Natasha Pamsik (pamsik) wrote,
Natasha Pamsik
pamsik

Categories:

В поисках Ильи Муромца. Село Карачарово

Из рассказа «Муром-Муром, городок»

…Карачарово – это родина Ильи Муромца и это село рядом с Муромом, которое уже практически сливается с городом. Позже выяснилось, что Карачарово – представляет собой одну длинную-предлинную деревенскую улицу с названием Приокская.
…Рассекая поросячьи табуны, в клубах пыли, на глазах у изумлённых местных жителей, которые при виде нашей приличной иномарки, сражающейся с их ухабами, как-то жалостливо и понимающе на нас смотрели. По лицам читалось: «Что, попались дурачки на удочку?».
…Муж, одолевая крутой, изрытый донельзя подъём в гору след в след за неторопливой коровой, весело помахивающей хвостом прямо у нас перед капотом и выдающая чуть ли не на него свежайшую органику, скрипел зубами и пытался послать этот дом Ильи Муромца в звезду.

…Это обычный деревенский дом, в котором живут люди, у крылечка возятся детишки, кто-то копает огород, а усталая женщина, увидев нашу машину, с грохотом захлопнула распахнутые окна – она явно поняла, что мы очередные, надоевшие им хуже горькой редьки, любознательные туристы.



Карачарово – это родина Ильи Муромца и это село рядом с Муромом, которое уже практически сливается с городом. Но не надо обольщаться. Хоть, считается, оно и входит в границы города, но находится не в пешей досягаемости, а только в автомобильной, да и то, отсутствие каких-либо указателей превращает дорогу к нему в лабиринт, а полчаса отведённого для осмотра времени растягивает до полутора, как минимум.

По улице Ленина, не отрывая глаз от карты, мы выехали на мост через ж/д в сторону Карачаровского шоссе. Опрос местных жителей с вопросом «как доехать до села» особых результатов не приносил. Это и не мудрено, там действительно, сложно объяснить, как ехать. В общем, корректируя направление своего движения практически с каждым вторым встречным, мы, наконец, вырулили на крутую дорогу вниз с холма к реке. Подъехали. Выяснилось, что Карачарово – это деревня на самом берегу Оки, и представляет собой длинную-предлинную деревенскую улицу с названием Приокская. Дорога по ней тоже деревенская, а это означает - коровьи лепёшки, ухаб на ухабе и пыль столбом. Дом Ильи Муромца, а точнее его современных потомков – семьи Гущиных - №279. Поясняю, для тех, кто ещё не всё понял - учитывая, как обычно располагаются дома (чётные и нечётные по разным сторонам), можно быстренько подсчитать, что надо проехать ~140 (!) домов, чтобы добраться до него.


Муж сразу оценил возможности нашего пассата и перспективу движения по этой «дороге», но я распелась сладкоголосой птицей Сирин и подло заманивала к дому, суля золотые горы: «Нет, ну ты только подумай, когда мы ещё увидим дом Ильи Муромца, это же русский богатырь, может быть, ты забыл о речке Смородине, о Соловье-разбойнике, о богатырских скоках?!»… Муж повёлся, а потом было уже поздно (невозможно) разворачиваться. Так, рассекая поросячьи табуны, в клубах пыли, на глазах у изумлённых местных жителей, которые при виде нашей приличной иномарки, сражающейся с их ухабами, как-то жалостливо и понимающе на нас смотрели. По лицам читалось: «Что, попались дурачки на удочку?». Муж, одолевая крутой, изрытый донельзя подъём в гору след в след за неторопливой коровой, весело помахивающей хвостом прямо у нас перед капотом и выдающая чуть ли не на него свежайшую органику, скрипел зубами и пытался послать этот дом Ильи Муромца в звезду. Я уже притихла, вжала голову в плечи и прокручивала в голове варианты ускользания от справедливого последующего возмездия.

Наконец-то мы допилили до этого дома. Действительно, мы – дурашки-чебурашки. Это обычный деревенский дом, в котором живут люди, у крылечка возятся детишки, кто-то копает огород, а усталая женщина, увидев нашу машину, с грохотом захлопнула распахнутые окна – она явно поняла, что мы очередные, надоевшие им хуже горькой редьки, любознательные туристы. Мы даже не остановились. Это выглядело бы глупо. Типа «здрасьте, вы нас не ждали?». Улица узкая, на завалинке старички сидят, все смотрят – течёт своя активная деревенская жизнь. Мы только сфотографировали табличку с надписью «Здесь по преданиям находился дом, где родился богатырь Илья Муромец» из окна машины. Добултыхались до конца деревни, кое-как развернулись, распугав куриц и потарахтели обратно мимо тех же 140 домов.






Выехали из деревни. Муж остановил машину на шикарной песчаной отмели. Выключил зажигание. Я заметалась в салоне, как Паниковский и дочь лейтенанта Шмидта, потому что поняла, что сейчас меня начнут бить. Ногами. Я уже подогнала слёзы к глазам, чтобы подавить на жалость. Но муж сдержанно сказал, что вопрос о доверии к женщинам теперь для него закрыт, и что теперь в наказание я буду отмывать машину от всего прилипшего-постороннего в Оке. Я повеселела. Мы побрели по светлому песку к манящей воде.

Деревня Карачарово стоит прямо на Оке




Народ рыбачит


Отдыхает




Моет машины


Идут пароходы


Поезда не гудят, но картина перед глазами просто роскошная: Ока, Небо


В своё оправдание, я успела рассказать мужу, что Илья Муромец – это загадочный персонаж. Он есть – реальный, и есть образный, былинный. Некоторые считают, что Илья – финно-угр, в связи с созвучием его имени и финского калевальского героя, кузнеца Ильмаринена.


Настоящий реальный богатырь, возможно, действительно жил здесь в селе Карачарово под Муромом. Совершал подвиги с товарищами – Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем, Дунаем Ивановичем, Чурилой Пленковичем, Дюком Степановичем и остальными. Потом он ушёл в монахи в Киево-Печерскую лавру. По его сохранившимся в Киевских пещерах мощам был составлен приблизительный портрет: великорослый, крепкий, широкий мужчина, с большой грудной клеткой, хорошо развитыми плечами, мощными руками и ногами. О таких раньше говорили «не ладно скроен, крепко сбит». Причём, действительно, от рождения левая нога у него была короче правой, из-за чего он и сидел «на печи 30 лет и 3 года». Удивительно, что этот человек – уже не богатырь, а монах – убит ударом кинжала в спину. По легендам, это была месть его незаконнорожденного сына, за слёзы матери.


В древних русских былинах о богатыре его образ – собирательный. Через свойственное русским древним песням иносказание Илья Муромец – это воплощение ведического бога Перуна – громовержца, воина и небесного кузнеца (у православных на это имя накладывается Илья-пророк). Кстати, своё выступление на Казань царь Иван Грозный назначил на Перунов (Ильин день) – 2 августа, словно прося о помощи и заступничестве у небесного бога-воина для борьбы с тёмными силами. А день реального богатыря, святого Ильи Муромца, в православии отмечается 1 января.


Академик Лихачёв говорил, что древняя русская литература не знала вымышленных героев или сюжетов. Поэтому над образными подтекстами в преданиях о том, что богатырь Илья изменил русло реки Оки, покидав в неё дубы, и название села возникло оттого, что на этом месте его конь «окарачился» от соловьиного свиста, т.е. присел на задние ноги историки, наверное, серьёзно задумываются. Значит и то, что на месте скоков, т.е. ударов копыт того же коня Ильи Муромца забили родники, из которых местные носят себе воду – это тоже «факт». (Они располагаются на склоне под Троицкой сельской церковью).

Я с академиком не согласна. Почему такой прямолинейный вывод? А как же образное мышление? Любой герой любой русской сказки/былины и любые их слова и действия есть концентрат вековой народной мудрости. Наши прадеды оставили нам своё наследие изложенное не высокоумным изложением, а отформатировав его в виде детских сказок. Проще уж некуда. Предвидели, наверное, что наше время хоть и является «космически-продвинуто-компьютерно-нано-технологичным», но излагать нам мудрость надо попроще, а то ведь не дойдёт через «тьму веков». И, действительно, до многих не доходит. Даже детям сейчас ближе какой-нибудь Робот Ури, чем Иван-Царевич с Серым Волком и Царевной Лягушкой. А уж вдумываться в смысл сказок – не, на какой нам это, мы чо такие, нам бы чипсами похрустеть, телик позырить и стрелялки зарядить. А сказки это для дурачков – мы же умные.

Рассказы о поездке в Муром и Дивеево
«Муром-Муром, городок»
«Дивеево – Русская Земля Обетованная»

Посты о Муроме и Дивеево:
Муром. Окский сад или древнее Городище
Муром. Свято-Благовещенский монастырь. К Петру и Февронии…
Дивеево. Канавка Пресвятой Богородицы
Дивеевские источники. Про купание и Книжку Из Люпинов
Путеводитель по Дивеево

Посты по русским монастырям:
Кострома. Ипатьевский монастырь
Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
Над рекой во ржи. Спас-на-Угре (Калужская область)
Стефано-Махрищский монастырь (15км от г.Александров, Владимирская область)
Колюпаново. Свято-Казанский женский монастырь. ЧуднОе место
По дороге в Оптину Пустынь...
Оптина Пустынь. Батюшка Амвросий Оптинский
Мини-путеводитель по Вологодской области: Ферапонтово, Горицы и гора МаУра
Кирилло-Белозерский монастырь. Сиверское озеро
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Солотча. Солотчинский монастырь. Про сосны, ландышевые и земляничные поляны и кафе «Лесная сказка»
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Tags: Муром и Дивеево, РОССИЯ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →