?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Карелия - там, где крутится волшебное Сампо. Путешествие по Карельскому Северу»
Мы её очень долго искали. Вообще-то ехали в Кивач, и по дороге увидели указатель и поняли, что проезжаем Кондопогу. Я тут же вспомнила, что путеводитель советовал обязательно посмотреть деревянную старинную церковь «в 2км от города, на берегу Чупской губы рядом с ЦБК».


Мы решили по быстрому завернуть и посмотреть. Вообще хорошее описание места – непонятно ничего. Вот мы въехали в Кондопогу, карты города, понятное дело нет. Кружим по улицам, хоть бы один указатель, в каком направлении у них Губа и Целлюлозно-бумажный комбинат. Остановились, спросили у женщины, где церковь. Она ответила так: «Аа, до старой вам надо проехать 10км, до новой недалеко. Вам надо доехать до ж/д вокзала, повернуть направо, там спросите». Мы не поняли – какая старая, какая новая, но так и сделали – доехали, повернули, правда, не успели и глазом моргнуть, как уже выехали на дорогу, ведущую в лес, так что уточнять теперь уже было не у кого. Едем. Густой лес, машин практически нет. Мы упорно проехали по ней до отметки на спидометре 10км, потом поняли, что едем не туда, и повернули обратно. Мы не собираемся сдаваться – очень хочется посмотреть церковь. Пытались остановить в лесу две встречные машины – мигали им фарами и трясли руками, но какое. Увидев нас в таком лесу, машины только с ускорением прошмыгивали мимо. Единственное – нам лес сделал подарок. Мы увидели зайца. Такой смешной, здоровый и непуганый косой неожиданно проскакал впереди нас немного вдоль дороги, а потом запрыгнул в кусты.


Мы так удивились.

Наконец остановили местного мужика на раздолбанных Жигулях и поехали за ним – он обещал показать дорогу к ЦБК. Вопрос про церковь он даже и не понял. Рабочий такой мужик, натруженные руки, далёк от всего этого. Но выехали мы опять не туда, а к Управлению ЦБК. Но мы упорные. Опять развернулись, подъехали к какой-то автобусной остановке, я открыла окошко и заголосила в духе «люди добрые, сами мы не местные, нас десять семей на вокзале, помогите кто чем может», в общем – мы заблудились, покажите дорогу. Тут выступил один здоровый мужик и говорит: «Подкинете? Тогда покажу». Да не вопрос! Распахиваем двери, усаживаем как дорогого гостя.

Запоминайте дорогу: действительно надо доехать до ж/д вокзала, потом повернуть направо, но перед рядами гаражей на Т-образном перекрёсточке снова повернуть направо, а потом налево и снова налево. Понятно? :) Направо – это у них дорога к ЦБК, а налево – это вы его так объезжаете.

По дороге поболтали. Он рассказал нам о жизни в Кондопоге, про тот известный всем национальный конфликт. А про церковь сказал так: «Сюда часто приезжают люди венчаться. Мы здесь свою племянницу крестили». Довезли его, поблагодарили и поехали в указанном направлении.

Вот и она. Мы ни на минуту, ни на секунду не пожалели, что так долго её искали. Церковь находится в деревне на краю огромного синего озера. Описывать её словами трудно. Да и что дадут слова? Она достаточно аскетична, такая деревянная шатровая строгая. Вся заросла душистыми травами.




Мы открыли калиточку, чтобы подойти к ней и увидели домик и сидящего на завалинке мужичка. Это смотритель, потому что церковь действует как музей. Вход 20 рублей (цены лета 2007). Он пошёл за ключами, чтобы нам её открыть и показать. А мы разгребаем руками заросли высоченной ароматной белой кашки, чтобы пройти к высокому терему-входу. Поднимаемся по крутым высоким ступенькам и уже вид из резного терема-крылечка на озеро настолько красив, что не хочется от него отрываться.





Заходим внутрь. Вкусно пахнет деревом. Непередаваемо уютно. Деревянные стены, деревянный иконостас. Наконец-то увидели знаменитое «небо» - деревянный расписной купол (в Кижах, в Покровской церкви, оно у реставраторов). Белоснежные, белее снега, вышитые узорные полотенчики-рушники накинуты на иконы. Солнечный свет падает из окошек и золотисто оттеняет фактуру дерева. В самих высоких окошках – синее озеро. Многие иконы на реставрации, вместо них проёмы, а некоторые залеплены бумажками – это тоже реставрация. Здесь такая благодать и красота, что мы не хотим отсюда уходить, тянем время, задаём какие-то глупые вопросы. «А это что? А это как? А где иконы?». Только чтобы ещё здесь немножечко побыть. Только чтобы ещё чуточку здесь походить, постоять. Выясняем, что можно написать записочки. Пишем.





Я понимаю, почему сюда приезжают венчаться и на крещение. Удивительное место. На Кижах всё-таки очень много туристов. А здесь – непередаваемая красота, цельность и спокойствие.

Наконец вышли из церкви, поблагодарили, обошли её ещё раз кругом, и по тропке среди густой и высокой травы продрались к мосткам на озеро. Это место дарит ощущение чистоты. Вода озёрная чистая, небо ясно чистое, облака белоснежные, солнце золотисто-нежное, аромат травы и строгая неповторимая деревянная красавица церковь.

Уже вышли на дорогу, но потом решили пройти немного вперёд, чтобы её сфотографировать издалека. Там берег озера тянется, мы прыгнули на старую лодку и оттуда из камышей ещё пощёлкали.







Церковь в Кондопоге – одно из наших самых сильных впечатлений за всю поездку.


Рассказ «Карелия - там, где крутится волшебное Сампо. Путешествие по Карельскому Северу»


Comments

( 75 Капель росы — Взмахнуть пером )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
zelena71
25 апр, 2011 10:12 (UTC)
подтверждаю, что это совершенно удивительное место!!!!! мы тоже немного поплутали пока нашли ее, хотя твое описание у меня было переписано на листочек :) но даже несмотря на это, умудрились повернуть не на том повороте :)
pamsik
25 апр, 2011 10:30 (UTC)
Этот Т-образный перекрёсток на котором нужно поворачивать направо вообще очень сложно назвать "поворотом". Она же выглядит как некая дорога "местного" применения рядом с гаражами.
Вообще это диво - деревянная рубленная церковь немыслимой красоты при кажущейся простоте формы - туристическая приманка для Кондопоги. Да и административное отношение к таким редчайшим объектам должно быть уважительное. Но нет. Ни тебе дороги, ни указателя. Плутай турист, ищи, трать время.
Я, кстати, ещё в отзывах читала, что некоторые приехав, не хотят платить за вход (сейчас вход стоит ~100р.), объясняя своё нежелание расставаться с купюрами фразой6 "А чего здесь смотреть" ...
(без темы) - zelena71 - 25 апр, 2011 12:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 апр, 2011 14:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelena71 - 25 апр, 2011 15:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 апр, 2011 16:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelena71 - 25 апр, 2011 16:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 апр, 2011 16:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - frosenka_1 - 25 апр, 2011 18:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - frosenka_1 - 25 апр, 2011 18:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 апр, 2011 19:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - frosenka_1 - 25 апр, 2011 20:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelena71 - 26 апр, 2011 06:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - frosenka_1 - 26 апр, 2011 07:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 26 апр, 2011 13:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelena71 - 26 апр, 2011 13:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 26 апр, 2011 14:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelena71 - 26 апр, 2011 17:11 (UTC) - Развернуть
pamsik
25 апр, 2011 11:06 (UTC)
Шикарные фотографии! Прямо услада сердца.
А вид из терема на озеро в сумерках - вообще мистично красив.
Спасибо!))
geolight
25 апр, 2011 14:00 (UTC)
Все её снимают на фоне озера. Это понятно - в другую сторону даже смотреть не хочется. Будто не могли все ужасы советского промышленного строительства перенести на несколько десятков метров дальше. Надо было именно сюда впихнуть свои примитивные цементные коробки...
pamsik
25 апр, 2011 14:28 (UTC)
Ты знаешь, когда делала пост, вспомнила и пожалела, что не сделала фотографий улицы, на которой она расположена. На тот момент это казалось незначительным и неважным. А сейчас дало бы примерное представление об окружении такой красоты.
ЦБК мы не видели, не доехали. Время туристическое на вес золота, а мы его и так потеряли впустую на поиски. Это ты про его "цементные коробки" пишешь? или там уже новенького наваяли?

Света, я давно уже положила глаз на вот эту твою картину: Калевала, Илмаринен


Я как раз в рассказе немного коснулась темы карельского эпоса, Калевалы. И именно эта твоя работа меня очень сильно впечатлила и держит.
(без темы) - geolight - 25 апр, 2011 14:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 апр, 2011 15:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - geolight - 25 апр, 2011 15:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - geolight - 25 апр, 2011 15:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 апр, 2011 16:13 (UTC) - Развернуть
glupii
25 апр, 2011 15:00 (UTC)
бог даст, доеду когда-нибудь, своими глазами посмотрю -)
pamsik
25 апр, 2011 15:06 (UTC)
У меня у самой уже есть заветный списочек для собственных глаз и ног)))
Но на самом деле, есть странные вещи. Кондопога, скажем, не самое привлекательное место и для туристов, и по жизни.
А вот эта церковь существует как бы сама по себе, вне города.
Там буквально рядом мутит озеро ЦБК. А церковь не впитывает в себя эту грязь. Как в прямом, так и в образном смысле.
Где-то читала, что чтобы впитать в себя красоту, не надо торопиться и рассматривать на бегу. Надо созерцать.
И всё увиденное делает своё прекрасное дело в тайниках подсознания.
Так вот даже на фотографиях можно почувствовать необъяснимое свечение этого места...
fee_dodo
25 апр, 2011 15:58 (UTC)
Северные церквы - это волшебно. А под Каргополем какие... эх...
pamsik
25 апр, 2011 16:18 (UTC)
Катюша, рада тебе!)))
Да. Согласна. Не нужно и объяснять. Лучше их увидеть.
Меня поразило, что пыля по вытегрским дорогам, мы увидели на краю заброшенной деревни такую же заброшенную деревянную церковь - почти как в Кондопоге, только темную, обветшалую и заросшую мхом.
Меня это очень сильно впечатлило. Одно дело видеть таких ухоженных красавиц в Кижаж, там всё-таки архитектурный заповедник, и они сознанием воспринимаются немного декоративно, как ни крути. А здесь было отчетливое чувство соприкосновения с чем-то настоящим.
Не могу точно подобрать слова.
Надо поискать фотку.
(без темы) - fee_dodo - 25 апр, 2011 17:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 25 апр, 2011 19:04 (UTC) - Развернуть
07122
25 апр, 2011 17:11 (UTC)
спасибо
pamsik
25 апр, 2011 19:38 (UTC)
Заходите почаще в гости. Порадую вас ещё многим чем)))
hunhuz71
25 апр, 2011 18:12 (UTC)
эх... это же все ручками делалось...сколько кропотливого труда...
pamsik
25 апр, 2011 19:24 (UTC)
А меня до глубины души трогает так называемая "бочка".
Если присмотреться, то линия бочки (выглядящая как срез луковицы) похожа на две сложенные вместе, но чуть разведенные в стороны ладони. Возникает полная иллюзия того, что это либо молитвенный жест, либо материнский.
...
diana_spb
25 апр, 2011 18:17 (UTC)
Здорово! Никогда не слышала, что в Кондопоге есть такое интересное место!
pamsik
25 апр, 2011 19:13 (UTC)
Это точно. Все уверены. что в Кондопоге только дерутся...
А место - золотое)))
Мне чуть ниже v_murza дал интереснейшую ссылку, вот привожу оттуда:

"...Когда я впервые увидел церковь, стоящую на мысу перед фронтом домов большого села Кондопога, она показалась мне очень стройной, скульптурно-пластичной и совсем невысокой. Но странное дело — по мере приближения к храму он на глазах увеличивался в размерах, и, наконец, когда я подошел к нему вплотную, дух захватило от его грандиозной высоты.
Привыкнув к этому волнующему ощущению, я стал делать для себя все новые и новые открытия. Обойдя здание вокруг и полюбовавшись висящими на кронштейнах крыльцами с резными столбиками, я вдруг увидел одно из крылец в другом ракурсе, и оно показалось мне взлетающим вверх. А когда я поднялся по широким ступеням и миновал сени, то остановился пораженный: после яркого солнца обширное помещение трапезной показалось темным, и в этом полусвете меня встретили две исполинские фигуры, поддерживающие потолок своими могучими руками. Иллюзия была настолько полной, что я не сразу понял, что фигуры — это всего лишь столбы, а их руки — кронштейны..."

У нас были такие в точности ощущения.
А фрагменты этих "рук"-кронштейнов видны у нас на одном интерьерном фото.

Edited at 2011-04-25 19:19 (UTC)
v_murza
25 апр, 2011 18:18 (UTC)
Спасибо, Наташа! Чудесный рассказ.
Построена Успенская церковь, кажется, в 1774г. и считается вершиной шатровой архитектуры.
Еще у нее необычно высокая колокольня - 45 метров.
Была она и маяком и ориентиром для путников. "Деревня Кондопога стоит на самом берегу озера, а старинная темная церковь с большой колокольней разместилась а островке: кругом вода" (М.А.Круковский. Олонецкий край, путевые очерки. 1904).
Посмотрите еще про нее здесь: http://www.kondopoga.ru/_dostopr/?D2.php
pamsik
25 апр, 2011 19:36 (UTC)
Володя! Я уже не удивляюсь почти параллельности наших постов))).
За текст отдельное спасибо. Сильный, глубокий.
С древности известно понятие в архитектуре – принцип «золотого сечения» или идеальные пропорции красоты. Означающий, что здания, построенные по этим правилам всегда будут неподвластно времени невероятно красивы, и человек, глядя на них, всегда будет чувствовать себя хорошо. Золотое сечение – это пропорции молекул органической, живой материи. Пифагор обозначил это понятие греческой цифрой «тау», т.е. 5/3, 8/5, 13/8 и т.д. Считается, что это открытие принадлежит грекам. Хотя есть одна древняя легенда, по которой те же древние греки использовали ведические знания древних славян, а не наоборот. И Кижские церкви, и Кондопожская построены по этому «золотому» правилу.

...Сейчас в Путевых заметках 2011 года можно дописать следующее: кругом сливает отходы ЦБК...

И ещё, не удержусь. Про Золотое сечение.
Вот что мне ещё написали про эти пропорции:
"Золотое сечение - это не некое единственное соотношение, а система соотношений. Т.е. оно не одно (соотношение), а много соотношений (множество пропорций). Более того, не система даже (как одномерное множество, на плоскости, - в живописи, например, т.наз. композиция), а структура, размерно-пространственная (как многомерное множество, - в архитектуре, скульптуре, кино, проч., хотя и в живописи тоже). Линейные свойства отношений Au-сеч.: аддитивность и пропорциональность смежных чисел ряда Фиббоначи, которые геометрически можно понимать как площади, а пространственно - как объёмы. Соотношение смежных чисел стремится к пределу - 0,618 = отношению Au-сеч., которое, понятно, в природе не встречается, а только идеально, в математике, как и другие известные постоянные (е, пи, Планка и т.п.) У Вас, кстати, довольно близкое - 0,6063. Другое дело, что допетровская сажень (в 17веке применялась именно эта) в планах церквей составляет 216см, а не как у Вас. Вообще, соразмерность и пропорции, воспринимаемые глазом как наиболее приятные и идеальные (а субъективизм? а индив.коэфф. наблюдателя?), - иначе говоря, логика гармонии - это отдельная тема для отдельного поста"
(без темы) - v_murza - 27 апр, 2011 17:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 28 апр, 2011 12:13 (UTC) - Развернуть
father_igni
25 апр, 2011 18:19 (UTC)
потрясающе красивое место!
а вы случайно не с ЖПС путешествуете?
трек или точку какую может подскажите, чтоб легче искать
:)
с надеждой, на получение информации, Ф_И :)
pamsik
25 апр, 2011 19:12 (UTC)
Мы проехались по Карелии в 2007, тогда ещё таких "словов" как ЖПС) и навигатор вообще никто не знал.
Поэтому нет у меня точки...(
Но найти можно и без неё. Адрес: Кондопога, 46км от Петрозаводска, Чупская губа.
Церковь находится по соседству с ЦБК в пригородно-деревенской зоне.
)))
(без темы) - father_igni - 26 апр, 2011 06:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 26 апр, 2011 13:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - father_igni - 26 апр, 2011 14:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 26 апр, 2011 14:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - father_igni - 27 апр, 2011 06:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 28 апр, 2011 12:15 (UTC) - Развернуть
olster28
25 апр, 2011 21:39 (UTC)
Какая прелесть. Ох умели наши предки выбирать места.
pamsik
26 апр, 2011 13:33 (UTC)
Умели, умели. И место выбирать правильное, сильное (самая высокая точка берега Чупа-губы Онежского озера). И строить умели.
Ведь смотришь на линии церкви и диву даёшься звенящему чувству полёта.
ТАКАЯ мощная устремлённость вверх, в небо.
Я уже писала в рассказе, повторюсь.
Ведь очень похоже на ракету.
Издалека.
...
silly_sothoth
26 апр, 2011 07:28 (UTC)
Я в воскресенье бродил по ВВЦ, наткнулся на павильон "Карелия" и понял что дико хочется снова в те края :)
А после этого поста так и еще больше )
pamsik
26 апр, 2011 13:25 (UTC)
А я раньше жила на Кольском полуострове, в МурмАнской области (так у нас говорили)). Поэтому карельская природа составляет единое целое с моей сущностью. Правда, в последнее время променяла её на финский лес...
(без темы) - silly_sothoth - 26 апр, 2011 13:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 26 апр, 2011 13:50 (UTC) - Развернуть
marylyn
26 апр, 2011 09:53 (UTC)
А что за национальный конфликт в Кондопоге? Все-таки он не всем известен ;)
pamsik
26 апр, 2011 13:20 (UTC)
Конфликт - классика межэтнических отношений - погромы, драки, беспорядки. Он даже в Википедию попал. Как водится главные действующие лица - "лица кавказской национальности"... (((
Вы бы видели Кондопогу - это небольшой, обычный, северный городок со всеми "прелестями" нашей неразвитой бытовой инфраструктуры...
Чтобы люди там взбунтовались - их, действительно, нужно было довести до ручки...

Edited at 2011-04-26 13:22 (UTC)
(без темы) - marylyn - 26 апр, 2011 14:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 26 апр, 2011 14:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marylyn - 26 апр, 2011 14:32 (UTC) - Развернуть
danielli
26 апр, 2011 11:45 (UTC)
Карелия, равно как и все российские севера, волшебное место.
Там выглядит всё иначе, и даже мыслить и чувствовать начинаешь по-другому.

Спасбо за фото и рассказ.
pamsik
26 апр, 2011 13:45 (UTC)
Очень советую почитать жж geolight, особенно серию её постов про петроглифы (вот этот один из моих любимых).
Карелия - волшебное место, но романтизировать не стоит. Как человек из тех мест не могу не сказать про сегодняшнее отношение к карельской природе.

Из статьи одной финской газеты о 50-летии Карельской организации Всероссийского общества охраны природы «Непраздничный юбилей»: «…Карелия до сих пор продолжает считаться одним из самых экологически чистых регионов России, однако этот «открыточный» образ всё более противоречит суровой реальности. …Промышленные стоки до сих пор сливаются в реки и озера, из-за чего в Карелии, в отличие от Финляндии, пить воду из-под крана без фильтра и кипячения категорически не рекомендуется. …В городах возле целлюлозно-бумажных комбинатов (Кондопоге и Сенеже) ароматы воздуха весьма далеки от того, что принято считать «карельской природой». …Продолжаются разработки щебня у сейдовой горы Воттоваара (повышенная радиация). …Но особенную тревогу экологов вызывают хищнические вырубки лесов в Карелии, на которые республиканское правительство щедро даёт лицензии различным, и далеко не карельским фирмам. Лесные питомники уже не справляются с задачами естественного восстановления таёжных массивов. …В развитых странах разрабатываются новые технологии производства с минимальным загрязнением окружающей среды. Карельские же власти и бизнес гораздо больше озабочены прибылью от продажи сырья…».

... ... ...

Edited at 2011-04-26 13:46 (UTC)
(без темы) - danielli - 26 апр, 2011 15:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 26 апр, 2011 15:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - danielli - 26 апр, 2011 17:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 26 апр, 2011 18:36 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
pamsik
28 апр, 2011 12:19 (UTC)
Карелия... одним словом)))
Северная красота очень сильная.
Причем сила у неё незаметная. Когда смотришь, например, итальянские фото, там сплошные ах! – и это здорово, и то, и следующее, всё яркое, цветное, манящее.
А здесь всё просто, строго, лаконично, мало. Действительно, вода, небо, солнце, травы и прекрасные архитектурные линии.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 75 Капель росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com