pamsik

Categories:

195 лет Жостово или секрет бархатного букета

Для меня лично жостовские подносы – это картины. Когда я смотрю на жостовский поднос, то, не зная ни истории, ни всех технологических нюансов «наложения мазка» - всегда любуюсь тремя вещами: буйными красками, бархатными цветами и сочной зеленью. Отличить истинно талантливую вещь от кустарной можно с помощью лишь одного нематериального критерия-ощущения: вот греет душу или нет.

(с) все фото Yandex photo
(с) все фото Yandex photo

Мне действительно очень нравятся народные промыслы. Но с ними в последнее время проблема.

Во-первых, народные промыслы забиваются брендами-производителями, мега-магазинами и глянцевыми СМИ. Поэтому у большинства нашего народа на столах стоят ужасные икейные кружки на пластиковых ковриках, а про доступный русский фарфор и подносы ручной росписи все и забыли.

Во-вторых, их нахально вытесняют массовые подделки а-ля «народный промысел». «Оренбургские платки» вяжут все кому не лень, «хохлому» ваяют в ООО, «гжель» лепят во всех придорожных деревнях и т.д. Плюс ко всему народные промыслы в основном ориентированы на обслуживание иностранцев, 80% которых, кстати, называют русские сувениры исключительно двумя словами «матрошка» и «балалайка». На Старом Арбате в самом центральном сувенирном магазине всё так перемешано, нет никаких подписей, и совершенно не разобраться, где Дымковская игрушка – где Каргопольская, где Палех – где Федоскино, где Дулёво – где Вербилки, всё в одной куче под названием “русские souvenirs”.

Что такое Жостово

Жостово – это старинная деревня – на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища. 28 км до столицы. Указатели на Жостово при подъезде к нему хороши до необычайности: выполнены в виде больших расписных подносов.

Почему именно подносы?

Да потому что любит русская душа похлебать чайку, да с баранками, да с маковой сдобой, да с медком и вареньицем. Любит русский человек, когда накрыт стол, на нём румянятся пирожки и булочки, серебрится сахар, сияет зеркальным боком надраенный медный самовар, разложены ложечки, расставлены подстаканники и вазочки с вареньем. А особливо ежели на подносе нарядном да разноцветном дородная хозяюшка угощение подала. Поднос при чаепитии - вещь незаменимая. Должон он быть красивым, удобным да и взор тешить.

Ну, а если серьёзно, то я думаю, что хорошая идея с подносами просто удачно совпала с текущим моментом в Российской Империи (кон.18 – нач.19 в.): подъёмом промышленности, расцветом торговли, возрастанием активной роли купечества, появлением трактиров, популярностью заморского напитка - чая. А чай в России не случайно получил всенародное распространение – ибо он хорошо «лёг» на русские национальные сладости: мёд, яблочную пастилу, варенье, медово-ягодные пряники, разнообразные коврижки, сладкие пироги, куличи. 

Жостовская фабрика. Мастера. Музей

Подъезжаем к симпатичному селу Жостово, чувствуется, что подносы здесь есть в каждом доме. 

Автобус едет по узкой, окаймлённой заснеженными берёзами, деревенской улице и на красивом указателе в виде цветочного подноса, поворачивает на дорогу к Жостовской фабрике. 

Фабрика представляет собой обычные серые вытянутые вширь и ввысь корпуса. Располагается немного в стороне от села. В фойе выдают чехлы на обувь, сдаём вещи в раздевалку, и обступаем женщину-художницу, сидящую у окна за столиком. Она, видимо, ждёт именно нас и начинает рисовать. 

На коленях у неё небольшая черная заготовка подноса, на столе палитра с красками, рука лежит на линейке, чтобы не смазать рисунок. Но сначала она несколько раз провела твёрдым концом кисточки над подносом. «Зачем вы крестите поднос?» - её тут же спросили из нашей толпы. «Это я намечаю центр композиции» - ответила художница. Рисует она пока «замалёвок» белилами, но ощущения, когда за ней наблюдаешь восхитительные. 

Уверенная рука, мягкие мазки, буквально через 5 минут буквально из ничего появился чудный розовый букет. Я уже различаю в нём будущие розу и цветы яблони. По красоте композиции понимаешь, что этот поднос рисуется по серьёзному, а не просто на потеху прибывшей публике. Хотя некоторая часть публики уже недовольна: «Ну пойдёмте наконец в маг…м-м-музей!» - слышится капризный голос какой-то нетерпеливой тёти.

Почему решила поехать в Жостово? Есть несколько причин. Прежде всего - мне интересно. Потом, как-то давно в журнале увидела, как актриса Елена Проклова оформила на даче комнату жостовскими подносами. «Дизайнерская» идея мне очень понравилась и я её запомнила. Кстати, как потом выяснилось, она там в Жостово и живёт. Ну и, чего скрывать, на носу Новый Год – и я решила в качестве подарков присмотреться к Жостову.

Идём вперёд – нас ждёт музей-столовая. 

Большое просторное помещение, на стенах развешаны подносы, начиная от самых-самых что ни на есть вишняковских, до шедевров советского периода расцвета Жостова. Там есть стеклянная витрина с фотографиями, наконец-то можно посмотреть на лица тех, кто творил историю этого славного производства. Аа, вот и фотография нашей Раисы Ивановны Благовой – она работает на Жостовской фабрике с 1944г. (с 14 лет!!!), награждена орденом почёта за заслуги перед государством в развитии искусства и культуры. А дальше – какие люди! – сплошные народные и заслуженные художники, лауреаты государственной премии, семейные трудовые династии.  

Подносы на стенах – и-з-у-м-и-т-е-л-ь-н-ы-е! Разная форма, разный фон, н-е-о-б-ы-к-н-о-в-е-н-н-ы-е букеты. Нам рассказывают про одну художницу (Гончарову Нину Николаевну), которая чтобы нарисовать поднос, вешала на окно павло-посадский платок для вдохновения, а «так», говорила «не могу, тоска».   

Показывают поднос, на котором художнику удалось изобразить настоящую упругую розу – головка у неё чуть капельку приподнята и виден стебелёк и нижние листья. «Так, получается нарисовать кому-нибудь раз в 40 лет, в основном рисуют «кочаны капусты», - так пошутила наш экскурсовод.    

Подводит к подносу, на котором нарисованы золотом по чёрному два павлина. Пушистость хвоста передана, по-моему, в несколько раз реальнее, чем у настоящей птицы. Этот поднос был выставлен в качестве экспоната на одной из выставок-продаж жостовских подносов. Так покупатели сбивали с ног представителя фабрики с вопросом «Почём павлинья живопись?». Чтобы прекратить ненужный ажиотаж вокруг «Павлинов» к нему прикрепили ценник с немыслимой ценой (специально, чтобы отпугивала) – 95 т.р. Так к нему опять выстроилась очередь из покупателей. Пришлось снять. У нас в толпе кто-то пошутил, что надо было сказать, что это цена в евро. Но сомневаюсь, что очередь за такой красотой поредела бы. 

Мне невероятно понравился один поднос, расписанный той же Гончаровой. Он висит в самом нижнем третьем ряду. У него волнистые края, густо-малиновый пятнистый фон, и по нему разбросаны охапки незабудок и цветов. Вот были бы у меня лишними 95 т. евро – выложила бы за него, не задумываясь.  

Кроме Гончаровой запомните имена Мастеров Жостова: Антипов Н. П., Летков В.И., Лапшин Е.П., Жмылев В.В., Гончарова Нина (мать) и Лариса (это её дочка), Графов Б.Н., Савельев М.П., Кладовы Зоя и Виктор. Жостово не может быть безымянным. Их звания (честно заработанные!!) я уже перечисляла. Их живопись на подносе – гениальна. Сейчас такого уже увы… 

Знаменитый Жостовский букет!

Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.

Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...

"Классический" мотив жостовской росписи – яркий цветочный букет на чёрном фоне. На первый взгляд – такая пеструшка – но глаз не оторвать! Никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы на металлических подносах - эти букеты буквально «цветут» на подносе.

В цветочном букете собраны яркие, крупные и сочные цветы в окружении листиков, по которым, кстати, определяют какой цветок нарисован – у розы, к примеру, листья одной формы, у незабудок – другой.  

Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, по бокам мелкоцветье.

Самый любимый жостовский цветок это роза, розы, много роз! У жостовцев они всегда яркие, крупные, сочные, пышные, действительно похожи на кочан капусты. Цветок яблони – тоже жостовский, любимый. Роза и другие крупные цветы: маки, тюльпаны, георгины, астры, шиповник - наводятся всегда в центре зеркала (лицевой стороны) подноса. Цветочки помельче: колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки - вырисовываются по бокам. Бывает, что в букет добавляется фруктово-ягодная нотка: художник может нарисовать фрукты (яблоки, груши) и ягоды (грозди винограда, сливу, землянику, шиповник). Причём сочность фруктов и вкусная привлекательность ягод передаётся художником необыкновенно реалистично.    

Каждый букет садовых и полевых цветов мастерски вписан в форму подноса. Цветы на подносе могут быть собраны художником не только в букеты, но и в гирлянды, венки. В этом случае первые цветочные композиции мастера называют "Букет собранный", "Букет враскидку", а остальные - "Веночек", "Веточка с угла".   

Ни один букет не повторяется!  Действительно подносы такие разные! В одном мне увиделась какая-то цыганщина, в другом – украинская цветистость, в третьем – павло-посадский платок. Потом мои ощущения подтвердились рассказом экскурсовода (см. главу «Жостовская фабрика. Мастера. Музей»). 

Яркие-преяркие цветы из «ночи» фона буквально бьют по глазам и ошеломляют буйными красками. Жостовские художники (-цы), совершенно не стесняясь упрёков в «безвкусице» - гениально используют в букетах, наверное, все оттенки красного, голубого, жёлтого, зелёного, фиолетового, синего. Когда смотришь на это чудо, то  буквально захлёбываешься в цвете - так устали от серости, так хочется окунуться в это мощное жизнерадостное многоцветье – отвести взгляд невозможно.  

Кроме букетов на подносах, пишутся ещё пейзажи, натюрморты, сюжеты: русские тройки, сказочные персонажи, свидания, пляски, чаепития, портреты любимых собак и домочадцев. Но это уже относится к авторским работам и не совсем традиционному Жостово. Живописцы расписывают подносы на «заказ» и сюжеты отражает вкус «заказчика» (см. главу «Авторское Жостово»).

Конкуренты

Жостовская роспись – уникальна. Аналогов нет. Но соперники, тем не менее, есть. Это уральский старинный промысел, тагильская роспись. Зародился он на Урале, на Демидовских заводах Невъянска и Нижнего Тагила. Помните, с кого Филипп Вишняков скопировал свои подносы? Уральские мастера очень удачно переносили на металл красоту природы. Своеобразие уральской росписи заключалось в том, что на кисть художником (-цей) берётся сразу несколько оттенков краски. Мазок получается как бы «слоёным» - двух-трёхцветным и рисунок выигрывает в контрасте.

Основным мотивом росписи кроме самобытной уральской «тагильской розы» является ещё и «рябинушка» - символ этого горного края. Уважают уральцы и ягоды: клубнику, крыжовник, смородину, малину, любят ярких птиц и бабочек, а также сказы знаменитого «малахитового» сказочника П.П.Бажова. Чёрный фон у них вытеснен зелёным, красным, голубым цветом. 

Тагильцы «дышат в затылок» жостовцам. Вполне возможно, что долголетние лидеры испытывают ревнивую зависть к уральцам. И традиции у них постаринней будут, да и сами уральские подносы в последнее время высоко ценятся ведущими странами мира и нашими соотечественниками-ценителями.

Послесловие

Я помню одну замечательную русскую народную сказку детства о серебряном блюдечке и наливном яблочке. У мужика было три дочери. На ярмарке он купил одной ситцу на сарафан, другой – коралловые бусы на шею, а младшенькая попросила у него привезти ей серебряное блюдечко и наливное яблочко. Покатит девица яблочко по блюдцу, и показывает оно ей «города и поля, и леса, и моря, и гор высоту, и небес красоту».

Мне очень хочется, чтобы яблочко нарисовало этому чудному русскому селу светлое будущее, этой фабрике – стабильность и процветание, жостовским мастерам – много-много радостной и полноценной работы, а нам, ценителям этого народного искусства – роскошные неувядающие букеты из жостовских цветов.

Из рассказа «Жостово или секрет бархатного букета»

Как я покупала Жостовские подносы в магазине на фабрике

Посты по тегу: РУССКИЕ ПРОМЫСЛЫ

#92днялета

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.