- Кроме Лобного места от древних памятников Красной площади сохранился
Покровский собор, более известный под названием Храма Василия Блаженного.
Он был построен в 1555-1560 годах русскими зодчими
Бармой и Постником Яковлевым в честь присоединения к России Казанского царства.
- Посмотрите налево! ГУМ - Государственный универсальный магазин.
Яркий пример вычурной, псевдорусской архитектуры конца девятнадцатого столетия.
- Иди отсюда!
«Я шагаю по Москве», кинофильм
Покровский собор, более известный под названием Храма Василия Блаженного.
Он был построен в 1555-1560 годах русскими зодчими
Бармой и Постником Яковлевым в честь присоединения к России Казанского царства.
- Посмотрите налево! ГУМ - Государственный универсальный магазин.
Яркий пример вычурной, псевдорусской архитектуры конца девятнадцатого столетия.
- Иди отсюда!
«Я шагаю по Москве», кинофильм
После уникальной авторской экскурсии, которую для блогеров провела Татьяна Григорьевна Сарачева, кандидат исторических наук и заведующая Покровским собором (филиал Государственного Исторического музея), длительностью в 4 часа, начинаешь смотреть на этот великолепный храм совершенно другими глазами…
Татьяна Григорьевна – настоящий Хранитель собора-музея, и, может быть, даже его Ангел с невидимыми крыльями. Я смотрела на неё и думала о том, какое это счастье, когда человек находится на своём месте в профессии, потому что невооружённым глазом видно как она любит свою работу. За 4 часа кроме массы информации об истории этого архитектурного памятника, нас ожидало ещё немало сюрпризов, были развенчаны легенды, стали открытыми скрываемые ранее детали.
1. Покровский собор построили всё-таки фрязи! Фрязины-итальянцы, мастера эпохи Возрождения, а не Барма и Постник! Я так порадовалась этой информации, поскольку она означает, что никто глаза нашим мастерам не выкалывал!
2. Собор является обетным. Он был построен по обету Ивана Грозного в случае победы над Казанским ханством, построить храм в Москве. Казань была покорена в 1552 году, Иван IV даёт распоряжение построить церковь на Взлобье Троицкой площади (так называлась раньше Красная площадь). Сначала был возведён деревянный восьмипрестольный храм, потом в 1555 году – девятипрестольный каменный. Собор строился около 7 лет в сер.15 века (1555-1561).
3. Собор центрический и состоит из 11 церквей - !
9 церквей размещены на одном основании-подклёте, вокруг одной центральной.
(1) Центральный или основной храм - Покрова Божьей Матери (Покровский) – шатровый с маленькой главкой.
Вокруг него расположено 8 церквей (больших ~20-30м и маленьких ~15м), которые сориентированы по сторонам света и 2 придела.
Север (2): церковь Андриана и Наталии (бывшая Киприана и Иустины, выходит на Красную площадь)
Юг (3): церковь Николы Великорецкого (выходит на Москва-реку)
Запад (4): церковь Входа Господня в Иерусалим (выходит на Кремль)
Восток (5): церковь Святой Троицы (выходит на Средние Торговые ряды)
ЮЗ (6) - церковь Варлаама Хутынского
ЮВ (7) – церковь Александра Свирского
СВ (9) – церковь Иоанна Милостивого (бывшая Церковь Трёх Патриархов Константинопольских, Иоанна, Павла и Александра)
СЗ (9) - церковь Григория Армянского
Над месте захоронения Василия Блаженного (угол между церковью Святой Троицы и церковью Трёх Патриархов Константинопольских) в 1588 году был пристроен придел Василия Блаженного (10-я церковь).
Над могилой Иоанна Блаженного в 1672 году возведён придел Рождества Богородицы.
Церковь св. Иоанна Блаженного – 11-я. О ней мало говорят и мало знают, т.к. она находится на реставрации.
Все церкви соединены друг с другом системой переходов.
* пояняющие картинки-иллюстрации взяты из разных источников в интернете
4. У собора церквей 11 и куполов – 11, но!
Кроме глав на храмах есть ещё купол над колокольней.
Купол над двумя церквями-приделами (св. Василия Блаженного и св. Иоанна Блаженного) – один общий.
5. В плане храм образует восьмиконечную звезду.
Восьмиконечная звезда образована совмещением ромба и квадрата. По углам ромба расположены большие церкви, по углам квадрата – малые.
Восьмиконечная звезда или «русская звезда, звезда Богородицы, Вифлеемская звезда» – это символ Богородицы, заступницы за весь род человеческий и покровительницы Московского царства (и России). Восьмиконечная звезда – это путеводная звезда, ведущая человека к Небесному Иерусалиму, священному граду, мировому центру, несущему спасение православному миру. Восьмиконечная звезда - символ соединения мужского и женского начал, созидающих жизнь.
