Спектакль идёт 3 часа, на трёх сценах (основной-центральной и двух боковых-малых) и состоит из 26 действий!
Грандиозно? - О, да! Постановка монументальна.
Объединены все эти сменяющиеся картины черным фоном. Когда заканчивается действие на одной из сцен, то сверху резко падает темный экран, резко отсекая тебя от происходящего, и тут же, на соседней сцене взлетает вверх другой и увлекает зрителя как бы в новое место. Таким образом, создаётся ощущение просмотра условного исторического фильма.
Декораций на сцене не очень много, но за счет каких-то монументальных деталей, как, например, Царя-колокола, который народ тащит на плечах, или разлетающегося в щепки под ногой Самозванца огромного деревянного пограничного шлагбаума, или лежащей на сцене убитой в военной баталии лошади, или гигантском кроваво-красном бархатном с золотым двуглавым орлом Тронном зале, достигается весьма натуралистический эффект присутствия при происходящем.
Интересно, что некоторые актеры заняты в нескольких ролях.
Алексей Осипов играет и Бориса Годунова, и Петра Басманного, и монаха-расстригу Варлаама.
Удивительно, насколько разным был актер в этих образах. Борис Годунов в его исполнении внушал жалость.
«Я подданным рожден…». Не по силам ему оказалась шапка Мономаха. Придавила она его вкупе с неискупимым грехом – убийством невинного ребенка.
Кстати, убиенный царевич Димитрий, подсвеченный мертвенно белым светом с подтеками крови на шее будет появляться очень часто, отчего я бы не рекомендовала приходить на спектакль с детьми ниже указанного возрастного ценза «+12», или с более старшими, но впечатлительными детьми.
(в коллаже использована картина Ильи Глазунова «Царевич Дмитрий»)
Я в и
Очень убедителен в роли князя Василия Шуйского Владимир Скворцов. Причем настолько, что на актёра легко переносишь качества присущие опытному царедворцу – лживость, двуличность, беспринципность.
Сергею Давыдову также очень «к лицу» роль Григория Отрепьева, авантюриста, бывшего монаха,
Надменная Марина Мнишек, гордая, холодная, расчетливая, амбициозная полячка также удалась Марине Дубковой.
«Народ» – это отдельный, значимый, почти что «главный герой» в спектакле. Мизансцены с народом – на Красной площади, у церкви, у палат Годуновых, были очень выразительны, и визуально, и пластически, и эмоционально.
В то же время у меня было чувство, что немецким мироощущением Питер Штайн не совсем понял русскую душу. Как тут не вспомнить тютчевское «умом Россию не понять, аршином общим не измерить!» То есть внешне спектакль поставлен красиво, качественно, детально, продуманно, хронологически выверенно, и вроде правильно, строго по пушкинскому тексту, но показалось, что в каких-то моментах приоритет отдавался декоративности, скользящему взгляду, а не глубокому проникновению в тему.
Одежда бояр, их головные уборы, немного напоминали почему-то пальто из драпа и каракулевые пирожки советской партократии.
Келья Пимена (Борис Плотников) в монастыре была представлена небольшим подсвеченным уголком-декорацией в виде старинной летописной книги. И как я не старалась представить себе монастырскую келью, ощущения особой, лишь монастырю присущей молитвенной тишины у меня не возникло. Не услышала я, образно говоря, ни скрипа гусиного пера, ни трещения сальной свечки...
Не совсем понятна была мне и нарочитая театральность поз, которые принимал в сцене собственной кончины Борис Годунов, живописно раскидывая по сторонам полы своего алого бархатного платья. Появление монахов с распевами в сцене кончины Годунова и вставка в пальцы горящей свечи ему, лежащему на животе с раскинутыми руками – зачем это? Вот из-за таких буквальных мелочей не возникало ощущения душевного сопереживания, душевного проникновения. «Борис Годунофф» - так обычно иностранцы переиначивают на свой лад русские фамилии, и эти «фф» чуть искажают смысл, звуча так, как будто ветер дует по поверхности «ффф»…
Самой интересной для меня сценой было знакомство Самозванца с русскими офицерами, волею судеб, оказавшимися на чужбине. Не самая внешне зрелищная сцена, но пробудившая во мне живой отклик.
