«ЭНЕРГИЧНЫЕ ЛЮДИ», Василий Шукшин Пермский театр «У Моста», реж. Сергей Федотов
Малоизвестный факт, что Шукшин писал ещё и пьесы для театров. «Энергичные люди», которые названы им «сатирической повестью для театра», были написаны в 70-х годах 20в, главными героями выступали спекулянты, на одного из которых жена написала жалобу в прокуратуру.
Казалось бы, к сегодняшнему моменту все персонажи просто обязаны были отмереть вместе со временем, которое их породило. Но как говорил Шукшин «сюжет - это характер», так и режиссеру Сергею Федотову в этой истории важен не как сюжет, как характеры. Все персонажи находятся в одинаковой ситуации, у каждого своя лексика, психология, тип мышления.
До сих пор тема выглядит уморительно смешной, ведь ирония Шукшина придаёт многим его рассказам характер фельетона. Но что особенно замечательно - время полностью обнулило сатирическую заострённость текста, поэтому герои спектакля не терпят в наших глазах морального ущерба, мы смотрим на них не с отстранённым любопытством посетителя музея на окаменевшие артефакты, а через свежий современный взгляд. «Энергичные люди» актуальны для наших дней не по трагикомической форме, в них внезапно становится актуальной сама идея – «смелому горох хлебать, а слабому и пустых щей не видать». Сейчас подобный жанр называют черной комедией, а переживания героев вызывают не осуждение, а гомерический хохот, без малейших признаков насмешки или злорадства. Когда-то давно их называли ловкачами, ругали и одновременно завидовали, когда-то они были всемогущими и «доставали дефицит», а потом в момент перехода в новое социальное бытие, их так называемая «энергичность» обратилась в «предпринимательскую жилку» и умение делать коммерцию успешной. Поэтому героев вполне можно назвать патриархами будущего российского бизнеса и отцами сегодняшних бизнесменов.
Безусловно, интрига была бы мелкой без присутствия в ней любви и ревности. Собственно эти чувства и стали главной причиной, по которой жена главного героя не накатала бы жалобу в соответствующие органы на своего мужа Аристарха Петровича Кузькина, после обнаружения в кармане пиджака любовной записки от некоей Сони. Угроза поступила в самый неподходящий момент, Аристарх Петрович вместе с друзьями красиво гулял. Развесёлая компания сидела за «шампанским, коньяком и икрой в баночках», и, наклюкавшись, играли в игру «полёт журавлей».
На сцене была с подробной точностью воссоздана двухкомнатная квартира времен СССР, с привычной и легко узнаваемой всеми обстановкой – коврами на стенах и сервантами с посудой. В одной комнате царило бурное мужское веселье, в другой обиженная и переполненная ревностью Вера Петровна, коротала свой скучный вечер за просмотром телевизора.
Мужская актерская компания превосходна! Валерий Митин - Аристарх, Андрей Козлов — Брюхатый, Чернявый – Александр Шаманов, Курносый – Илья Бабошин, Сергей Мельников - Лысый и Вячеслав Леурдо - Человек с простым лицом. Актёры уходят от штампов, и каждый ярко наполняет свой образ до краёв, что называется, сверкают. Изумительная Регина Шнигирь – Вера Сергеевна, и Милены Хмылова – Соня, которой всегда отлично удаются юморные образы.
В первый раз вижу Регину Шнигирь, которая, наконец, играет свой возраст, а не сумасшедших бабок, в которых она, конечно, не менее великолепна. Оказывается, и в такой достаточно одномерной роли, можно быть тонкой и наполнить этот образ нежной женственностью. В театре, наверное, самое сложное – играть Женщину, когда женская душа просвечивается не в разного рода словесных перепалках и товарном обрамлении, а через любовь.
Как всегда у Федотова спектакль получился вихревым, зритель затянут в эмоциональную воронку безумств, творящихся на сцене. Как всегда у Федотова есть какая-то магическая склейка всей сюжетной карусели в единое целое. И как всегда зритель уходит с его спектаклей заряженным и пробуждённым к жизни и радости.
Режиссёр Сергей Федотов
Фотограф Вадим Балакин
Следите за графиком гастролей на сайте/страничке Театромания
Пермский театр "У Моста"
ИНТЕРВЬЮ Сергей Федотов. «Группа крови первая мистическая»
ВЫ ПРОДАЁТЕ КОТЯТ? «САНСАРА», Олег Богаев, Пермский театр «У Моста», реж. Сергей Федотов
«КАМЕДЫЯ», Пермский театр «У Моста», реж. Андрэй Савасцей
«Мещане». Живая классика в Пермском театре «У Моста»
В ирландском трэше русский дух! «Безрукий из Спокэна», МакДонах, Пермский театр «У Моста»
Как ирландцы умеют любить и ненавидеть. "Красавица из Линэна", Сергей Федотов, Мартин МакДонах
Сакральная жертва и небесная справедливость. "Поле", реж. Сергей Федотов, Пермский театр "У Моста"
«Отличный выдался денёк – колотить черепа в хлам»! «Череп из Коннемары», Пермский театр «У Моста»
Кавказская пленница или "Мачеха Саманишвили", реж. С.Федотов, Пермский театр "У Моста"
"Мастер и Маргарита", Пермский театр "У Моста", реж. Сергей Федотов
А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь "Женитьба"! Пермский театр "У Моста"
"Везде – люди… Сначала – не видишь этого…", "На дне", Пермский театр "У Моста"
"Мертвая баба, щепка тебе в язык!", Пермский театр «У Моста» привёз в Москву "Вия"