…Я сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную.
…Один местный можайский энтузиаст-краевед стал измерять собор, стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм).
…Нет ни одного кратного размера – одни дробные числа. В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … - любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам.
…Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??
Я в и
Ново-Никольский собор.
(ул. Бородинская, 9)
Я сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную. Оказывается, Новоникольский собор находится на территории старой Можайской крепости или Кремля, от которой сейчас остались лишь фрагменты стен да ворота.
Мы проходим через кирпичную арку ворот и глаза охватывают буйство весенних разноцветных цветов, сам красно-белый вычурно-архитектурный храм, окрестности, открывающиеся взору – это вершина холма, и ни о чём пока не догадываемся. Хотя, сейчас специально вспоминаю-перелистываю первые ощущения – при взгляде на собор отмечаю удивление, причем такое несколько вопросительное, неожиданное и осторожное. Этот храм совсем не похож на русский. Похож либо на костел, либо, скорее всего вообще на причудливый замок. Звезды Давида высоко на фронтоне.
Стоит на самом-пресамом краю холма-обрыва.
Я пытаюсь вспомнить имя архитектора, но почему-то оно никак не вспоминается.
Поднимаемся внутрь наверх по целому ряду высоких ступенек: один подъём, ещё один подъём. В соборе – достаточно просто, в основном превалирует серый цвет штукатурки, росписей – ~5%, чуть-чуть сохранились фрагменты на колоннах и стене. Колонн, кстати, две – большие и объёмные.
Справа, впереди мы видим знаменитую деревянную резную фигуру Николы Можайского и небольшой ларец с его мощами. Надо же какой грозный оказывается в Можайске Николай Чудотворец, мы знаем его как Николая Мирликийского, Николу Мокрого, Николу Рубленый Город, Николу Мореплавателя, доброго Санта-Клауса, в конце концов, а здесь у него в руках поднятый кверху меч и какой-то город или крепость. По себя ещё удивляюсь – вообще-то резные фигуры святых не совсем одобряются церковью, и в основном они характерны для Русского Севера, где в основном и сохранились. Или для католических конфессий.
На Руси резные деревянные фигуры православных святых - это отголоски очень давних славянских ведических традиций, своих древних богов наши древние предки обычно вырезали из дерева. Эти ассоциации с древними славянскими традициями – и есть причина того, что сейчас они не приветствуются, мягко говоря. А здесь, в Можайске резная фигура – это очень почитаемый образ. Ещё не покидает ощущение, что те деревянные резные фигурки русских святых, которые я видела на выставке в Кремле и мы видели в Вологде, и в других местах – совсем другие. Не знаю, как сказать правильно, я всё-таки не искусствовед. Те фигуры – русские, с легко узнаваемой славянской внешностью, здесь – прости меня Господи, очень похожа на те, которые мы видели в Италии, например, т.е. в католических соборах. Вспоминаю ещё то, что у меня возникло желание сфотографировать фигуру. Обычно я этого никогда не делаю в православных храмах. А здесь – захотелось. Зачем? Чтобы рассмотреть потом поподробнее. Зачем? Не знаю.
Ещё немного об образе Николы Можайского.
Это – не скульптура, т.е. на полу образ стоять не может. Это – расплющенное (до 25см) изображение святого, изготовленное из толстой дубовой доски. Раньше этот образ был прикреплён на брёвнах над въездными воротами в крепость. От осадков сверху его прикрывал навес-киот.
Истоки, т.е. автор и дата – неизвестны. По времени это может быть сер.13 века/1250, когда Можайск крестился. Поскольку святой держит в руке храм, его можно трактовать как символ новой веры – так предположили историки.
Но, также дату можно обозначить и нач.15 века/1409, когда Можайская крепость многократно захватываемая и сжигаемая татаро-монголами была капитально восстановлена князем Андреем Можайским (сыном Дмитрия Донского), а на месте старой деревянной была возведена новая каменная церковь. И тогда святой Никола, возможно, показывает народу восстановленный новый храм.
Как бы то ни было, Святой Меченосец Никола Можайский – защитник города и Кремля-крепости. После того как образ был установлен над крепостными воротами - 200 лет после этого Можайск ни разу не был захвачен более чем активным различным неприятелем. Только в Смутное время, нач.17 века/1613, отогнанные от Москвы и сильно обиженные этим обстоятельством поляки увезли образ к себе в Польшу. Вернули через шесть лет. Оригинальная чудотворная фигура-образ Николы Можайского - это копия. Оригинал – под тремя замками в Третьяковке. Перед ней молятся о выздоровлении. Хотя фигура, которую мы сейчас рассматриваем, не совсем православного канона.
Теперь самое интересное.
Кто же автор собора? Когда построен?
Ответ – неизвестно, неизвестно.
Как же так? А где же чертежи, документы по собору, архивы, в конце концов? Архивы есть, а бумаг нет. Ни одной. Как корова языком. Ну, тогда может быть исчезли в горниле войн и революций? Да нет, какое горнило, если приблизительное всё-таки время строительства всего-то ~200лет назад - кон.18 - нач.19 веков/1779-1814, что-то должно было сохраниться. Но ответ такой: «Церковь построена в каком году неизвестно, тщанием чьим тоже неизвестно».
Следующий вопрос. На чьи деньги производилось строительство? Кто финансировал грандиозное снесение башен и стен старой крепости, срытие валов, укрепление откосов холма мощнейшими подпорными стенами? Ответа нет. Тоже загадка.
И никто бы не обратил внимания, кроме въедливого бывшего геодезиста, местного энтузиаста Куковенко. Пришёл, облазил всё, принёс инструменты и начал обмеры. Первый результат – в архитектурном плане храма нет ни одной симметричной линии, хотя такого не то чтобы быть не может, а категорически не должно быть! Стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм). … Проанализировал. …
Нет ни одного кратного размера – одни дробные числа. Кто строитель – тот поймёт сразу, что такое и зачем вообще нужны (вернее абсолютно не нужны) сложные дроби при строительстве зданий. Они создают массу неудобств, а тут используются специально. Зачем?
В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … - любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам. Это касается не только размеров храма, но и целой системы разных построек вокруг него (часовен, ворот, искусственно насыпанных холмов).
Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??
Что-то всё это смутно напоминает…
Масоны? Да.
Не стоит возмущенно закатывать глаза: «Какие-такие ещё тут в Можайске масоны». Да такие, обычные масоны. Толстого «Войну и мир» читали, ну, вспоминайте, куда там вступал Пьер Безухов? – перечитайте. Доллар давно в руках держали? – приглядитесь. В Ярославле были (я про него уже писала) ? – съездите.
Не буду вдаваться в подробности, тем более что я профан, знаю только поверхность. Мне, к примеру, импонирует одна масонская идея: «работа имеет смысл только тогда, когда она превращается в творческий духовный процесс», но это снова же поверхность, а что там дальше?
Немного истории.
Предположительно первые масоны – рыцари-храмовники из Ордена Тамплиеров. Первые магистры и они же основатели ордена графы Гуго де Пейн и Робер де Краон. Последний магистр – Жак де Моле, который после 7ми летнего заточения и пыток в возрасте 70 лет был сожжён на костре (1314 год). И не отрёкся от своих убеждений. Сгорая, он призвал в этот же год встретиться на небе своих врагов – короля Филиппа Красивого, папу Климента V и судью Гийома Ногаре. И это действительно произошло в этот же год. В братство принимаются только мужчины. Исключение составляла только Жанна Д’Арк. Тамплиеры имели как «светлый», так и «тёмный» орден. Но, и «светлые тамплиеры», поклонялись таким силам, которые христианская церковь отнюдь не приветствует. Круговая порука. Тайные обряды. Мощнейшие символика и традиции. Сакральная фетишизация цифр или система тайных цифровых намёков или масонская числовая мистика. Любое действие вольных каменщиков – обязательно сопровождается сложной обрядностью.
17-18 век – пик увлечения русского дворянства масонством, масонскими тайнами и обрядами. За ещё примерами далеко ходить не надо – Москва, усадьба Царицыно; почти любой дворец, принадлежавший Голицыным; почти всё, что построили архитекторы В.Баженов и М.Казаков и тд. и тп., и многое-многое другое.
Возведению собора предшествовали сложные астрономические и геодезические работы. Новоникольский собор – это «сплав математики, архитектуры и мистики». При строительстве этого собора неизвестный архитектор храма «проявил неистощимую изобретательность», задействовав все важные и нужные сакральные числа (а они в основном связаны с датами жизни Великого магистра Ордена Тамплиеров Жака де Моле) и символы (связаны с масонскими мировоззрениями: наличие и определённое количество ступеней, сохранённые и замурованные арки-ворота старого собора, знаки). Также не секрет, что под собором была целая система подземных ходов (сейчас залиты бетоном). По ночам активно проходили службы на латинском языке. И напрашивается вывод, что Новоникольский собор в Можайске есть ни что иное, как можайский памятник Жаку де Моле, приуроченный к 500-летию его кончины.
Искусствоведы до сих пор спорят о происхождении фигуры с мечом в правой руке и «градом» в левой. И не боятся высказывать предположения, что это может быть фигура как католического епископа, так возможно и крестоносца. Поскольку не заметить меч (рыцарский атрибут) и 8-угольный храм (тамплиерский атрибут, храм Господень) в руках святого Николая невозможно.
- В этом соборе никогда не молились русские императоры – Александр I и его брат Николай I (официально запретившие масонство в России), когда они останавливались в Можайске.
- Икона Николая Можайского единственная из всех чудотворных икон не была вынесена к русским войскам накануне Бородинского сражения (а Можайск всего в 12км от Бородино!).
- Русская интеллигенция, которая охотно посещала святые места и чудотворные иконы, избегала Можайск и эту церковь. Лев Толстой перед написанием батальных сцен Бородинской битвы посетил Можайск, ночевал здесь, но в этот храм не зашёл, хотя ездил к другим иконам и не раз.
Что же говорят православные батюшки на все эти «домыслы»? – «Уймитесь, - говорят – люди. – Да, действительно, храм был построен в пиковое время увлечения русским дворянством масонскими идеями. Да, действительно, в храме присутствует символика, которая может быть истолкована как масонская. Но, эти символы сами по себе настолько древние, что используются разными концессиями и толкуются ими по разному. А самое главное - сама молитва, совершение божественных таинств, освящают место, или другими словами - нейтрализует вредное воздействие».
*некоторые фото для поста взяты из интернета
Рассказ Можайск - Загадки тамплиеров и Монастырь на Лугу. Бородино, Верея - Места Русской Славы
Загадки русских городов:
Масонский Ярославль
Загадки Коломны. Хранители Либереи и Пояс Власти
Посты по тэгу *Подmoskovie:
Успенский собор на Городке в Звенигороде и древнее городище
Аносина Пустынь (Борисоглебский Аносин женский монастырь)
Звени-город. Саввино-Сторожевский монастырь
Подмосковный Нотр-Дам - Церковь Знамения в Дубровицах /Подвесной мост в Лемешево
Вознесенская Давидова Пустынь
Большие Вязёмы – Тройка. Семёрка. Туз
Захарово - Душа наша, Пушкин
Таруса. Достопримечательности и музей Марины Цветаевой
Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Зарайский рай. Компактный путеводитель по городу
Мелихово – Аромат Чехова
Вознесенская Давыдова Пустынь
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Глобус Боровска
Бородино (Московская область, Можайский район)