Также, есть мнение, что храм похож на цветок с 8-ю лепестками.
6. Собор связан с именами не одного, а двух московских блаженных.
Василий Блаженный (Нагой), который исполнял свой подвиг юродства, ходя в любое время года без одежды.
Иоанн Блаженный (Большой колпак), напротив, носил тяжелые вериги и железную шапку-колпак.
Василий Блаженный был захоронен у стены церкви Святой Троицы в 1557. Через 30 лет в 1588 году он был канонизирован и над его могилой возвели маленькую церковь, в которой сейчас находится рака Василия Блаженного. Мощей в раке нет, она пустая, но рака располагается прямо над тем местом, где когда-то был погребен московский святой. Первая подлинная рака была утеряна в Смутное время, вторая – поздняя, серебряная, кованая, выполнена в 19 веке. Сень (кованый балдахин) над ракой символизирует, что над этим местом простёрлась тень Божьей благодати. В церкви каждое воскресенье и по праздникам проходят службы.
Иоанн Блаженный скончался через два года после Василия Блаженного, завещав упокоить его в Покровском соборе в 1589 году. Над его захоронением в 1672 году была также воздвигнута маленькая церковь-придел в его честь. Сейчас этот храм находится на реставрации, доступ в него закрыт. После окончания реставрации здесь будут находиться мощи св. Иоанна Блаженного.
Два храма – св. Василия Блаженного и Иоанна Блаженного – относятся к «комплексу нижних церквей собора», а вместе с подклётом из белых «дышащих» известковых кирпичей и окнами-«продухами», которые поддерживают здесь уникальный микроклимат – нижний первый ярус (тёплый).
7. В храме уникальная акустика. Древние мастера вмонтировали в стены акустические резонаторы, которыми являлись самые обыкновенные глиняные кувшины. Эта простая «хитрость» позволяла усиливать любые звуки. И сейчас можно почувствовать, как музыка, которая звучит, например, в Покровском храме, буквально поднимается вверх, под купол,
8. Собор Василия Блаженного построен по формуле «божественной гармонии», в его идеальных пропорциях скрыта гармония «золотого сечения». Соотношения высоты и основных частей этого храма образуют ряд золотого сечения (ряд Фибоначчи, когда меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. 62% и 38%, или величина – 1,6180339887).
9. Рисунки куполов – уникальны. Ни один купол не повторяет другой. Форма глав – луковичная.
Формы декоративных элементов куполов 4-х малых церквей и 1-й большой (церкви Входа в Иерусалим) содержат знаменитые пять Платоновых тел (правильных многогранников: тетраэдр, куб, октоэдр, икосаэдр, додекаэдр).
Иностранцы сравнивали их с «чешуей кедровой шишки, ананасом и артишоком».
10. 15 июля 2018 года Собору Василия блаженного исполнилось 457 лет согласно надписи, обнаруженной на стене храма.
И ещё одна очень интересная гипотеза.
При взгляде на собор сверху расположение куполов напоминает гелиоцентрический макет солнечной системы!
Купол церкви Покрова Пресвятой богородицы – Солнце.
Купол храма Василия Блаженного - Земля
Купол церкви Трёх Патриархов - Луна
Купол церкви Николы Великорецкого - Юпитер
Купол церкви Входа господня в Иерусалим - Нептун
Купол церкви Варлаама Хутынского - Меркурий
Купол церкви Александра Свирского - Венера
Купол церкви григоря Армянского - Марс
Купол церкви Святой Троицы - Сатурн
Купол церкви Киприана и Иустины - Уран
ФОТО С ЭКСКУРСИИ ПО ПОКРОВСКОМУ СОБОРУ (Храму Василия Блаженного)
Татьяна Григорьевна Сарачева встретила группу блогеров moskva_lublu у памятника Минину и Пожарскому, героям освободительного ополчения 1611-12гг. (архитектор Иван Мартос, 1818 год). Деньги на его создание были собраны по народной подписке. Сейчас вновь собираются пожертования на его реставрацию (Общеросийская акция по по сбору средств, Государственый Исторический музей при поддержке Российского исторического общества).
Начало экскурсии
Нижний уровень.
Макет Покровского собора, выполненный мастерами игрушечной фабрики (20в.)
Над макетом - парсуна Ивана Грозного (копия).
Церковь св.Василия Блаженного (придел)
Иконостас - архитектор Андрей Павлинов (русский архитектор, археолог, реставратор, историк архитектуры, хранитель Оружейной палаты)
Иконописец - Осип Чириков (русский художник-иконописец и реставратор из села Мстёры)
В подклете находятся некоторые иконы.
Древняя икона святого Василия Блаженного (кон.16в.) «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение» (кон.17в).
Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Это самая высокая из всех девяти церквей собора. Её высота - 47,5 метров
2. Собор является обетным. Он был построен по обету Ивана Грозного в случае победы над Казанским ханством, построить храм в Москве. Казань была покорена в 1552 году, Иван IV даёт распоряжение построить церковь на Взлобье Троицкой площади (так называлась раньше Красная площадь). Сначала был возведён деревянный восьмипрестольный храм, потом в 1555 году – девятипрестольный каменный. Собор строился около 7 лет в сер.15 века (1555-1561).
3. Собор центрический и состоит из 11 церквей - !
9 церквей размещены на одном основании-подклёте, вокруг одной центральной.
(1) Центральный или основной храм - Покрова Божьей Матери (Покровский) – шатровый с маленькой главкой.
Вокруг него расположено 8 церквей (больших ~20-30м и маленьких ~15м), которые сориентированы по сторонам света и 2 придела.
Север (2): церковь Андриана и Наталии (бывшая Киприана и Иустины, выходит на Красную площадь)
Юг (3): церковь Николы Великорецкого (выходит на Москва-реку)
Запад (4): церковь Входа Господня в Иерусалим (выходит на Кремль)
Восток (5): церковь Святой Троицы (выходит на Средние Торговые ряды)
ЮЗ (6) - церковь Варлаама Хутынского
ЮВ (7) – церковь Александра Свирского
СВ (9) – церковь Иоанна Милостивого (бывшая Церковь Трёх Патриархов Константинопольских, Иоанна, Павла и Александра)
СЗ (9) - церковь Григория Армянского
Над месте захоронения Василия Блаженного (угол между церковью Святой Троицы и церковью Трёх Патриархов Константинопольских) в 1588 году был пристроен придел Василия Блаженного (10-я церковь).
Над могилой Иоанна Блаженного в 1672 году возведён придел Рождества Богородицы.
Церковь св. Иоанна Блаженного – 11-я. О ней мало говорят и мало знают, т.к. она находится на реставрации.
Все церкви соединены друг с другом системой переходов.
* пояняющие картинки-иллюстрации взяты из разных источников в интернете
4. У собора церквей 11 и куполов – 11, но!
Кроме глав на храмах есть ещё купол над колокольней.
Купол над двумя церквями-приделами (св. Василия Блаженного и св. Иоанна Блаженного) – один общий.
5. В плане храм образует восьмиконечную звезду.
Восьмиконечная звезда образована совмещением ромба и квадрата. По углам ромба расположены большие церкви, по углам квадрата – малые.
Восьмиконечная звезда или «русская звезда, звезда Богородицы, Вифлеемская звезда» – это символ Богородицы, заступницы за весь род человеческий и покровительницы Московского царства (и России). Восьмиконечная звезда – это путеводная звезда, ведущая человека к Небесному Иерусалиму, священному граду, мировому центру, несущему спасение православному миру. Восьмиконечная звезда - символ соединения мужского и женского начал, созидающих жизнь.
Также, есть мнение, что храм похож на цветок с 8-ю лепестками.
6. Собор связан с именами не одного, а двух московских блаженных.
Василий Блаженный (Нагой), который исполнял свой подвиг юродства, ходя в любое время года без одежды.
Иоанн Блаженный (Большой колпак), напротив, носил тяжелые вериги и железную шапку-колпак.
Василий Блаженный был захоронен у стены церкви Святой Троицы в 1557. Через 30 лет в 1588 году он был канонизирован и над его могилой возвели маленькую церковь, в которой сейчас находится рака Василия Блаженного. Мощей в раке нет, она пустая, но рака располагается прямо над тем местом, где когда-то был погребен московский святой. Первая подлинная рака была утеряна в Смутное время, вторая – поздняя, серебряная, кованая, выполнена в 19 веке. Сень (кованый балдахин) над ракой символизирует, что над этим местом простёрлась тень Божьей благодати. В церкви каждое воскресенье и по праздникам проходят службы.
Иоанн Блаженный скончался через два года после Василия Блаженного, завещав упокоить его в Покровском соборе в 1589 году. Над его захоронением в 1672 году была также воздвигнута маленькая церковь-придел в его честь. Сейчас этот храм находится на реставрации, доступ в него закрыт. После окончания реставрации здесь будут находиться мощи св. Иоанна Блаженного.
Два храма – св. Василия Блаженного и Иоанна Блаженного – относятся к «комплексу нижних церквей собора», а вместе с подклётом из белых «дышащих» известковых кирпичей и окнами-«продухами», которые поддерживают здесь уникальный микроклимат – нижний первый ярус (тёплый).
