Natasha Pamsik (pamsik) wrote,
Natasha Pamsik
pamsik

Categories:

Оптина Пустынь. Батюшка Амвросий Оптинский

Это мой первый перепост в ЖЖ (optinapustin ).
И это моя дань уважения и восхищения проделанному труду
Владимиру Мелехину и его сыну Владимиру за участие и несколько месяцев безвозмездного кропотливого труда по созданию 3D виртуальной экскурсии.
Сейчас вы нажмёте на кнопочку и совершенно волшебным образом отправитесь гулять по Оптиной Пустыни!
3D изображение – это полная иллюзия присутствия.
Вы можете зайти в любой храм и увидеть в нем ВСЁ!
Можно приблизить, можно выйти и перейти в другое место. Да что там говорить – можно даже зайти в Иоанно-Предтеченский скит, открытый только для братии!
Виртуальные современные технологии потрясают, но ещё больше вызывают благодарных чувств – терпение, скрупулезность, ювелирность работы тех людей…, которые смогли сейчас всех нас отправить на другую планету, в другой мир – мир Оптиной Пустыни.
Кто знает, кто был там – понимает, о чем я пишу. Кто не был – уверена после видео экскурсии последует реальная поездка.
Оптинские старцы… это всленская душа России. Их жизни – пример нам суетящимся в мирских суетах… Расскажу о батюшке Амвросии Оптинском. Не бойтесь читать, не будет никаких нравоучений – я легко напишу. От его имени не только у меня – у многих – теплеет на сердце. В разных ситуациях и читаю, и мне помогают его блестящие афоризмы.

(Из
рассказа «Оптина Пустынь и Шамордино. Русские Места Света. (Подсолнечные места.)»)

Монастырь Оптина Пустынь посмотреть в 3D


Иоанно-Предтеченский скит - посмотреть в 3D


Амвросий (Александр Гренков, 1812-1891, 79 лет). Восьмой ребенок из семьи пономаря из Тамбовской области. Семья была большая, дружная и очень религиозная, а маленький Саша был самым весёлым и шаловливым пацаном из всех детей. Доставалось за проказы ему от строгого дедушки по пятое число. В 12 лет он пошел в Духовное училище в Тамбове, потом в Духовную семинарию. Потом он – учитель. Весёлый, остроумный, любит музыку и танцы, пишет стихи, душа компании. Уйти в монастырь? – об этом молодой учитель даже и не помышлял. «В монастырь я не думал никогда идти, ... впрочем, другие почему-то предрекали мне, что я буду в монастыре. Но мысли человеческие - не те, что мысли Божии. От Господа стопы человеку исправляются»….
Вдруг молодой парень очень тяжело заболевает, настолько тяжело, что даёт обет – если произойдёт чудо и он поправится, то уйдёт в монастырь. Он выздоровел, но … как уйти в монастырь от мирских соблазнов молодому общительному и компанейскому человеку? И «целых четыре года он жался» от сомнений, «на душе было тяжело и совесть неспокойна», а решение принять не мог. Мир его не отпускал. Как-то с товарищем он посетил в одной тамбовской деревне известного старца-затворника Илариона и тот ему сразу сказал: «Иди в Оптину – там есть опытные старцы, и ты там нужен». И ещё он побывал в подмосковной Троице-Сергиевой Лавре, помолился перед мощами великого русского святого Сергия Радонежского, и отчетливо понял – надо уходить в Оптину.
В 28 лет был зачислен в братию и «год жил в монастыре на кухне. Пять келий переменил... На кухне год прималчивал, т.е. спросят что, скажу... А через год меня прямо в келейники взяли». Амвросий был духовным учеником двух старцев – Льва и Макария. Действительно, опытные Оптинские старцы сразу поняли, что молодому послушнику лучше бы пожить в безмолвном месте и перевели его в скит, он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского.

В скиту он прожил 50 лет.





Можно подумать, что старцами становятся автоматически, благодаря возрасту….
Нет. Тяжелый это путь.
Нужно ведь очистить свое сердце от страстей, победить в себе гордость и самолюбие, переносить искушения, приобретать смирение. После пострига он снова заболевает, очень тяжело, но не унывает, и даже говорит: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!». Как не странно болезнь «умерила живость его характера, предохранила его, быть может, от развития самомнения и побудила глубже войти в себя, лучше понять самого себя и человеческую природу».
Старец Амвросий – душевед. Читал людей как открытую книгу. «Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами».
Он жил в крошечной хибарке в лесу, в скиту и принимал паломников. В 4 утра вставал на молитву. В 9 утра начинал приём людей. С 2-х до 3,4-х – отдыхал, кушал. Затем вечерня и опять приём до полуночи.

