pamsik

Category:

Сергей Федотов. «Группа крови первая мистическая»

Много ли в России мистических театров? Правильный ответ - один. Он находится в Перми, называется Пермский театр «У Моста». Его создатель и художественный руководитель - Сергей Федотов. Впрочем, эти вопросы сразу выдадут, что вы не театрал, потому что театральным ценителям нет необходимости объяснять эти прописные театральные истины. Когда Федотов привозит свои спектакли в Москву, или в Санкт-Петербург, или в другие российские города, главная проблема заключается в «успеть приобрести билет» до того, как их расхватают. Кажется даже, что и афиши им клеить не нужно.

На страничке в Википедии про «род деятельности» Сергея Федотова написано – «театральный режиссёр». Но, это утверждение не совсем верно, театральная режиссура - это его группа крови. Он всегда первый. Первый создал мистический театр. Первым открыл в России имя ирландского драматурга Мартина МакДонаха.

(с) фото Вадима Балакина
(с) фото Вадима Балакина

Мистика… У его мистики есть актёрская сторона. Работая с актёрами по особой системе, он добивается полной идентичности с персонажами, которых они играют, и временем, в котором они живут. Говорит, что это «система сочетания школ Михаила Чехова, Ежи Гротовского и эстетики Антонена Арто». Но прежде всего, это его невероятная внутренняя энергия, которая помогает ему находить «своих» актёров, ставить катарсически прекрасные и незабываемые спектакли и привлекает удачу, которая «организует» ему те самые пресловутые «неслучайные случайности». Пройти мимо некоего ирландского бара и столкнуться с выходящим из него МакДонахом – что, разве не мистический сюжет? А поставить «Мастера и Маргариту» так, как если бы его рукой водил сам Булгаков? А договориться с петухами в гоголевском «Вие», чтобы прокричали до того, как зрители начнут седеть от ужаса?

«Русскому блоггеру» Сергей Павлович рассказал немало интересного о себе и своём театре.

Если вдруг вы до сих пор незнакомы с Пермским «У Моста», то смело идите на любой спектакль, привезённый ими на гастроли, если не попадёте в четвёртое измерение, то удовольствие и самый широкий спектр пережитых эмоций вам гарантирован.

Когда Пермский театр «У Моста» в старые добрые бесковидные времена приезжал в Москву на гастроли, то купить билеты было проблемой. Всегда аншлаги и практически позабытый вопрос насчет лишнего билетика у входа. Конечно, театралы вас любят и ждут. Но всё равно, есть люди, которые не знают про ваш театр и ваши спектакли, не знают, что по рейтингу журнала FORBES театр «У Моста» входит в десятку лучших театров России, а также занимает четвертое место в рейтинге лучших российских театров, поэтому расскажите, пожалуйста, когда и как состоялось рождение театра.

С.Ф. После окончания Пермского института искусств в 1983 году я основал  в Нытве молодежную театральную студию, которая стала первой генеральной репетицией моего будущего театра. С 1984 по 1986 годы в армии на Дальнем Востоке под Хабаровском организовал первый в России солдатский театр. «Нытвенский» и «дальневосточный» опыт стали основой рождения в Перми театра «У Моста», который я создал в 1988 году.

Первые годы театр размещался в Малом зале ДК Телефонного завода. В 1992 году вместе со статусом городского получил собственное здание, в котором ранее был клуб работников госторговли. Своими силами мы отремонтировали здание, построили второй этаж, новые кабинеты и гримерки, третий зрительный зал, новое фойе. В месяц  играем до 70 спектаклей. За годы работы мы приняли участие в 196 международных фестивалях и осуществили более 250 гастрольных выездов.

Меня часто спрашивают, как нам удается играть столько спектаклей, одновременно участвовать в таком количестве фестивалей и столько гастролировать по разным городам России и мира? Секрет в том, что с помощью тренингов я обучаю актеров работать с энергией, излучать  и одновременно получать ее от зрителей. Эти волны энергии создают особую атмосферу театра «У Моста» - своего рода Мост между зрителем и актерами. А главное, у нас работают люди, которые бесконечно любят театр. У нас уникальный театр — театр-Дом. Единственный в мире. Мы много ездим, нигде такого не видели. Более того, это театр-храм, поскольку мы здесь не работаем, а служим.

Вы называете свой театр мистическим, это редкий театральный статус, но что под этим подразумевается? Мистика бывает разной, наличие четвёртого измерения недоказуемо, скептики, возможно, фыркнут насчёт цирка и фокусов. Но всегда после ваших спектаклей присутствует чувство глубокого прикосновения к свету, и получается, что ваш театр «патронируют» светлые силы. Так ли это?

С.Ф. Для меня в спектакле обязательно должен быть свет. Все мои спектакли, даже трагические, всегда содержат этот свет, вызывают катарсис у зрителей.  Думаю, что все мои спектакли – про любовь. Во всём, что я делаю, в любом спектакле, любовь является главной силой. Если говорить о мистике, то меня всегда интересовали паранормальные явления. Еще в детстве стал замечать, что вокруг меня существуют какие-то неведомые силы. Когда учился в институте, пришел к мысли, что нужно обязательно поставить спектакли по произведениям всех русских мистических писателей: Гоголя, Булгакова, Достоевского, Сологуба, Салтыкова-Щедрина, а позднее и иностранных - Шекспира и Кафки.

С первой постановки «Панночки» журналисты прозвали «У Моста» первым в мире мистическим театром! Нет ни одного театра в мире, где бы творились такие же чудеса! Нет такого театра, где бы поставили всего Гоголя. У нас идут спектакли «Дракула» и «Франкенштейн», считается, что их невозможно поставить в театре. Но мы смогли это сделать! Мы умеем так напугать зрителя, что многие говорят, такого страха не испытывали никогда! Магическая атмосфера так затягивает зрителя, что они сидят, как загипнотизированные. И в тот момент, когда ведьма неожиданно вылетает  из-за ворот, женщины в зале визжат от ужаса и хватают за руки рядом сидящих мужей. А они никак не ожидают нападения в темноте и начинают дико кричать, а следом за ними и весь зал. А артисты в свою очередь пугаются этого рёва и играют ещё страшнее.

В жизни мистические события и совпадения случаются со мной постоянно. Например, перед первым фестивалем МакДонаха мы готовили переиздание ирландской книги Патрика Лонергана «Театр и фильмы Мартина МакДонаха». Она была издана только в Англии, а мы получили право перевести и выпустить ее в России. За месяц до фестиваля я приезжаю в Ирландию, встречаюсь с Патриком, обговариваем какие-то детали по книге. Иду по городу Голуэй, и встречаю Мартина МакДонаха, который выходит из паба. Я ему говорю: «Мартин, привет!» Он мне: «Привет, а ты кто?» «Я  Сергей Федотов…» «А-а, театр «У Моста», Пермь, фестиваль!» И он сказал, что смотрел мои спектакли на видео и ему очень понравилось, пообещал приехать, но пока не получилось. Этот случай еще раз подтверждает, что мистика постоянно рядом со мной. МакДонах родился и живет в Лондоне, родители у него ирландцы, которые несколько лет спустя вернулись на историческую родину, в Голуэй. И он буквально раз в год на пару дней прилетает навестить родителей и своих ирландских артистов. Так и я прилетел в Ирландию в тот же день и совершенно случайно оказался в этот момент рядом с этим пабом. Пройди я там секундой раньше или секундой позже – и мы бы никогда не встретились. Это мистика!

Сейчас имя ирландского драматурга Мартина МакДонаха является культовым в России. Но его российскому зрителю открыли вы, ваш театр. Первым в 2004 году вы поставили «Сиротливый Запад», а «Калека с Инишмана» получил «Золотую маску» в 2010. Расскажите, как это получилось? С чего всё началось? Почему МакДонах «выбрал» именно Пермский театр «У Моста», чтобы прийти в Россию? Сколько сейчас спектаклей МакДонаха в репертуаре театра?

С.Ф. Первый спектакль "Сиротливый запад" по пьесе МакДонаха я увидел в Чехии в 2004 году. Я сразу понял, что МакДонах – гений. Он именно тот автор, которого я искал всю жизнь. Его персонажи невероятны, его истории  потрясают. В конце спектакля испытываешь катарсис, который долго тебя не отпускает. Именно тогда я понял, что должен немедленно поставить эту пьесу. Каким-то чудом удалось заполучить экземпляр пьесы на чешском языке. Пока ехал в Россию, перевел текст с чешского на русский, а уже в феврале 2004 года мы выпустили в Перми премьерный спектакль. Это была первая в России постановка по МакДонаху. Наш спектакль стал настоящей театральной бомбой, нас окрестили первооткрывателями, и после этого все стали ставить МакДонаха. В России сейчас идет более 200 постановок по МакДонаху, но театральная критика пишет, что никто до сих пор не поставил его лучше театра «У Моста». В творчестве МакДонаха много мистики. Это позволило нам подобрать свой особый, уникальный ключ к его пьесам. Я много езжу и много видел постановок по МакДонаху и мне очень досадно, что практически никто не может воплотить на сцене атмосферу и стилистику пьес этого гениального драматурга. В 2014 году я понял, наступило время собрать самые лучшие российские и зарубежные спектакли в Перми, что театр «У Моста» созрел для проведения Международного фестиваля. Мы провели уже четыре фестиваля, и каждый раз я все больше укрепляюсь в мысли, что, видимо, мы единственные в своем роде, кому удалось подобрать ключ к уникальным образам героев этого ирландца. Театр «У Моста» – единственный театр в мире, на сцене которого поставлены восемь пьес МакДонаха.

Театр «У Моста» авторский или командный? Насколько важна сильная рука художественного руководителя и нужна ли она в театре? Как и где вы находите «своих» актёров?

С.Ф. Очень много желающих из самых разных мест страны, услышав об интересном авторском театре, приезжают в Пермь попробоваться. Я даю шанс каждому. Беру их в стажёрскую группу. Только в работе можно понять, насколько у человека глубокое нутро, насколько он может быть бойцом. Актёр должен быть бойцом! Ежедневно для актеров проводятся тренинги: вокал, речь, пластика, йога, сценический бой... Тренинги и специальные занятия помогают актерам развивать профессиональные и личностные качества. Служение театру требует от человека жертвенности. Кто-то не выдерживает такого напряженного графика. Во многих театрах актеры  работают несколько дней в неделю, а если не заняты в спектаклях, вообще могут не приходить на работу. Но это не про наш театр. У нас все артисты работают шесть дней в неделю с одним выходным в понедельник. В нашем театре всем руководит режиссер, «умирающий» в артисте, но реализующий через артиста свои замыслы. Когда я работаю с артистами, не загоняю их в рамки какой-то определенной концепции. Мне интересно шаманить и сочинять вместе с ними. В результате совместной работы рождается что-то совершенно новое, о чем мы даже не задумывались в начале репетиции! Но главное - в нашем театре железная дисциплина, и в этом случае я, конечно, театральный диктатор.

На что похоже создание спектакля в вашем театре с учётом его «мистичности»? На чью систему вы опираетесь, Константина Станиславского или Михаила Чехова?

С.Ф. У меня свой уникальный метод работы, который я собирал  от разных режиссёров. Среди них можно назвать Анатолия Эфроса, Ежи Гротовского. Когда учился в институте, вышла книга Михаила Чехова о технике актёра. Прочитав её, я понял, что это мой метод. Чехов говорил о том, что главной в спектакле является атмосфера, которая  исходит от артистов, а зрители на спектакле должны окунаться  в эту атмосферу, как в гипноз. У Чехова ещё много тем, которые мне близки. Например, создание характера, образа: актеру  нельзя играть себя, нужно обязательно создавать другого человека, совершенно не похожего на тебя. В театре «У Моста» мы развиваем лучшие традиции русского психологического театра. Конечно, все начинается с системы Станиславского, это основа. Но мой режиссерский стиль дополняет эту основу гротеском, магией и мистикой. Во всех спектаклях я создаю очень жесткий режиссерский рисунок.

Вы всегда выходите на сцену перед началом спектакля, и тем самым создаётся впечатление вашей неразрывной связи-пуповины с актёрами и спектаклем в любое время, в любом месте. Вся ли ваша жизнь - это театр, есть ли в ней место ещё для чего-то, например хобби, спорту или иным увлечениям?

С.Ф. Даже если я не в театре, мозг мой работает непрерывно – и днем, и ночью я думаю о новых постановках. Этот процесс невозможно «выключить». Во сне я тоже репетирую, придумываю и сочиняю новые спектакли. Выдерживать такой нечеловеческий ритм мне помогает моя уникальная система тренинга на основе системы Михаила Чехова. Я умею черпать энергию из космоса, быстро восстанавливать силы и делать вещи, невозможные для других людей. Близкие люди отмечают, что я обладаю невероятной трудоспособностью.

С.Ф. Сергей Павлович, недавно у вас прошёл юбилей – примите наши теплые и нежные поздравления! И, конечно же, сакраментальный вопрос о планах на будущее? Они есть?

В театре «У Моста» творческий процесс не замирает ни на секунду. Сейчас идут репетиции двух спектаклей: я работаю с актерами над спектаклем «Гроза» по пьесе Александра Островского, а режиссер Виктория Серкульская репетирует  сказ «Про Федота-стрельца» Леонида Филатова. Очень скоро театр приступит к репетиции рок-баллады «Портрет Дориана Грея» по роману Оскара Уайльда. Это будет уже четвёртая совместная работа театра «У Моста» и московского режиссёра Аллы Чепиноги.

В планах поставить спектакли по трем произведениям Федора Достоевского:  «Братья Карамазовы», «Бесы» и «Игрок». В прошлом году со спектаклем «Идиот» мы приняли участие в Международном фестивале Достоевского в Великом Новгороде. Я побывал в доме-музее Достоевского в Старой Руссе. Это потрясающее место с сильнейшей энергетикой, которой я напитался и которая мне должна помочь в работе над спектаклями по произведениям великого классика.

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

Если напиток, то – сбитень.
Если кино, то – «Амаркорд» Феллини.
Если книга, то –  «Мастер и Маргарита».
Если театр, то – театр Эфроса.

(с) фото Вадим Балакин, предоставлены пресс-службой театра

Материал подготовлен при содействии СМИ Русский блоггер

Пермский театр "У моста", группы тетра в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtub-e

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.