Natasha Pamsik (pamsik) wrote,
Natasha Pamsik
pamsik

Categories:

Константиново – Есенинский Шираз. Рыбное

Из рассказа «Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и Старая). Пощупово и Солотча. Константиново»


…Отец с матерью Есенина землю пахали. Такая крестьянская судьба предполагалась по логике и детям. А нет. Мальчику там наверху душу выбрали тонкую. Задумчивую и нежную. Родители – крестьяне из земли и навоза, а он видит как «выткался на озере алый цвет зари» и «сиреневая погода сиренью обрызгала тишь».
Музей-заповедник С.Есенина – «ценнейший памятник истории и культуры» - нас поразил. Неприятно. Пожалуй, это первое из подобных мемориальных мест, которые мы посещали, упустившее душевную составляющую. Куда её дели – непонятно.
…Мы послушали немного заученной донельзя речи молодой экскурсоводши. Отсутствующий взор и механическое изложение выученного текста, повторяющего слово в слово брошюрку, только что купленную мною за 10р. Прямо пластинка с глазами.



Родина Сергея Есенина – село Константиново - находится ~ в 20км от Рязани. С основной трассы пропустить поворот налево вам не даст огромный плакат с изображением поэта. Дорога проходит через город Рыбное, в котором все очень хвалят Музей Пчеловодства от единственного (!) у нас в стране НИИ, изучающего мёд и пчёл (ул. Почтовая,22, 10-16, кроме сб. и вскр.). Там вы надышитесь медовыми ароматами, вам покажут улей-церковь (который сделал пчеловод из Вятки), улей-колокольню, медовые колоды «Царь», «Царица» и «Царевна», там же, кстати, можете и записаться на курсы пчеловодства :) или закупить «коллекцию семян нектароносных растений»:). А ещё можно примерить одежду пчеловодов и покрутить медогонки, увидеть улей из Африки. Здание солнечно-желтого цвета с рисунком сот на стене. Экскурсии проводит хранитель музея Горин Алексей Дмитриевич. Редкий человек, увлечённый мёдом и пчёлами.

В само Константиново въехали наощупь. На развилке за Рыбным мелькнул ещё один есенинский портрет-плакат, указывающий направление, и на этом лимит ориентиров закончился.



Поэтому пояснения - у деревни нужно повернуть налево, в самой деревне – снова налево. Огромная парковка, заставленная автобусами и легковыми автомобилями, слева деревянный дом – Касса-Сувениры.



Выяснилось, что нужно покупать разные билеты, по желанию на посещение – Литературного музея (1), Дома Кашиной (2), Дома семьи Есенина (3), Земской школы (4). Тут надо сказать, что приехали мы в Константиново в непередаваемо жаркий июньский день. Выйдя из прохладного салона, мы тут же попали в раскаленную духовку. Рюкзаки мгновенно прилипли к спине, а на оставленную машину было жалко смотреть – она практически дымилась под напором солнечной лавы. Поэтому вопрос с посещением решился быстро – кашинский и родной дома, школу, большего нам не выдержать. Забегая вперед, для всестороннего знакомства с этим знаковым местом, скажу, что лучше, конечно, брать билеты во все экспозиции. Ориентироваться на местности нам помогла карта на заборе, да тут в принципе и не заблудишься.
Но.
Музей-заповедник С.Есенина – «ценнейший памятник истории и культуры» - нас поразил. Неприятно. Пожалуй, это первое из подобных мемориальных мест, которые мы посещали, упустившее душевную составляющую. Куда её дели – непонятно.
Только мы зашли на территорию, как над нашими головами густо и ржаво закаркали вороны. Их тут куча. И это сразу оставляет неприятное и неуютное ощущение. Почему бы их не разогнать? Ведь это же не свалка (с которой прямая ассоциация), а – музей Есенина!

Впереди по ходу Литературный музей, в котором хранятся совместные вещи и предметы обстановки Есенина и Дункан из их особняка на Пречистенке. Рядом – бревенчатый ресторан. За музеем – Смотровая площадка (о ней расскажу ниже).
Дом семьи поэтадеревянная изба, очень симпатичная, но это восстановленный макет, потому что настоящий дом сгорел ещё в 1922.




Перед плетнем – бойкая продажа сувениров (из которых я бы оставила одни картины, а остальных подельщиков отодвинула бы подальше), за плетнем – столпотворение народа.


Почему-то у самого дома (причем на фоне деревьев с вороньими гнёздами) стоит гигантская железная фигура Есенина, причем никаким образом на него непохожая. И диссонанс с природой ужасный. Автор замысла – скульптор Бичуков установили это произведение в 2007. Сразу возникает вопрос - Почему именно в этом месте? У памятника стоит очередь на фотографирование себя «на фоне». Причем ещё каждый кидается подержаться за отполированный мизинец. Типа что-то загаданное сбудется. Нет комментариев к сей картине. Причем не думаю, что Есенин обидится на меня за эти слова.


В дверях крошечной избушки людская пробка. Еле пробились внутрь. Да, она чистенькая, приятная, крестьянская – но – ни одной поясняющей надписи на стене! Чья комната, чья одежда и т.д. – пояснения отсутствуют напрочь.






При этом жара, духота, народу битком. Нельзя отрегулировать поток? Вывалившись из домика, пошли осматривать ригу с крышей из соломы, около которой тоже толпится народ, И опять думаешь – что здесь было?


Единственное, запомнился и понравился огромный тополь у входа-калитки – считается, что его посадил сам Сергей Александрович.


