?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ольга Тен пишет – как дышит. Так же легко и весело, она, наверняка, смеётся. Человек-праздник. А её рассказ о поездке в древнее старообрядческое село Усть-Цильма – это песня!


Усть-Цильма - русское село в глубине Коми края, куда не проникло крепостное право, и на протяжении почти пяти столетий хранит традиции древнерусского фольклора своих предков: песни, обычаи, обряды, праздники.
Усть-Цильмаединственное место, где уникальный праздник предсенокосных хороводов средневековой Руси «Горка» сохранился до наших дней в последовательном обрядовом действии.

О, а вот и указатель на Усть-Цильму! (лирическое отступление)
Краткий экскурс в историю старообрядцев. Праздник «Усть-Цилемская Горка»

О, а вот и указатель на Усть-Цильму! Давно мечтаю там побывать. Как гласит Википедия, «Усть-Цильма — одно из самых древних сел Европейского севера»
«Село названо по его расположению в устье реки Цильмы (русское слово чильма означает «моховое болото, топкий торфяник», «глубокая яма (окно) на болоте, поверхность которой может быть водяной или моховой; топкое место на болоте, трясина»).
Не могу не скопировать информацию об истории этого интереснейшего села, очень уж она интересна и самобытна. И уж, коль скоро зашла речь о Русском Севере, то Усть-Цильма-это, безусловно, одно из его «сокровищ».

Места печорские были известны русским людям издавна. Известен был путь и на нижнюю Печору. Он шел с низовий Мезени по ее притоку Пезе, по притоку Пезы Рочуге и далее через волок на реку Цильму, впадающую в Печору. Этой дорогой новгородский уроженец Ивашка Дмитриев пришел с Нижней Мезени и здесь, на левом берегу Печоры, поселился, но вскоре нашел более удобным правый берег, под горкой и на гари, где лес выгорел, и облюбовал место для жилья.
Богатство края составляли рыбные ловища, садбища кречетов, соколов и непочатый лес, полный дичи, что породило Ластке противников: кеврольцев, чакльцев и мезенцев, из которых некоторые уже были знакомы с Печорою, ее богатствами и прежде, как говорит грамота «ловили рыбные ловли наездом».

1542 год считается датой основания села Усть-Цильма.

Первоначально слободка входила в состав Вычегодско-Вымской земли, но в 1575 была передана в волость Пустоозеро (позднее - Пустозерский уезд). Деревянную церковь построили здесь в 40-х г. 16 века. В 1564 здесь насчитывалось 14 крестьянских и несколько церковных дворов, в 1575 - 16 крестьянских и 4 церковных дворов и кельи, имелась деревянная церковь Николая Чудотворца. Жители носили фамилии Дуркин, Калинин, Онищев, Толстой, Корела (переселенец из Карелии) и Чупра (родоначальник Чупровых).
«А с угодья Усть-Цилемския волости жильцов, рыбная ловля на реке Печоре ... и всего 14 тонь, а ловят на всех на тех тонях красную рыбу семгу, а в других речках ловят белую, да бобра бьют», — сообщает документ того времени. Земледелие было развито слабо: “да в той же Целемской слободке хлебные пашенки позаде дворов их в капустных огородишках, ...и они те пашенки в ыной год пашут, а в ыной год и не пашут, потому что морозом убивает”.

В конце 17 – начале 18 вв. на Усть-Цильму неоднократно нападали ненцы. В это же время здесь появилось немало старообрядцев, спасавшихся в отдаленном краю от преследования властей.

Интересен тот факт, что русское село находится в глубине Коми края, куда не проникло крепостное право, и на протяжении почти пяти столетий (село основано в 1542 году, то есть селу 466 лет), село хранит традиции древнерусского фольклора своих предков: песни, обычаи, обряды, праздники.

Именно благодаря отдаленности Усть-Цильма сохранила свое богатое культурно-историческое наследие.
Сегодня с. Усть-Цильма – это край, в котором достижения XXI века переплелись с седой стариной. Основным самобытным обрядовым праздником есть и остается «Усть-Цилемская Горка», одно из обрядовых действ, которое сохранилось на Русском Севере только в Усть-Цилемском районе. По-мнению фольклористов России, Усть-Цильма – единственное место, где уникальный праздник предсенокосных хороводов средневековой Руси сохранился до наших дней в последовательном обрядовом действии.

Старинный народный праздник «Горка» возник в 18 веке из праздника летнего солнцестояния и был приурочен ко времени, когда в крестьянских работах наступала передышка между севом и сенокосом. Праздник символизировал вершину трудового года, а также пору вхождения подростков в круг молодежи.

В середине 19 века «Горка» проходила на высоком месте недалеко от реки Печоры, куда приставали суда с товарами, прибывшими с Чердыни, Вятки, Мезени, Усть-Сысольска. В Усть-Цильму съезжались жители соседних деревень, купцы раскидывали палатки, и начиналась ярмарка. Это был период ярмарочных гуляний между посевной и сенокосной страдой. Повод для праздника был утрачен, но традиция сохранилась до наших дней.
«Горка» начиналась в период весенних праздников с Николы вешнего (22 мая) до дня Петра и Павла (12 июля).


«По всему Печорскому краю устраивались хороводные гуляния - «горки», с которым и связано выделение весеннее – летнего годового цикла. Начало сезона «горочных» хороводов на Печоре зависело от местных погодных условий и, в первую очередь, связывалось с ледоходом и освобождением земли от снега, то есть наступлением весеннего тепла, а также таким конкретным фактором, как готовность земли к пахоте и севу. Горка устраивалась практически во все праздники весеннего периода – в Вознесение, Троицу, петровское заговенье, могла проводиться и по воскресным дням.



Самое большое в горочном сезоне гуляние устраивалось в Иванов день, вообще от Иванова до Петрова дня в селе Усть-Цильма устраивались самые оживленные горочные гуляния, так как на этот период приходились последние дни чердынской ярмарки, что не могло не сказаться на общей атмосфере праздника. Петровым днем или на накануне его «горочные» гуляния заканчивались; начиналась самая тяжелая трудовая пора на Печоре – сенокосная «страда» и ловля семги, которая в прошлом служила средством расчета с купцами, приплывающими сюда с Чердыни, чтобы снабдить жителей Печоры хлебом и другими товарами.

Участники «Горки» одеваются в праздничный наряд традиционного устьцилемского костюма. Устьцилемский женский костюм не просто соответствует условиям праздника как такового, а является «эмблемой» праздника. Костюм состоит из «рукавов» (рубаха), сарафана, передника (фартук), и «коротеньки», сшитых из парчовых шелковых тканей; на талии завязывается плетеный яркий разноцветный пояс с кистями. Головной убор девушки - хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты - повойник (мест. побойник) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. Женский головной убор - плат. Он может быть трёх видов - канофатным, репсовым или парчовым. Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан.








Мужской костюм более простой. Он состоит из рубахи - косоворотки, простых штанов, узорных чулков и кожаных ступней.




Подлинный костюм органично сочетается с песней и танцем в зрелище, волнующем своей образностью и достоверностью.

Традиционно, первую "Горку" устраивали с 10-ти часов утра - её водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам. После обеда на "Горку" вместе с молодежью собирались замужние женщины. Лишь на вечерней главной "Горке" собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. На вечерней "Горке" участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: "столбы", "круг", "на две стороны", "на четыре стороны", "вожжа", "плетень", "плясовая". Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок сложных хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня, поэтому его можно считать кульминацией горочного гуляния. "Горочники" инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник представляет собой красочное театрализованное представление, которое является сложным хороводно-игровым действом, требует четкого руководства, а именно, участие людей старшего возраста в хороводах было связано с руководством ведения "Горок", с "обучающей" функцией, и строгим хранением горочного репертуара. На этом действие «Горки» заканчивалось, участники расходились по домам небольшими группами с протяжными, лирическими песнями.






Судя по рассказам устьцилем, Петров день можно рассматривать как границу весеннего и летнего сезонов, канун важнейших для северян летних хозяйственных работ, и, вероятно, поэтому с ним был связан особый обычай.

«В ночь на Петров день (с 11 на 12 июля) местные жители отправлялись на противоположный берег реки (жители с. Усть-Цильма – на место первого поселения основателей Усть-Цильмы, называемом Старыми Дворищами) – на сенокосные луга («пожни») или в лес, где жгли костры – «огнища» - и варили кашу - «петровщину» для коллективной трапезы; пары молодых людей переезжали от костра к костру («ездили по огнищам»). В этом обычае можно усматривать архаические черты предков, актуализируемого перед началом напряженных летних работ, от которых зависело благосостояние печорцев в течение всего года».

Этот обычай также как и «Горка» сохранился и по сей день, и называется это народное гуляние «Петровщиной» и проводится в ночь с 11 на 12 июля. Петровщина сегодня является составной частью празднования республиканского праздника «Усть-Цилемская Горка».

Ежегодный обрядовый праздник «Петровщина» отмечается только в Усть-Цилемском районе в канун дня Первоверховных апостолов Петра и Павла, - это отголосок ритуально-поминального обряда. В ночь с 11-го на 12 -ое июля у устьцилем принято варить кашу. Не случайно кашу варят ночью. Считалось, что это время, когда стираются грани между живым и загробным мирами. Важно, что поминальная трапеза проходит за рекой или у реки: в фольклоре путешествие через реку – путешествие в страну мертвых.
По старинным преданиям душа человека превращается в птицу, поэтому и еда птичья: крупа, каша. Кашу варят практически всегда пшенную.


В этом обряде сохранились следы древнего представления о том, что души умерших вселяются в птиц и являются символическими посредниками между миром «живых» и «мертвых». Река – символ некоего посреднического начала, соединяющего выше обозначенные миры, а вода – символ уходящего времени.
Также многие устьцилема во время этого праздника варят уху, поскольку на Руси святой Петр считается покровителем рыбаков и рыбного промысла, поэтому день святых Петра и Павла принимает и характер рыбацкого праздника. Ухой поминают святых Петра и Павла, а кашей всех своих умерших родственников. Таким образом, устьцилема ежегодно встречают утро 12 июля.

Республиканский фольклорный праздник «Усть-Цилемская Горка» сегодня проводится ежегодно в Иванов день 7 июля и в день первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля в селе Усть-Цильма Усть-Цилемского района Республики Коми.

Ну вот, я в своем репертуаре, начала, как говорится, за здравие…. Все же мечтаю я, давно уже мечтаю побывать на Усть-Цилемской горке, хоть ненадолго окунуться в атмосферу этого волшебного места, соприкоснуться с культурой тех, кто зовется таким одновременно строгим и красивым словом-старообрядцы… Вот и понеслась душа в рай.. А усть-цилемская семга….Песня-сказка!

Между прочим, Вашему вниманию предлагаются:

1. Этнографический тур «Усть-Цилемская горка на Петров день».
2. Сплавы по реке Пижма
3. Отдых со спортивной рыбалкой в Усть-Цилемском районе
4. «Тур выходного дня»
5. Тур «Зимние забавы»

Информация и фотографии с сайта:
«Усть-Цильма»
Рассказ от Ольги Тен «Великий шелковый путь» - Бухара – Самарканд – Ташкент (УЗБЕКИСТАН)

Comments

pamsik
21 июл, 2011 14:59 (UTC)
Язычество? или нет
Спасибо за Гумилева. Это моя "путеводная звезда" в изучении истории, глубины и хитросплетения которой не устают удивлять.
Мне вот интересен ( и непонятен) вопрос ассимиляции (скажем так) сохранения древних обычаев (их называют "языческими" и православия (даже без деления на старое и новое).

Если посмотреть на фото - мужчины безбороды, значит уже не имеют отношения к старообрядчеству. Не в церкви в этот день - значит и не православные (?). Или как?

Я знаю, что до сих пор, например, до сих пор, многие муромские финно-угры придерживаются веры прадедов, а соседи их – луговые марийцы – никогда вообще не были христианами и сохранили жречество. (Это запретная информация.)
Что вы об этом думаете?

Edited at 2011-07-21 15:00 (UTC)
va_kul
21 июл, 2011 16:53 (UTC)
Re: Язычество? или нет
Ассимиляция=уничтожение, а не сохранение, хотя обычно преподносят как "слияние" с сохранением элементов того и другого. Христианство ес-но боролось и борется с язычеством, считая его бесовством, служением Сатане и т.д. Другое дело, что на территории России православие само по себе оказалось слабым (оно насаждалось в первую очередь государством, которое контролировало РПЦ, а не шло "снизу", от самих христианских общин, епископов, монастырей и др.), поэтому оно вынуждено было интегрировать значительную часть язычества (православные праздники опираются на древние языческие праздники, поклонение иконам = иная форма поклонения идолам и т.д.). Фактически в России можно говорить о двух пластах духовного сознания: сверху тонкий слой православия (люди покупают себе крестики, крестят детей, венчаются в церкви, отпевают умерших, но тут же грешат не думая о Страшном суде))) не соблюдают постов, действуют сообразно разным суевериям...), снизу - мощный пласт язычества, трансформировавшегося в различные учения, мировоззрения, магические практики и ритуалы.
Если на фото мужики-устьцилемы без бород и не в церкви - вот пример, когда люди бьют себя в грудь кулаками, что они самые что ни на есть православные (старой веры! истинной...), но тут же отправляются на древний магический ритуал окончания весенне-летнего цикла полевых работ;-)))) впрочем, современные устьцилемы уже не так крепки в вере, как раньше. Советская власть постаралась...
"многие муромские финно-угры придерживаются веры прадедов" - откуда такая информация? можно ли поподробнее? кого вы называете муромскими финно-уграми?
"луговые марийцы – никогда вообще не были христианами и сохранили жречество" - это не запретная информация, я был на марийских молениях, можете почитать у меня в ЖЖ)) Нет, РПЦ добилась-таки распространения православия среди мари (весьма жестокими методами!), но до сих пор среди марийцев распространено двоеверие (человек ходит и в церковь, и в священную рощу!), а 12% т.н. чимари = "чистые" марийцы, исключительно язычники (сами они используют термин "марийская традиционная религия", слово "язычество" они не любят).
Я думаю, замечательно, что марийцы (и, кстати, еще удмурты) сохранили веру предков, несмотря на гонения РПЦ. Каждый народ имеет особенности в мировоззрении, налаженную картину мира, нормы морали, представления о красоте. С какого рожна лезть в душу чужих людей??! Это лично едело каждого человека - во что ему верить. Ни одна церковь (религиозная организация) не должна навязывать свои постулаты кому бы то ни было, тем паче - заниматься пропагандой среди других народов.
pamsik
23 июл, 2011 18:01 (UTC)
Не люблю слово "РПЦ"
Про "муромских финно-угров" я вычитала где-то, вот не помню источник. По-моему покупала в Музее К.Васильева какие-то альманахи со славянской тематикой. Если найду статью, то напишу поподробнее.

Тему мы затронули сложную. Я не со всем согласна, о чем вы пишете. Не люблю слово "РПЦ" - во,первых. Всегда теряюсь, когда им манипулируют в разговоре. Оно всегда звучит с негативным оттенком, и всегда употребляется людьми далекими от церкви.

В принципе "РПЦ" не может ни "навязывать постулаты", ни заставить кого-то ходить в церковь. Человек это делает сам. Либо по внутреннему наитию, либо по каким-то иным причинам. Неважно каким. Вера развивает душу, и ошибки нужны, чтобы понять что-то необъяснимое словами.
Вера - не математика, её на составляющие не разложишь. Можно, конечно, попытаться, как вы сделали, но это гипотетическая демагогия.
"РПЦ" - это не монолит, это люди. А люди разные. Грешат все, умышленно или неумышленно. Очень сложно держать душу в чистоте.

Лучше не предаваться анализу духовных составляющих сухим рассудком, а почитать умных истинно верующих людей, к примеру Антония Сурожского, и ли других. Нравоучений там нет, просто общение через книгу с духовно богатыми, мудрыми людьми.

Не имею права судить о древних верованиях людей. В принципе, законы Вселенной одинаковы для всех. В христианстве они изложены в заповедях. А знаменатель общий - Любовь. Т.е. не держать зла, уметь прощать, не унывать, радоваться каждому моменту жизни, благодарность за радости и невзгоды, добродушие и т.д. - всё о чем легко говорить, но трудно сделать. Ведь порой кажется, что легче ложкой траншею выкопать, чем изменить свой характер.
Поэтому если ЭТИ стремления есть в душе человека, то неважно во что он верит. Если подменяется иным, имеет потребительский мотив - то вот это уже чистой воды "язычество", т.е. поклонение ради собственных интересов.

В общем, вот так я мыслю...)...

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com