«Отличный выдался денёк – колотить черепа в хлам»! «Череп из Коннемары», Пермский театр «У Моста»
Благодаря Мартину МакДонаху начинаешь отлично ориентироваться в ирландской местности, как будто где-нибудь у нас в Тульской или Рязанской областях. На карте Ирландии первым делом находишь регион Коннемара, потом острова Аран, потому что действие трёх пьес, входящих в первую трилогию МакДонаха – «Сиротливый Запад», «Королева красоты из Линэна» и «Череп из Коннемары» происходят здесь, в графстве Голуэй, на берегу бухты Киллари. В этом графстве и находится деревня Линэн. Не думайте, что в ирландских графствах живут исключительно эльфы. Нет, что там делать эльфам? Монотонная жизнь, с работой туго, ну если только забредут крикливые янки, которым можно продать бесплатные карты, полученные от Комитета по туризму или за деньги показать «дом, где снимали» ромком «Тихий человек» - не пойдут же они проверять, где на самом деле проходили съёмки. А длинными вечерами... Длинные вечера в Линэне предназначены для глотка крепкого виски и даже не одного. А что ещё делать в Линэне?

Опять у МакДонаха в наличии полный комплект маргиналов: мрачный мужик, Мик Дауд, за спиной которого обвиняющая его история смерти жены, сильно закладывающая за воротник тётка по имени Мэриджонни, придурковатый оболтус Мартин Хэнлан и его брат, туповатый, но старательный полицейский Томас.
Четыре героя в спектакле. Один полный дебил, второй по сути не меньший идиот, третья - хитрая пьянчужка, и главный персонаж, в общем-то, чего уж тут скрывать, коварный убийца. Грохнул жену, замаскировал под автокатастрофу, отсидел, правда, что обидно, не за убийство, поскольку не доказано, а всего лишь за вождение в нетрезвом виде. Но деревню не обманешь, деревня всё видит, всё знает! Где-то только ближе к доброй второй трети спектакля незамысловатый сюжет делает поворот с бытового на криминально-драматический. Выясняется, что пастор местной церкви, прости Боже, тайно оплачивает услуги могильщика по выкапыванию останков и освобождения местного кладбища от старых захоронений. Вроде как они, останки, прости Боже, должны быть бережно упакованы в мешок и с благочестивой молитвой спущены в воды местного залива. Впрочем, финальный процесс, если уж честно признаться, особо местную церковь не волнует. В залив ли их или куда ещё вместо него, с молитвой или без, уже не имеет значения, прости Боже.


О чём спектакль? Сразу и не понять. Идёт дождь – долго обсуждают дождь и какой месяц на дворе, сентябрь или август, хлещут свой виски, вспоминают зажаренных на школьном опыте хомяков, дерутся на кладбище, глумятся над выкопанными черепами, дерутся в доме, сквернословят, опять хлещут свой виски, делятся опытом как не захлебнуться в собственной блевотине, не забывают при этом одновременно креститься, поминать имя божье и жевать жевачку. У этих ирландцев, похоже с благочестием всё же есть проблемы, обходят божьи заповеди очень уж очень лихо, как камни на дороге. И в апофеозе пьяные в дым крушат в тазике молотком могильные кости под музыку и... смех в зале. Что же смешного в этом спросит сейчас нормальный человек? И будет прав. Вот сейчас отсмеёмся, примем надлежащий чопорный вид и перенаправим к МакДонаху, спросить у него, зачем он нас доводит до исступленного смеха в совершенно неприличных с точки здравого смысла ситуациях. Надо честно предупредить, что спектакль «Череп из Коннемары», действительно, вводит в пограничное состояние. Чёрный юмор — это шутки и действия на грани физиологических рефлексов, бьющие ниже пояса, от абсурдистских вывертов того, над чем сейчас веселишься, в буквальном смысле волосы встают дыбом.

В целом, рецензию можно и заканчивать, потому что про спектакль вы уже всё поняли. Правда, есть там одна несостыковочка, которая оставляет неприятный осадок в душе. Коварный убийца, сильно портит дело своей сентиментальностью. Отчего-то рыдает над черепом убиённой им жены, да и в воспоминаниях о ней столько нежности, что совершенно не вяжется с грубоватым обликом чёрствого могильщика. И отчего-то он моментально закипает и готов подраться с каждым, кто пытается озвучить гнусную сплетню. И ты сидишь как на иголках, ведь точно же и однозначно – разжалобить нас хочет, ведь вся деревня... да и омлет вроде она плохо готовила, и сыр не завёрнутым на столе оставляла... Это Мик вспоминает её недостатки. Кто их разберёт этих ирландцев, за что у них там убивают...

Сейчас надо взять карту и найти на ней Пермь. Потому что так тонко и лирично, мощно и наотмашь, сыграть драму человека, который всю свою жизнь был вынужден оправдываться, в том чего он не свершал, могли только они – Пермский театр «У Моста» и режиссёр Сергей Федотов.
Владимир Ильин (Мик Дауд), Василий Скиданов (Мартин Хэнлан), Илья Бабошин (Томас Хэнлан), Мария Шилова (Мэриджонни Рафферти) – браво! Как всегда, упоительная детальная сценография, которая мгновенно перемещает из тепла дома с горящим камином в сырость и туман местного кладбища. И потрясающее безупречное режиссёрское управление нервами и вниманием зрителей, переключениями из веселья во внезапную печаль, из жизни в смерть, из цинизма в любовь.
Go raibh maith agat! – так звучит спасибо по-ирландски.
Кто внимательно читал, наверное, спросит, а что там с островами Аран? А это группа из трех островов и у Мартина МакДонаха есть вторая трилогия, герои которых оттуда - «Калека с острова Инишмаан», «Лейтенант с острова Инишмор», «Призрак с острова Инишер».


(с) фото Ольги Швецовой
Пермский театр «У Моста», группы театра в Фейсбуке, ВК, Инстаграм и видео-канал на Youtub-e
Следите за графиком гастролей Пермский Театр "У Моста" на сайте/страничке Театромания
Пермский театр "У Моста"
ИНТЕРВЬЮ Сергей Федотов. «Группа крови первая мистическая»
Кавказская пленница или "Мачеха Саманишвили", реж. С.Федотов, Пермский театр "У Моста"
"Мастер и Маргарита", Пермский театр "У Моста", реж. Сергей Федотов
А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь "Женитьба"! Пермский театр "У Моста"
"Везде – люди… Сначала – не видишь этого…", "На дне", Пермский театр "У Моста"
"Мертвая баба, щепка тебе в язык!", Пермский театр «У Моста» привёз в Москву "Вия"
МакДонах & Федотов. Ирландия vs Пермь. "Калека с Инишмана"
Приглашение в театр от сообщества московских блогеров ЛЮБЛЮ МОСКВУ moskva_lublu