И так – 30 лет.







А больной-пребольной старец посмеивался. Вспоминал свое рождение, когда пришли гости, а матери рожать, и её пришлось отвести в баню. «Как на людях я родился, так все на людях и живу».

Ещё его духовный учитель старец Макарий как-то сказал ему: «Будешь жить в хибарке по ту сторону ворот, и смотри - вот тебе мой завет - никого из приходящих не оставляй без утешения». А потом тоже шутил, указывая на Амвросия, окруженного толпой: «Посмотрите-ка, посмотрите! Амвросий-то у меня хлеб отнимает, хлеб отнимает».

И «батюшка Абросим» утешал всех. Удивительным образом он умел сразу определить духовное состояние человека и дать ему самый правильный и полезный совет. А также исцелял, хотя очень не любил афишировать эти свои чудесные способности. Людей к нему приходило видимо-невидимо. В очередях стояли и ждали 10 минут разговора со старцем по несколько дней. Не хватало ямщиков для перегона между Оптиной и Калугой, а также номеров в монастырских гостиницах. Людей поражала «непостижимая бездна любви, которые были в нем». А Оптину пустынь называли «духовной санаторией израненных душ».

Достоевский приезжал к старцу Амвросию и в своем романе «Братья Карамазовы» описал его как «старца Зосиму». …«При этом Алёша почти всегда замечал, что входившие в первый раз к старцу на уединённую беседу, входили в страхе и беспокойстве, а выходили почти всегда светлыми и радостными, и самое мрачное лицо обращалось в счастливое».

Даже его графское сиятельство Лев Николаевич Толстой изволили беседовать с мудрым старцем. После беседы Толстой ушел из хибарки в раздражении, а старец слег в постель со словами: «Никогда не обратится ко Христу! Горды-ыня!».

Батюшка Амвросий – основатель Казанской женской пустыни, известной под названием «Шамордино».



Святой Амвросий: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я».
«Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно».
«Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо».
«Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет».
«Грехи как грецкие орехи - скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».
«Если стараются унизить - значит, хотят смирить тебя».
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Когда нападет гордость, скажи себе: «Чудачка ходит».
«Если очень зацепят тебя, скажи себе: «Не ситцевая, не полиняешь».
«Будь сам справедлив и не обижай никого».
«От ласки у людей бывают совсем иные глазки».
«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».
«Во всяком человеке есть что-то хорошее и доброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, хорошего не видим».
«Молитву Иисусову произноси против блудных искушений, а в гневных искушениях молись за того, на кого скорбишь: «Спаси, Господи, и помилуй такую-то и ее святыми молитвами помози мне окаянному и грешному».
«Не беспокойся много об устройстве судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время».
«Старайтесь жить как по лесу ходят некоторые: попадается корявое дерево - подогнутся или обойдут, а какая-нибудь назойливая ветвь хлестнет в затылок - не очень на это смотрят».
«Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря даже на угловатость, а другой, как ни кудрявься, все золотом не будет».
«Книги читать поутру с четверть часа до работы, а потом целый день жуй, что читала, как овца жвачку».
На вопрос: «Как себе внимать, с чего начинать?», последовал такой ответ: «Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как гордишься, как тщеславишься, как сердишься и прочее».

На вопрос: «Как жить?», батюшка отвечал: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
Великий старец, душевед, лечил словами горести и печали, помогал людям, но не уставал повторять народную поговорку: «Боже-то поможи - да и сам мужик не лежи».
И сейчас сюда в Оптину пустынь, поклониться мощам святого Оптинского старца Амвросия приезжает множество людей и, действительно, происходит множество чудес по его молитвам.
Абсолютно точно пошутил святой старец, отвечая на вопрос: «Батюшка, что же нам без тебя то делать?» - «Уж если я с вами тут все возился, то там-то от вас уж, верно, не уйдешь».

Икона над ракой святого старца Амвросия – мироточит.



Согласно уставу Оптинской пустыни, в приделе Введенского собора, освященном в его честь, каждое утро в 5.30 совершается молебен преподобному Амвросию.

Рассказ «Оптина Пустынь и Шамордино. Русские Места Света. (Подсолнечные места.)»
Перепост для жж можно взять здесь
Tags: *Под-Солнечные места России (Монастыри), РОССИЯ, Тульская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →