?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Муром, Муром-городок»

В Муроме удивительные монастыри. Всего их четыре, но мы посмотрели только три.
Два первых – Свято-Благовещенский и Свято-Троицкий – мужской и женский. Находятся совсем рядом друг от друга. Практически стенка к стенке.
Женский монастырь – особенный. Я знаю, что в него со всей страны – специально в Муром, специально в этот монастырь – приезжает множество людей. Здесь покоится неразлучная семейная пара Пётр и Феврония. Это наши русские святые, которым молятся о благополучии в браке, о встрече со своей второй половинкой, о детях.

Photobucket

Вообще, что можно успеть сделать в Муроме за один день:
* почувствовать разницу между мегаполисной суетой сует и неспешным ритмом тихого провинциального города;
* надышаться чистым, свежим и вкусным воздухом;
* полюбоваться монастырями;
* попить воды из родника у церкви Николы Мокрого;
* немного погулять по городу;
* покружиться на каруселях в Окском саду;
* постоять на набережной и насмотреться на Оку;
* купить муромских калачей;
* позавидовать, как следует, от души, удачливым рыбакам, наполняющим пакеты блестящим уловом;
* и забыть, забыть, забыть, что где-то есть проблемы и суета.
Итак, наше путешествие по Мурому.

Муромские монастыри.

В Муроме удивительные монастыри. Всего их четыре, но мы посмотрели только три.
Два первых – Свято-Благовещенский и Свято-Троицкий – мужской и женский. Находятся совсем рядом друг от друга. Практически стенка к стенке. Вот только не надо сейчас хи-ха с ха-ха. Сколько раз читала глупые смешки по поводу этого соседства. Действительно странно, вот погоготать насчёт времяпровождения монахов и монашек – на это мозгов хватает у всех, а задуматься и представить насколько, в общем, нелёгок и одинок путь человек, который решил посвятить свою жизнь Богу – с этим у многих проблемы.
Описывая эти монастыри, мне очень хочется использовать приставочку – кие: маленькие (камерные), беленькие, нарядненькие, красивенькие, уютненькие.
Свято-Благовещенский - мужской. Голубые маковки.
Свято-Троицкий - женский. Тёмно-серые (пепельные) маковки
.

Свято-Троицкий монастырь. Женский.


Photobucket

Photobucket
Главный вход в монастырь

Photobucket
Ещё одни ворота

Женский монастырь – особенный. Внутренний дворик утопает в цветах. Очень красиво смотрится подсвеченная солнцем алая плетистая роза, обвивающая церковное белоснежное крылечко с арками в древнерусском стиле. Это Троицкий собор - центральный.

Photobucket

Обходим кругом. Территория монастыря поделена на монашескую и мирскую. Всего-навсего висит верёвочка-ограждение и за ней течёт уже совсем другая жизнь. За собором стоит тёмная деревянная церковь Сергия Радонежского (нач.18в.), очень симпатичная. Её перевезли сюда специально из близлежащего села, чтобы показывать как экспонат под открытым небом.
Photobucket 

Рядом с ней звонко журчит фонтан - бурлящий, пышный, и красиво, обложенный гранитом, а сзади него на монастырской стене нарисована яркая фреска. Все фотографируются на его фоне. Рядом можно посидеть отдохнуть на лавочке.

Photobucket 

Женский монастырь – особенный. Глаза любуются нарядной архитектурой Троицкого собора (17в.) – пять изящных маковок – смотрятся очень легко, белоснежные стены – дают ощущение праздника, и везде кругом розы. Как они пахнут…. Этот архитектурный стиль хоть и называется заграничным словом – барокко, но оставляет общее впечатление пронзительной русскости – эти белые стены, ряды кокошников, наслаивающиеся друг на друга, выпуклые объёмные или наоборот углубленные орнаменты-полоски, много-много рядов, выглядят очень нарядно и очень по-русски. И вообще Троицкий собор очень похож на свадебный торт, если только считать уместным такое сравнение.

Photobucket 

Очень красивы и необычны изразцы, вернее изразцы-ленты терракотово-бежевого цвета на стенах собора. Удивляет то, что на них изображена древнеславянская символика – люди-птицы, крылатые звери и знаки, как из сказки. Я избегаю слова – языческие. Оно неправильное, кем-то подсунутое. Очень приятно видеть такие древние, такие русские сюжеты, из такого далёкого-далека на стенах православного храма. Это ведь наша русская история, это жизнь наших предков, это связь времён, зачем от неё отрекаться?

Photobucket 

Женский монастырь – особенный. Я знаю, что в него со всей страны – специально в Муром, специально в этот монастырь – приезжает множество людей. Здесь покоится неразлучная семейная пара – Пётр и Феврония. Это наши русские святые, которым молятся о благополучии в браке, о встрече со своей второй половинкой, о детях.

Люди едут сюда из-за тридевять земель, чтобы приложиться к мощам святых. Они в Троицком соборе. Это место действительно очень хорошее, очень светлое и тёплое. Очередь к мощам небольшая. Если только впереди вас не промчится группа из автобуса, то вообще к ним стоит несколько человек.

Photobucket

В церковной лавочке можно купить икону Петра и Февронии и самим освятить – приложить к мощам. Только здесь в монастыре продаются специальные сердечки-кулончики от Петра и Февронии. Можно заказать службу Петру и Февронии, на год или на месяц, поимённо. За собором есть источник, обложенный небольшими валунами, под изображением этих святых. Стоит кружечка – попить водички или наполнить ёмкости и увезти её с собой.
Photobucket

Не хочется пересказывать содержимое легенды о Петре и Февронии. Лучше почитать самим – в Интернете, например, или в серии «Всемирная детская литература». Это дивная сказка-легенда-сказание очень легко читается и очень трудно верится, что здесь не спрятан какой-то многослойный подтекст, дошедший до нас из глубины времён в такой вот литературно-религиозной форме. Ведь сейчас мы читаем православную интерпретацию истории Петра и Февронии, а её корни на самом деле уходят в древние устные народные предания. Поэтому, возможно, за столь длинный путь из Старины в сегодняшний день многое отретушировано и не совсем логично-понятно – какой-то змей, какой-то меч, и девушка-ведунья из села Ласково и её странные речи, и «метод» исцеления князя. Но, по формуле любого русского предания – «в каждой сказке есть намёк, добрым молодцам урок». В этой сказке отсутствует простота, и за вроде нехитрым сюжетом ощущается глубина.

И ещё интересно и очень важно – значение этой истории любящих друг друга людей для нашей достаточно легкомысленной современной жизни. Вот пример из «Повести»: однажды во время плавания на судне по реке, Феврония приказала вельможе, который обольстился её красотой зачерпнуть и отведать воды с правой и левой стороны корабля. Потом спросила: «Какая вода слаще». Он ответил: «Вода едина на вкус и цвет». Тогда умница Феврония сказала: «Точно также одинаково женское естество. Зачем ты, оставляя свою жену, думаешь о другой?».

Также очень жаль и совершенно непонятны причины замалчивания нашего русского праздника «всех влюбленных» (День Петра и Февронии – 8 июля) и дикое распиаривание хорошего, но коммерческого западного (День святого Валентина – 14 февраля).


Photobucket

Для того чтобы получить помощь от Петра и Февронии не обязательно ехать в монастырь в Муром: в Москве на Большой Никитской почти напротив Консерватории есть чудная крошечная церковь Малого Вознесения. Здесь есть чудотворная икона этих святых с их мощами.

Photobucket

Рассказ: «Муром, Муром–городок»

Comments

basart2007
17 мар, 2011 07:04 (UTC)
Нее, не заподозрю!)) А есть?

Про я дохристианскую жизнь на Руси достоверных данных нет. По поводу Велесовой книги идут споры о ее достоверности, поскольку история ее появления и перевода не однозначна, но очень детективна по сути. Кстати, то, что ею называют нашли у нас в одном имении в харьковской области во время гражданской войны. Хочу о этом имении пост написать, очень уж там все интересно было, да пока не могу добраться, что бы снять его.
По поводу человеческих жертвоприношений - где были на Руси, а где не были, все по разному. А конкретно имел в виду культ поклонения Дионисию в культурной Греции, о чем и не принято вспоминать, так как это нарушает красивую эллинистику.
Гумилев конечно хорош и красив, но по большому счету это не больше чем личностные размышления автора( не в плане приведения фактов, а плане сделанных выводов).
pamsik
17 мар, 2011 10:47 (UTC)
То-то и оно, что древних славянских рукописей (книг)-оригиналов почти нет! И это очень странно.
Они странным образом либо исчезают, либо «горят», либо их объявляют «подделками».
«Слово о полку Игореве» с непрочитанными до сих пор «За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли смагу людем мычючи в пламяне розе» - тоже подделка…
И «Велесова книга» туда же. Если вы её прочитаете, то не сможете интуитивно не почувствовать редкую дивную мелодику, напевность текста. Если Милославский – «автор» этих дощечек, то давайте тогда признаем, что он гений. Ибо поэтика этого произведения превосходит самого Пушкина. Но нет. Некие люди строчат статьи в интернете, что это «подделка», а автор-авантюрист. Сел понимаешь, навырезал себе дощечек, навыдумывал текста. Читаешь – уже звучит абсурдно.
А у Гумилева нет «красивых» текстов. Его теорию пассионарности и исторические работы довольно трудно читать. И всё-таки он серьёзный историк, и «личностные выводы» могут быть у нас с вами, как у непрофессионалов, а у него все выводы подкреплены историческими событиями, которые он рассматривает как бы сверху и на большой единовременной территории.
))
Насчет «антисемизма» - это я побоялась, что когда приводишь такие двухсмысленные отрывки, то легче заработать себе «антисемитскую» репутацию. Я лишь транслятор в данном случае. Тем более, что Гумилев первый, кто пишет про хазарских рахдонитов, т.е. жреческо-купеческую элиту.
basart2007
17 мар, 2011 12:05 (UTC)
Милославский. Удивляюсь, почему не сфотографировал, столько лет срисовывал - разные бывают обстоятельства, но я бы нашел способ снять, тем более, что владелец ее на то время был человек хоть и своеобразный, но опустившийся. История их появления в доме Захаржевских в принципе прослежена. Есть мнение, что она изначально принадлежала библиотеке Анны Ярославны, дочери князя Ярослава Мудрого и королевы Франции, часть книг была писана еще рунами и глаголицей. Если это так, то тогда все логически объясняется. Однако до конца никто и думаю никогда не узнает. Пул мировых светил высказавшихся по поводу велесовой книги разделился ровно пополам, поэтому что-то утвержать как минимум рискованно, только как свое собственное мнение. Почемуто мне кажется. Что она подлинная, только я в ней вижу только поэтику и историю, не больше.
pamsik
17 мар, 2011 18:05 (UTC)
Гена, если будете к этому готовы то, пожалуйста, сделайте пост об этом. Это же не просто интересно, а «архи интересно» (использую ленинскую терминологию)).
Книга эта очень образно описывает какое-то очень давнее время. Язык – медовый. Многое непонятно. Вроде как её писали волхвы, т.е. люди, которые умели общаться с силами природы, и которые считались «хранителями» какого-то космического знания. Но Велесова книга это исторический документ, в ней же описывается жизнь, обычаи, события. А не сакральная какая-нибудь Авеста. Чего уж её так «мочат» (извините за сленг) непонятно. Методы «мочения» всего, что касается настоящей древней славянской культуры, одинаковы – это либо замалчивание, маленькие тиражи, либо вал поп-славянистики. Это очень опасная псевдо-литература по теме, не имеющая никакого отношения к настоящим корневым знаниям, и очень сильно дискредитирующая нашу древнюю культуру. Я не буду уж развивать тему, что это возможно всё это не случайно. Но заметить (при желании) такую тенденцию можно легко. Того же Гумилева, как только он вышел на рахдонитов тут записали в «чудики» и «несерьёзные историки». А ведь он был интеллигентнейший умнейший профессионал. Я в Питере, из-за него и ходила в квартиру-музей Ахматовой. Он же к матери в студенческие годы иногда приходил обедать (если не прогоняла).
basart2007
17 мар, 2011 18:10 (UTC)
Попробую, если соберусь с силами.))

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com