Natasha Pamsik (pamsik) wrote,
Natasha Pamsik
pamsik

Categories:

Петроглифы Онежского озера. Петрозаводский краеведческий музей

Из рассказа «Карелия - там, где крутится волшебное Сампо. Путешествие по Карельскому Северу»

«Мы не знаем. Но они знают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят. Помнят, кто назвал горы и реки. Кто сложил бывшие города. Кто дал имя незапамятным странам. Неведомые нам слова. Все они полны смысла. Всё полно подвигов. Везде герои прошли. «Знать» - сладкое слово. «Помнить – страшное слово. Знать и помнить. Помнить и знать. Значит верить. Летали воздушные корабли. Лился жидкий огонь. Сверкала искра жизни и смерти. Силою духа возносились каменные глыбы. Ковался чудесный клинок. Берегли письмена мудрые тайны… И вновь всё ново… Но выступят священные знаки. Тогда, когда нужно.. Сегодня мы их пожалуй не найдём. Но завтра будет светло. Я знаю – мы их увидим». Н.К.Рерих.

Photobucket
Мы очень хотели увидеть знаменитые петроглифы Онежского озера.
Это - наскальные изображения, выбитые на пологих склонах у среза воды древними карелами. Их возраст IV-IIIв. до н.э. Глубина выемки невелика, редко доходит до 1см. Петроглифы разбросаны вдоль берега озера на протяжении 21км от устья реки Водла до островов Большой и Малый Турий и устья реки Чёрной. Всего 24 группы. 1200 рисунков. Основная масса сосредоточена на мысах Пери Нос, Бесов Нос и Карицкий.

Мы очень хотели увидеть знаменитые петроглифы Онежского озера.
Но как до них добраться. Путеводитель советовал добраться из Петрозаводска до посёлка Шальский на теплоходе, далее рыбацким катером до мыса Бесов Нос или автобусом из гор. Пудож до дер. Коршево, а затем 15 километров пешком… Мда… А как обратно, интересно?
Но тут я вспомнила, что где-то читала, что кусочек древнего камня с петроглифами можно посмотреть в Петрозаводском краеведческом музее. Почему-то воображение рисовало этот музей небольшим домиком с пыльными чучелами и зевающими тетеньками на стульчиках. Как же мы удивились, поняв, что это не так.

Музей находится на площади Ленина. В Петрозаводске вообще много воздуха и пространства. И место, называемое площадью, это действительно площадь ого-го, а не маленький скверик. Площадь Ленина не раз меняла свои названия. Ещё изначально (1773г.) в городе хотели создать круглую площадь. Создали. Назвали Круглой или Циркульной. Затем (1873г.) здесь установили памятник Петру I и площадь стали называть Петровской. Потом бронзового Петра подвинул гранитный Ильич, и сейчас эта чудная площадь – Ленина. Несмотря на сегодняшнее название, площадь выглядит прекрасно. Круглая, огромная, в обрамлении полукруглых с дворянской внешностью зданий (бывшие дома губернатора и дворянского собрания) и самое главное то, что громадный памятник пламенному революционеру её нисколько не портит. Это заслуга, наверное, хорошего красивого камня, хорошего скульптора, и красивых клумб. Вообще цветущие растения в принципе редкость для северного климата, а площадь оживляют белоснежные ромашки, синие ирисы и ярко-алые маки – такая стилизация российского флага. Очень элегантно.

Краеведческий музей находится в бывшем Губернаторском доме, а это уже накладывает особый отпечаток. Первым делом мы поинтересовались тут ли петроглифы, опасались, что не найдём заброшенный кусок скалы среди засушенных животных. Оказалось, что на этих петроглифах строится вообще вся экспозиция музея. Маршрут для туристов по музею тщательнейшим образом спланирован местными экскурсоводами. Вы не просто ходите, бесцельно слоняясь, по музею, а целенаправленно и не спеша, погружаетесь в прошлое. Какие молодцы!
Зал №1. Называется «Листы каменной книги» и посвящён первооткрывателям петроглифов Карелии. Здесь вы просто пассивные экскурсанты, приглядывающиеся к предмету исследования.
Зал №2. «Петроглифы». Основной имидж посетителя – уже исследователь, в вас пробуждается активный интерес.
На Севере есть два места, где находятся петроглифы. Это восточный берег Онежского озера (особенно их много на мысе Бесов нос) – открыты К.Гревингком, и на Белом море (скала Бесовы следки, не перепутайте) – открыл – А.Линевский. Эти древние изображения располагаются у самой кромки берега на пологих серых, чёрных, или чаще всего красноватых скалах. Рисунки в силу возраста поблёкли и сливаются с фоном. Но присутствует таинственный эффект. На закате или на восходе солнца, при боковом освещении, если смотреть на камни в отражённом свете, то рисунки вдруг, как будто появляются из ниоткуда – постепенно становятся всё более и более чёткими. Солнце зашло – всё, пустой камень, «первобытное кино» закончилось!

Photobucket

Мало того, сама оконечность Бесова Носа (кончик носа? :)) очень далеко выдаётся в озеро, противоположного берега отсюда вообще не видно, и поэтому создаётся ощущение края земли. И это ещё не все чудеса! На этом месте можно наблюдать (в конце августа) потрясающе красивую картину – с одной стороны в Онежское озеро опускается алый шар закатного солнца, а с другой стороны поднимается почти такая же яркая, большая, пронзительно светлая и совершенно круглая луна.
Photobucket

Самые крупные фигуры – беса, выдры (ящерицы) и налима (сома). Петроглифы и непонятные фигурки-знаки пытаются расшифровать по разному. В основном считают, что это промысловая магия и символы тотемных животных (древние люди считали, что эти животные наши предки). Здесь много изображений животных (лоси, волки, медведи), птиц (лебеди, гуси, утки), охотничьих сцен, выбиты солярные и лунарные знаки и даже весьма натуралистически выраженный секс. Почему изображения зверей считаются тотемными, я уже написала, тотемных животных перечислила. А промысловая магия ставила целью обеспечить удачную охоту, каменные изображения зверей приманивали к себе свои живые аналоги.
Photobucket

Photobucket

Photobucket

По этой же причине, «бес» (самая большая фигура ~2.5м) на одной из скал на Онежском озере специально выбит рядом (симметрично) с природной каменной трещиной, которая проходит через всё его туловище и заканчивается в воде. Кровожадное воображение современных историков тут же заполнило трещину кровищей, а как там было на самом деле никто уже и не знает. Но самое поразительное – петроглифы до сих пор не разгаданы. И любая догадка пусть даже самого умного академика – всего лишь гипотеза. Подтвердить или опровергнуть её может только сам первобытный автор. Мы, кстати, так и не поняли, почему фигуру человеческих очертаний называют «бесом». Читали, что это место – аномальное, а чересчур пристальное рассматривание этого петроглифа не приносит ничего хорошего в жизнь любопытного, а наоборот. Но это касается «беса». А мы с превеликим удовольствием насмотрелись во втором зале на фрагмент скалы с «невредными» петроглифами, перевезённый сюда в 1924г., огромных калек-копий с их изображениями, начитались информации и прошли в третий зал.
Photobucket

Photobucket

Photobucket
*фото для коллажей взяты с ЯФ

Зал №3. «Мир природы. Промысловая магия».
Здесь полумрак. В центре воссоздано жилище древнего охотника, с очагом, необходимой хозяйственной керамической утварью, ножами, стрелами с птичьими перышками на конце, бусами из клыков медведя и зубов лося. Но больше всего поразил и удивил маленький каменный сейд. Много читали, ни разу не видели. Даже вкратце рассказать о них получится немало. Сейд – это огромнейший гигантский камень, поставленный на другие камни-ножки (есть и другие формы). Это уникальные сакральные памятники Севера. Это священные камни – объекты поклонения. Считается, что в нём обитает дух камня – Сейд. Это приёмная антенна – природный аккумулятор и трансформатор энергии. Кто поставил, как поставил, зачем поставил – сплошной вопрос. (www.perpettum.narod.ru/seid-index.htm).

Залы №4-5.

Рассказывают о торговле мехами, золотыми украшениями. Очень интересно. Не получается описать экспозицию, приведу словесную иллюстрацию - разговор мореходов торговцев - русских и норвежских - на таких ярмарках.
Норвежец: Эй, рюсьман купом сейка, треска, тиска и балдуска. (Эй, русский, давай покупай сайду, треску, пикшу и палтус).
Помор: Да, да, моя купом альтсамма. Давай по шип ком. (Да, я куплю всё. Заходи на судно).
Норвежец: Басиба! Как твоя мукка? Как твоя группа? (Спасибо. У тебя есть мука? Есть крупа?)
Помор: Да, да, моя харь этта. Давай по шип ком, брат, твоя и моя по цай дрикки. (Да, это у меня есть. Давай, заходи на судно, будем чай пить.) :)
Обе стороны были железно уверены, что говорят на отличном русском и свободном норвежском. :)

Зал №6. Выставка «Калевала»
.
Это не простая расстановка музейных предметов, а философское наполнение каждого экспоната и таинственная инициация. Вам предлагают сначала прочитать про сложнейший символизм Калевалы, потом зайти в тёмную и тускло освещённую комнату, и пройти по определённому интуитивному маршруту-лабиринту, в конце которого с вами свершится (или с кем-то не свершится :() невидимая инициация, посвящение, озарение. Уф, аж мурашки по коже. Потрясающе глубокая выставка. Здесь напишу о наиболее запомнившихся моментах: коллаже с фотографиями, мистической варке пива и Сампо.

На одном коллаже изображения - фотографии женщин на фоне времён года. (Женщина вообще главная фигура в Карельском древнем укладе жизни). Зелёная весна – девочка. Красное лето – девушка. Жёлтая осень – женщина. Белая зима – пожилая женщина.
На другом - увеличенная фотография женщины-матери, прижимающая к юбке своего ребёнка-мальчика, сначала малыша, потом юношу, потом взрослого мужчину. Смысл такой – для матери (женщины) вы (даже зрелые мужчины) всегда остаётесь маленьким ребёнком.

Варка пива – занятие таинственное не только на Руси, но и в Карелии, да и, наверное, везде. Раньше пиво называли мёдовым напитком. А мёд никогда не пьют, только ведают. Чтобы сварить золотое пиво и осуществить магическое брожение-оживление старухе Лоухи из Калевалы был нужен особый котёл, родниковая вода, ячменные зёрна, головки хмеля, еловые шишки, сосновые иглы, пена из медвежьей пасти, а главное пчёлка-золотая птичка принесла сок медовых трав, мёд душистых цветов. И только после этого забродит-заиграет молодое весёлое пиво.
А Сампо – что это такое – ещё никто не разгадал. Может мельница, может дуб, может солнце, корабль, бубен. Ваши варианты? :)… А мёдом древние люди называли смысл жизни

Из рассказа «Карелия - там, где крутится волшебное Сампо. Путешествие по Карельскому Северу»

Серия постов о Карельском Севере:
Знакомство с Петрозаводском. Прогулка по Онежской набережной
Вечерний Петрозаводск. Белые ночи
Кижи

Tags: Карелия и Кижи, РОССИЯ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments