Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Мы помним чудные мгновенья. Тверь и Торжок»
Начало прогулки здесь

…Искали Домотканово долго. Чем дальше в лес, тем меньше указателей, а вернее их полное отсутствие. Ехать наугад, на самом деле, радости доставляет не много. Единственное, что нас вдохновляло – это погода и зимние пейзажи за окном. В небе горело солнце, хотелось залечь в пухлый искристый сугроб с фотоаппаратом и, не останавливаясь, снимать всё подряд.
…Оказывается, село Красная Новь – это современное название Домотканово, которое является бывшей усадьбой Владимира фон Дервиза, который женился на двоюродной сестре, которая… нет, тут надо рассказать про любовный треугольник.
Три товарища – это Владимир Дервиз, Михаил Врубель и Валентин Серов (друзья по Академии Художеств).
Три сестры (почти) – две сестры Надежда и Мария Симонович (кузины Серова), и их подруга Ольга Трубникова.
Я в 0_86305_3d1d1a46_orig.png и vkontakte.jpg

Как хорошо, что мы в интернете заранее нашли его координаты, хотя они были какие-то чересчур многословные: «Калининский р-н, п/о Бурашево, д. Красная Новь, от окружной дороги по Тургиновскому шоссе, 17км - поворот от с. Тришкина Гора». Всегда, кажется, что вот приедешь и на месте легко и быстро выяснишь, где находятся местные достопримечательности. Тем более не какие-то редкостные, а музей Серова в Домотканово, найти нам не представлялось проблемой. А зря. На карте Твери полностью отсутствовали не то, чтобы какие-то ориентиры, но и даже намёки на существование этого места.
Поэтому мы, два въедливых финума, стали просматривать каждый сантиметр карточной поверхности. Повезло мне – я первая заметила стрелку с надписью «на Тургиново» (внизу справа). Аха, значит это должно быть и есть нужное шоссе. Воодушевленные мы ещё покрутили карту и поехали выруливать на Бурашевское шоссе (так обозначенное на карте) возможно преходящее (?) в Тургиновское (не было на карте). Вообще нелюбовь русских к топографическим дорожным меткам всем известна. Ну, в самом городе, ещё можно как-то ориентироваться по названиям улиц, но только выезжаешь за городские пределы – всё, включай собственную сенсорику и крути головой, как сова (на 180˚). Вырулили правильно исключительно благодаря опыту мужа – его «глаз, как у собаки и нюх, как у орла» не подвёл. Хотя я сомневалась сильно и каждые пять минут его переспрашивала – «А ты уверен, что это Бурашевское?, а где это написано?, что значит, тебе так кажется? и т.д.».

Чем дальше в лес, тем меньше указателей, а вернее их полное отсутствие. Ехать наугад, на самом деле, радости доставляет не много. Единственное, что нас вдохновляло – это погода и зимние пейзажи за окном. В небе горело солнце, хотелось залечь в пухлый искристый сугроб с фотоаппаратом и, не останавливаясь, снимать всё подряд. Особенно красивы были деревья в зимних варежках – белых намерзших к веткам снего-льдинках.

Остановились на дорожной вилке как витязи на распутье – одна дорога вела в «Бурашово», другая в неведомое. Это, кстати, был единственный попавшийся нам на пути дорожный указатель.

Но мы рассудили так, что в Бурашово, скорее всего кроме самого Бурашово ничего нет, и Домотканово, наверное, надо искать на безымянном направлении. Мы не ошиблись. Увидели скоро посреди поля поворот налево и вожделенный указатель. Да, мы проехали какую-то деревню – может, это и была указанная в адресе Красная Новь или Тришкина Гора – но ни одного указателя мы не встретили. Уже хотели отловить какого-нибудь местного жителя, чтобы уточнить, правильно ли мы едем. Но вдруг увидели перед собой (ехали вперёд никуда не сворачивая) припаркованный экскурсионный автобус и картонку на палочке с «Добро пожаловать в дом-музей Серова». Нашли! Ощущение, правда, такое, будто мы приехали не в музей, а на конспиративную явку – наверняка таким безинформативным дуршлагом отсеиваются толпы автотуристов.

Впереди среди деревьев виднеется небольшой деревянный домик-флигель, сказать, что скромный – ничего не сказать.

Домотканово. Тропа к музею

Дом-музей В.Серова в Домотканово

Скрипим по снегу, ищем кассу с билетами. Одна дверь на замке, вторая мало напоминает парадный вход. Зашли в неё, и попали в какой-то коридорчик со стенгазетами на стенах и кучами верхней одежды, вместе с нами протиснулся внутрь замерзший Шарик. В одной комнате увидели женщин, одна из них к нам вышла, и попросила немного подождать, поскольку сейчас по музею водят группу. Так значит – мы уже в музее!?!... Нас провели в небольшую комнату, где на стенах висели картины, и рядами стояли длинные столы и лавки. Мы разделись, уселись и начали листать «книгу комплиментов», чтобы скоротать время. Так интересно пишут туристы из Японии, Франции, Америки и тд., из наших всевозможных городов, и, главное, все восхищаются рассказами какой-то Светланы Владимировны – экскурсовода по музею. Вычитали, что сюда часто привозят экскурсии на «крестьянские обеды» - длинные столы, как раз для и предназначены для этих целей.

Группа, наконец, вышла. Почему-то нас сердечно стали благодарить, фотографировать, даже кто-то кинулся пожимать руку, а мужа к тому же попросили поработать дядей Стёпой и снять одежду с вешалок – наверное, перепутали с музейными работниками. Оо, теперь и наша очередь. Билетики по 30р., но экскурсовод (им и была Светлана, директор музея) уже подустала и предложила нам просто самим походить, посмотреть. Мы нырнули в комнаты. Жаль, конечно, что не услышали её «дивные рассказы про Серова», но зато в тишине и спокойствии всё сами посмотрели.

Небольшой макет местности под стеклом дал нам полное представление, что здесь раньше было. От самого барского дома остались стены (мы их видели рядом с флигелем).

Главная изюминка Домотканово – это прогулка по усадебному парку, дорожки которого выводят к прудам, лавочкам, беседкам. Природа – вот что именно вдохновляло Валентина Серова в этом месте. Сама экспозиция музея – достаточно скромная, в трех комнатках собраны старинная мебель, и репродукции картин художника (оригиналы ведь во всех музеях нашей страны, и в основном в Третьяковке и в Русском музее). Но это не важно. Мы очень много увидели старых фотографий, прочитали о семье Серова. Особенно, было интересно, узнать о его матери, и именно в контексте того, что мы узнали о Серове после посещения Абрамцево.

Понятно, что, как и девушки были незаурядные, так и юноши, а поэтому и отношения у них были тоже художественно-запоминающимися.
Три товарища1.jpg

Владимир Дервиз + Надя Симонович = удачный брак. Дервиз – это серовский «Пушкин на садовой скамье» и соответственно «Портрет В.Дервиза», а для Надежды Серов написал «Портрет Н.Дервиз с ребёнком».
Валентин Серов + Оля Трубникова = удачный брак. «Летом. Портрет О.Серовой».
Михаил Врубель + Маша Симонович = флирт. Мария – это и Тамара из врубелевского «Демона» и серовская гениальная «Девушка, освещённая солнцем».
Семья Серовых1.jpg

Серов очень любил Домотканово, его природу. Это место подарило ему вдохновение для множества замечательных пейзажей и портретов. Серов купил усадьбу у Дервиза.
Кстати, его родители, тоже весьма незаурядные личности. Отец (Александр Серов) – крайне обаятельный композитор, мать (Валентина Бергман) – закончила Консерваторию, ученица Рубинштейна, стипендиатка Русского музыкального общества. Именно мать, заметила художественный дар у сына и решила показать его свому знакомому Илье Репину, которому тогда было всего 30 лет, и он уже считался признанным художником. Репин не то чтобы помог, он практически заменил мальчику рано ушедшего отца. Репин так говорил про Тошу Серова: «я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве» («Геркулесу» было всего 10 лет), а потом: «Ну, Антон (так почему-то называли юного Валентина), пора поступать в Академию».

Серов много путешествовал – по Германии, Италии, Греции. Впечатления от последней страны он выразил в картине «Похищение Европы» (бык – бог Зевс, уносит на спине дочь финикийского царя, переплывая через Эгейское море). Репродукция висит в музее. Серов был гениальным портретистом, его великолепные портреты Ермоловой, Иды Рубинштейн, Юсуповой, царской четы, Веры Мамонтовой («Девочка с персиками») и множество других – это жемчужины многих наших крупных и всех известных музеев (здесь в Домотканово – репродукции, уже писала об этом).

Дом-музей В.Серова, несмотря на его миниатюрность, оставил сильное впечатление. И, когда мы выходили, как-то по новому посмотрели на женщин-музейщиц, которые здесь работают. Спасибо, говорить не хотелось – и так понятно, что это редкие люди, которые в наше меркантильное время не дают расхватать земли музея и бережно хранят и восстанавливают память о нашем замечательном художнике. Работают, считай, на голом энтузиазме. Поэтому здесь, в наших русских музеях не спасибо говорить надо, а помогать материально.

Ждут экскурсионную группу в гости. Угощать будут шашлыком

Дуб-гигант!

Оставляю вас наедине с природой, она здесь прекрасна!

Сайт музея

Рассказ «Мы помним чудные мгновенья. Тверь и Торжок»

Посты по Твери и Торжку:

Прогулка по Твери. Загадочные страницы тверской истории – Афанасий Никитин
Торжок. Борисоглебский мужской монастырь. Вознесенская деревянная церковь
Тверь. Гостиница «Оснабрюк». Памятник Пушкину на набережной /ч.1
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Путеводитель по Торжку. Начало прогулки
Новоторжское золотное шитьё

Посты по тэгу «Музеи/Усадьбы»:
Подмосковный Нотр-Дам - Церковь Знамения в Дубровицах /Подвесной мост в Лемешево
Большие Вязёмы – Тройка. Семёрка. Туз
Таруса. Достопримечательности и музей Марины Цветаевой
Санкт-Петербург. Квартира-музей Анны Ахматовой на Фонтанке
Екатерининский дворец. Янтарная комната
Киев. Андреевская церковь. Андреевский спуск. И музей М.Булгакова!
Фленово-Талашкино и княгиня Тенишева
Хмелита. Дом семьи Грибоедовых
За кулисами МХТа!
Захарово - Душа наша, Пушкин
Огончарование Полотняного завода (Калужская область)
Мелихово – Аромат Чехова
Константиново – Есенинский Шираз. Рыбное
Поленово. Ока. Бёхово

( 67 Капель росы — Взмахнуть пером )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
alessandra_enko
7 янв, 2016 16:03 (UTC)
Какие у вас всегда потрясающие фотографии!

Буду теперь мечтать о домике Серова - мой самый любимый художник.

Как раз вчера думала про Тверь, прочитав в новостях, что Путин в тверской области на рождественском богослужении. Спасибо, сказочно красиво!
7 янв, 2016 17:16 (UTC)
У меня вчера ребёнок искал на небе Звезду и переживал, что небо тёмное, и её нет, и что, может быть, она в другой стороне, нам из окна не видно.)
На что я ему произнесла некую речь, смысл которой сводился к тому, что у каждого звезда сейчас звезда в сердце.)
Все это я подвожу к тому, что по большому счету совершенно неважно, где ты находишься в Рождество, в Твери ли, во Владимире, В Москве или другом месте, важно, чем мы озарены в этот момент, к чему направлены наши мысли, чем живёт сердце.)
С Рождеством Христовым!)

В Москве сейчас на Крымском Валу потрясающая выставка Серова проходит): http://gronlandsvarg.livejournal.com/150954.html
(без темы) - alessandra_enko - 7 янв, 2016 17:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 7 янв, 2016 21:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alessandra_enko - 8 янв, 2016 02:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 8 янв, 2016 06:32 (UTC) - Развернуть
annataliya
7 янв, 2016 16:33 (UTC)
Хорошо рассказала, Наташ, спасибо!
Мы сами туда все никак не доедем. Но что забавно, ты - уже вторая моя знакомая, кто побывал в Домотканове на днях. Правда, другая девушка как раз с туристической группой ездила.
7 янв, 2016 17:18 (UTC)
Наташ, это поездка не "на днях")), а очень давнншняя. Я решила пост сделать из-за чудесных зимних фотографий).
В Твери мы были три дня, сделав вылазки в Торжок и Домотканово. Ох и покусал же нас тогда мороз))
(без темы) - annataliya - 7 янв, 2016 21:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 8 янв, 2016 06:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - annataliya - 8 янв, 2016 19:39 (UTC) - Развернуть
noveltour
7 янв, 2016 17:04 (UTC)
Спасибо, что напомнили. Живешь рядом и за всеми Турциями, Египтами и связанными с ними проблемами совсем перестаешь оглядываться вокруг. А чудо - вот оно, рядом, только "руку протяни":))
7 янв, 2016 17:21 (UTC)
Трудная тема. Я, безусловно, "за" всеми руками за развитие внутреннего туризма, но - не насильственным методом, не путём блокирования возможности увидеть мир. ... У нас очень много прекрасных интересных мест, хочется поехать и повидать многие места. Но опять же - выбор маршрута это дело свободной воли, а не вынужденная мера из-за девальвации российского рубля.
(без темы) - noveltour - 7 янв, 2016 17:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - noveltour - 9 янв, 2016 21:45 (UTC) - Развернуть
cr2
7 янв, 2016 17:39 (UTC)
Вы просто в нереально сказочную погоду туда попали, Наташа!
С Рождеством! Счастья, удачи, мира, спокойствия, ярких дорог и новых прекрасных впечатлений!
7 янв, 2016 18:39 (UTC)
С Рождеством, Лёша! Такой волшебный праздник!)
А в Домотканово это наша давнишняя поездка.) Мороз был зверский, но зато хоть действительно "зима русская", а не европейская-дождливая).
(без темы) - cr2 - 8 янв, 2016 18:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 9 янв, 2016 18:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cr2 - 10 янв, 2016 19:25 (UTC) - Развернуть
akadaha_z
7 янв, 2016 18:15 (UTC)
Я уже читала это вчера у Вас в ЖЖ... Как?
Тоже пишу сейчас про Домотканово (мы там летом были) и про творчество Серова (по следам выставки в Третьяковке, где есть почти все картины, написанные в Домотканово). Искала информацию в гугле и вышла на этот Ваш пост.... но он же опубликован только сегодня?

7 янв, 2016 18:37 (UTC)
Это рекавер-моего старого поста). В этот вариант я выложила больше фотографий и отформатировала текст.)
Так что у вас с ориентацией в пространстве всё в порядке), это я запутала.
(без темы) - akadaha_z - 7 янв, 2016 18:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 7 янв, 2016 20:47 (UTC) - Развернуть
smolta
7 янв, 2016 18:41 (UTC)
Какие вы всё-таки энтузиасты! Заехать в такую глушь и блуждать по почти проселочным дорогам! Молодцы, смелые!
Что говорить про провинцию, если в столице и то плохо обстоят дела с указателями и особенно с нумерацией домов. Всё хочу написать на портале департамента города.
Какой скромненький музейчик и держится только на энтузиазме музейных работников, как в фильме Дуни Смирновой "Два дня".
А фото чудесные, такая снежная зима и свето тень, и солнце.
А на Серова надо успеть до 17 января сходить, еще не была.
Спасибо за пост, очень душевный.
7 янв, 2016 21:11 (UTC)
Я смотрела "Два дня"), но мне было сложно поверить, что Ксения Раппопорт, могла бы работать на мизерной зарплате музейного работника. С таким бюстом-то). Надо было взять актрису попроще.)
Весь наш личный путешественнический порыв очень часто гасится вот подобными примерами крайне некомфортной досягаемости туристических объектов. И это касается не только отсутствия указателей, к сожалению. У нас внутренний туризм развивается активнее всего по телевизору, а в жизни очень много косяков.
На Серове и мы не были, а выставку очень хвалят!)
klarissa45
7 янв, 2016 19:12 (UTC)
Надо отметить, что раннее детство Серова наложило большой отпечаток на его личность и творчество.
Во-первых большая разница в возрасте его отца и матери. Серов родился, когда его мать была совсем молодой и, как-бы помягче выразиться, весьма ветренной. Когда Серову было лет 5, пожилой его отец умер. А мать, вместо того, чтобы уделить внимание малолетнему сыну. уехала за границу продолжать образование. Серова отдали в эксперимнтальную школу типа интерната.
Отношения Серова с матерью были непростыми всю жизнь, но именно поэтому жену он выбирал такую, которая могла бы стать натоящей хранительницей семейного очага, которого сам художник был лишен в раннем детстве.
Мать художника, весьма известный композитор в свое время, пережила сына- художника и умерла в преклонном возрасте.
7 янв, 2016 20:58 (UTC)
К сожалению, очень мало, поверхностно знаю о Серове. Понимание человека, мотивов его действий, направления творчества идёт из знакомства с его ближним кругом. Недавно прочитала "Жизнь Антона Чехова" Доналда Рейфилда, настолько подробную (даже чересчур подробную) его биографию. что о Чехове знаю как будто был соседом.) А вот о Серове нет. Надо, безусловно, почитать о нем, что-то типа ЖЗЛ.
skandinavia
7 янв, 2016 20:25 (UTC)

С Рождеством, Наталья!

7 янв, 2016 20:53 (UTC)
С Рождеством Христовым, Аркадий!!!)
trianda
7 янв, 2016 21:53 (UTC)
Вот это замечательный день выпал, погода-то сказочная!
8 янв, 2016 06:29 (UTC)
Да скоро в настоящую зиму начнём пальцем тыкать: "Ух-ты, смотри-ка, зима!".) Всё-таки мороз и солнце наше всё))
jesenija
8 янв, 2016 09:59 (UTC)
Какая красота на ваших фотографиях! Спасибо за интересную экскурсию!
8 янв, 2016 13:26 (UTC)
Специально выложила почти все зимние фото, очень уж мороз на них хорошо передаётся.) И да, подобные места, хочется видеть как можно чаще, ибо они наша связь с историей России.)
spb_zaika
8 янв, 2016 16:24 (UTC)
Да,вот тебе и развитие внутреннего туризма. Указателей никаких, сервиса никакого ...
А места красивые, представляю,как там летом.
8 янв, 2016 17:09 (UTC)
Я уже писала в верхних комментах, что я, конечно, "за" развитие внутреннего туризма и всеми руками, только не хочу. чтобы меня вынуждали его развивать. Я хочу сама решать куда мне отвозить свои деньги, заграницу, или оставлять внутри страны. И как всегда лозунгов у нас понавешали, а когда доходит до дела, то видишь, что по сути воз и ныне там. Дороги плохие, сервис запредельно дорогой и масса прочих заморочек.
В Тверской области очень красиво! Очень!)
(без темы) - spb_zaika - 8 янв, 2016 17:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 8 янв, 2016 17:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spb_zaika - 8 янв, 2016 17:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 9 янв, 2016 09:35 (UTC) - Развернуть
livejournal
8 янв, 2016 17:04 (UTC)
Дом-музей В.Серова в Домотканово
Пользователь noveltour сослался на вашу запись в своей записи «Дом-музей В.Серова в Домотканово» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дом-музей В.Серова в Домотканово [...]
9 янв, 2016 08:59 (UTC)
Неожиданно! Но - чудесная мелодия и песня! Спасибо!)
bizantinus
10 янв, 2016 14:02 (UTC)
Большое спасибо за очень интересные впечатления, и за рассказ о путешествии! :)
Там - действительно, удивительно красивая природа...
10 янв, 2016 15:45 (UTC)
У нас природы красивой в стране много, а вот домик Серова в Домотканово - один!)
На самом деле он жил, конечно, не в домике, а в огромном барском доме. Но от него сейчас остались только стены, поэтому благодарим всех людей причастных к сохранению дома-музея Валентина Серова.
townsman
10 янв, 2016 18:34 (UTC)
Заезжал туда в 2011 году. Честно говоря, не впечатлило. Но хорошо хоть, не развалины!
10 янв, 2016 18:43 (UTC)
Я сегодня читала пост в жж, человек ездил в эти зимние каникулы по Золотому кольцу и написал, что кольцо наше не Золотое, а Медное.)( Приложил убедительные фото. И он прав, к сожалению.
Настоящий барский дом находится рядом с этим домиком в парке - в виде развалин. Его "восстанавливают" на бюджетные деньги, но гораздо более активно эти средства "пилятся", так же как и беззастенчиво вырубается парк, возможно под будущие коттеджные застройки. Имя Серова никого не смущает и не останавливает.
(без темы) - townsman - 10 янв, 2016 20:23 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 67 Капель росы — Взмахнуть пером )