Я не могу сказать, что три часа действия пролетели незаметно.
Понятно, что Питер Штайн старался понять Россию, но я не совсем отчетливо поняла, как он её понял. Поэма Пушкина – бездонна, а посмотрел спектакль, будто заглянул в колодец и увидел там дно.
Впрочем, мои впечатления – это мои впечатления. Спектакль аншлаговый. Артистов на поклонах искупали в аплодисментах и подарили много цветов.
Выходя из зрительного зала, со всех сторон слышалось обсуждение увиденного, сетование на то, что не интересовались этой темой раньше, и слова благодарности артистам за то, что благодаря этому спектаклю, проснулся, пробудился интерес к истории российского государства.
ФОТО ТЕАТРА
Очень люблю EtCetera, каждое посещение его дарит праздник)
Необычный зрительный зал в EtCetera
ФОТО СПЕКТАКЛЯ
Борис Годунов просит бояр присягнуть на верность его сыну царевичу Феодору
Самозванец на Красной площади просит признать его и провозгласить царем
Семья Годуновых, жена Мария Скуратова, дети - дочь Ксения и сын Феодор, в заточении в Кремле, ждёт решения бояр и Самозванца
Н а р о д.
В самом деле? – слышишь, какой в доме шум! Тревога, дерутся –
Слышишь? визг! – это женской голос – взойдем! – Двери заперты – крики замолкли.
(Отворяются двери. Мосальский является на крыльце.)
М о с а л ь с к и й.
Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.
(Народ в ужасе молчит.)
Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует.
Артисты на поклонах
Справа в коричневом кафтане Владимир Скворцов (Шуйский), в белой рубахе Евгений Тихомиров (царевич Феодор)
Фото с театрального коллажа в фойе
Сайт Театра EtCetera под рук. Александра Калягина
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке и ВКонтакте
(с) часть фото взята с сайта театра
Благодарю театр и ketosha за возможность быть в курсе интереснейших и значимых событий театральной жизни столицы.
Посты по тэгу «я/Кино-Театр»:
Театр EtCetera под рук. А.Калягина:
«Утиная охота» в театре “EtCetera”/ Премьера 2015
Театр Луны:
«Флайтер» в Театре Луны
Театр Маяковского:
«Кавказский меловой круг» в Театре Маяковского
Театр под рук. Армена Джигарханяна:
«Жанна Д’Арк – Белая ворона» в Театре под рук. Армена Джигарханяна
Театр им. А.С.Пушкина:
«Дом, который построил Свифт» в Театре Пушкина
Театр АпАРТе:
«С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе
«Агата Кристи. Детектив» в театре АпАРТе
«Сказка о царе Салтане» в театре «АпАРТе»
Театр Стаса Намина:
«Нью-Йорк. 80-е. Мы» в театре Стаса Намина и немного светской хроники
Театр русской драмы под рук. М.Г.Щепенко:
«Сердце не камень» в Театре русской драмы под рук. Щепенко
«Куликово поле» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Не унывай!» в Театре русской драмы под рук.М.Щепенко
«Бенгальские огни» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
Книжный клуб "Гиперион"
Камерный мюзикл «Штирлиц» в книжном клубе «Гиперион»
Губернский театр под рук.С.Безрукова
Ты и я одной крови - спектакль "Маугли" в Губернском театре (худ. рук. С.Безруков)
Театр "Вернадского, 13"
«Белоснежка и семь гномов» в Театре «Вернадского, 13»
РАМТ
«Алые паруса» в РАМТе… Дайте мне валерьянки! *;о
Кукольный театр "Ученый медведь"
«Рождество» в театре «Учёный медведь»
Центральный Академический театр российской армии
Мюзикл «Принцесса и солдат» в Театре Российской Армии
Консерватория им.П.И.Чайковского, Большой зал
Симфоническая музыка с 3D-визуализацией в очках/ Московская Консерватория
Ю.Грымов/К.Дойль, «Затерянный мир» в КЦ «Москвич»;
«Сказки Гофмана» в особняке Смирновых на Тверском бульваре
О «Солнечном ударе» Михалкова, Белой гвардии, России и не только