А рядом на скамейке один молодой мужчина с гитарой в руках продавал cd-диски с исполнением песен, в т.ч. и собственных, на есенинские стихи. На купленном нами экземпляре он трепетно и с гордостью расписался – Алексей Верный.


В Школе рядом (тоже воссозданное здание) та же история.


Дом Кашиной (наконец-то оригинал!), в прямом смысле проходной. Потому что опять нигде, даже у фотографий на стене!, нет поясняющих подписей. Опять создают комплекс неполноценности у одиночных туристов. Либо гадайте ху из ху, либо берите экскурсию. Поэтому, скользя глазами по стульям и мебели, вы быстро проходите всё небольшое количество маленьких комнат (второй этаж закрыт). Кстати, мы послушали немного заученной донельзя речи молодой экскурсоводши. Отсутствующий взор и механическое изложение выученного текста, повторяющего слово в слово брошюрку, только что купленную мною за 10р.. Прямо пластинка с глазами.




Ради чего стоит всё-таки приехать к Есенину, это вид на «рязанские раздолья», которые затмили когда-то персидский Шираз (http://www.museum-esenin.ru/web.gallery/, см. "Пейзажи села Константиново"). Смотровая площадка находится сразу за Литературным музеем. Глазам открывается великое просто по красоте место. Крутояр, Ока, небо, даль. Лунный пейзаж какой-то. Никогда не видела, чтобы так причудливо лежали холмы на земле – буквально застывшие волны. Зеленые. Где-то совсем вдалеке-вдалеке живописно пестрело огромное стадо коров на далёком-далеком лугу. Вот здесь точно тебя охватывает ощущение сопричастности с Есенинскими мыслями. Под этим небом он стоял, в эту раздольную даль глядел, по этим бархатным буграм ходил.

















Подумать только.
Отец – Александр Есенин, мать Татьяна. Их брак был заключен не по любви. Она родит 14 детей, четверо из которых выживут. Сергуша, второй её ребенок (1895) от этого второго брака. Катя и Шурочка родятся через 10 и 16 лет. Крестьяне. Землю пахали. Такая крестьянская судьба предполагалась по логике и детям. А нет. Мальчику там наверху душу выбрали тонкую. Задумчивую и нежную. Родители – крестьяне из земли и навоза, а он видит как «выткался на озере алый цвет зари» и «сиреневая погода сиренью обрызгала тишь». Есенин жил жадно и цветисто. Золотая голова. Волосы – «взял у ржи» - темно белокурые с ярким золотым отливом. Глаза – как незабудки, голубая бирюза. Любил многих женщин, но всех любил только - «кстати, заодно с другими на земле». А по-настоящему только одну – Русь, Рязань – свою родную землю.

Между помещицей-соседкой Лидией Кашиной (ей 30) и Есениным (ему 21) было романтическое чувство. Стихотворение «Зелёная прическа – девическая грудь» посвящено среди ещё нескольких ей.
У Лидии Ивановны Кашиной странный путь в жизни.
Родилась в 1886. Дочь миллионера Ивана Кулакова, сколотившего капитал на доходных домах в Москве. В 1904 (18 лет) – закончила Александровский институт благородных девиц с отличием. В 1905 (19 лет) вышла замуж за учителя Николая Кашина. У них двое детей – Юра и Нина. В 1911 (25 лет) получает от отца огромное наследство. Теперь она не просто барыня, а – миллионерша. Роман с Есениным случается в 1916 (30 лет) – «Не жду, не молю, не кляну я и бедному сердцу не лгу. Но сладость её поцелуя забыть не могу, не могу»…. В 1917 – Революция отбирает у неё усадьбу. 1919 – она уже работает как «секретарь-письмоводитель» в Управлении связи Красной Армии. В 1920 – машинистка в издательстве газеты «Труд». В 1923 (37 лет) – встречается с Есениным в Москве. Вот её описывает Надежда Вольпин: «Несомненно, провинциалка. По общему облику – сельская учительница. Тускло-русые волосы приспущены на лоб и уши. Лицо чуть скуластое, волевое. Нос с горбинкой, но чисто славянский». В 1937 (51 год) хотела поехать подлечить здоровье на Кавказ на «впервые заработанные своими руками деньги», но… её путь на земле прекращается.
Частичку своей женственности и судьбы она подарила героине поэмы «Анна Снегина». И хотя образ главной героини в ней собирательный, её дом сейчас называется «Музей поэмы «Анна Снегина».

Литературы о Есенине очень много. Мне понравились воспоминания Надежды Вольпин «Свидание с другом». Один из лучших сайтов о поэте: esenin.niv.ru – здесь очень много информации. В числе прочих вот любопытный автор и его мысли - В.Сорокин, «Прощание с мифами». Вот официальный сайт музея в Константиново - museum-esenin.ru. Материалы в разделе «Экспозиция» хорошо бы распечатать, если соберётесь сюда. Тогда не повторите наш дефицитно-информационный опыт. Немного книг я купила в магазине, где находятся музейные кассы.

Есенин – это вселенная. Читайте, читайте и перечитывайте.







Рассказ «Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и Старая). Пощупово и Солотча. Константиново»

Серия постов о Рязани:

Солотча. Солотчинский монастырь. Про сосновый бор, ландышевые и земляничные поляны, про сосновые шишки и кафе «Лесная сказка»
Рязань. Памятник Есенину и кафе «Стойло Пегаса»
Портрет баронессы фон Диргардт
Tags: *Музеи/Усадьбы, РОССИЯ, Рязань и Константиново
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments