Natasha Pamsik (pamsik) wrote,
Natasha Pamsik
pamsik

Categories:

Волгоград. Музей "Память" и Бункер Паулюса (подвал Центрального Универмага Сталинграда)

Дания сдалась Гитлеру через 6 часов; Голландия через 5 дней; Югославия за 11 дней; Бельгия за18 дней; Франция за месяц и 12 дней; Норвегия за 2 месяца и 1 день; Польша – через 28 дней, а в Сталинграде за те же 28 дней немцы захватили всего пять домов.

Хочу рассказать вам о третьем месте, обязательном к посещению в Волгограде - Бункере Паулюса в Центральном универмаге (помимо Мамаева кургана и Музея-панорамы Сталинградской битвы).

Когда я шла искать Бункер, то особо не напрягалась, в Волгограде уже неплохо ориентировалась, где находится Центральный универмаг (площадь Павших Борцов) уже знала. Но каково же было моё удивление, что подойдя к стеклянным дверям, я увидела, что универмаг наглухо закрыт. Через стеклянные двери просвечивался мусор, окурки, что-то битое внутри и стало понятно, что он не работает. Пришлось забегать в крошечный «пенал», по соседству, торгующий сувенирами и мобильными телефонами. Мне сказали, что нужно обойти здание слева, вход со двора в подвал, там находится музей «Память».
Обошла, нашла, спустилась. Билет на вход + билет на фотосъёмку.









Музей находится в подвале, отопления здесь нет или оно минимальное, но при температуре на улице -20° здесь было очень холодно. Но, несмотря на дубак, не снимая зимней одежды и испытывая желание натянуть перчатки, я провела здесь более двух часов, настолько мне было интересно.
Создание музея было инициировано в 2010 году «по инициативе и на средства жителей города-героя», официально был открыт в 2012 и является частью Музея-заповедника «Сталинградская битва».










Экспозиция музея рассредоточена по трём точкам: большому и малому залу, длинному коридору в конце. которого находится воссозданный кабинет генерала-фельдмаршала и командующего 6-й армией вермахта Фридриха Вильгельма Эрнста Паулюса.

Пойдёмте сначала по коридору.
На стенах висят информационные стенды, в комнатах можно увидеть несколько реконструкций: военного лазарета, штаба Красной армии и личного кабинета Паулюса с его манекеном. Всё это оставляет огромное впечатление.








Из книги "Сталинград" Хейнца Шрётера (Heinz Schroter).

Дата: июль 1942. Вспомним, как была уверена в своих силах непобедимая армада фашисткой армии.

«Москву взять не удалось, но немецкие войска стояли вплотную у Ленинграда, и теперь должен был пасть город Сталина».
«Захват Сталинграда и Кавказа, напротив, означал решение вопросов в первую очередь экономического и политического характера… В размышлениях Гитлера фигурировали такие ключевые слова, как украинские зерно и скот, уголь и железо Донецка, нефть Кавказа, блокирование Волги…»
«Взору наступавших открылся древний Царицын, за ним простирались песчаные степи Казахстана, к западной границе которого примыкали житницы Дона и Кубани».
«Приказ выполнен, берега Волги достигнуты». Немецкий солдат стоял у берегов Волги.
С Волги еще доносились жалобные гудки пароходов, но на следующий день она уже будет мертвой рекой».
«Русским пришел конец, через четыре недели они обессилеют». Это была та основная позиция, которая определяла образ действий Верховного главнокомандующего сухопутными войсками (Гитлера)».

Дата: ноябрь 1942. Русская зима.

«16 ноября выпал первый снег, температура упала до минус 2 °C, со стороны казахских степей дул ледяной ветер, проникая через одежду, и, как говорят, пронизывал насквозь. Холод с каждым днем становился все более мучительным и невыносимым».

Дата: декабрь 1942, под Сталинградом немцы уже «празднуют» Рождество.

«Они не сидели в Сталинграде за длинными столами, покрытыми белыми скатертями, не было ни орехов, ни яблок, а лишь несколько небольших елочек из леса или из посылок, присланных когда-то по полевой почте.
Если у кого-нибудь была свечка, ее втыкали в горлышко от бутылки, в доску рядом с амбразурой, в каску, в ящик или крепили на какой-нибудь ветке. Свечка горела не больше пяти минут – затем ее хозяин задувал пламя и прятал ее для следующего вечера».


От победоносного настроения немцев не осталось ничего. Город стоял насмерть.

«На территории Сталинграда продолжаются тяжелые уличные бои».
«Подвалы домов и своды цехов были оборудованы противником под блиндажи и опорные пункты; из-за развалин, многочисленных стальных деталей, заготовок для пушечных стволов, тысячами лежавших на земле, тавровых балок территория была недоступна, а для прохода танков абсолютно непригодна. Здесь надо было вести ожесточенные и безжалостные бои за каждый метр, и повсюду здесь поджидала смерть».
«В Сталинграде сопротивление возникало практически на голом месте. На уцелевших фабриках осуществлялась сборка последних танков, оружейные склады опустели, вооружены были все, кто способен был держать оружие в руках: волжские пароходы, флот, рабочие военных фабрик, подростки – все были, всех призывали к сплоченности рев сирен сталинградских фабрик и плакаты. Тысячи рабочих направлялись к сборным пунктам, где получали оружие, и отправлялись на Северный фронт».
«Опасность подстерегала на каждом шагу, за каждой руиной скрывались снайперы, но особую опасность представляли канализационные сооружения для сточных вод – они подходили к Волге и использовались советским командованием для подвода по ним резервов. Нередко позади передовых немецких отрядов вдруг появлялись русские, и никто не мог понять, как они туда попали. Позднее все стало ясно, поэтому каналы в тех местах, где располагались крышки для водостока, были забаррикадированы стальными балками».
«Блиндажи противника были соединены друг с другом штольнями, подступиться к которым удалось лишь путем минирования и взрывов».