7. В храме уникальная акустика. Древние мастера вмонтировали в стены акустические резонаторы, которыми являлись самые обыкновенные глиняные кувшины. Эта простая «хитрость» позволяла усиливать любые звуки. И сейчас можно почувствовать, как музыка, которая звучит, например, в Покровском храме, буквально поднимается вверх, под купол,
8. Собор Василия Блаженного построен по формуле «божественной гармонии», в его идеальных пропорциях скрыта гармония «золотого сечения». Соотношения высоты и основных частей этого храма образуют ряд золотого сечения (ряд Фибоначчи, когда меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. 62% и 38%, или величина – 1,6180339887).
9. Рисунки куполов – уникальны. Ни один купол не повторяет другой. Форма глав – луковичная.
Формы декоративных элементов куполов 4-х малых церквей и 1-й большой (церкви Входа в Иерусалим) содержат знаменитые пять Платоновых тел (правильных многогранников: тетраэдр, куб, октоэдр, икосаэдр, додекаэдр).
Иностранцы сравнивали их с «чешуей кедровой шишки, ананасом и артишоком».
10. 15 июля 2018 года Собору Василия блаженного исполнилось 457 лет согласно надписи, обнаруженной на стене храма.
И ещё одна очень интересная гипотеза.
При взгляде на собор сверху расположение куполов напоминает гелиоцентрический макет солнечной системы!
Купол церкви Покрова Пресвятой богородицы – Солнце.
Купол храма Василия Блаженного - Земля
Купол церкви Трёх Патриархов - Луна
Купол церкви Николы Великорецкого - Юпитер
Купол церкви Входа господня в Иерусалим - Нептун
Купол церкви Варлаама Хутынского - Меркурий
Купол церкви Александра Свирского - Венера
Купол церкви григоря Армянского - Марс
Купол церкви Святой Троицы - Сатурн
Купол церкви Киприана и Иустины - Уран
ФОТО С ЭКСКУРСИИ ПО ПОКРОВСКОМУ СОБОРУ (Храму Василия Блаженного)
Татьяна Григорьевна Сарачева встретила группу блогеров moskva_lublu у памятника Минину и Пожарскому, героям освободительного ополчения 1611-12гг. (архитектор Иван Мартос, 1818 год). Деньги на его создание были собраны по народной подписке. Сейчас вновь собираются пожертования на его реставрацию (Общеросийская акция по по сбору средств, Государственый Исторический музей при поддержке Российского исторического общества).
Начало экскурсии
Нижний уровень.
Макет Покровского собора, выполненный мастерами игрушечной фабрики (20в.)
Над макетом - парсуна Ивана Грозного (копия).
Церковь св.Василия Блаженного (придел)
Иконостас - архитектор Андрей Павлинов (русский архитектор, археолог, реставратор, историк архитектуры, хранитель Оружейной палаты)
Иконописец - Осип Чириков (русский художник-иконописец и реставратор из села Мстёры)
В подклете находятся некоторые иконы.
Древняя икона святого Василия Блаженного (кон.16в.) «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение» (кон.17в).
Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Это самая высокая из всех девяти церквей собора. Её высота - 47,5 метров
Есть поверье, что если незамужняя девушка отстоит службу на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском храме на Рву, то обязательно найдёт себе жениха.)
Солисты ансамбля духовной музыки "Дорос"
Вруйр Ананикян (тенор), Александр Горбатов, Бексеит Рыспаев (бас-профундо), Александр Каышинцев (баритон).
Солисты ансамбля духовной музыки "Дорос"
Вруйр Ананикян (тенор), Александр Горбатов, Бексеит Рыспаев (бас-профундо), Александр Каышинцев (баритон).
Цветочный орнамент - живопись "модная" в 19в.
Своды и стены внутренней галереи
Фонарь из слюды, который использовался во время пасхального крестного хода
Церкви Покровского собора
Стены парадной галереи, которая ведет к центральной Покровской церкви. Роспись, имитирует кирпичную кладку (17в.)
Экскурсия длилась 4 часа, время летело так быстро, что никто не заметил, как уже стемнело
А теперь мы выходим из собора и поднимаемся на Колокольню.
Экскурсию ведёт Игорь Васильевич Коновалов - старший звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, директор школы колокольного мастерства, председатель Общества церковных звонарей России. Нет смысла пересказывать всё то, о чем он нам рассказывал. Всё это невероятно интересно. А послушать перезвон древних колоколов вечером, на Красной площади... отдельное удивительное удовольствие.
Игорь Васильевич сказал, что когда в красные годы с церквей срывали купола, скидывали их на землю, а потом привозили обломки на завод, то они так и лежали никому не нужной кучей, потому что для переплавки совершенно не годились...Вот такое бессмысленно варварское уничтожение уникального труда русских мастеров...
Покровский собор на Рву (Храм Василия Блаженного) на Красной площади
сентябрь 2018
Сайт Покровского собора и группы музея в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте и Инстаграм
Благодарю любимое сообщество moskva_lublu и Татьяну Григорьевну Сарачеву за организацию блогерской экскурсии по собору!