Natasha Pamsik (pamsik) wrote,
Natasha Pamsik
pamsik

Categories:

«Дом, который построил Свифт» в Театре Пушкина

Скажу сразу – потрясающий спектакль!
А ведь боялась его, «утопия» пишут, «философский», «сложный для восприятия», «мистификация», «фантазия». Да чего только не пишут. А спектакль невероятный! Насытил, напитал меня полностью. Утолил эстетическую жажду. Некоторые сцены спектакля казались мне ожившими картинами Босха.
Пластика, отточенные и синхронные движения актёров.
Достаточно скупая цветовая гамма – черная, мышиная, лиловая, бледно-лунная.
Огромная подсвеченная сфера на сцене, которую воспринимать можно по разному, в зависимости от происходящего – то это был Дом Свифта, то обыкновенная перевёрнутая Чашка, то Летающий остров, то Кабак, то Тюрьма, иногда мне казалось, что вообще нахожусь в голове у Декана - так называли Свифта в течении всего действия.
Размытые границы между действиями и в то же время четкие.
Одновременно смешно и грустно, трагично и комично, горько и сладко.
Одновременно реальная жизнь и спектакль на публику.
Непонятно ничего вообще при полной видимости ясности, и понятно при отсутствии слов.
Абсурдная реальность и примитивная узнаваемая обыденность.
Сон и явь. А может даже и бред сумасшедшего. Возможно цветная галлюцинация.
Постойте, а быть может, всё-таки это происходило по-настоящему?
Ну, вот же, в пьесе Горина читаем: «Время и место действия: 1745 год, Дублин».
Действующие лица: Джонатан Свифт, доктор Ричард Симпсон, Эстэр Джонсон и Ванесса Ваномри - сестры милосердия, дворецкий Патрик, Судья Бигс, Губернатор, Епископ, Констебли - Рыжий и Черный, Горожане, члены Опекунского совета, актеры, музыканты.
Все - нормальные люди!
Хотя, правда, всю правильную картину несколько портит неправильное присутствие - Первого лилипута, Второго лилипута, Великана Глюма, Лапутянина и непонятного Некто.
Но, давайте с этим разберемся!
Итак. По сценам! Иначе, действительно, будет непонятно.
колл1.jpg

Я в 0_86305_3d1d1a46_orig.png и vkontakte.jpg 2016-05-23_20-29-44.jpg



Прошу только не напрягать усиленно мозговые извилины.
Расслабьтесь! Приготовьтесь не понимать – и тогда всё поймёте. А может, и нет, конечно. Кто знает? А знает Свифт. Наверняка. Или дворецкий Патрик. А может и доктор Симпсон.
Что, путаю вас?
Ну так, давайте вернёмся к сценам.

ПРОЛОГ. Дублин. Площадь перед собором святого Патрика. Печальный перезвон колоколов... Несколько горожан остановились, опустили головы, мужчины сняли шляпы. Из кареты выглянул молодой человек в дорожном костюме. Это - Доктор Симпсон.
ГОСТИ ДОМА СВИФТА
Звон разбитого стекла. Камень, брошенный с улицы, влетел в одну из зал большого дома Джонатана Свифта. Множество окон и дверей, в глубине - крутая лестница, уходящая куда-то вверх. Появился дворецкий Патрик, человек средних лет, с бесстрастным лицом, стал сметать разбитое стекло. Следом в залу вошла сестра милосердия и домоправительница мисс Ванесса. Подошла к бюро, достала журнал.
ЛИЛИПУТЫ
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
БОЙ С ВЕЛИКАНОМ
ЭТО ВСЕ - ТЕАТР
НЕКТО
ОПЕКУНСКИЙ СОВЕТ
ГУЛЛИВЕР
МОЛЧАНИЕ ДОКТОРА СИМПСОНА
ПОСЛЕДНЯЯ СМЕРТЬ ДЖОНАТАНА СВИФТА...


Почему я перечислила сцены? – Потому что каждая, это отдельная картина. И – яркий мазок в картине общей.
В каждой сцене свой смысл. А в каждом смысле - смысл общий. В смысле все разрозненные смыслы объединяются в один смысл…
DSC03681.jpg

DSC03687.jpg

С Лилипутами сцена.
Читаем у Горина: «Край стола. Огромная чашка с дымящимся чаем. Здесь же, рядом, на столе, тарелка с недоеденным кремовым тортом. Десертная вилочка. На соседнем блюдечке пара кусков пиленого сахара. Горит огромная свеча...
По скатерти на стол вскарабкался Первый лилипут (то есть это вполне нормальный человек, но резко ощущается несоответствие с размерами чашки). Оглядывается. Потом подходит к чашке, примеряясь к ней. Чашка в два раза выше его роста. Тогда он подходит к кускам сахара, тяжело пыхтя, пытается приподнять один из кусков. Это у него не получается. В это время на стол тихо взбирается Второй лилипут, секунду наблюдает за Первым».


Знаете, какое странное ощущение-контраст – большой/маленький. Лилипут по сравнению с чашкой. И – великан по сравнению с лилипутом, который ниже.
Прекрасная актерская игра и блистательный текст. Диалог лилипутов (Рельб и Флим) с выяснением кто из них выше, а кто ниже – уморителен.

«Ты больше мне не друг, Флим! Ты обманул меня! Ты обманул мою жену. Наивная женщина, я видел, как она смотрела на тебя восхищенными глазами... «Смотри, Рельб, - говорила она мне, - наш Флим с каждым днем становится выше и выше, наверное, он много работает над собой». О, если б она знала...
«Я убью тебя, Флим».
«Сначала дотянись! Пигмей».
«Кто?!»

