?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Древний Муром и Дивное Дивеево. Дивеево – Русская Земля Обетованная»

В Муроме удивительные монастыри. Всего их четыре, но мы посмотрели только три.
Два первых – Свято-Благовещенский и Свято-Троицкий – мужской и женский. Находятся совсем рядом друг от друга. Практически стенка к стенке. Вот только не надо сейчас хи-ха с ха-ха. Сколько раз читала глупые смешки по поводу этого соседства. Действительно странно, вот погоготать насчёт времяпровождения монахов и монашек – на это мозгов хватает у всех, а задуматься и представить насколько, в общем, нелёгок и одинок путь человек, который решил посвятить свою жизнь Богу – с этим у многих проблемы.
Описывая эти монастыри, мне очень хочется использовать приставочку – кие: маленькие (камерные), беленькие, нарядненькие, красивенькие, уютненькие.
Свято-Благовещенский - мужской. Голубые маковки.
Свято-Троицкий - женский. Тёмно-серые (пепельные) маковки.

Я в и vkontakte.jpg 2016-05-23_20-29-44.jpg

СВЯТО-БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Мужской
У этого монастыря есть печальная легенда. И в нём находятся мощи святого муромского князя Константина с чадами Михаилом и Фёдором. Почему легенда? Потому что есть одно «но» – муромцы сами до конца не могут разобраться в своей истории. Кто же был этот таинственный князь Константин, о котором в летописях практически не сохранилось упоминаний?
Считается, что именно он крестил Муром. А самого первого князя Мурома Глеба - любимого сына Владимира Красное Солнышко, присланного сюда из Киева с той же целью, древние муромцы даже на порог города не пустили. Ему пришлось осесть в 12км от города и основать там монастырь (Спасо-Борисоглебский), но там его нашли и помогли отойти в мир иной, и не «необузданные язычники», как принято считать, а сводный брат Святополк Окаянный. Лет 80 после этого события ни один князь в Муроме и носа не показывал, в нём правили их наместники. А нет князей, значит, нет и епископов. Поэтому муромцы дольше всех сопротивлялись христианизации.


Муром – вообще не был особо славянским городом. Он был похож на древний Вавилон. В нём жили и славяне, и волжские булгары (татары), и таинственное, сейчас полностью исчезнувшее племя мурома, родственное мордве. Здесь в Муроме с крещением дела обстояли очень сложно – православие спорило не только с упорным язычеством, но и с мусульманством. Но, несмотря на упорное и длительное сопротивление окрестной мордвы христианству, мало-помалу вольную власть старейшин города и вече всё-таки сменила линия черниговских князей.

Навести новый порядок в этом смешении различных верований в городе, был послан князь Ярослав Святославович. Вот тут и возникает целая путаница с именами – кто же, в конце концов, крестил Муром и был первым настоящим князем (Глеб Владимирович не считается)? Причиной неразберихи является целая вереница имён в летописях у одного и того же реального исторического персонажа: князь Ярослав (славянское имя) – он же Панкратий (имя, принятое при крещении), и он же Константин (имя, принятое при пострижении в монахи).
Этот князь был бесприданником. Его отец, внук Ярослава Мудрого - черниговский князь, а потом и великий киевский. А Ярославу– его младшему сыну – княжеский престол именно по этой причине не полагался. Он не имел права на престол ни в Чернигове, ни в Киеве, ни даже в Муроме. Дальновидный отец посылает его с семьёй в Муром с другой миссией – крестить город. Поэтому (это очень важно) Ярослав (Панкратий, Константин) крестил муромский народ, но не княжил. Ярослав пришел в Муром (1092), много позже Глеба (1010). За крещение города он заплатил очень дорогой ценой – жизнью своего младшего сына - мальчика Михаила (убит стрелой из лука, засевшими в городище нехристями), а потом уже гораздо позже и жизнью своего последнего сына Фёдора (погиб из-за распрей между родственниками, двоюродными братьями).
Эти потомки Рюриковичей захоронены здесь в Свято-Благовещенском монастыре.

Мы пошли в Благовещенский собор первым. А вообще, уже сейчас, сравнивая эти два монастыря – Благовещенский и Троицкий – такие стилистически похожие внешне, понимаешь насколько они разные внутри. Вот уж действительно – мужская обитель и женская.
У белоснежного Благовещенского Собора высокое крылечко, расписная входная галерея, тёмный придел Иоанна Богослова с очень низким необычно расписанным потолком. В нём увидели небольшую деревянную раку с мощами первого муромского епископа – святителя Василия. Когда он в конце лета крестил народ в Оке, то произошло благоприятное знамение - внезапно ливанул короткий, но сильный тёплый дождик.




На стыке придела и главного храма, под тёмно-бордовым бархатным балдахином находятся мощи самого Константина, его супруги Ирины и их детей – Михаила и Федора. Мощи считаются чудотворными, но я лично испытала чувство грусти, стоя рядом с ракой. Мальчика жалко. Когда их мощи обрели, а до этого они были забыты в подвале собора, на их захоронении лежала самородная каменная плита с волнообразной поверхностью. Эту плиту сохранили, она сейчас находится перед входом в придел, к ней прикладываются и получают исцеление от болезней.
В главном храме с высоченным куполом особо почитается икона Иверской Божией Матери (справа у окна, это список с той самой, что хранилась здесь в 1812г.). Эта икона чудотворная. Внутри её за стеклом находится множество украшений – кольца, цепочки, крестики – которые оставляют получившие помощь люди в знак благодарности. Рядом находится образ Ильи Муромца, того самого канонизированного русского богатыря. В доказательство его реальной жизни, а не вымышленности, к иконе прикреплена частичка его мощей – фаланга пальца. Икону подарили монастырю монахи из Киево-Печерской Лавры. Внутри собора есть ещё много очень древних ликов – Николай Чудотворец, Серафим Саровский, а это означает ощущение очень сильной намоленной энергии, исходящей от них.

На улице около стен монастыря тоже есть важная святыня – могилка муромского иеромонаха Апполония. На ней стоит деревянный крест, и он считается Угодником Божьим. Помогает людям, обратившемся к нему здесь с просьбой.

Территория монастыря нельзя сказать, что сильно заброшена, но не сильно благоустроена. Чисто девичьих пышных цветочных клумб нет, зато присутствуют ароматные заросли колючего цветущего розового шиповника. По территории мы погуляли мало, просто обошли кругом и направились к соседнему – Троицкому монастырю.
Здесь, в церковной лавочке в приделе, мы сразу купили книжечку-путеводитель по Мурому, она нам очень пригодилась.

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. Женский


Женский монастырь – особенный. Внутренний дворик утопает в цветах. Очень красиво смотрится подсвеченная солнцем алая плетистая роза, обвивающая церковное белоснежное крылечко с арками в древнерусском стиле. Это Троицкий собор - центральный. Обходим кругом. Территория монастыря поделена на монашескую и мирскую. Всего-навсего висит верёвочка-ограждение и за ней течёт уже совсем другая жизнь. За собором стоит тёмная деревянная церковь, очень симпатичная. Её перевезли сюда специально из близлежащего села, чтобы показывать как экспонат под открытым небом. Рядом с ней звонко журчит фонтан - бурлящий, пышный, и красиво, обложенный гранитом, а сзади него на монастырской стене нарисована яркая фреска. Все фотографируются на его фоне. Рядом можно посидеть отдохнуть на лавочке.










Женский монастырь – особенный. Глаза любуются нарядной архитектурой Троицкого собора – пять изящных маковок – смотрятся очень легко, белоснежные стены – дают ощущение праздника, и везде кругом розы. Как они пахнут…. Этот архитектурный стиль хоть и называется заграничным словом – барокко, но оставляет общее впечатление пронзительной русскости – эти белые стены, ряды кокошников, наслаивающиеся друг на друга, выпуклые объёмные или наоборот углубленные орнаменты-полоски, много-много рядов, выглядят очень нарядно и очень по-русски. И вообще Троицкий собор очень похож на свадебный торт, если только считать уместным такое сравнение.
Очень красивы и необычны изразцы, вернее изразцы-ленты терракотово-бежевого цвета на стенах собора. Удивляет то, что на них изображена древнеславянская символика – люди-птицы, крылатые звери и знаки, как из сказки. Я избегаю слова – языческие. Оно неправильное, кем-то подсунутое. Очень приятно видеть такие древние, такие русские сюжеты, из такого далёкого-далека на стенах православного храма. Это ведь наша русская история, это жизнь наших предков, это связь времён, зачем от неё отрекаться?






Женский монастырь – особенный. Я знаю, что в него со всей страны – специально в Муром, специально в этот монастырь – приезжает множество людей. Здесь покоится неразлучная семейная пара – Пётр и Феврония. Это наши русские святые, которым молятся о благополучии в браке, о встрече со своей второй половинкой, о детях.
Люди едут сюда из-за тридевять земель, чтобы приложиться к мощам святых. Они в Троицком соборе. Это место действительно очень хорошее, очень светлое и тёплое. Очередь к мощам небольшая. Если только впереди вас не промчится группа из автобуса, то вообще к ним стоит несколько человек. В церковной лавочке можно купить икону Петра и Февронии и самим освятить – приложить к мощам. Только здесь в монастыре продаются специальные сердечки-кулончики от Петра и Февронии. Можно заказать службу Петру и Февронии, на год или на месяц, поимённо. За собором есть источник, обложенный небольшими валунами, под изображением этих святых. Стоит кружечка – попить водички или наполнить ёмкости и увезти её с собой.


Не хочется пересказывать содержимое легенды о Петре и Февронии. Лучше почитать самим – в Интернете, например, или в серии «Всемирная детская литература». Это дивная сказка-легенда-сказание очень легко читается и очень трудно верится, что здесь не спрятан какой-то многослойный подтекст, дошедший до нас из глубины времён в такой вот литературно-религиозной форме. Ведь сейчас мы читаем православную интерпретацию истории Петра и Февронии, а её корни на самом деле уходят в древние устные народные предания. Поэтому, возможно, за столь длинный путь из Старины в сегодняшний день многое отретушировано и не совсем логично-понятно – какой-то змей, какой-то меч, и девушка-ведунья из села Ласково и её странные речи, и «метод» исцеления князя. Но, по формуле любого русского предания – «в каждой сказке есть намёк, добрым молодцам урок». В этой сказке отсутствует простота, и за вроде нехитрым сюжетом ощущается глубина.

И ещё интересно и очень важно – значение этой истории любящих друг друга людей для нашей достаточно легкомысленной современной жизни. Вот пример из «Повести»: однажды во время плавания на судне по реке, Феврония приказала вельможе, который обольстился её красотой зачерпнуть и отведать воды с правой и левой стороны корабля. Потом спросила: «Какая вода слаще?». Он ответил: «Вода едина на вкус и цвет». Тогда умница Феврония сказала: «Точно также одинаково женское естество. Зачем ты, оставляя свою жену, думаешь о другой?».


Также очень жаль и совершенно непонятны причины замалчивания нашего русского праздника «всех влюбленных» (День Петра и Февронии – 8 июля) и дикое распиаривание хорошего, но коммерческого западного (День святого Валентина – 14 февраля).

Для того чтобы получить помощь от Петра и Февронии не обязательно ехать в монастырь в Муром: в Москве на Большой Никитской почти напротив Консерватории есть чудная крошечная церковь Малого Вознесения. Здесь есть чудотворная икона этих святых с их мощами.

Рассказы о поездке в Муром и Дивеево
«Муром-Муром, городок»
«Дивеево – Русская Земля Обетованная»

Главы из рассказа о Муроме:
Немного про дорогу
Муром. Приехали. Наши планы
Муромские монастыри
Свято-Благовещенский монастырь. Мужской
Свято-Троицкий монастырь. Женский

Окский сад или древнее Городище
Церковь Николы Мокрого
Церковь Козьмы и Дамиана
Прогулки по улицам Мурома
Спасо-Преображенский монастырь
Про муромские калачи
Про муромские огурцы
Карачарово
Где поесть в Муроме
Муром. Уезжаем. Понтонный мост

Посты о Муроме и Дивеево:
Дивеево. Канавка Пресвятой Богородицы
В поисках Ильи Муромца. Село Карачарово
Муром. Окский сад или древнее Городище
Дивеевские источники. Про купание и Книжку Из Люпинов
Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачи
Путеводитель по Дивеево

Посты по русским монастырям:
Путешествие в Новый Иерусалим (Истра) на электричке
Образ Богородицы, найденный в корнях дерева. Курская Коренная пустынь
Звени-город. Саввино-Сторожевский монастырь
Шамордино. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь
Тихонова Пустынь (Калужская Свято-Тихонова Пустынь)
Вознесенская Давидова Пустынь
Кострома. Ипатьевский монастырь
Дивеево. Канавка Пресвятой Богородицы
Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб

Аносина Пустынь (Борисоглебский Аносин женский монастырь)
Кирилло-Белозерский монастырь. Сиверское озеро
Над рекой во ржи. Спас-на-Угре (Калужская область)
Стефано-Махрищский монастырь (15км от г.Александров, Владимирская область)
Колюпаново. Свято-Казанский женский монастырь. ЧуднОе место
По дороге в Оптину Пустынь...
Оптина Пустынь. Батюшка Амвросий Оптинский
Мини-путеводитель по Вологодской области: Ферапонтово, Горицы и гора МаУра
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Солотча. Солотчинский монастырь. Про сосны, ландышевые и земляничные поляны и кафе «Лесная сказка»
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря

Comments

dimfoto
4 фев, 2019 15:48 (UTC)
Ой, вей! Накатывают ещё как! Они там между собой грызутся тысячи лет уже. Просто мы на них сбоку, а то и сзади смотрим.

Заслужили. РПЦ давно отстала от жизни.

Согласен, просят не везде, а для каких целей нам побоку. Мы осуждаем явление в целом)

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com