?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поленово. Ока. Бёхово

Из рассказа «Серпухов или Павлиный глаз. Поленово»


Гуляем вокруг Поленовского дома, потому что там – такая красота, что трудно подобрать слова. Мало того, что отличная солнечная теплая весна, цветёт сирень, цветут тюльпаны и прочие первоцветы, так оказывается, что дом расположен на верхушке высокого холма, окружен живописнейшим лесом, а именно соснами и дубами, и вниз к Оке проложены широкие открытые просеки. Получаются такие зелёные естественные коридоры, по которым бегут глаза и ловят внизу вдалеке солнечные блики и хрустальную рябь реки Оки.
А дом – как Поленов продумал дом! Красота фасадов его мало занимала, поэтому снаружи вид дома может показаться далёким от идеала красоты, но как же там всё удобно! Пропорции – идеальные. У окна – снимайте мерку, у лестницы – у которой высота и ширина ступенек идеальней не придумать. Ноги сами по себе взбираются наверх, не зря домашние называли её «всегонарием» - за то, что по ней все гоняли с утра до вечера.
Поленово – одна из самых красивых исторических усадеб нами виденных.

От Серпухова до Поленово - ~ 40-45км. Надо из города выехать на скоростную трассу Москва-Симферополь М2, промчаться с ветерком через широченную Оку, взять направление на указатель «Заокский» (на 107км), поменять Московскую область на Тульскую, далее будет поворот направо до Поленово.
Дорога – сказочно красивая. Употребляю слово «сказочная» не в комплиментарно-восклицательном смысле, а в самом что ни на есть прямом. Вот если рисовать иллюстрации к сказкам, то Бабу-Ягу можно поселить вот именно в таком тёмно-зелёном дремучем ельнике, Добрыню Никитича отправить скакать именно по таким идеальной формы ярко-зеленым полукруглым холмам, а Машеньку отправить по грибы да по ягоды именно в такой высоченный опалово-зеленый сосновый бор. Опушки поросли солнечной сурепкой, а бока холмов лимонными баранчиками. Это наша первая встреча с окской природой, впереди ещё будет Оптина Пустынь и Шамордино, когда от красоты разливающихся по бокам пейзажей будет замирать сердце, но сейчас впереди – Поленово.


(Пыталась сфотографировать проезжаемую красоту через окно. Не получилось…)

Вот и ворота. При первом взгляде на красивую каменную ограду, ухоженный лес и отличную инфраструктуру в виде парковки и красивого домика «кафе-сувениры-касса», становится понятно и приятно, что о музее-усадьбе заботятся. Покупаем билеты: в Основной дом (взрослые 60р./дети 40р.) и Фахверковый сарай (выставка картин, 30/20). Аббатство (мастерская художника, 30/20) закрыто, потому что приболела смотрительница. В Адмиралтейство (лодочный сарай), где показывают диораму, билеты приобретаются на месте, потому что там есть расписание сеансов (каждые 40 минут).
Директор Поленовского музея – Наталья Николаевна Грамоликова – жена одного из внуков Поленова или мать одной из его правнучек.





Проходим через ворота, идем по узкой аллее, обсаженной такими высоченными соснами, что кажется, они своими игольчатыми макушками щекочут небо, проходим вторые ворота и перед нами дом-музей и остальные постройки. Посетить их мы пока не торопимся, а гуляем вокруг дома, потому что там – такая красота, что трудно подобрать слова. Мало того, что отличная солнечная теплая весна, цветёт сирень, цветут тюльпаны и прочие первоцветы, так оказывается, что дом расположен на верхушке высокого холма, окружен живописнейшим лесом, а именно соснами и дубами, и вниз к Оке проложены широкие открытые просеки. Получаются такие зелёные естественные коридоры, по которым бегут глаза и ловят внизу вдалеке солнечные блики и хрустальную рябь реки Оки.
Это же всё задумано Василием Дмитриевичем Поленовым!



Бёхово. Так называлась усадьба помещицы Саблуковой, купленная Поленовым в 1888. К дому прилагалась 81 десятина лесной, луговой и пахотной земли. Но художник (на то он и художник) решил построить свой дом по соседству на высоком песчаном бугре под названием – Борок. Было, правда, одно затруднение – выбранный для строительства участок располагался на неплодородной земле, принадлежавшей крестьянам из Бёхово. Тогда художник предложил выгодный и сильно удививший практичных землепашцев обмен: за каждую десятину песчаного бугра он давал две десятины чернозема из своего приобретённого имения. Это была блестящая сделка – результатами её остались крайне довольны обе заинтересованные стороны.
На бугре открытом всем ветрам стали строить трёхэтажный дом и одновременно разбивали парк. Дальновидный художник использовал возможности песчаной почвы и решил сажать сосны – которыми мы сейчас и любуемся. Сосновая аллея от ворот – одна из первых посадок, сделанных Поленовым на бывшем ржаном поле. Просеки – возникли позже тоже по его замыслу. Место было замечательным – с бугра Борка открывались виды реки Оки, речки Скнижки, заливных лугов и могучего леса.



«Приезжайте к нам подышать озоном», «Как мне хочется показать вам нашу Оку с её окунями, налимами, судаками и даже стерлядями», - приглашал гостей Поленов. И гости ждать себя не заставляли. Ещё бы, тогда были такие времена, когда реки, понимаешь, были рыбными, а леса грибными и ягодными (понятия для нас уже архаические).
Поленов был страстный рыбак, и поэтому у него была целая коллекция разных рыболовецких снастей и лодок. Для хранения их он построил лодочный сарай из плетня, который назвал «Адмиралтейством».

А дом – как он продумал дом! Красота фасадов его мало занимала, поэтому снаружи вид дома может показаться далёким от идеала красоты, но как же там всё удобно! Внутри - редкое сочетание красоты и удобства, а главное, красота здесь не вычурная, а естественная. Главное, что меня лично поразило – это окна. Они огромные, с красивыми переплётами, и из каждого открывается невероятный вид, можно даже сказать, что поленовские окна – это живые картины, живые пейзажи. Вот совет любому дизайнеру-интерьеристу, чем выдумывать велосипеды – приезжайте сюда, берите в руки линейку и снимайте мерки. Пропорции – идеальные. У окна – снимайте мерку, у лестницы – у которой высота и ширина ступенек идеальней не придумать. Ноги сами по себе взбираются наверх, не зря домашние называли её «всегонарием» - за то, что по ней все гоняли с утра до вечера.









Каждый дом – это внутренне отражение самого себя, своего внутреннего мира, своих привычек и ритма жизни. По этим параметрам я лично полностью совпадала с Поленовским домом. Возможно, здесь такая благоприятная аура ещё и потому, что дом строили с любовью, жили тут все хорошо, не ссорились, любили друг друга и любили окружающую природу, и этот дом.
Внизу, на первом этаже – Столовая, Портретная, Библиотека и Кабинет.
Расскажу о каждой комнате понемногу.

Столовая
. Сразу налево. Она деревянная, её Поленов оформил как «музей народного творчества». Здесь собраны разные предметы из его коллекции от филимоновской глиняной игрушки до флорентийского ведра с датой «1641 год».



Тут же на стене я увидела тарелку «Маки», расписанную художником. На ней в центре нарисован алый цветок, а по краям летающие бабочки. Помню – я маленькая, мы стоим с родителями здесь, в Поленово, в толпе, слушаем экскурсию. Экскурсовод рассказывает, что «бабочки, нарисованы так идеально, что их невозможно отличить от настоящих». Для дополнительного аргумента она обращается ко мне, как к самому мелкому представителю группы: «Скажи девочка, - медово изливается она – а вот ты как думаешь, живые это бабочки или нарисованные?». «Конечна, налисованные» - отвечаю я, и меня сразу задвигают за ноги остальных экскурсантов. Выдавленная из толпы, я нахожу себе отличное занятие – по подоконнику бегает настоящая отличная живая оса. Вот это весчь, я заворожено отслеживаю её маршрут, а потом по какой-то причине трогаю её пальцем. Зря я это сделала, конечно, палец распух, я расстроилась, но вот на всю жизнь запомнила: Поленово, осу и тарелку с бабочками. Сейчас я её нахожу и любуюсь. Как жалко, что не делают копии. Такие кошмарные сувенирные тарелки продаются в местном магазинчике, почему бы хотя бы грубо не нарисовать то же самое?


В Столовой на стенах вообще много расписанных вручную тарелок: слева от «Маков» висят «Камыши», это написал сам Савва Мамонтов. Есть тарелка «В оранжерее» - автор Коровин. Но самое большое впечатление на меня оказала серия небольших тарелочек под общим названием «Времена года». Художница – Елена Поленова, сестра. Всего их 12 штук, каждая носит имя и сюжет очередного месяца. «Март» - это верба с набухшими почками, которая залита талой водой на фоне нежно-розового восхода солнца. «Апрель» - охотник с собакой в ярком весеннем лесу. «Май» - это сирень с черёмухой. «Июнь» - солнечный душистый сенокос с мужиками. «Август» - румяные наливные яблоки на ветках. «Октябрь» - рыжая лиса на рыжей опавшей листве.






На тяжелом деревянном буфете сразу бросаются в глаза три тяжелых глиняных статуэтки: «Павлин», «Слон» и «Козёл». Оказывается, эта керамика (подсвечники) была сделана на Мамонтовском гончарном заводе и подарена Поленову.
В Столовой много красивых деревянных резных вещей, в центре стоит стол с обязательным букетом по центру. Обратите внимание, что в стене есть окошко с резной ставенкой – на кухню, отсюда подавали кушанья.

Портретная – это небольшая комната с мебелью синего цвета и обязательным огромным прозрачным окном в лес. Здесь разбегаются глаза, потому что на всех стенах висят портреты семьи Поленовых, а в витрине под стеклом находятся семейные памятные реликвии.



Обратите внимание – над синим диваном (левая стена от входа) висит большой портрет матери художника – Марии Алексеевны Поленовой (урождённой Войековой). А внизу под портретом ряд небольших карандашных портретов (не фотографий!) её детей: Елены с няней, Константина с няней, Алексея, Веры и Василия (они близнецы). Оказывается мать Поленова – была талантливейшей художницей-портретисткой, ученицей ученика Брюллова. Посмотрите сейчас на филигранные детские портреты, а в Фахверковом сарае выставка её картин. Они тоже сделаны карандашом и впечатляет серьёзным уровнем художественного таланта. Поленов потом писал: «Меня мамаша учила, как надо писать пейзажи: задний план сглаживать, а на передний краску класть мазками».
Чуть дальше, над шкафом – портрет бабушки художника по матери – Веры Николаевной Войековой (её называли «бабашей»). Удивительно! оказывается её отец, а, следовательно, прадед Поленова - Николай Львов, знаменитый талантливейший архитектор (о нём я много написала в рассказе «Тверь-Торжок»). Небольшие фотографии со знаменитых картин Левицкого «Портрет Н.Львова» и «Портрет М.Дьяковой» (его жены) справа от шкафа в нижнем ряду. Над ними – большой портрет деда художника по матери - Алексея Васильевича Войекова, героя 1812 года, генерал-майора.
На стене слева от окна посмотрите на портреты самого Василия Поленова и его жены Натальи Якунчиковой. У неё тоже очень интересная родословная. Наталья Васильевна Поленова (урожденная Якунчикова) приходилась двоюродной сестрой Елизавете Мамонтовой, жене Саввы Мамонтова (подробнее в рассказе «Абрамцево»). В Абрамцево, имении Мамонтовых, кстати, они и познакомились. А у матери Натальи был родной брат Сергей, который приходится отцом Константина (Сергеевича) Станиславского. Значит, если вы ещё не совсем запутались в ветвях генеалогических деревьев – Станиславский это двоюродный брат Натальи Поленовой (Якунчиковой). Под её портретом – её же небольших картины «Жуковка», «Абрамцево», «Оранжерея».
Большой портрет деда художника по отцу – Дмитрия Васильевича Поленова – справа от окна, увидите сами, они очень похожи отец и сын. На этой же стене много картин Веры и Елены Поленовых, сестёр художника.
В небольшой витрине под стеклом – бумажные птички сделанные Л.Толстым для детей Поленовых, визитка с подписью И.Тургенева, бисерная сумочка бабушки Веры Войековой, награды художника, полученные им во время Сербско-турецкой войны (1877-78).

Из Портретной – вход в Библиỏтеку (Поленов знал 6 языков (!), в т.ч. и греческий, поэтому и произносил это слово на греческий манер).



В Библиóтеку ведут две двери: из Портретной – готическая, из коридора – дубовая с вырезанной датой постройки дома (1892) и монограммой художника. Опять удивляют окна – мало того, что они огромные с необыкновенно красивым видом, так ещё наверху у них есть полоса-вставка из цветного витражного стекла. «В жаркие и длинные дни середины лета окна в Библиóтеке распахнуты настежь. Через большое окно наплывает в комнату аромат спелых трав, смешанных с запахом цветущего шиповника – кусты его прямо под окном. А из маленького окна, выходящего на цветник – эспланаду, открывается вид на Окскую просеку – перспективу» (Ф.Поленов).


У художника был хороший знакомый, а главное мастер высочайшего класса – столяр-краснодеревщик Алексей Минаев. Почти вся деревянная начинка поленовского дома – двери, лестница, шкафы, столы, стулья – дело его рук. Здесь в Библиóтеке посмотрите на готический шкаф (справа от камина) – это его работа. А красивый шкаф-жук с «рогами» наверху – собран из настоящих антикварных деталей мебели эпохи итальянского Возрождения.
Камин – тоже готический. Если присмотреться, то увидите в треугольниках его декора нарисованные знаки Зодиака. На каминной полке стоят керамические работы Врубеля: «Голова египтянки» - крайняя слева и ваза – крайняя справа. «Традиционно камин в Библиóтеке загорается два раза в году. Каждый новый год в доме над Окой начинается с каминного вечера, знаменующего конец старого и начало нового года». …В Библиóтеке игрались домашние спектакли, устраивались литературные и музыкальные вечера. …Библиóтека запомнила многих… Якунчикову, Коровина, Мамонтова, юных сестер Цветаевых, Прокофьева…. Пламя камина освещало эту вековую традицию».
Кроме книг, в Библиóтеке очень много отличных картин. Смотрите, смотрите. Там, где стоит готический шкаф и ручной орган-шарманка «Целестина», в которую вставлялась перфорированная лента с одной мелодией и под которую Поленов пел детям старинные немецкие песенки – огромная картина «Ворон», написанная по мотивам стихотворения Лермонтова, ниже эскиз Васнецова к «Трем богатырям», для которого Поленов позировал Ильёй Муромцем верхом на лошади.
Справа от готического шкафа находится пейзаж Репина «Летний день в Абрамцево», на котором тоненькая фигурка женщины в белом костюме с зонтиком – это жена Поленова Наталья. А также три картины Васнецова: «Абрамцево» (фон для картины «Три богатыря»), «Березовая роща» и «Ахтырка».
Здесь есть «Мальчики-удильщики» Маковского, «Сосновый лес» Шишкина, «Голова индийской красавицы» Репина (этюд к картине «Садко») и многое другое.

От лестницы – вход в Кабинет. Сразу привлекает внимание – огромный, тяжёлый, массивный, дубовый, готический шкаф с ножками в виде стеклянных шаров. Его по своему эскизу сделал сам Поленов, как, кстати, и дверные кованые ручки. А рядом с ним диван, накрытый ярким полосатым ковром, который ему подарил брат Алексей, владелец ковровой мастерской в Орловской губернии. У окна стоит фортепиано – все Поленовы были очень музыкальны. В стеклянном шкафу разместилась коллекция старинного оружия. Здесь в Кабинете висит картина Поленова «Арест гугенотки» - и там стражники написаны как раз с этими средневековыми алебардами и саблями. За эту картину художник получил звание академика.



Обратите внимание на белую лошадь. Да-да, на картину «Белая лошадка». Это простая на первый взгляд работа имеет важное значение для художника. Во-первых, как студент, окончивший Академию художеств с золотой медалью, он был награждён годовой поездкой во Францию, в Нормандию, в городок Вёль. Это путешествие оставило сильное впечатление на Поленова, отсюда его любовь к готике.


Свою мастерскую он назвал «Аббатством», в Библиотеке у него целая коллекция западноевропейской живописи, и даже ограду вокруг усадьбы он сделал наподобие увиденной им в Нормандии – из рыжего тёсаного камня. Здесь он нашёл себя, раскрыл и понял свой талант, своё призвание. Отсюда он писал родным: «Теперь я нахожусь в Нормандии, на берегу моря…. Тут я пробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, натюрморт и так далее и пришёл к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь». Во-вторых, есть в «Белой лошадке» что-то такое умиротворяющее и светлое, что она нравится всем без исключения, даже самым жёстким критикам.
Также
в Кабинете висит очень симпатичный этюд «Бабочки».



По лестнице «Всегонарии» поднимаемся на 2й этаж.


Кстати говоря, со времени постройки дома она ни разу не ремонтировалась! На втором этаже две комнаты.
Мастерская.
Это большая светлая комната, опять с удивительными окнами с удивительным видом. Здесь находятся черно-белый (графический) огромный вариант его картины «Христос и грешница». Поленов давно хотел написать большую картину. Наконец он выбрал евангельский сюжет и ради реалистичности картины съездил даже в Египет, Сирию и Палестину. Огромный холст привез из Италии, из Рима (в России таких размеров холсты не производили). Сначала он сделал самостоятельную законченную композицию углём, а потом выписал другой холст. Костюмы для персонажей были сшиты его женой Натальей, для них в Риме даже приобрели старинную ткань. А костюм Грешницы (он есть в витрине) – это подлинная древняя восточная туника. Картину он написал в 1887 году. Она вызвала неоднозначный, но фурор и её приобрёл император Александр III. На эти деньги – Поленов и купил имение Бёхово, и построил этот Дом (1892). Сейчас сама картина находится в Русском музее, в Санкт-Петербурге.



В соседней комнате просто выставка его картин. Здесь находятся две его знаменитые Осени: «Золотая осень» - вид Оки в сентябре в сторону Бёхова, и «Осень в Абрамцеве» - заводь речки Вори в ярко-пёстром осеннем лесу. А также многие другие его работы. И опять окна! Скажу честно – пейзаж за ними выглядит не хуже самих поленовских картин! Солнечный свет из них льется в комнату с каким-то изумрудным оттенком – потому что кругом высоченный здоровый лес, и зелёные листья, пропуская солнечные лучи, дарят им свою краску.
Из этой комнаты есть выход на открытую террасу. Опять же – геометрический рисунок балясин так и хочется запомнить. Вот просто бери идею и делай также как у Поленова! А какой вид с этого балкончика – наверное, можно пять самоваров чаю выдуть, а уходить всё равно не захочется.




«Аббатство» или Мастерская, к большому сожалению, было закрыто. Это белый оштукатуренный домик под оранжевой черепицей.


Как всегда Поленов тщательно продумал планировку комнат и их назначение. В главном помещении, т.е. собственно рабочей мастерской, есть огромное высокое окно. Оно выходит на север, поэтому здесь всегда рассеянный нежный свет. На полу удобно расстелить холст и смотреть на него сверху, поднявшись на чердак. У Аббатства совершенно дивная летняя закрытая застеклённая веранда. Опять же – рисунок оконных переплетов хочется запомнить и повторить в дачном строительстве.


Рядом с Аббатством в лесу находится бревенчатая маленькая Избушка для детских игр. Сейчас в ней продаются какие-то сувениры.
Мы зашли в Фахверковый сарай. Это длинный простой дом. Fachwerk – переводится с немецкого, как «сделанный из панелей», и это снова же широко распространённые здания в средневековой Европе. Фахверк – это хозяйственный дом, в нём хранили садовый инвентарь и располагалась столярная мастерская, в которой по чертежам художника делали лодки для его флотилии. Сейчас здесь располагается художественная экспозиция, составленная из картин матери Поленова, его жены и сестёр. Картины Марии Алексеевны Поленовой, а это в основном большие портреты крестьянских людей разных губерний (в карандаше) – изумительны. Честно говоря, кто же из них талантливей – мать или сын – этот некорректный вопрос просто напрашивается здесь.

Далее, идем по шикарной аллее из высоченных деревьев к Адмиралтейству или лодочному сараю. «Это был мир, свистящего в такелаже ветра…. Мир Жюля Верна и Станюковича, компасных румбов, гафельного вооружения и морских узлов…». Поленов был страстным рыбаком. Здесь у него хранились «пёстрые поплавки переметов и плетёные ивовые верши» Здесь зимовали 7 его лодок: «Сирена», «Оять», «Яилатан» (Наталия), «Борушка», «Пробка», «Выпь», «Ветлуга».

Федор Дмитриевич Поленов, внук художника, в своей дивной лирической книге о Поленово «Хранители родников» пишет: «Старый лодочный сарай был неотделим от всего окского мира, - мира дамбы, лодок, уключин, удочек и верш, от впервые вошедших в детское сознание таких понятий как ванты, бушприт, краспицы, эрекс-баштаг, шкотовый узел, - заманчивых и зовущих на иные глубины, к иному простору, широко открытому ветрам всех компасных румбов…». Внук Поленова стал капитаном, и в этом есть заслуга обычного лодочного сарая.
Сейчас здесь показывают диораму, которую сделал сам Поленов в 76 лет. Это 70 подсвеченных картинок мира, которые были написаны определенным способом: передний план – акварелью, задний план более плотной краской – гуашью или темперой. В зависимости от того, как на них падает свет – видны разные картинки (это техника изоретателя фотография г-на Дагера). Диорама называется: «Кругосветное путешествие по миру». Чтобы попасть на сеанс нужно подойти к определенному времени, если не ошибаюсь, начало просмотра – каждые 40 минут. Мы не пошли специально. Поленово понравилось настолько, что вот решили оставить просмотр диорамы на следующий раз как вкусную заманивающую конфету.
Дальше от Адмиралтейства по аллее, через ворота вышли к берегу Оки. Это картина неимоверной красоты. Справа на холме поднимается до небес роскошнейший сосновый бор (под деревьями стоят скамейки, можно посидеть в сосновой нирване!), а слева тропинка уводит к кустам, к ступенькам – там небольшой причал, песчаная коса.





А Ока – это Ока, чего тут говорить. «Самая русская из всех русских рек», как сказал Пришвин. И красивая. Самая.

В Революцию крестьяне не растащили усадьбу, не взяли из неё ни одной вещи – так они уважали и любили Василия Дмитриевича Поленова. В Великую Отечественную войну здесь похозяйничали немцы, но ни один немецкий снаряд не попал в усадьбу.



Мы ещё съездили в Бёхово. Надо повернуть направо за домиком «касса-сувениры-кафе» (сувениры, к слову сказать…эээ, топорные… поучились бы у Поленова) и ехать вдоль ограды, затем по указателю налево. Это ~ 2-3км. Бёховская церковь Святой Троицы построена по проекту художника в 1904-6гг. В её облике он использовал формы северного деревянного зодчества, шлемовидный купол повторяет форму купола новгородского Софийского собора, а шатровая колокольня имеет романский (готический) стиль. Насколько мы поняли в церкви сейчас музей. Мы не зашли. Она построена на кладбище.
Вид отсюда открывается – неимоверный.

Поленово – одна из самых красивых исторических усадеб нами виденных.




Рассказ «Серпухов или Павлиный глаз. Поленово»

Comments

pamsik
6 май, 2011 08:33 (UTC)
Ир))), у меня в последнее время новые приправы появились, которыми сдабриваю рассказы о путешествиях – желчный порошок и цинизм-посыпка. Что-то не могу с собой справиться. Раньше почему-то не так замечалось, что дороги непроезжаемые, поесть негде, то да сё, а сейчас…
Объявление: «Потеряны розовые очки. Нашедшего просьба вернуть за вознаграждение»))((…
iriina
6 май, 2011 08:49 (UTC)
нуу, это не цинизм, а честное и объективное воприятие реальности
но к самим пунктам путешествий (вот к этой усадьбе, например, и каждой тарелочке в ней) твое отношение и рассказы всегда не просто позитивные, а восхищенные :-)
а ведь это особый дар - уметь увидеть (и показать другим) самое лучшее! :-)

это симпатичное и не всегда встречающееся свойство рассказчика, когда он "демонстрирует" именно место (усадьбу, в данном случае) в всех его чудесных подробностях, а не себя и свои финансовые возможности ;-))
pamsik
6 май, 2011 09:09 (UTC)

Ты знаешь.., я всегда стеснялась комплиментов. Но всё же, думаю, они нужны, хотя бы для поддержания силы духа, который иногда так и тянет полежать на диванчике).
Ира, спасибо…
iriina
6 май, 2011 19:55 (UTC)
констатация факта не есть комплимент :-)
Если иногда тянет "посидеть на спине" - имеете вместе с духом на это полное право :-)

Но ты хотя бы понимаешь, что всякий раз даришь идеальную экскурсию? :-)
Во-первых, de-facto я туда никогда не попаду, но всё - ведь как будто своими глазами! :-)
Скажешь: это - не совсем, как своими глазами? Отвечу, что во-вторых, в чем-то даже лучше, ибо эта экскурсия "очищена" от бездорожья и убогого общепита, от гида на "автопилоте" и соучастников из тур.группы, влезающих в кадр... ;-))
В-третьих, можно вникать в суть (что там, и как, и почему) и смаковать каждый пейзаж и рисунок на каждой тарелочке... :-)
В-четвертых, эта экскурсия досталась мне бесплатно /нужно было лишь зафрендить тебя ;-)/, а позитивные эмоции от неё, почти физическое расширение горизонта - какими деньгами их измерить?... :-)
pamsik
9 май, 2011 15:25 (UTC)
Re: констатация факта не есть комплимент :-)
Ира, я не отвечала тебе, потому что понимала, что могу попасть не на ту ноту)).
Однозначно одно - мне ТАК приятно, когда чувствуешь совпадением с человеком по каким-то там неведомым контурам. Когда глаза одни на двоих, восприятие, язык, мысли.
Помнишь, как в фильме: "Счастье - это когда тебя понимают"...)).

А в целом, как самый строгий критик себя, я отчетливо вижу свои несовершенства и редко бываю довольна написанным.

"Никто, конечно, не говорит, что Незнайка был неисправимый лентяй. Научившись как следует читать, он просиживал целыми днями над книжками, но читал вовсе не то, что было нужней, а то, что поинтересней, главным образом сказки... Главное, говорил Незнайка, что тот, у кого есть волшебная палочка, может всему без труда научиться, то есть ему даже не нужно учиться, а только взмахнуть палочкой".

К чему этот отрывок, ты спросишь? А просто так!))))

Edited at 2011-05-09 15:26 (UTC)
bogom_dann
10 май, 2011 09:14 (UTC)
Re: сейчас комплимент скажу:-)
Какие же вы, девчатки, тонкие! Прямо до слёз прошибло. Ирина, конечно, права, - есть чем гордиться. Можно тихо. Но чем - уже есть, и есть надежда, что когда-то такой путеводитель (авторский) будет издан на белый свет. Главное, что со словом вы стали обращаться значительно весомее, проходных чувств в описаниях не вижу. И есть свой стиль, хотя я пока не знаю, в чём он. Возможно, в том, что читать хочется ещё и ещё, потому что появляется своё отношение и своё видение, тем более, подкреплённое фотографиями. Проходных фото у вас нет (или почти нет). Точнее, иногда не хватает какого-то ракурса, но это - мелочи, на всех не угодишь. Ведь репортаж - это особый, быстротекущий жанр. А уж когда вы пишете про кабачки, придорожные столовые и кафе, прям-таки наедаюсь от пуза. Вам удаётся создать образ - физически находясь на Открытом шоссе, я могу вместе с вами пройтись по Бородинскому полю или подняв задвижки (почти как у нас, в Никольском были) распахнуть окно в Поленово. Уж не говорю про такие места, где я не был и, вероятно, вряд ли уже буду. Короче, смотрим на проплывающий мир Вашими глазами. А потому - к мелочам особое отношение. Представьте, что вас будут цитировать. Что, множить таким образом чужие ошибки? Ведь не сами же Вы ползали по карте наполеоновской Европы - верно, ведь цитировали кого-то, - так укажите источник, пусть борются с умным дяденькой, а Вам не портят настроение и рабочий настрой.
pamsik
10 май, 2011 09:30 (UTC)
Re: сейчас комплимент скажу:-)
Всё, всё - комплиментарную тему предлагаю закрыть.
Тем более, что мне предстоит довольно объёмная работа над ошибками.
Я знаю свои недочеты. И сама расстраиваюсь, когда вижу - что могла, могла проверить, перепроверить, указать источник, но не сделала. Почему? Потому что всё время лечу куда-то.

Но с другой стороны, как это ни странно звучит - исправление ошибок очень увлекательное занятие. В своё время не обратил на что-то внимание, а сейчас сядешь спокойно, и начнешь дергать за ниточки. И такое тебе может открыться!
И хочу ещё заметить, что (это моё личное наблюдение) чем человек интеллектуальней, тем мягче и незаметнее он тебя же опустит лицом в твои ляпы. Напишет так тонко, даже про совсем уж грубые позорные недочеты, что ты сам покроешься краской стыда от собственной невнимательности и тут же засядешь за исправление.

И наоборот - есть люди, которые начинают козырять где-то отхваченными знаниями. Это к примеру как я сейчас прицеплюсь к кому-нибудь и буду писать следующее: "Вы знаете как считать NPV? Ах, вы не знаете как рассчитывать NPV! Все мне с вами ясно, я так и думала, что вы идиот, не умеющий считать этот простейший финансовый показатель! И т.д, и т.п." Вот это я считываю с первых строк (поднаторела уже на форумах), сразу понимаю чем закончится "обмен мнениями" с данным персонажем, и очень, крайне этого не люблю.

Edited at 2011-05-10 09:30 (UTC)
bogom_dann
10 май, 2011 12:05 (UTC)
Re: комплиментов много не бывает
Конечно, автор прежде всего пишет сам для себя, и при этом (если ему написанное нравится) легко может впасть в заблуждение, что написанное - хорошо. Потому что (всё-таки) автор пишет в первую очередь для других, и то, что хорошо для тебя (себя любимаго), есть не так хорошо для других. Вот и вопрос - а как и что им, любезные вы мои, надо? Поэтому - комплимэнт ли, гадость ли, несправедливо и походя брошенную, опечатку ли в истории и практике масс неверно прочитанную или некстати воспринятую чьим-то пытливым оком, - автору важно всё. Он должен знать свои слабые, равно и сильные, стороны. Дабы слабые - укротить и уничтожить, а сильные - усилить и приумножить. (Во, закритиканствовал - стихами заговорил, однако!) Конечно, критиковать легко - лучше бы взял да и исправил (если по существу написанного). Именно так и поступает заинтересованный в теме. Он спорит (или уточняет) с материалом (и материал), но не с автором, который и так уже сделал благо - взял на себя труд ПОДЕЛИТЬСЯ с тобой написанным (иногда не важно, даже кем), в надежде, что ты в свою очередь поделишься с ним своими мыслями о воспринятом. Что касается исправления ошибок, то поиск сам по себе интересен не только тем, что ты ищешь (только процесс), но ищешь в правильном направлении (процесс включает и результат, который предполагается). Юности свойственна бесшабашность (транжирить время без оглядки), но лучше всё-таки ошибки исключить изначально (начинать с оценки источников, их адекватности и значимости), чем потом с увлечением исправлять ошибки других и опечатки третьих. Наконец, можно понять автора, ограниченного сроком - непременно успеть пост к конкретной дате. Тут уж значение любой ошибки (даже по существу) резко падает и перебивается обыкновенной, ранее привычной в быту, снисходительностью. Всё равно, что в поздравлении с 8 марта "дарагой мамулечике" сделать ещё и кляксу (от усердия).
pamsik
10 май, 2011 13:17 (UTC)
Re: комплиментов много бывает
ВИБ! Вы видите меня как на рентгене)). А я чувствую необъяснимую лёгкость, от того, что мне ничего не нужно объяснять, когда так всё легко и просто объяснено!)
Абсолютное правда и понимание моего Йа)))

Единственное, не в своё оправдание скажу, что все посты у меня готовятся по уже готовым рассказам. Так что проверять нужно изначально, когда перо летает по бумаге (пальцы стучат по клавишам).

А источники - я выбираю очень придирчиво. Другой вопрос, что мне нужно сохранять где-то то, на что опиралась в написании рассказа. Я в принципе всегда стараюсь указывать информативные родники, которыми питаюсь. Но иногда (обычно это бывает с какими-то интернетными перекачками), возникают вот такие вопросительные ситуации, растерянно развожу руками... Сама виновата. Сохранила бы оригиналы - исключила бы претензии.
Потом всё же исключить все ошибки - невозможно. Они будут. И я оставляю за собой это право. Поскольку у меня нет академических знаний, которые послужили бы мне надежным отсеивателем ляпов. Ну не знала я этого, не знала.
PS. А с кляксой - тоже в точку, вернее, в кляксу. Есть такое))), не буду скрывать))

Edited at 2011-05-10 13:18 (UTC)
bogom_dann
10 май, 2011 14:05 (UTC)
Re: кое-что по поводу рентгена
Мне многое понятно от того, что временами я тоже бываю автором. И тоже качаю из Интернета, но первым делом, сразу же, так научил себя, ставлю координаты источника. Ведь мы с вами - паломники в океан Истин, где всё перемешано и слито, c каждым годом эта Вселенная расширяется, а должна дышать. т.е. расширилась - наведи порядок, классифицируй, заметь, где находишься, упорядочи наработанное, она и сократится; потом опять расширится и т.д. Надо знать, где прервалась предыдущая ветвь, каждая из которых строится по принципу - истинно-ложно. То, что сегодня кажется истинным, уже завтра может быть ложно, а послезавтра - вредно. А где его нумер? Кто её родители? Что касается ошибок, то право на ошибку декларировано прежде всего самому себе. Не верно, будто не ошибается тот, кто ничего не делает. Можно (правда, редко) и не ошибаться, не имея при этом академических знаний (кстати, что это за зверь "академические" знания? академические методы знаю, а метод важнее знаний.) На самом деле, важен не набор знаний (начётничество), а знание о том, где их (знания) при случае взять, т.е. источниковедение и архивирование. (А эти профессии у нас в загоне, как и библиотекари, - многие почему-то уверены, что книги скоро отомрут.) И чтобы информационный коллапс не произошёл в отдельно взятой квартире, необходимо просто (как чистить зубы, не часто, но регулярно, утром и вечером) помечать каждый свой файл - не только кто он, но и откуда родом.

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com