DSC03680.jpg

С Великаном Глюмом сцена.
«Открылась дверь, вошел невысокий полноватый человек с печальными глазами. Его сопровождает Патрик.
Патрик. Джентльмены, разрешите вас представить друг другу. Мистер Глюм. Великан. (Жест в сторону Доктора.) Сэр Ланцелот».


На всякий случай напомню, что в фильме у Захарова Глюма играет Леонов (здесь – Сиятвинда).
И становится ясно, какой это «великан». Вроде бы. Это если судить по внешнему виду. А внутри – как измерить глубину человеческой души и интеллекта? Чем? Кто? Возможно ли?
Вся сцена – пиршество для эстетского глаза.
Сиятвинда – великолепен, это все замечают.
А я ещё хочу отметить дворецкого Патрика – блистателен! Блистателен Сергей Миллер!
DSC03684.jpg

DSC03685.jpg

DSC03686.jpg

Сцена под названием «Некто»
«Вечер. Дальний угол сада. Стоит актерский фургон, обтянутый суровой мешковиной. Весь задник фургона теперь закрыт железной решеткой, на которой висит огромный замок. Сквозь решетку видны иногда лица актеров. Фургон охраняют два констебля: первый - черноволосый, второй - рыжий, веснушчатый, с пышными усами. Актеры тихо напевают песенку».

А вот тут всё философично. Те, кто боится этого определения, могут встать и уйти.
Хотя всё так просто, проще некуда.
Некто заставляет Рыжего Констебля вспомнить прошлую жизнь. Тот тужится – вспоминает. Оказывается, что во всех своих прошлых жизнях он стоял на рыночной площади и охранял тюрьму, так, как это делает и сейчас… Обескуражены и сам Констебль (ожидал большего) и Некто (не ожидал такой монотонной стабильности в повторении Судьбы).
Рыжий не может остановить воспоминания… Вот Тридцать третий год. Иерусалим... Городская тюрьма... Стражники выводят Иисуса из тюрьмы... Ну и он, рыжий легионер, … на посту… На Христа одели багряницу, возложили венец из терна, насмехались над Ним, а он стоит рядом. Вооруженный. Смотрит… И пальцем не шевелит, чтоб спасти невинного...

И на этом моменте, наконец, доходит. До Рыжего Констебля. Что это неправильно. Так нельзя жить.
Сколько веков дойти не могло, а вот сейчас раз и дошло…
В финале сцены он, освободивший арестованных артистов и пронзённый пулей, вопрошает Некто: «Теперь у меня все будет по-другому?...» И получает ответ Некто: «Теперь у вас всегда будет спокойно на душе... И вы будете всегда видеть такое синее-синее небо… Как сейчас…».
DSC03688.jpg

Так все ли дома в «Доме, который построил Свифт»?
На этот вопрос многие получит исчерпывающий ответ, при этом кто-то что-то всё-таки не поймёт, и, возможно, кто-либо уйдёт, громко хлопнув сиденьем кресла.
DSC03718.jpg

DSC03719.jpg

Видите как всё просто. И сложно…
В общем, я в полном восхищении от спектакля.
Я очень рада, что открыла для себя имя Евгения Писарева – про которого говорит Википедия, что он «российский актёр и режиссёр театра и кино», с 2010 года является художественным руководителем Театра Пушкина.

Джонатан Свифт Андрей Заводюк
Доктор Ричард СимпсонАнтон Феоктистов
Эстер ДжонсонАнастасия Панина
Ванесса ВаномриАнна Кармакова
ПатрикСергей Миллиер
Великан ГлюмГригорий Сиятвинда (театр «Сатирикон»)
Первый лилипутИгорь Теплов
Второй лилипутАлексей Рахманов
И другие прекрасные актёры
DSC03725.jpg

DSC03726.jpg


ФОТО ТЕАТРА
DSC03690.jpg

DSC03692.jpg

DSC03698.jpg

DSC03699.jpg

DSC03702.jpg

DSC03696.jpg

DSC03697.jpg

DSC03704.jpg

DSC03707.jpg

DSC03716.jpg

DSC03717.jpg

Московский Драматический театр Пушкина - сайт
Группы театра в соцсетях: Фейсбуке и ВКонтакте.

Посты по тэгу «я/Кино-Театр»:
«С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе
«Агата Кристи. Детектив» в театре АпАРТе
«Сказка о царе Салтане» в театре «АпАРТе»
«Нью-Йорк. 80-е. Мы» в театре Стаса Намина и немного светской хроники
«Куликово поле» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Не унывай!» в Драматическом Театре русской драмы под рук.М.Щепенко
«Бенгальские огни» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
Камерный мюзикл «Штирлиц» в книжном клубе «Гиперион»
«Утиная охота» в театре “EtCetera”/ Премьера 2015
Ю.Грымов/К.Дойль, «Затерянный мир» в КЦ «Москвич»
«Белоснежка и семь гномов» в Театре «Вернадского, 13»
Ты и я одной крови - спектакль "Маугли" в Губернском театре (худ. рук. С.Безруков)
Мюзикл «Принцесса и солдат» в Театре Российской Армии
«Рождество» в театре «Учёный медведь»
Симфоническая музыка с 3D-визуализацией в очках/ Московская Консерватория
«Сказки Гофмана» в особняке Смирновых на Тверском бульваре
«Алые паруса» в РАМТе… Дайте мне валерьянки! *;о
О «Солнечном ударе» Михалкова, Белой гвардии, России и не только
Tags: *Прогулки по Москве, я/Кино-Театр/Цирк-Концерт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments