Natasha Pamsik (pamsik) wrote,
Natasha Pamsik
pamsik

Categories:

Экскурсия в Жостово или Как я покупала Жостовские подносы в магазине на фабрике

Из рассказа «Жостово или секрет бархатного букета.(Экскурсия Жостово-Федоскино)»


… Фабрика представляет собой обычные серые вытянутые вширь и ввысь корпуса. Располагается немного в стороне от села Жостово. К ней ведёт красивый указатель на дороге в виде цветочного подноса.
…«Посещение» магазина при фабрике, вряд ли можно назвать просто посещением. Скорее всего, это было почище татаро-монгольского нападения на русское поселение, разве только без дымка пожарищ на руинах.
… Что там творилось – это неописуемо. Матросы, взявшие Зимний дворец, здесь нервно курят в стороне. Звуковое сопровождение было, исключая русские народные выражения, примерно таким: «Куда….блин…коза… паскуда…лезешь…дайте мне…ай…ой…щас я тебе….сама такая и т.д.».




Подъезжаем к симпатичному селу Жостово, чувствуется, что подносы здесь есть в каждом доме. :) Автобус едет по узкой, окаймлённой заснеженными берёзами, деревенской улице и на красивом указателе в виде цветочного подноса, поворачивает на дорогу к Жостовской фабрике.

Фабрика в Жостово



Фабрика представляет собой обычные серые вытянутые вширь и ввысь корпуса. Располагается немного в стороне от села. В фойе выдают чехлы на обувь, сдаём вещи в раздевалку, и толпимся вокруг женщины-художницы, сидящей у окна за столиком. Она, видимо, ждёт именно нас и начинает рисовать. На коленях у неё небольшая черная заготовка подноса, на столе палитра с красками, рука лежит на линейке, чтобы не смазать рисунок. Но сначала она несколько раз провела твёрдым концом кисточки над подносом. «Зачем вы крестите поднос?» - её тут же спросили из нашей толпы. «Это я намечаю центр композиции» - ответила художница. Рисует она пока «замалёвок» белилами, но ощущения, когда за ней наблюдаешь восхитительные. Уверенная рука, мягкие мазки, буквально через 5 минут буквально из ничего появился чудный розовый букет. Я уже различаю в нём будущие розу и цветы яблони. По красоте композиции понимаешь, что этот поднос рисуется по серьёзному, а не просто на потеху прибывшей публике. Хотя некоторая часть публики уже недовольна: «Ну пойдёмте наконец в маг…м-м-музей!» - слышится капризный голос какой-то нетерпеливой тёти.

«Посещение» магазина при фабрике, вряд ли можно назвать просто посещением. Скорее всего, это было почище татаро-монгольского нападения на русское поселение, разве только без дымка пожарищ на руинах. Начнём с того, что ещё на половине рассказа экскурсовода в Жостовском музее за окнами, выходящими на улицу, промелькнули шапки группы бегущих женщин из нашего автобуса. Бежали они в направлении магазина (вход – с улицы). Верховодила, очевидно, та самая, сильно нервничающая по поводу «медленно» работающей художницы, дама. Желание как можно скорее умчаться в заветный магазин вместе с подругами, зашкаливало у неё за все и так низко сниженные правила приличия.

После официального завершения экскурсии всех пригласили посетить фирменный магазин подносов при фабрике. Вход в него находился снаружи музея, в начале самого фабричного здания, и был украшен плакатом с жостовской росписью. Туда, сломя голову и забывая снять с сапог поэлителеновые мешки, понеслась практически вся оставшаяся автобусная масса.

Что там творилось – это неописуемо. Матросы, взявшие Зимний дворец, здесь нервно курят в стороне. Я уже писала про «издержки» автобусного тура в этом плане в рассказе про Гжель; едва сдерживаясь, обозначила «это» и в рассказе про Федоскино; но тут описать творимое нашим народом на волне покупательской горячки обычными словами очень затруднительно.

Магазин. Подносы



Знаете, в детстве у меня была любимая книжка «Приключения Незнайки» с замечательными рисунками Валька. Так вот смешные рисованные взаимоотношения потешных донельзя коротышек очень напомнили мне обстановку в магазине.
В одном углу две тёти в длинных шубах, пыхтя, тянули один поднос в разные стороны. Не верите? :) Он был один единственный – с рябинками. Вот его и делили. Победил естественно сильнейший. В другом углу, кто-то на плечах у кого-то снимал прикреплённые подносы со стены. Первая волна щастливчиков, зацементировала наглухо подход к прилавку. Вторая волна брала первую штурмом в виде тарана, т.е. с разбегу билась о мохнатые шубные спины, стоящие монолитной стеной. Звуковое сопровождение было, исключая русские народные выражения, примерно таким: «Куда….блин… коза… паскуда…лезешь…дайте мне…ай…ой…щас я тебе….сама такая и т.д.». Продавщица за прилавком кричала на крик: «Люди, ну куда, куда вы потащили этот поднос…, зачем снимаете… ой, что вы делаете…ааа».

Я, конечно, сначала хотела изобразить из себя гордую девушку с высоко поднятой головой и переждать весь этот колхоз на улице. Но потом быстро оценила суровые реалии, и поняла, что при таком раскладе я не привезу домой вообще ничего – народ там скупал подносы в немыслимых количествах, практически оптом. Поэтому, вспомнив любимые тренажёры, йогу и кубинские танцы в посещаемом некогда World Class-e, помчалась карабкаться по мохнатым шубам. Из того, что помню: вроде как, пробив оборону, схватила какой-то чёрный поднос, стоящий вдоль стен; вцепилась в один белый, на стене; и потащила к себе, уроненный кем-то небольшой салатовый. Прибило к кассе – оплатила. Дальше народной волной откинуло к стене. Но я с подносами! :) Чего роптать! :)

Очередь за подносами



Самое смешное, что в самый разгар позвонил муж. А как тут отвечать – я уже почти пролезла! :):) Слыша шум и звуки битвы, муж поинтересовался: «Ты где?» – «В музее», - загнанно дыша, пробивая себе щель, под чьим-то мохнатым рукавом, культурно сообщила я. «А чё, это вы там делаете?» - неподдельно удивился муж.

Но отвечать мне было уже некогда, моя всунутая в продолбленную микродырку рука, уже нашарила что-то невидимое и твёрдое на прилавке, и мне было не до разговоров.

В общем, теперь, как матёрый зубр, могу теперь бесплатно давать советы. Если вы приехали на автобусе, то надо выбирать товарищи – либо песни, либо пляски. То есть, либо полноценно наслаждаетесь экскурсией – остаётесь в музее и разговариваете с экскурсоводом, либо так же полноценно удовлетворяете естественные покупательские потребности – сразу по приезду чихаете на музей и заворачиваете в магазин. Есть ещё третий вариант: посещаете музей и пережидаете накал страстей в магазине на улице, но тогда вам остаётся лишь скупить остатки былой роскоши на прилавке и широкий ассортимент, оставшихся авторских подносов от 10 т.р. :). Есть и другой вариант – спокойно купить эти подносы в их салоне на ВВЦ – но это, согласитесь уже совсем не то! Трофей, добытый в рукопашной схватке сердцу гораздо милей, чем пресно купленный. :) И ещё есть один просто отличный (от других :)) вариант. Сесть на машину и приехать в Жостово. На фабрике договориться с экскурсией. Спокойно приехать, спокойно посмотреть и спокойно купить подносы (даже не верится, что такое бывает).

Да, - что купила. Только дома смогла рассмотреть. Художественный глаз меня не подвёл даже в такой «накалённой» обстановке. Чёрный прямоугольный - с ярко-рыжими розами, белый круглый - с букетом полевых цветов, и небольшой ярко-салатовый с колокольчиками и жёлтыми кувшинками. По подписи поняла, что один из них нарисован той самой художницей, которая показывала нам мастер-класс. Приятно.

Магазин. Подносы



Теперь надо освоить хитроумную конструкцию из 3-х петель для шуб, нанизанных на верёвочку, и повесить эту красоту на стену. А на зелёном буду подавать гостям яблочное варенье и тульские печатные пряники :).

Поднос Николая Антипова. «Цветы на золотом фоне». Фото из музея



Рассказы:
«Жостово или секрет бархатного букета»
«Федоскино или куда мчится миниатюрная тройка»
«Гжель. В стране голубых роз и синих птиц»
«Дулёво или тайна фарфоровых роз»
Tags: *Подmoskovie, РОССИЯ, РУССКИЕ ПРОМЫСЛЫ: Гжель/Жостово и др.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →