Как начать это пост?) Я решила вступить на тропу…эээ на книжную тропу дружбы.)
Никогда не скрывала, что я фанатичная книжница, и невероятно, очень, безумно-дико люблю читать посты о книжных приобретениях подобных мне книгофанатов.
Я тоже хочу об этом писать.
Не могу молчать, короче, когда в руки берёшь вот такие дивные произведения книгоискусства. Теперь и я буду делиться своими восторгами и информацией.
Так вот мой первый книжный пост будет посвящён 3-м букинистическим изданиям Пушкина/«Медный всадник» и Лермонтова/«Боярин Орша» и «Маскарад», которых роскошно оформили художники М.Майофис и С.Остров, и гравюры Ф.Константинова.

Я очень часто покупаю букинистические издания, потому что считаю, что раньше издавали многие детские книги – идеально. Качество бумаги, расположение рисунков, размер шрифта, поля и прочее – идеально. Сейчас, при всём старании, при новых полиграфических возможностях, довольно много огрехов… Я, например, не переношу физически, когда книги сильно пахнут типографской краской. Этого не должно быть! По крайней мере, в Финляндии, ни одна книга (!) не воняет так, как многие наши. Ещё я не люблю, когда один небольшой по объёму рассказ издаётся твёрдой широкоформатной книжкой и при этом стоит ого-го-го. Прочитал за 15 минут и положил на полку, зачем? Раньше очень умело «разбавляли» книжками в мягкой обложке, красивыми, красочными и дешёвыми…
Сейчас, слава богу, появилась прекрасная тенденция – прекрасно переиздавать классику. Вот, например, «Маскарад» мне очень нравится с чудесными рисунками Рейнпольского. Но Святозар Остров – совершенно другой!) Выбор сложный и важный. Любая книга, прочитанная впервые, оставит глубокий репринт в сознании ребёнка чуть ли не в первую очередь иллюстрациями.
И вот когда гениальный текст оформлен сильными рисунками, когда поймана верная нота, нет фальши… это счастье. Ведь и в том и другом случае мы соприкасаемся с высоким искусством…
М.Ю.Лермонтов, «Боярин Орша»
Издательство «Детская литература», 1989, 59 стр., художник М.Майофис
«…Поэму «Боярин Орша» Лермонтов написал, едва перешагнув рубеж своего двадцатилетия. Он заставляет забыть, что это раннее произведение Лермонтова: поражает душевная глубина поэта, его способность воссоздавать давно ушедшую эпоху…» из вступительной статьи Н.Суховой
[«Боярин Орша»]











А.С.Пушкин, «Медный всадник» Петербургская повесть»
Издательство «Детская литература», 1984, 55 стр., гравюры Ф.Константинова
[«Медный всадник» ]













М.Ю.Лермонтов «Маскарад»
Издательство «Советская Россия», 1989, 192 стр., художник С.Остров
[«Маскарад» ]


























Никогда не скрывала, что я фанатичная книжница, и невероятно, очень, безумно-дико люблю читать посты о книжных приобретениях подобных мне книгофанатов.
Я тоже хочу об этом писать.
Не могу молчать, короче, когда в руки берёшь вот такие дивные произведения книгоискусства. Теперь и я буду делиться своими восторгами и информацией.
Так вот мой первый книжный пост будет посвящён 3-м букинистическим изданиям Пушкина/«Медный всадник» и Лермонтова/«Боярин Орша» и «Маскарад», которых роскошно оформили художники М.Майофис и С.Остров, и гравюры Ф.Константинова.

Я очень часто покупаю букинистические издания, потому что считаю, что раньше издавали многие детские книги – идеально. Качество бумаги, расположение рисунков, размер шрифта, поля и прочее – идеально. Сейчас, при всём старании, при новых полиграфических возможностях, довольно много огрехов… Я, например, не переношу физически, когда книги сильно пахнут типографской краской. Этого не должно быть! По крайней мере, в Финляндии, ни одна книга (!) не воняет так, как многие наши. Ещё я не люблю, когда один небольшой по объёму рассказ издаётся твёрдой широкоформатной книжкой и при этом стоит ого-го-го. Прочитал за 15 минут и положил на полку, зачем? Раньше очень умело «разбавляли» книжками в мягкой обложке, красивыми, красочными и дешёвыми…
Сейчас, слава богу, появилась прекрасная тенденция – прекрасно переиздавать классику. Вот, например, «Маскарад» мне очень нравится с чудесными рисунками Рейнпольского. Но Святозар Остров – совершенно другой!) Выбор сложный и важный. Любая книга, прочитанная впервые, оставит глубокий репринт в сознании ребёнка чуть ли не в первую очередь иллюстрациями.
И вот когда гениальный текст оформлен сильными рисунками, когда поймана верная нота, нет фальши… это счастье. Ведь и в том и другом случае мы соприкасаемся с высоким искусством…
М.Ю.Лермонтов, «Боярин Орша»
Издательство «Детская литература», 1989, 59 стр., художник М.Майофис
«…Поэму «Боярин Орша» Лермонтов написал, едва перешагнув рубеж своего двадцатилетия. Он заставляет забыть, что это раннее произведение Лермонтова: поражает душевная глубина поэта, его способность воссоздавать давно ушедшую эпоху…» из вступительной статьи Н.Суховой
[«Боярин Орша»]












А.С.Пушкин, «Медный всадник» Петербургская повесть»
Издательство «Детская литература», 1984, 55 стр., гравюры Ф.Константинова
[«Медный всадник» ]













М.Ю.Лермонтов «Маскарад»
Издательство «Советская Россия», 1989, 192 стр., художник С.Остров
[«Маскарад» ]


























Comments
"Медный всадник" у моих родителей в библиотеке есть, папа у меня любитель гравюры, поэтому собирал все что с ней связано)
На самом деле, я этим сейчас дышу. Пасусь в блогах книжных людей, слежу за новинками, отслеживаю достойную букинистику.
Я повёрнута на иллюстрациях, да и вообще книжные темы могу обсуждать часами.)
Здесь, конечно же мне нравится как изданы эти книги. Майофиса сейчас как-то мало переиздают, да и живёт он в Америке, ничего нового, если не ошибаюсь для нашего рынка не рисует. Острова очень люблю, он тоже сейчас немного незаслуженно отодвинут в сторону книжными издателями.
Меня радует, что классику сейчас стали очень достойно переиздавать. А ведь только так и надо! Вспоминаю, как в детстве я практически не читала ни Пушкина (за исключением детских сказок), ни Лермонтова с красивыми, достойными иллюстрациями.
Только посмотри на это!):
«Пиковая дама» с Ясеном Гюзелевым
«Капитанская дочка» с Иткиным
«Горе от ума» с рис. 1913 года Кардовского
«Евгений Онегин» в серии Малая книга с историей
Edited at 2015-02-09 09:23 (UTC)
Рад, что набрел на ваш дневник :)
Вот посмотри на жж
Сколько у нас талантливых художников-книжных иллюстраторов. Ника Гольц. Борис Диодоров. Николай Устинов. Татьяна Маврина. Тамара Юффа. Дмитрий Брюханов. Михаил Майофис. Виктор Чижиков. Николай Кочергин. Братья Траугот. Многие другие. Просто уникальная плеяда. А о ком сейчас пишут наши гламурные журналы? "Юлия Савичева праздновала свадьбу в Балчуг Кемпински и платье у неё было от Веры Вонг". Господи, кто это, кто??...
О других людях надо писать, рассказывать. Ведь многие ещё тут.
"Маскарад" Острова более карикатурен, более тёмен, чем иллюстрации у Рейнпольского, но он опять же суть образов героев передал более точно. Мне его Нина нравится гораздо больше.
Мне особенно понравился Маскарад. Рисунки персонажей просто одушевленные люди.
К вопросу о профессионализме - мне думается (уверена), что там работали книжные специалисты высшего класса. Берешь старую детскую книгу - всё идеально, и бумага, и размер шрифта, расположение иллюстраций. Сейчас переиздают то же самое вроде бы, с пиаром, с шумом, открываешь - не то! тут поля огромные оставили, там иллюстрации какие-то не те подобрали, и вообще книгу на балкон - проветриваться, потому что из-за запаха невозможно читать.
Майофис тоже прекрасен, наверное, фото не передали силы его рисунков.
Классическими к "Медному всаднику" считаются иллюстрации Бенуа. Лучший"Медный всадник" на сегодняшний день, пожалуй с с илл. Траугот, но он неприлично дорогой.(( Гравюры на дереве Константинова неплохие, но на фото тоже смотрятся хуже, чем в открытой книге.)
Святозар Остров сделал достойный "Маскарад", его будет трудно "перерисовать" кому-то следующему.
Вообще, главное - читать, не забывать классику. Её сейчас стали издавать и издавать интересно. Вот бы на "Войну и мир" какой-нибудь художник поднял кисть!) Я бы тогда выкинула свой двухтомник с желтыми страницами.
Но боюсь, что не смогу тебе помочь, мы всегда берём с собой сухой паёк... На Калужском знаю только Мак-авто (на дороге) в Троицке...
Надо сказать, что я тоже буквально помешана на книжной иллюстрации.
И в последние годы много букинистических книг приобрела на OZONе.
Такого примерно содержания
Пушкинский Петербург
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2331473/
А сейчас тоже держу в руках, оттуда же
А. С. Пушкин в русской и советской иллюстрации. Альбом
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2424450/
Сейчас отошла и спустя некоторое время всё-таки вернулась.
Дело в том, что где-то за день-два до этого поста мама моя вспоминала чудесного архитектора Соломона Григорьевича Майофиса.
Она пришла девочкой в архитектурную мастерскую Ленпроекта, и начинала работать в этом отделе вместе с ним.
И всё предполагала и горевала мама моя, куда пропал белый орел, которого ей подарил на ДР Соломон Григорьевич.
Такой замечательный, красивый, чудный мужчина, прекрасный семьянин и лучший архитектор! И так любил сына Мишу...
И вдруг спустя день я вижу имя Михаила Соломоновича Майофиса во вред-ленте.
Я конечно привыкла. И каждый день сталкиваюсь с информационным полем.
Но это уже слишком)))
P.S. Забыла пояснить)) Белый орел - это такое большое фарфоровое изделие.
Edited at 2015-02-16 00:37 (UTC)
Мне очень понравились иллюстрации к "Маскараду", очень харАктерные, точные. Спасибо за ссылки, в т.ч. в комментах. И конечно, не сомневаясь продолжай делать такие посты, многих заинтересует и пригодится.
Юля, а ведь даже наши прекрасные классики, которых, казалось бы не надо "улучшать", зависят от хороших достойных иллюстраций!
Я помню в школе читала "Капитанскую дочку" в книжке с жёлтыми макулатурными страницами...
Я вот недавно узнала про то, что Илья Глазунов иллюстрировал Достоевского, а к "Мёртвым душам" Гоголя есть потрясающие иллюстрации Лаптева: рис.1, рис.2, рис.3 ))
А посты про книги я и не сомневаюсь "делать или не делать", обязательно буду продолжать, я ими просто горю))
Edited at 2015-02-21 06:36 (UTC)
издание "Маскарада" от Бахрушинского музея (иллюстрации Головина)