Расстановка сил резко поменялась.

«11-й корпус с начала прорыва потерял 50 процентов тяжелого оружия».
«8-й корпус сдал Песковатку. Переместился на запад. Сообщение о местоположении последует позже».
«Школа подготовки офицеров и инженерных частей под командованием полковника Микоша ведет тяжелый оборонительный бой против сильных вражеских частей».
«Вертячий оставлен».
«Главный перевязочный пункт Отто-Варновка не может больше принимать раненых».
«14-я танковая дивизия разбита. Остатки направляются на запад».
«103-й мотопехотный полк изнурен в ходе тяжелых боев. Пытается объединиться с 108-м мотопехотным полком».
«Переправа через Дон у Калача по трагической ошибке перешла к русским, осуществляется оборона Калача».
«3-е подразделение зенитно-артиллерийской школы Бонна, с 21.08 по 11.11 потери составили 540 человек – 90 процентов всего состава. Погибли почти 40 процентов».
«51-й корпус срочно требует тяжелое оружие, 150-миллиметровые и 210-миллиметровые орудия».
«Приказ выполнен: «Батальон погиб весь до последнего солдата»

«Город на Волге стал Голгофой для 6-й армии».


Хейнц Шрётер о Фридрихе Паулюсе:
«Перед полковником ван Хофеном стоял солдат старой школы, эстет с головы до пят, благородный и умный человек, в крови которого лишь немного не хватало лихой дерзости. Несмотря на аристократический образ мыслей, не лишенный чувства милосердия, командующий проявлял все же достаточно мало чуткости в отношении своих войск, но был талантливейшим штабным офицером. Его натура, привыкшая все тщательно взвешивать, отличалась нерешительностью и медлительностью, поэтому принятие решений давалось ему с большим трудом.
Судьба 6-й армии была предрешена».

В подвале Центрального Универмага Сталинграда во время военных действий находился штаб 6-й немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.








8 января 1943 года в 10 часов утра командующий русскими войсками Донского фронта генерал-лейтенант Рокоссовский поручил парламентёрам передать 6-й армии следующий ультиматум:

…Войска, направлявшиеся к Вам на помощь, были разбиты Красной армией, а остатки этих частей отступают к Ростову.
…Немецкая транспортная авиация теряет громадное количество самолетов и экипажей в результате атак русской авиации. Помощь для окруженных войск становится нереальной.
…Положение Ваших окруженных частей тяжелое. Люди голодают, страдают от болезней и холода. Но самая лютая русская зима еще не наступила, сильные морозы, холодные ветра и снежные вьюги еще впереди. Ваши солдаты не имеют зимней одежды и находятся в сложных антисанитарных условиях.
…Вы, как командующий, и все офицеры окруженных войск прекрасно понимаете, что у Вас нет реальной возможности разорвать кольцо окружения. Ваше положение безнадежно, и дальнейшее сопротивление бессмысленно…»

В 6 утра в Ангербурге была получена радиограмма с открытым текстом:
«6-я армия капитулировала».

«В трофейном автомобиле 4-го армейского корпуса генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс отправлялся в плен, а вслед за ним тянулась длинная вереница людей – остатков разбитой армии».




Теперь вернемся в большой зал. Здесь выставлены трофейные машины, на стендах можно было прочитать письма немецких солдат и открытки им к Рождеству, вырезки из пожелтевших газет, посмотреть на фотографии. Также здесь были представлены информационные материалы о самом генерал-полковнике Фридрихе Паулюсе и русском генерале Иване Андреевиче Ласкине.










После капитуляции Паулюс содержался сначала в генеральском лагере в Спасо-Евфимьевом монастыре в Суздале, потом его перепрятали в Ивановскую область, потом перетащили на спецобъект в Озёрах. После того как он всё-таки подписал пораженческое обращение «К военнопленным немецким солдатам и офицерам и к немецкому народу», где призвал немецкий народ свергнуть Гитлера и закончить войну, в плену он пробыл до 1953 года, т.е. практически 10 лет. Жизни на свободе ему было отмерено всего 4 года.

Иван Ласкин 16-летним пареньком вступил в Красную Армию. В 1943 году он уже был начальником штаба 7-ой гвардейской армии и генерал-майором. Оборонял Сталинград и «в качестве официального представителя советского командования был уполномочен провести переговоры с гитлеровским командованием о прекращении военных действий со стороны немцев, их капитуляции, а также о сдаче в плен командующего 6-й армией Ф. Паулюса и его штаба». В этом же году он, получив заслуженное звание генерал-лейтенанта, был арестован СМЕРШЕМ. Оказывается, в самом начале войны он буквально на три дня попал в плен к немцам, потом бежал, но скрыл этот факт, боясь ареста. 9 лет шло расследование, Ласкина осудили, приговорили к 15 годам лагерей. Сняли обвинение только в 1953 году.

10 лет провёл в лагерях немецкий генерал, который сдал Сталинград, и 10 лет пробыл под арестом руский генерал, который взял Сталинград.
Вот такие разные одинаковые судьбы.

В круглом маленьком зале была экспонирована форма и уникальные фотографии немецкой армии, какими орлами они шли по Европе, и в кого они превратились после Сталинграда.








Тополь на площади Павших Борцов рядом с «Вечным огнём. Дерево-воин, помнит Сталинградское сражение и "ранено" осколками снарядов, которые застряли в стволе.


Tags: *Музеи/Усадьбы, Волгоград, РОССИЯ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments