Natasha Pamsik (pamsik) wrote,
Natasha Pamsik
pamsik

Categories:

Простые люди в "Простом карандаше". Российское кино получило награду во Франции

На фильме режиссера Натальи Назаровой "Простой карандаш", получившем Гран-при на крупнейшем французском фестивале в Онфлере, посвященному русскому кино, и Приз кинокритиков на фестивале "Окно в Европу", уже отточили своё остроумие некоторые прелестные критики. Оно и понятно, обсуждать в фильме нечего - нет секса, совокупления с козой, брачующихся в катафалке и прочего, о чем взасос можно телебонькать во всех интернетных кулуарах и инстаграмах. А тут что у нас? - Драма российской провинции, человеческое болото, трудные подростки и самоотверженные герои-одиночки.

"Простой карандаш" это своеобразный постсоветский ребрендинг "Доживем до понедельника", с коррекцией на другие реалии и "обновлённых" героев. Актриса Надежда Горелова, которая играет главную героиню учительницу рисования и черчения Антонину Максимовну, до невозможности напоминает Ирину Печерникову в роли учительницы английского языка Натальи Сергеевны. Такая же "французская головка", "оленьи глаза", вот только пассионарности в ней куда куда как больше. Художница из Петербурга, приезжает в унылый провинциальный городишко-ноунейм, каких у нас полным полно, чтобы поддержать, осуждённого несправедливо и сидящего на зоне мужа. Находит комнату в бараке, знакомится с местным народом, устраивается на работу в школу, увлекает детей занятиями рисованием и даже находит скрытые таланты в одном мальчишке (непрофессиональный актёр Кирилл Веселов), в неё влюбляется учитель истории (актер из РАМТа Александр Доронин). Но мелодрамы тут мало, больше трагедии. В классе, который ведёт молодая женщина, есть антигерой, от которого она начинает защищать того самого одарённого пацана. В поисках правды её никто не поддерживает. Равнодушие как ржавчина проела души жителей города. Ватные, инертные, озлобленные, усталые, задолбанные вечной нищетой, они агрессивно защищают собственный кокон комфорта.






Типаж Сыромятникова, кстати, уже похоже канул в Лету. Вместо горохового шута в классе - будущий бандит. В классе "по понятиям" рулит Миша Пономарёв (тоже непрофессиональный актёр и весьма симпатичный Александр Кольчевский), совершенно отмороженный подросток, чтобы узнать будущее которого не надо гадать на кофейной гуще. Его ждёт небо в решетку, а в данный момент он методично собирает дань со всей школы, его боятся учителя и даже милиция. Никто не хочет с ним связываться. Старший брат Миши отбывает срок в местах не столь отдалённых, ходят слухи, что он убил кого-то из местных жителей, но сидит по другой статье и поэтому скоро выйдет. А когда выйдет, то городишко вздрогнет, потому что брат - беспредельщик. Поэтому дети безропотно отдают ему денежную мзду. Взрослые отводят глаза от безобразий, которые он творит, учителя "договариваются" о нейтралитете, родители детей боятся, полиция подчёркнуто абстрагирована.


Не боится только приезжая петербурженка. Чуткая и воспитанная, хорошо образованная и одаренная, она пытается найти общий язык со всеми, в том числе и с "этими тварями", так называет директриса школы подонков из класса (отличная работа Алины Ходжевановой).
Антонина пытается спасти одного плохого, потом второго хорошего.
И спасает - что самое главное и самое важное в этом фильме. Спасает этих детей.
Но вот спасла ли она сама себя - финал открытый, и очень меня расстроил.


Красивые полусеверные пейзажи, радуют глаз. Интересная раскадровка, масса мелких легко узнаваемых бытовых деталей и типажей.

Фильм не ставит задачу критиковать "верхи". Напротив, как ни странно, он фокусируется на "слабом звене" - "низах", то есть обычном обывателе, местном жителе, на человеке. В городке работают деревообрабатывающий комбинат и карандашная фабрика (снимали в карельском городе Сегеже). Простые люди как простые карандаши. Груды деревянных заготовок закидывают в механизмы, там их обстругивают, обтачивают до одинакового размера. Такая легко считываемая метафора. Быть карандашом, как все, лежать смирно, не высовываться из пачки. Или взять в руки карандаш и попытаться изменить мир вокруг себя.

Очень ценно то, что "Простой карандаш" начисто лишён духа морализаторства, это просто жизненная история с многочисленными считываемыми подсмыслами. Критиковать всех и всё в стране можно, но сначала начни с себя. Посмотри на себя, оцени себя, к чему ты сам лично стремишься, кто ты есть, какие цели перед собой ставишь, чего ты хочешь. Что ты сделал, чтобы изменить свою и нашу общую жизнь к лучшему? Загляни в своё сердце и проинветаризируй его на предмет наличия доброты. Одно из самых худших человеческих качеств - равнодушие, оно порой даже боле убийственно, чем выстрел в голову.

  • К фильму очень подходит цитата Венички Ерофеева в сцене из "Москва-Петушков", когда ему стало плохо в вагоне электрички: «Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые. Это вселяет в меня чувство законной гордости. Можно себе представить, какие глаза там. Где все продается и все покупается: ... Глубоко спрятанные, притаившиеся, хищные и перепуганные глаза... Девальвация, безработица, пауперизм... Смотрят исподлобья, с неутихающей заботой и мукой - вот какие глаза в мире чистогана... Зато у моего народа - какие глаза! Они постоянно навыкате, но - никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла - но зато какая мощь! (какая духовная мощь!) эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы не случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий - эти глаза не сморгнут. Им все божья роса... Мне нравится мой народ. Я счастлив, что родился и возмужал под взглядами этих глаз. Плохо только вот что: вдруг да они заметили, что я сейчас там на площадке выделывал?.. Кувыркался из угла в угол, как великий трагик Федор Шаляпин, с рукою на горле, как будто меня что душило? Ну да, впрочем, пусть. Если кто и видел – пусть. Может, я там что репетировал? Да… В самом деле. Может, я играл в бессмертную драму «Отелло, мавр венецианский»? Играл в одиночку и сразу во всех ролях?»

    Фильм достойно снят, удачный кастинг, убедительные актёрские работы, внятный и интересный сюжет. Главное, что в "Простом карандаше" есть мысль, что само по себе исключает вопрос: "Что хотел сказать режиссёр?", которым обычно скрывают своё раздражение, обманутые в ожиданиях, вежливые зрители.












    Читать на Кинопоиск.ру

    «Простой карандаш» выходит в прокат 5 ноября 2019

    #КиноЖЖ

    Мои посты по тэгу КИНО
    Tags: #КиноЖЖ, ЖЖ, КИНО, я/Кино-Театр/Цирк-Концерт
    Subscribe
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 20 comments