайных и ж/д путей в придачу, я хочу сказать, что это не церковь неудачно расположена, а все эти объекты её окружающие.
А храм то стоит на правильном месте. Раньше (до 18 века) ведь возводили церкви только на особых сильных местах – энергетических точках или перекрёстках невидимых знергийных линий.
3.jpg

Церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела (Свирская)

Обе эти церкви находятся уже на Левобережье, вдоль Днепра, достаточно недалеко друг от друга. Церковь Иоанна Богослова или «На овражке» (ул. Б.Краснофлотская) мы только посмотрели из машины – проехали мимо. Раньше она была почти двойником Петропавловской по силуэту, а в 18в. сильно до неузнаваемости перестроена. Но, если бы позволяло время, несмотря на отсутствие архитектурно-визуального удовольствия, зайти в неё стоит – только ради того, чтобы почувствовать, как начинает звенеть голова. Я уже писала – эти храмы стоят в сильных местах.

Церковь Михаила Архангела или «Михайлово чудо» стоит на холме, у неё довольно большая огороженная территория (стык улиц М. и Б. Краснофлотских).

Опять же мы были подготовлены отзывами, которые в один голос называли её «красавицей» и «живой историей». Но первое впечатление было у нас не таким.
Мы обошли её кругом, выбрали место, чтобы взгляд обнимал её всю и стали вербализовать свои ощущения. «Это что-то византийское, или похоже на греческую архитектуру», - неуверенно сказала я. «Представляю, как бы она органично смотрелась в Средневековье где-нибудь в Прибалтике», - резюмировал муж.
8.jpg

Храм, действительно, напоминал больше про-готический замок-башню, но никак не православную да ещё домонгольскую церковь. Он очень высокий, даже грандиозно высокий, к тому же у него пологие треугольные крыши-скаты, что нехарактерно и чуждо для русского менталитета.
18.jpg

15.jpg

Мы озадаченно вошли внутрь и там, на стене увидели фотографию церкви в своём истинном первоначальном виде (это фотореконструкция) – и всё сразу поняли. Она перестроена! А какая была! Скаты крыш были мягко-волнистыми, и если использовать поэтические сравнения, то можно сказать, что церковь была похожа на распускающийся цветок или как будто она выходила из расступающихся морских волн.

В 18в. над ней провели экзекуцию, называемую реставрацией.
Морские волны крыш заменили на плоские треугольники, что-то пристроили, что-то перестроили, заложили окна в барабане (барабан – это шея, на которой держится маковка-купол). А ведь древние строители специально в своём 12 веке додумались и создали именно такое освещение храма: из 8 огромных, узких и длинных окошек на барабане внутрь буквально лился солнечный свет, причем так особенно – контрастно и верхняя часть храма была настолько пронизана светом, что создавалось ощущение её приближенности к небу, а все остальные части здания «приземлялись». Как удавалось древним мастерам добиваться такой удивительной гармонии в построении пространства – загадка до сих пор и для нашего сверхинтеллектуального времени.
16.jpg

Когда находишься внутри этой церкви, то испытываешь невероятные ощущения. Я уже писала, что храм очень высокий, а, находясь внутри и в центре, благодаря особому определённому арочному делению пространства, оказываешься в таком подкупольном «колодце», в котором - тебя просто уносит ввысь, вверх. Там огромная высота, а главное, арки по бокам как будто сдавливают и ужимают воздух вокруг тебя со всех сторон, и возникает чувство ощущения себя в воздушном узком «тоннеле» устремленном вверх.

Фото взято у Ирины il_ducess из её смоленского поста
arhpetra4b.jpg

Такие храмы как церковь Михаила Архангела в Смоленске – редчайшая редкость. Подобные фрагментарно есть ещё в Старой Рязани, в Полоцке, Великом Новгороде, Старой Ладоге, Владимире, Суздале.
2 храма_а.jpg

Смотришь на этот храм и сразу думаешь, а какая у неё история? Кто построил? Почему здесь?
Попытаюсь ответить на эти вопросы.
Когда, готовясь к поездке, я читала предварительно-общеознакомительную инфу про Смоленск, помню, меня поразили 3 вещи – то, что Смоленск стоит на Днепре; то, что в городе сохранились «домонгольские церкви»; и то, что именно здесь в Смоленске, оказывается, был убит князь Глеб. (Борис и Глеб - это сыновья Киевского князя Владимира Красное солнышко и греческой царевны Анны Порфирородной).

Почему я сейчас говорю об этом? Из-за места. Пытаюсь найти ответы на вопросы.
1) «Почему здесь?» и «Кто построил?».
Оказывается на этом участке берега Днепра, где стоят церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела – раньше было древнее Урочище Смядынь (лесной массив и бухта) – по имени речки-притока, впадавшей в Днепр.
Это место Смядынь по каким-то причинам было облюбовано смоленскими князьями - генеалогическая ветка, которых идёт от Владимира Мономаха: Мономах – … - его внук Ростислав Мстиславович (первый поселился на Смядыни) – его сын Роман Ростиславович (построил церковь Иоанна Богослова) – его сын Давид Романович (построил церковь Михаила Архангела).
Так Смядынь превратилось в специально ограждённую «княжескую местность». Князья активно застраивали её красивыми «княжьими» храмами – для себя.

2) «Какая история места?»
«В лето 1013 года от Рождества Христова» Смоленск принял крещение. Через 2 года, здесь, на речке Смядыни был убит муромский молодой князь Глеб (братьев Бориса и Глеба всегда изображают вместе, то едущими на лошадках, то стоящими в рост, но всегда с мечами и в горностаевых шапочках). Его выманили с суши на речную ладью и зарезали. На этом месте люди стали видеть мерцающий свет зажжённых неведомо кем свечей. Через несколько лет прах Глеба перевезли в Вышгород (близ Киева). А смоляне вырыли на берегу Смядыни Глебовский колодец, вода которого считалась чудотворной и целебной. Сюда стали тысячами приходить православные.
В 12 веке рядом здесь (с колодцем) был возведён фамильный княжеский «вотч» - Борисоглебский монастырь (сейчас развалины, потому что древнейшие постройки взорвали ещё в Смутное время войска смоленского воеводы Михаила Шеина, а потом кирпич и камень из руин дорастаскали для парка Блонье и новой Московской дороги).
В сер.19в. над Глебовским колодцем возвели шатёр-каплицу с золочёным крестом – таким образом, выразил свою признательность воде один муромский купец, исцеливший здесь больные ноги. В годы Революции каплицу, конечно же, целой не оставили – разрушили до основанья. А в 1991 место убиения святого Глеба отметили каменным крестом с памятной надписью (Все это находится – на улице Борисоглебской).

P.S. И ещё, листая Смоленский этнографический альбом со старыми фотографиями города, я случайно увидела фотоснимок 19 века и удивилась – оказывается свежескошенный луг, окружающий церковь Михаила Архангела, по которому мы активно бегали в поисках наиболее удачной точки для очередного кадра, не что иное, как старинное кладбище.
9.jpg

И ещё. Меня это поразило. На территории рядом с домонгольской церковью 12 века построен домик – церковный притч в виде суперсовременного коттеджика. Вот сюда опять бы притащить того японца из Юнеско – чтобы добить его окончательно. Ну это ж надо додуматься – рядом с уникальной постройкой сгородить новомодный современный дом. Я понимаю, что домик-притч, наверное, нужный и ценный, и денег, наверное, меценаты какие-нибудь отстегнули, но всё-таки надо головой думать, а не другим местом, неужели не существует других проектов – глаза не смотрят на этот вопиющий диссонанс. Про пластиковые двери в самом древнем домонгольском храме я так и быть уже промолчу.
20.jpg

Рассказ «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

Посты по Смоленску:
Смоленск. Успенский собор. Музей водки и ресторан «Смоленская крепость»
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»
Хмелита. Дом семьи Грибоедовых
Фленово-Талашкино и княгиня Тенишева

Посты по русским городам:
Масонский Ярославль
Ярославский «Кремль» и «Слово о полку Игореве»
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке
Загадки Коломны. Хранители Либереи и Пояс Власти
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Зарайский рай. Компактный путеводитель по городу
Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Вологодский Кремль …и Либерея Ивана Грозного
Вологда и Николай Рубцов
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Глобус Боровска
Кострома. Ипатьевский монастырь
Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачи
Муром. Окский сад или древнее Городище
Прогулка по Твери. Загадочные страницы тверской истории – Афанасий Никитин
Тверь. Гостиница «Оснабрюк». Памятник Пушкину на набережной /ч.1
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Торжок. Борисоглебский мужской монастырь. Вознесенская деревянная церковь
Путеводитель по Торжку

Comments

( 71 Капля росы — Взмахнуть пером )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
tat_yna
19 окт, 2014 17:12 (UTC)
Ната, такие же ощущения мы испытали, осматривая псковские храмы. Так же благоговейно стояли у таких же домонгольских церковок Киева, их там несколько. Есть в них что-то такое, необъяснимое, что заставляет сердце биться сильнее!
pamsik
19 окт, 2014 17:26 (UTC)
Таня, сердца в таких храмах бьются не только поэтически-образно, а по настоящему, потому что они стоят на особых участках земли, которые принято называть "сильными". Если в таких храмах постоять под куполом, то запечёт макушку и закружится голова...
В Москве есть древняя церковь Трифона в Напрудном, тоже гармоничная, но датируется 15-м веком.
olster28
19 окт, 2014 17:17 (UTC)
Очень впечатляюще. Внутри, правда, я побывал, кажется, только в одной, что у вокзала. Но большинству людей, конечно, церква и церква, от того чего б коттеджик не впизнуть, баньку или магазинчик...
pamsik
19 окт, 2014 17:31 (UTC)
Люди разные, спорить не буду.
В таких храмах легко молиться, мне думается. Как-то там всё так устроено, место выбрано, что тебя там наверху услышат быстрее...)
Но вообще подобные храмы видеть, созерцать - уже отдельное наслаждения, даже не входя внутрь. Мало того, что построены на сильных местах, так ещё и в пропорциях спрятаны "золотые размеры". )
(без темы) - olster28 - 19 окт, 2014 17:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 19 окт, 2014 18:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olster28 - 19 окт, 2014 18:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 19 окт, 2014 18:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olster28 - 19 окт, 2014 18:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 20 окт, 2014 10:54 (UTC) - Развернуть
soullaway
19 окт, 2014 17:30 (UTC)
пластиковые двери мне кстати ни разу еще не попадались в храмах. кошмар.
pamsik
19 окт, 2014 18:23 (UTC)
я поправлю - не в "просто" в храмах, а в церкви 12 века!
пластиковые двери...
я всё понимаю, экономя средств, спасибо что хоть так, но... нельзя ли было сделать хотя бы деревянные, пусть даже и не реплику...
geolight
19 окт, 2014 17:35 (UTC)
Интересно. Жаль, первоначального вида фотографии Церкви Михаила-Архангела не приложила. Хотелось бы сравнить...
pamsik
19 окт, 2014 18:16 (UTC)
Теперь я знаю, что какие-то интересные фото или документы, увиденные в поездках, непосредственно в местах посещения, нужно перефотографировать, иначе даже в интернете очень сложно будет потом разыскать "следы".
Но вот сейчас удалось. Вот фото реконструкции "Михайлова чуда":
cp_02_2.jpg

b57il123.jpg
(без темы) - geolight - 19 окт, 2014 18:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 19 окт, 2014 18:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - geolight - 20 окт, 2014 04:08 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
pamsik
19 окт, 2014 18:30 (UTC)
Мы проезжали мимо, и видели вдалеке белый храм, смоленский Иоанн Богослов... Не заехали, потому что надо было выбирать или он, или Михаил Архангел...
Твои псковские фото помню отлично, я всегда пристально разглядываю старинные сохранившиеся церкви. Рядом с ними всегда задумываешься о многом, о том как крестилась Русь (не быстро, трудно и долго), на каком месте построена (скорее всего было древнее мольбище), кем. Те люди, которые ходили в эти храмы крестились-то двоеперстно...

А Смоленск и мы всегда вспоминаем с теплотой. Очень красивый, теплый город, приятно было бы туда вернуться. )

Edited at 2014-10-19 18:38 (UTC)
livejournal
19 окт, 2014 17:58 (UTC)
Святители Московские и новгородский Владычный двор
Пользователь o_apankratov сослался на вашу запись в своей записи «Святители Московские и новгородский Владычный двор» в контексте: [...] Домонгольские церкви Смоленска: http://pamsik.livejournal.com/123042.html [...]
alexshvab
19 окт, 2014 18:06 (UTC)
В Овруче (Житомирская область, Украина) есть идентичная церковь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_(%D0%9E%D0%B2%D1%80%D1%83%D1%87)
Васильевская церковь
pamsik
19 окт, 2014 18:37 (UTC)
Хороша! И как похожа на смоленского Петра Павла!
В Вики написано: "Во внешнем оформлении использованы киевские, смоленские и гродненские приёмы..."
Интересно, как в такие дальние времена рисовались архитектурные чертежи, ведь там сплошная математика в размерах.
Получается, что древние зодчие справлялись с этим легко, хотя в институтах не обучались)... Поразительно всё это.
Olga Rogozina
19 окт, 2014 18:48 (UTC)
да, построить современный коттедж рядом с древней церковью, это по нашему, по-русски. И как тут не вспомнить Финляндию...
А вообще вы молодцы, что ездите по таким чудесным местам и всем их показываете!
pamsik
20 окт, 2014 07:36 (UTC)
Финны в этом отношении безупречны. Нельзя это значит нельзя и нет никаких разночтений.
Даже Аалто не могут простить снос некоей старой деревянной виллы в центре Хельсинки, и это несмотря на то, что он на её месте построил красивое современное здание.
Оля, это путешествие в Смоленск довольно "старенькое". Мы сейчас притормозили с поездками. (
maya_cooks
19 окт, 2014 21:07 (UTC)
Домонгольские - это звучит. А реставрация... Может быть, она бы вообще не сохранилась, если бы не этот ремонт (реставрацией это не назову!)
pamsik
20 окт, 2014 07:39 (UTC)
Я всё понимаю, например, если течёт крыша, то её надо срочно латать, тут уже не до красоты.
Но всё же... пластик в такие древние храмы нельзя ставить категорически! Ну нельзя!
Ведь он же тоже стоит денег, не легче ли было договориться с мастерами, которые бы изготовили деревянные двери для этого храма...
(без темы) - maya_cooks - 20 окт, 2014 13:34 (UTC) - Развернуть
mar_mi
20 окт, 2014 05:46 (UTC)
в Суздале такое же впечатление от огромных, аскетичных по декору, но таких впечатляющих соборов!
В них, как нигде, чувствуется настоящее христианство...
спасибо, что рассказываешь и показываешь такие места!
pamsik
20 окт, 2014 07:43 (UTC)
И меня охватывают чувства при виде подобных храмов, причем сложные и смешанные.
Христианство же на Руси особое, оно хотя и долго, хотя и кроваво, но ассимилировалось с прежней славянской культурой, наложилось на неё, впитало древние традиции. Это настоящие Памятники Истории, и пусть я прозвучу сейчас пафосно.
Прикасаешься к ним - взглядом, мыслями, посещением - и история оживает.
romanovz
20 окт, 2014 06:04 (UTC)
" к тому же у него пологие треугольные крыши-скаты, что нехарактерно и чуждо для русского менталитета." Это вы зря так, не чуждо это нам.

_MG_6656.jpg
pamsik
20 окт, 2014 07:52 (UTC)
Большое спасибо за фото.
Я хочу сказать, что деле не в том - прямая линия наша или не наша. Наверное, вы неправильно меня поняли.
Просто интуитивно чувствуешь дисгармоничность.
Михаил Архангел в Смоленске очень высокий храм, на снимке не совсем внятно ощущаешь его размер, и все эти плоскоскатные крыши не идут ему. Мы не архитекторы, поэтому пользуемся чувственной шкалой в оценке. Присутствовало ощущение, что изначально он был иным, и оно подтвердилось.
А новгородский Спас-на-Ильине - дивен. Сказать нечего. Ни убавить - ни прибавить. Мы были в нём, до сих пор помню фрески Феофана Грека.
(без темы) - romanovz - 20 окт, 2014 08:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - romanovz - 21 окт, 2014 19:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 22 окт, 2014 10:46 (UTC) - Развернуть
pavleg
20 окт, 2014 12:20 (UTC)
Да уж, Смоленску, пожалуй, за всю его историю бед выпало больше, чем любому другому русскому городу.
Готического в Свирской церкви кроме, разве что, общего вертикального динамизма нет ничего, а нынешняя кровля, думается мне, делалась Барановским в качестве временной - все-таки состояние храма после войны остро требовало восстановительных работ.

Кстати, а где третий пускай теперь только наполовину домонгольский Иоанно-Богословский храм?
pamsik
20 окт, 2014 13:54 (UTC)
Стала читать про Барановского в Википедии. Вот это судьба! и какого масштаба человек! Спасал храмы, превращая в музеи и в какое сложное время..., не боялся. И кто кроме узких специалистов знает сейчас его фамилию... как это несправедливо.
К Барановскому нет претензий - он сделал всё, что мог.
Но сейчас, кто согласовал пластик для ремонта древней церкви? Это ж вопиющий диссонанс.

До смоленского Иоанна Богослова мы не доехали, вернее, проехали мимо. Нашла сейчас его фото в интернете, но, видимо, он располагается на возвышенности и все снимки снизу вверх получаются, как ни старайся, поэтому рисунок кровли просматривается плохо.
dscn4867.JPG

Спасибо за фото Михаила Архангела до реставрации. )
(без темы) - pavleg - 20 окт, 2014 14:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 20 окт, 2014 16:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pavleg - 21 окт, 2014 16:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 22 окт, 2014 11:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pavleg - 22 окт, 2014 16:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 окт, 2014 10:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pavleg - 28 окт, 2014 07:44 (UTC) - Развернуть
alionushka1
20 окт, 2014 17:16 (UTC)
Строгая и лаконичная архитектура. Красиво!
pamsik
21 окт, 2014 14:45 (UTC)
Каждому из этих храмов почти по 900 лет! Представляете этот временной отрезок?! Поколений пятнадцать назад... И ведь вполне возможно, что какие-то наши предки его строили, или молились в нём...
kolllak
20 окт, 2014 19:56 (UTC)
Ничего себе, не знал, что в Смоленске столько сохранилось.
pamsik
21 окт, 2014 14:35 (UTC)
Да! Целых три древних храма! на один город! Когда их на всю страну едва ли больше десятка сохранилось! )
(без темы) - pavleg - 21 окт, 2014 16:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 22 окт, 2014 10:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pavleg - 22 окт, 2014 11:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 22 окт, 2014 15:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pavleg - 22 окт, 2014 15:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 24 окт, 2014 10:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pavleg - 28 окт, 2014 07:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 31 окт, 2014 09:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pavleg - 1 ноя, 2014 15:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 3 ноя, 2014 15:38 (UTC) - Развернуть
am_i_a_human
21 окт, 2014 19:49 (UTC)
очень интересный отчет! спасибо! даже не знал, что в Смоленске есть такие места, мне подруга, которая сама родилась и прожила какую-то часть жизни в Смоленске, как-то сказала, что там совершенно нечего смотреть, вот у меня только это чужое впечатление о городе и осталось в голове, а оказывается все совсем не так. Надо будет обязательно туда съездить!
pamsik
22 окт, 2014 10:34 (UTC)
Удивительная у вас подруга - считать Смоленск стерильным городом! неинтересным! пустым! - даже не представляю как так возможно думать об этом городе...
Я вот здесь, смотрите сколько написала:
Из «Все Пути ведут в Смоленск»
А эти три храма - не просто украшение Смоленска, а всей России! )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 71 Капля росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com