Театр Сатиры интригует: Максим Аверин — "Арбенин"
«Арбенин. Маскарад без слов» - громкая премьера, которую ждали от Сергея Газарова и Театра Сатиры.
Максим Аверин в главной роли, роли без слов, в пластическом спектакле по драматической пьесе Лермонтова «Маскарад» и одной из её редакций под названием «Арбенин», в постановке режиссёра-хореографа Сергея Землянского, уже заявка на экстраординарное зрелище.
Безмолвный пластический нарратив кажется выстроенным по лекалам деконструкции Дерриде – отказ от привычного прочтения и в качестве провокации, высвобождающей скрытые смыслы, выступает язык символов и хореографии. Способ реагирования на отсутствие слов, который оставляют зрителю – инстинктивный, когда аннулируется звуковое восприятие, остаются и усиливаются визуальное и чувственное.
Спектакль сделан под Максима Аверина, уже в название заложена интригующая игра фамилий «Арбенин» - Аверин.
Максим Аверин, действительно, актер обладающий лучезарной харизматикой, быть может поэтому в роли ревнивца он выглядит неподдельно человечно. Его герой, не выглядит изначальным негодяем, кажется, что на роду ему написано пройти кармические уроки – победить внутреннего хищника, собственное эго. Но задача остаётся невыполненной, игрок Арбенин идёт по жизни разрушителем и «мертвой душой». Фигуру своего героя Максим искажает до предела для придания ей крайней эмоциональности. Через язык пластики и мимики актёр потрясающе исследует природу ревности, которая как вспышка ослепляет его, показывая, как Арбенин теряет самообладание, как погружается в сумерки подозрительности, как уходят свет и радость жизни, мир сужается в одну точку. Ревность – разрушительная человеческая страсть, убив жену, Арбенин сходит с ума. Сложная красивая и предельно драматическая роль.
Кордебалет в этом пластическом спектакле можно назвать провокационным элементом спектакля. Толпа «пляшущих человечков» в черно-белых контрастных костюмах, имеют шоковую деталь – вместо голов у них полнотелые маски гипсовых пухлощеких купидонов. При взгляде на неподвижные лица с застывшей мимикой, которые различаются если только гендерными признаками, охватывает иррациональный ужас. Подкрадывается ощущение как будто из-под тёмных прорезей глаз на тебя в упор смотрит сама Тьма, бесы.
Но если есть бесы, то должны быть и ангелы.
Роль ангела во плоти в этом спектакле играет Майя Горбань в образе Нины, нежной, чистой, влюблённой, оклеветанной, которая бьётся раненой птицей в капкане интриги.
В бессловесном спектакле вторым языком кроме пластики является работа со светом. При полном отсутствии вербалики на сцене, на контрасте между тёмным и цветным пространством драматическая ситуация вдвойне усиливает своё воздействие – визуальная составляющая вызывает острые чувства.
Главная краска в палитре спектакля - чёрный цвет, его много, он густой и глубокий, похожий на японские лаки уруси. Задник, крутящаяся конструкция из гигантских блоков, режиссёр буквально погружает в черноту сцены и заставляет в ней тонуть. Белый символизирует невинность Нины, контрастирует с ним кроваво-пурпурный – цвет сюртука Арбенина на свадьбе и цвет яда, который из набалдашника золоченой трости ревнивец всыплет в бокал с мороженым. Игроки-понтёры за карточным столом – мышино-серые. В финале внезапно расцветут синие гигантские розы и рядом с ними Нина в синем шёлке будет казаться таким же диковинным цветком.
Спектакль очень хореографичен, кордебалет выверено двигается не только в танце, но и в простых движениях. Чрезвычайно выразителен дуэт интриганки баронессы Штраль (Валерия Моисеева) и князя Звездича (Максим Демченко). Отвергнутая, она цепляется за полы его сюртука, и начинает вращаться в низком пируэте – унизительно и трагично! Хороша сцена с неким липким господином (Антон Минин), которого Арбенин не может отлепить от себя, соприкосновение с которым вызывает брезгливость.
Сергей Землянский создал спектакль, который гармонично балансирует на грани масштабной формы, новации и элитизма. «Арбениным» начинается новая эпоха в истории Театра Сатиры, руководство которым делегировано @sergey_gazarov (Сергей Газаров). Большая ответственность, большие перспективы и удачный старт.
Театр Сатиры
Фотограф Сергей Чалый
Публикация подготовлена при содействии СМИ МИРОВАЯ ПОЛИТИКА, читать здесь