?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Можайск - Загадки тамплиеров и Монастырь на Лугу. Бородино, Верея - Места Русской Славы»

…Я сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную.
…Один местный можайский энтузиаст-краевед стал измерять собор, стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм).
…Нет ни одного кратного размера – одни дробные числа. В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … - любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам.
…Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??
Коллажи3.jpg

Я в 0_86305_3d1d1a46_orig.png и vkontakte.jpg



Ново-Никольский собор.
(ул. Бородинская, 9)

Я сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную. Оказывается, Новоникольский собор находится на территории старой Можайской крепости или Кремля, от которой сейчас остались лишь фрагменты стен да ворота.
Мы проходим через кирпичную арку ворот и глаза охватывают буйство весенних разноцветных цветов, сам красно-белый вычурно-архитектурный храм, окрестности, открывающиеся взору – это вершина холма, и ни о чём пока не догадываемся. Хотя, сейчас специально вспоминаю-перелистываю первые ощущения – при взгляде на собор отмечаю удивление, причем такое несколько вопросительное, неожиданное и осторожное. Этот храм совсем не похож на русский. Похож либо на костел, либо, скорее всего вообще на причудливый замок. Звезды Давида высоко на фронтоне.
1_My photo.jpg

1_My photo_2.jpg

Стоит на самом-пресамом краю холма-обрыва.
12.jpg

1_My photo_3.jpg

Я пытаюсь вспомнить имя архитектора, но почему-то оно никак не вспоминается.
Поднимаемся внутрь наверх по целому ряду высоких ступенек: один подъём, ещё один подъём. В соборе – достаточно просто, в основном превалирует серый цвет штукатурки, росписей – ~5%, чуть-чуть сохранились фрагменты на колоннах и стене. Колонн, кстати, две – большие и объёмные.

Справа, впереди мы видим знаменитую деревянную резную фигуру Николы Можайского и небольшой ларец с его мощами. Надо же какой грозный оказывается в Можайске Николай Чудотворец, мы знаем его как Николая Мирликийского, Николу Мокрого, Николу Рубленый Город, Николу Мореплавателя, доброго Санта-Клауса, в конце концов, а здесь у него в руках поднятый кверху меч и какой-то город или крепость. По себя ещё удивляюсь – вообще-то резные фигуры святых не совсем одобряются церковью, и в основном они характерны для Русского Севера, где в основном и сохранились. Или для католических конфессий.
внутри храма.jpg

На Руси резные деревянные фигуры православных святых - это отголоски очень давних славянских ведических традиций, своих древних богов наши древние предки обычно вырезали из дерева. Эти ассоциации с древними славянскими традициями – и есть причина того, что сейчас они не приветствуются, мягко говоря. А здесь, в Можайске резная фигура – это очень почитаемый образ. Ещё не покидает ощущение, что те деревянные резные фигурки русских святых, которые я видела на выставке в Кремле и мы видели в Вологде, и в других местах – совсем другие. Не знаю, как сказать правильно, я всё-таки не искусствовед. Те фигуры – русские, с легко узнаваемой славянской внешностью, здесь – прости меня Господи, очень похожа на те, которые мы видели в Италии, например, т.е. в католических соборах. Вспоминаю ещё то, что у меня возникло желание сфотографировать фигуру. Обычно я этого никогда не делаю в православных храмах. А здесь – захотелось. Зачем? Чтобы рассмотреть потом поподробнее. Зачем? Не знаю.

Ещё немного об образе Николы Можайского.
Это – не скульптура, т.е. на полу образ стоять не может. Это – расплющенное (до 25см) изображение святого, изготовленное из толстой дубовой доски. Раньше этот образ был прикреплён на брёвнах над въездными воротами в крепость. От осадков сверху его прикрывал навес-киот.
Истоки, т.е. автор и дата – неизвестны. По времени это может быть сер.13 века/1250, когда Можайск крестился. Поскольку святой держит в руке храм, его можно трактовать как символ новой веры – так предположили историки.
Но, также дату можно обозначить и нач.15 века/1409, когда Можайская крепость многократно захватываемая и сжигаемая татаро-монголами была капитально восстановлена князем Андреем Можайским (сыном Дмитрия Донского), а на месте старой деревянной была возведена новая каменная церковь. И тогда святой Никола, возможно, показывает народу восстановленный новый храм.

Как бы то ни было, Святой Меченосец Никола Можайский – защитник города и Кремля-крепости. После того как образ был установлен над крепостными воротами - 200 лет после этого Можайск ни разу не был захвачен более чем активным различным неприятелем. Только в Смутное время, нач.17 века/1613, отогнанные от Москвы и сильно обиженные этим обстоятельством поляки увезли образ к себе в Польшу. Вернули через шесть лет. Оригинальная чудотворная фигура-образ Николы Можайского - это копия. Оригинал – под тремя замками в Третьяковке. Перед ней молятся о выздоровлении. Хотя фигура, которую мы сейчас рассматриваем, не совсем православного канона.
Никола Можайский.jpg

Теперь самое интересное.
Кто же автор собора? Когда построен?
Ответ – неизвестно, неизвестно.
Как же так? А где же чертежи, документы по собору, архивы, в конце концов? Архивы есть, а бумаг нет. Ни одной. Как корова языком. Ну, тогда может быть исчезли в горниле войн и революций? Да нет, какое горнило, если приблизительное всё-таки время строительства всего-то ~200лет назад - кон.18 - нач.19 веков/1779-1814, что-то должно было сохраниться. Но ответ такой: «Церковь построена в каком году неизвестно, тщанием чьим тоже неизвестно».
Следующий вопрос. На чьи деньги производилось строительство? Кто финансировал грандиозное снесение башен и стен старой крепости, срытие валов, укрепление откосов холма мощнейшими подпорными стенами? Ответа нет. Тоже загадка.
И никто бы не обратил внимания, кроме въедливого бывшего геодезиста, местного энтузиаста Куковенко. Пришёл, облазил всё, принёс инструменты и начал обмеры. Первый результат – в архитектурном плане храма нет ни одной симметричной линии, хотя такого не то чтобы быть не может, а категорически не должно быть! Стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм). … Проанализировал. …
Нет ни одного кратного размера – одни дробные числа. Кто строитель – тот поймёт сразу, что такое и зачем вообще нужны (вернее абсолютно не нужны) сложные дроби при строительстве зданий. Они создают массу неудобств, а тут используются специально. Зачем?
В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … - любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам. Это касается не только размеров храма, но и целой системы разных построек вокруг него (часовен, ворот, искусственно насыпанных холмов).

Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??
Что-то всё это смутно напоминает…
Масоны? Да.

4.jpg

8.jpg

НовоНикольский собор1.jpg

7.jpg

Не стоит возмущенно закатывать глаза: «Какие-такие ещё тут в Можайске масоны». Да такие, обычные масоны. Толстого «Войну и мир» читали, ну, вспоминайте, куда там вступал Пьер Безухов? – перечитайте. Доллар давно в руках держали? – приглядитесь. В Ярославле были (я про него уже писала) ? – съездите.
Не буду вдаваться в подробности, тем более что я профан, знаю только поверхность. Мне, к примеру, импонирует одна масонская идея: «работа имеет смысл только тогда, когда она превращается в творческий духовный процесс», но это снова же поверхность, а что там дальше?
Немного истории.

Предположительно первые масоны – рыцари-храмовники из Ордена Тамплиеров. Первые магистры и они же основатели ордена графы Гуго де Пейн и Робер де Краон. Последний магистр – Жак де Моле, который после 7ми летнего заточения и пыток в возрасте 70 лет был сожжён на костре (1314 год). И не отрёкся от своих убеждений. Сгорая, он призвал в этот же год встретиться на небе своих врагов – короля Филиппа Красивого, папу Климента V и судью Гийома Ногаре. И это действительно произошло в этот же год. В братство принимаются только мужчины. Исключение составляла только Жанна Д’Арк. Тамплиеры имели как «светлый», так и «тёмный» орден. Но, и «светлые тамплиеры», поклонялись таким силам, которые христианская церковь отнюдь не приветствует. Круговая порука. Тайные обряды. Мощнейшие символика и традиции. Сакральная фетишизация цифр или система тайных цифровых намёков или масонская числовая мистика. Любое действие вольных каменщиков – обязательно сопровождается сложной обрядностью.
Нотр Дам.jpg

17-18 век – пик увлечения русского дворянства масонством, масонскими тайнами и обрядами. За ещё примерами далеко ходить не надо – Москва, усадьба Царицыно; почти любой дворец, принадлежавший Голицыным; почти всё, что построили архитекторы В.Баженов и М.Казаков и тд. и тп., и многое-многое другое.

Возведению собора предшествовали сложные астрономические и геодезические работы. Новоникольский собор – это «сплав математики, архитектуры и мистики». При строительстве этого собора неизвестный архитектор храма «проявил неистощимую изобретательность», задействовав все важные и нужные сакральные числа (а они в основном связаны с датами жизни Великого магистра Ордена Тамплиеров Жака де Моле) и символы (связаны с масонскими мировоззрениями: наличие и определённое количество ступеней, сохранённые и замурованные арки-ворота старого собора, знаки). Также не секрет, что под собором была целая система подземных ходов (сейчас залиты бетоном). По ночам активно проходили службы на латинском языке. И напрашивается вывод, что Новоникольский собор в Можайске есть ни что иное, как можайский памятник Жаку де Моле, приуроченный к 500-летию его кончины.
тамплиеры2.jpg

Искусствоведы до сих пор спорят о происхождении фигуры с мечом в правой руке и «градом» в левой. И не боятся высказывать предположения, что это может быть фигура как католического епископа, так возможно и крестоносца. Поскольку не заметить меч (рыцарский атрибут) и 8-угольный храм (тамплиерский атрибут, храм Господень) в руках святого Николая невозможно.

  • В этом соборе никогда не молились русские императоры – Александр I и его брат Николай I (официально запретившие масонство в России), когда они останавливались в Можайске.

  • Икона Николая Можайского единственная из всех чудотворных икон не была вынесена к русским войскам накануне Бородинского сражения (а Можайск всего в 12км от Бородино!).

  • Русская интеллигенция, которая охотно посещала святые места и чудотворные иконы, избегала Можайск и эту церковь. Лев Толстой перед написанием батальных сцен Бородинской битвы посетил Можайск, ночевал здесь, но в этот храм не зашёл, хотя ездил к другим иконам и не раз.

И важное – судя по количеству тех самых трех цифр, которые сплошь и рядом «зашиты» в размеры храма, строил его отнюдь не «светлый тамплиер-масон»-архитектор.
6.jpg

10.jpg

Что же говорят православные батюшки на все эти «домыслы»? – «Уймитесь, - говорят – люди. – Да, действительно, храм был построен в пиковое время увлечения русским дворянством масонскими идеями. Да, действительно, в храме присутствует символика, которая может быть истолкована как масонская. Но, эти символы сами по себе настолько древние, что используются разными концессиями и толкуются ими по разному. А самое главное - сама молитва, совершение божественных таинств, освящают место, или другими словами - нейтрализует вредное воздействие».

*некоторые фото для поста взяты из интернета

Рассказ Можайск - Загадки тамплиеров и Монастырь на Лугу. Бородино, Верея - Места Русской Славы

Загадки русских городов:
Масонский Ярославль
Загадки Коломны. Хранители Либереи и Пояс Власти

Посты по тэгу *Подmoskovie:
Успенский собор на Городке в Звенигороде и древнее городище
Аносина Пустынь (Борисоглебский Аносин женский монастырь)
Звени-город. Саввино-Сторожевский монастырь
Подмосковный Нотр-Дам - Церковь Знамения в Дубровицах /Подвесной мост в Лемешево
Вознесенская Давидова Пустынь
Большие Вязёмы – Тройка. Семёрка. Туз
Захарово - Душа наша, Пушкин
Таруса. Достопримечательности и музей Марины Цветаевой
Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Зарайский рай. Компактный путеводитель по городу
Мелихово – Аромат Чехова
Вознесенская Давыдова Пустынь
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Глобус Боровска
Бородино (Московская область, Можайский район)

Comments

( 22 Капли росы — Взмахнуть пером )
silva2103
31 окт, 2016 17:56 (UTC)
Наташа, конечно - масоны)
У нас на улице Достоевского стоит завод Зигеля (бывший). Особняк завода)

Завод Зигеля

И знаки интересные)
Два медведя на улице Достоевского

pamsik
31 окт, 2016 18:04 (UTC)
И по Москве, и по СПб водят экскурсии по теме "Масонские Москва" или "Масонский Петербург".
Я, признаться, до дрожи не люблю баженовские здания, казаковские. Просто до дрожи отторгаю.
Даже на взгляд человека неопытного, незнающего, в этой архитектуре есть что-то зловещее, агрессивное.
silva2103
31 окт, 2016 18:08 (UTC)
Да, предполагается что-то неведомое и чужое)
pamsik
31 окт, 2016 18:41 (UTC)
Есть интересная книга: Хачатуров С. В. Готический вкус в русской художественной культуре XVIII в. http://rss.archives.ceu.hu/archive/00001083/01/83.pdf
Читаешь и понимаешь кардинальную разницу в глазах и умах славян и европейцев. )
silva2103
31 окт, 2016 22:41 (UTC)
Спасибо, почитаю)
rumyantsevphoto
31 окт, 2016 18:40 (UTC)
Очень необычная архитектура. Ты права, чем-то даже на костёл похож. И звезды Давида...
pamsik
1 ноя, 2016 08:25 (UTC)
Псевдоготика. Звезды Давида - гексаграммы - очень древний символ. У них много толкований. Их ещё называют Печатью царя Соломона.
rumyantsevphoto
1 ноя, 2016 08:26 (UTC)
У нас они тоже встречаются, даже на обычных домах
pamsik
1 ноя, 2016 08:48 (UTC)
и глаз из треугольника на нас тоже ВЕЗДЕ смотрит ))
vladimirdar
31 окт, 2016 19:06 (UTC)
Давно присматривался к этому храму у разных авторов. У вас только были заданы реальные вопросы.
Храм действительно "тревожный" и строгий, несмотря на возвышенную красоту. И это чувствуется на уровне ощущений.
Я не помню, но где-то под Питером его двойник находится...
pamsik
1 ноя, 2016 08:23 (UTC)
Неприятное чувство возникает, когда на него смотришь. Вся псевдоготика конца 18в. в русской архитектуре смотрится чужеродно.
Я просто органически не переношу подобный стиль. Посему Баженова, Казакова, Неелова не люблю.
Мне очень жаль, что у меня своих фотографий мало.
Но отрицательный минус Ново-Никольского собора в Можайске уравновешивается дивным спокойствием и миром со стороны Лужецкого Рождественского Ферапонтова монастыря.
nina_balbine
31 окт, 2016 19:33 (UTC)
Тамплиеры не масоны. Первые масоны появились в конце 17 века, а образ Николы Можайского старше.
pamsik
1 ноя, 2016 08:09 (UTC)
Тамплиеры - не масоны. Но масоны - последователи тамплиеров.
zakivimiarch
31 окт, 2016 21:53 (UTC)
Да, Jacques de Molay и Nicolas de Mojaysk звучит как-то подозрительно похоже. Я даже сперва подумал, что анаграмма, но нет, не совсем.
pamsik
1 ноя, 2016 08:10 (UTC)
Мне кажется сходство в написании несколько притянутым. Хотя всё возможно.
Учение закрытое, и почему выбрали для строительства именно Можайск... одни вопросы...
unclejosef
1 ноя, 2016 08:43 (UTC)
Кстати, в "подземелья" под храмом очень можно попасть. Там сейчас музей и православная школа. Очень познавательно :)

Edited at 2016-11-01 08:43 (UTC)
pamsik
1 ноя, 2016 08:47 (UTC)
Вот и "подземелья" уже, оказывается, какие-то существуют.
Странный храм. Хочется надеяться, что молитвы православных каким-то образом нивелируют силу всех этих знаков и цифр.
mar_mi
1 ноя, 2016 09:03 (UTC)
эх, а мы мимо Можайска проезжали, и не заглянули! не знала я об этом храме и его истории, любопытно было бы посмотреть, какие ощущения вызвал бы... Внешне, конечно, нарядный очень.

люблю читать твои посты именно за исторической составляющей - ты всегда дашь интересные сведения, не поверхностно подходишь к теме)) Спасибо!
pamsik
1 ноя, 2016 11:57 (UTC)
Когда с такими объектами находишься рядом, то интересно включать свои внутренние локаторы - что покажут?
И без подсказки можно почувствовать некие флюиды, которые нельзя назвать приятными. Скорее тревожными какими-то.
livejournal
8 ноя, 2016 14:27 (UTC)
Можайск. Загадки Ново-Никольского собора
Пользователь luda_sochi сослался на вашу запись в своей записи «Можайск. Загадки Ново-Никольского собора» в контексте: [...] нал взят у в Можайск. Загадки Ново-Никольского собора [...]
livejournal
8 ноя, 2016 19:35 (UTC)
Можайск. Загадки Ново-Никольского собора
Пользователь vol_majya сослался на вашу запись в своей записи «Можайск. Загадки Ново-Никольского собора» в контексте: [...] нал взят у в Можайск. Загадки Ново-Никольского собора [...]
livejournal
9 ноя, 2016 23:39 (UTC)
Можайск. Загадки Ново-Никольского собора
Пользователь apdance1 сослался на вашу запись в своей записи «Можайск. Загадки Ново-Никольского собора» в контексте: [...] нал взят у в Можайск. Загадки Ново-Никольского собора [...]
( 22 Капли росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com