?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Вязьма – Город со Сказкой»


Знаете, как выглядит церковь Одигитрии Смоленской?
По сахарному, по снежному – белоснежная.
Фигурный зефир и шапка взбитых сливок.
А наверху, в празднично-прянично-нарядных кружевных манжетах, сужающиеся к небу, кончики-«шатры» и луковички-«свечки» (луковицы православных храмов сравнивают с пламенем свечи).

В Вязьме мы первым делом едем в Иоанно-Предтеченский монастырь (пересекли Советскую площадь, проехали через Монахов пруд по мостику, затем направо по указателю). Паркуемся, проходим через монастырские ворота в розовой стене на территорию.


Мы много слышали и я мечтала увидеть своими глазами церковь Одигитрии Смоленской, которую называют «жемчужиной» и «белоснежной сказкой». Зашли и … О нет!!! Вся церковь спрятана под реставрационными строительными лесами! Умом я понимаю необходимость и важность поновления церкви, но сердцем….








Но я смотрю на неё и вижу!, буквально вижу её так, как будто бы никаких лесов и нет. Ведь я столько раз внимательно разглядывала этот храм-«сказку» на фото. Потом в монастырской лавке я накупила ещё много разных фотографий этой церкви. Снимки делают сами сестры и продают как открытки – и на них церковь схвачена фотообъективом в самые разные времена года и погодные условия. Я в основном выбирал фото храма с радугами (есть у меня к ним давняя любовь).

Знаете, как выглядит церковь Одигитрии Смоленской?
По сахарному, по снежному – белоснежная.
Фигурный зефир и шапка взбитых сливок.
А наверху, в празднично-прянично-нарядных кружевных манжетах, сужающиеся к небу, кончики-«шатры» и луковички-«свечки» (луковицы православных храмов сравнивают с пламенем свечи).




Автор, архитектор – неизвестен (возможно, Фёдор Конь). Предположительное время строительства - ~1637. Архитектурные особенности: декоративная система – «узорочье 17 века», и новый композиционный приём – «трехшатровое завершение», выстроенное в один ряд. Детали кладки храма имеют 16 (!) размеров и конфигураций. Использовался также кирпич 3-х цветов (в фигурной кладке, она не всегда была белая). Внутри церкви – необыкновенная акустика-«звучание», благодаря специально встроенным «голосникам»-кувшинам.
Шатровые церкви – большая редкость, их сегодня можно пересчитать по пальцам: Дивная церковь (Углич), церковь Зосимы и Савватия (Троице-Сергиева Лавра), Покровская церковь (Москва, Медведково, усадьба Пожарского), церковь в Духовском монастыре (Рязань) и церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва).






Сам монастырь, был основан ~ в 1536 году старцем Герасимом Болдинским, именно в этот год он пришёл сюда в Вязьму, выбрал место и поставил здесь келью. В 1612 – деревянный монастырь жгут, грабят и убивают монахов литовцы (литовский гетман Ходкевич). В 1635-1638 – на пожертвования царя Михаила Романова и его дяди боярина Ивана Романова возводится каменная церковь Одигитрии Смоленской и деревянная Вознесения Господня. В 1655 - царь Алексей Михайлович Тишайший (отец Петра I), долгое время гостивший в Вязьме, пережидая здесь московскую чуму, тоже облагодетельствовал эту обитель своими финансовыми милостями. При Петре I – в монастыре была устроена лечебная палата. При Анне Иоанновне – в этих стенах действовала Крутицкая семинария (переведённая потом в Москву). При Екатерине II – отобраны земли. В 1812 – каменный монастырь жгут грабят французы. В 1930 – здесь всё, с таким трудом восстановленное, порушили строители коммунизма и устроили спичечную фабрику. В Великую Отечественную Войну до 1943 – здесь хозяйничали немцы, а наши аккурат после освобождения города устроили в монастыре пивоваренный завод. Потом здесь склады, мастерские для слепых, архив. Московская Олимпиада в 1980, как это ни странно звучит - этапный поворот для монастыря. Власти встрепенулись и чтобы не испугать олимпийских гостей видами монастырских развалин, срочно вызвали реставраторов. В 1989 – монастырь, Слава Богу, обрёл свой исторический облик. В этом же году – монастырь вернули Церкви и он стал сначала Иоанно-Предтеченской мужской обителью, а потом в 1995 – женской. В 2003 – монастырю Урал (Усть-Каменск) отлил и подарил колокола для звонницы.

Я читала, что монахини этого монастыря отличаются редкой приветливостью. Подтверждаю. Мало того, что никто на вас не обращает внимания, так ни одному туристу из толпы бегающих вокруг церкви по монастырскому саду-огороду – заслуженного слова упрёка никто не скажет.

Место, на котором расположен монастырь – необыкновенно приятное и уютное. Не мы одни замечаем это его качество. Здесь «божья благодать» - очень тихо, очень спокойно, не хочется уходить. В таком умиротворяющем настроении мы долго сидели в монастырской беседке в молодом яблочном садике – через ветки с наливающимися яблочками рассматривали церковь Одигитрии (виднеющиеся кусочки ярусных мелких кокошников-«взбитых сливок» из-под лесов). Монахини вокруг трудились как пчелки.









Потом мы зашли в Вознесенскую надвратную церковь по высоким ступенькам.


Внутри – опять те же ощущения, что и на улице. «Божья благодать». Очень тихо, очень спокойно, не хочется уходить. В церкви хранятся святыни:
– Крест-мощевик с частицами мощей Иоанна Крестителя (справа перед алтарем у окна);
- чудотворная икона Смоленской Божией Матери Одигитрии (по-моему, слева перед алтарём);
- мощи святого Герасима Болдинского (справа деревянная резная рака под сенью);
- на этой деревянной раке-ларце лежит небольшой деревянный крест в серебряных крестиках-звездочках которого - мощи святых Оптинских Старцев, а в сине-голубом крестике-звездочке – мощи святого Ферапонта Белозерского и Можайского;
- рядом справа от креста – частицы мощей Вифлеемских младенцев, убиенных Иродом; рядом слева от деревянного креста – камень с Гроба Господня; и чуть подальше тоже слева – частицы мощей святых Феодосия и Лаврентия Черниговских;
- две высокие иконы святого Герасима Болдинского и святителя Питирима, епископа Тамбовского (вязьмич, игумен монастыря, основатель 168 храмов, особо почитаемый святой и чудотворец в Вязьме и Тамбове), перед которыми стоят два ковчежца с частицами их мощей (слева);
- а также чтимая икона Усекновения головы Иоанна Предтечи.
В церковной лавке обслуживают долго – по причине того, что монахиня за прилавком внимательно выслушивала каждого человека, доброжелательно разговаривала, что-то советовала – честно говоря, это очень, очень располагает.

Удивительно, на обратном пути из Смоленска в Москву, мы опять заехали в Вязьму на обеденную остановку, и я упросила мужа заехать ещё раз «хотя бы на 10 минут» в монастырь. Просто тянуло туда. «Чуйка»-интуиция меня не подвела – монастырь готовился к празднику Троицы. Высокие ступеньки в тереме-входе в Вознесенскую церковь монахини бережно и плотно устилали длинными острыми листьями болотного аира, а в самой церкви – мы ахнули! На полу был выложен необыкновенно красивый рисунок: на общем фоне ярко-зелёной травы и тёмно-зеленого аира выделялся крест из синих люпинов и белых брошек-соцветий калины (?). В церкви находился профессиональный фотограф с треногой и делал снимки.

Здесь в монастыре я купила крохотную чашечку для святой воды. В центре территории перед церковью Одигитрии есть деревянный колодец с ведром на цепочке.


При монастыре сейчас есть подсобное хозяйство: 2 коровы, куры, огород, заложен фруктовый сад. Есть и швейная мастерская (изделия сестёр можно купить на
православных ярмарках, которые часто проходят в Москве).

А церковь Одигитрии Смоленской я бы назвала не просто «сказкой», а «дивным сказочным цветком», распустившимся здесь на вяземской земле
.

Рассказ «Вязьма – Город со Сказкой» 

Comments

patriot_af
7 фев, 2013 14:49 (UTC)
В том то и оно, можно рассказать так, что Жуков станет военным гением, а можно рассказать так, что это была кровавая бездарность. При этом на одних и тех же примерах с одними и теми же цифрами. Можно говорить, что союзники были нам как пятая нога, и умолчать, (а у нас принято об этом не вспоминать) что в самый критический момент Сталинградской битвы, в Августе, 1942 года) произошла высадка союзников во франции, которая, хоть и провалилась, но до смерти перепугала Гитлера, и он оставил на Атлантическом валу дивизии как они там и стояли. А можно искусственно отложить в наших умах, открытие второго фронта на 1944 год.

В конце концов, вы все равно не запомните эти цифры, армии, даты, но тот или иной осадок останется.

Edited at 2013-02-07 14:50 (UTC)
pamsik
9 фев, 2013 12:45 (UTC)
Я полагаю, что любая трактовка тех или иных событий, безусловно, имеет право быть разнообразной - у людей глаза разные, языки длинные, ум фантазийный.
Но кто бы что бы не говорил - факты останутся фактами, истина истиной.
Можно, конечно, сердечно поблагодарить американцев, за то что они открыли второй фронт а в Первую Мировую (в 1918), и за Нормандию (1944), и даже назвать их победителями. Почему нет. Можно и увидеть связь между тем, как обосрались (пардон муа) те же союзники где-то далеко в 1942, и победой в Сталинградском сражении. Можно назвать наших солдат бесплатным мясом и тп.
От истины не убудет. ...
patriot_af
9 фев, 2013 12:59 (UTC)
История, она чему то учит или не учит. Смотря как на нее смотреть. (вернее кто, и как ее показывает). А на само существование фактов она не влияет. И я даже не уверен, что нам нужна "правда хоть и горькая" для реальной оценки. Мы же ни с кем воевать не собираемся.

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com