?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино».

В Смоленске есть уникальные артефакты – это Домонгольские церкви и Крепостная стена, которая является 3-й по значимости в мире после Китайской и Константинопольской. Сейчас из 6-км стены остались только фрагменты, а из 38-ми башен сохранилось 16-17…
Я не могу не рассказать о Башне Орёл…
Башня – красавица. Стена – аналогично. Всё в шахматных зубцах – ну, не Орел, а Королева просто. Пробираемся через сурепку к башне. … Внутри красота по-русски…
Все обкакано, обписано, обблёвано, замусорено, разрисовано, раздолбано и вороны…
А ведь это У-ни-каль-но-е место!
Когда-то эту Стену называли - «Белое ожерелье Руси» - она была беленая, белоснежная, а бойницы были красные.


Как-то по tv перед нашей поездкой показывали, как в Коломенское приехал японец - председатель Юнеско, осматривать в каком состоянии находится редкая достопримечательность. Церковь в Коломенском - просто вылизали языками, японца встретили песнями и плясками, хороводами, хлебом-солью, директорша музея чуть ли не в боярском костюме вышла, на голову японца чуть ли не шапку Мономаха одели. Знай наших. Японец, тем не менее, прищурился и высказал недовольство – что его эстетическое восприятие драгоценного архитектурного объекта портит еле виднеющийся вдалеке-вдалеке московский новострой. Можно понять замечания человека, в стране которого наслаждаются цветением сакуры, садами на песке и празднуют неделю любования осенними листьями.
Японца этого надо привезти сюда, на башню Орёл, без всякой предварительной подготовки, Чтобы не только знал тех наших, но и этих.


                                                                                                               Крепостная стена. Башня «Орел».

Мы были опять подготовлены и много наслышаны про смоленскую крепостную стену из отзывов. И знали-знали про её протяженность – 6,3 км и все 38 (17) башен. Но в действительности увиденное превзошло все мыслимые ожидания. Крепостная стена в Смоленске уникальна.
Первое наше с ней отдалённое знакомство состоялось на заросшей белой душистой таволгой смотровой площадке за Успенским собором. Отсюда виднелись несколько её башен и длиннющие фрагменты её стены. «Вот это да!», - ахнули мы.



Потом от собора и памятника Кутузову мы выезжали на мост через Днепр, а там снова по бокам от моста выросли монументальные стены и я, высунув руку из окошка, бешено щёлкала кнопкой, чтобы сфотографировать эффектную картинку.


Потом у парка Блонье мы вышли на самый туристический её кусок – Башню Громовую (музей)…




Прошлись вдоль этого участка стены с башнями – здесь что-то типа речки, на зеленых лужайках загорает народ, рыбаки замерли в ожидании поклёвки, бульвар тянется, променад, кафешки-мороженое, весёлые аттракционы. Мы двигаемся вдоль стены, любуемся её грандиозностью, и дошли, таким образом, до Лопатинского сада. Но, тем не менее, скажу честно, присутствовал эффект дежа вю: всё казалось, что мы видели примерно такую в Пскове, в Великом Новгороде….




И если бы случайно не вычитали в одном (!) отзыве, что можно прогуляться по крепостной стене, зайдя на неё через Башню Орёл – то впечатления так и остались бы лакированно-дежурно-ожидаемые. Заметим, что все (!) путеводители почему-то скромно умалчивают о возможности такой прогулки.

Утром следующего дня, мы развернули карту города, нашли Орёл и двинулись на поиски.
И приехали на пустырь…. То есть вот она башня Орёл, вот она длиннющая стена, народу никого, туристов никого, касс тем более в помине нет, пацаны гоняют в мячик и невероятно живописные цыплячьи яркие заросли сурепки.

Башня – красавица. Стена – аналогично. Всё в шахматных зубцах – ну, не Орел, а Королева просто. Пробираемся через сурепку к башне. … Внутри красота по-русски (о ней ниже, не буду сейчас портить вам настроение).





Взбираемся по раздолбанным ступенькам. Мама дорогая, да Китайская стена по сравнению со Смоленской отдыхает!
Заглядываем в бойницы – из них открывается потрясающе красивый вид на зелёные холмы и лес. Раньше как раз здесь, ниже башни Орел проводились кулачные бои.





Проходим по стене вперёд к следующей башне Авраамиевской, наслаждаясь каждым мгновением, забираемся в неё, поднимаемся по узким-преузким остаткам ступенек на ярусы, если можно так сказать. Понятно, что от полов-перегородок ничего не осталось, мы стоим на неровной каменной приступочке и с замирающим от ужаса и восторга сердцем смотрим вниз с приличной высоты. Спикировать на груды кирпичей в принципе легко, нужно быть осторожными. Так же и на самой стене с открытой стороны нет никаких ограничителей и если есть желание, то можно повторить подвиг Икара прямо в сурепку.
У-ни-каль-но-е место!





Что внутри башни (башен). ? Описываю. – Все обкакано, обписано, обблёвано, замусорено, разрисовано, раздолбано и вороны.


Ужос. Люди, да что же это такое? Ведь цена вопроса, а именно уборки территории – 10 таджиков и полдня работы, или 5 таджиков и день работы, или один наш с вами ленинский субботник. Неужели это так трудно сделать???

Смоленская крепостная стена обязана своим существованием Борису Годунову, тогда ещё боярину (родом из Смоленска!) при царе Федоре Ивановиче (Иоанновиче), сыне Ивана Грозного.
Крепость начали возводить в 1596 году. Годунов лично заложил первый камень будущей крепости. Время наступало неспокойное, смутное – рядом были ляхи (заканчивался срок 12-летнего перемирия с Польшей).

Зодчий – Федор Савельевич Конь, «государев мастер».
Опыт работы – стены Белого города в Москве.

Параметры: 6,3 км. 38 башен. 12-19м - высота стен. 5-6м – толщина стен («могла проехать тройка лошадей»). 158м - длина прясел (стен между башнями). Внизу – прямоугольные блоки белого камня, остальное – обожженный кирпич. Стены и некоторые башни завершались зубцами «ласточкиными хвостами» и ровными. Все башни были разными. Были предусмотрены подземные ходы «слухи», лазы «калитки», зарешеченные стоки вод.
Темпы работы: 6,3 км высококачественной и высокохудожественной кирпичной кладки за 4 (!!!) года. Основной объём работ завершили в 1600, плюс два года на мелкие работы. На Стене работало ~ 25-30 тысяч мастеров, любое каменное строительство по все Руси было строжайше запрещено.
Особенности. Военная: в Стене и Башнях было по 3 яруса бойниц (боевых отверстий): подошвенный-нижний, средний и верхний – которые располагались по отношению друг к другу в шахматном порядке. Результат - высокая плотность боевого огня, к крепости было невозможно подойти. К тому же глухие зубцы чередовались с боевыми – можно было стрелять стоя и с колена.
Особенности. Декоративная. Удивительно - кроме того, что в Крепости и Башнях Конь реализовал все самые продвинутые военные мысли того времени, так при этом он ещё и не забывал о «наведении красоты». Тут были и белокаменные ворота, и разнообразные карнизы, фронтоны, вплоть до изящных арочных рамочных обрамлений бойниц из тесаного кирпича. (В это время ещё строились крепости в Астрахани и Казани – но – «по красоте» они и близко не дотягивают до Смоленской).

Да в таком месте, таких башнях музеи надо делать, арт-галереи, рестораны в конце концов, за проход по 10€ брать, иностранцев сюда толпами возить, потому что именно здесь на этом куске Крепостной стены тебя пробивает – красота какая, уникальность какая, редкость какая! 3-я по значимости в мире - после Китайской и Константинопольской стен!

P.S. Ещё про Стену. Когда мы вышли из ресторана «Смоленская крепость», расположенным в одной из восстановленных башен в крепостной стене (за этой башней стена как раз обрывается) – мы её обошли и вышли прямо к Днепру, на променадную дорожку, которую, видимо, здесь принимают за набережную. Был вечер, солнце закатывалось за горизонт и при этом дарило нам необыкновенное освещение. Мягкие яркие предзакатные лучи смягчили холодную красность кирпичных стен, стёрли швы, и Стена окрасилась в тёплый оранжевый цвет. А купола Успенского собора, казалось саккумулировали в себе весь предзакатный жар и отсылали его обратно солнцу. Мы как раз зашли на мост и не могли оторвать глаз от этой картины - темный Днепр, ослепительное золото маковок Успенского собора и персиковая Стена.


Как назло замигали разряженные батареи в фотоаппарате, зарядное устройство мы забыли взять с собой, поэтому этот Смоленск в объятиях закатного солнца мы унесли с собой только в памяти.
*На финальных фото лишь приблизительное повторение виденного нами с моста через Днепр.


Рассказ «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино».

Посты по тэгу «Смоленск и Вязьма»

Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»

Comments

( 91 Капля росы — Взмахнуть пером )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
cr2
6 ноя, 2011 16:30 (UTC)
Именно ужос. Так же в 2008году было, когда я там был. Тонны мусора и гопники на стенах ягу пили.
Позор.
И, кстати, невольное продолжение, моего курбан-байрама. Вот те, кто его праздновал точно бы так не сделали у себя.
Но да ладно.
Спасибо за лето)
pamsik
6 ноя, 2011 16:35 (UTC)
А вот кстати. Согласна. Мусульмане у себя блюдут чистоту.
Но тут другая тема. Вернее темы.
Состояние памятника архитектуры. Городские власти - ау, гды вы? Люди, активные граждане Смоленска - а вы чего ушами хлопаете?
Показуха задолбала.
Смоленск очень красивый, достойный город. Куда текут деньги на поддержку исторических объектов?
(без темы) - cr2 - 6 ноя, 2011 16:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 6 ноя, 2011 16:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cr2 - 6 ноя, 2011 16:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 6 ноя, 2011 17:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cr2 - 6 ноя, 2011 17:26 (UTC) - Развернуть
зодчие - (Анонимно) - 4 фев, 2013 18:44 (UTC) - Развернуть
Re: зодчие - pamsik - 5 фев, 2013 10:20 (UTC) - Развернуть
geolight
6 ноя, 2011 16:34 (UTC)
Теперь, глядя на золотого двуглавого орла буду знать, что у него внутри. Позорище.
pamsik
6 ноя, 2011 16:51 (UTC)
А где не так, Свет?
В редких случая памятник архитектуры выглядит достойно.
Меня просто именно в Смоленске поразил контраст между отполированным куском "туристической" Стены (в самом центре) и вот этим на задворках. И никто и не чешется на сей счет. Мне парень из Смоленска написал, что никаких изменений нет.
surrealistic_me
6 ноя, 2011 16:37 (UTC)
О, родной город вижу. :-)
pamsik
6 ноя, 2011 17:20 (UTC)
И что скажете? Так всё?( И по сей день?
(без темы) - surrealistic_me - 6 ноя, 2011 17:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yarvu - 6 ноя, 2011 18:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - surrealistic_me - 6 ноя, 2011 19:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 7 ноя, 2011 09:32 (UTC) - Развернуть
Ура! - pamsik - 12 ноя, 2011 06:22 (UTC) - Развернуть
vika_tim
6 ноя, 2011 16:46 (UTC)
Наташа, о чём ты говоришь? Какой субботник? Народ эту стену др начала 20 века на кирпичи растаскивал! Вот до сих пор "народная слава" и гуляет....
А ещё там пруд жалко. Если всё почистить и украсить клумбами - такой бы "променад" получился..
pamsik
6 ноя, 2011 17:00 (UTC)
Вик, вот в Хельсинки приезжаешь - по большому туристическому счету там смотреть нечего. Но там всё так организованно и спланировано, что на каждого туриста приходится по 100 бесплатных путеводителей с советами как себя занять. Я помню "подводную лодку" на Свеаборге. Пустая консервная банка, зато 4евро вход.
А у нас? Такие богатства под ногами. Никому не нужны. Я вот не поверю, что денег в смоленском бюджете нет.
Просто "променад" финансируется в другом месте(.
(без темы) - vika_tim - 6 ноя, 2011 17:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 6 ноя, 2011 17:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ania_ba - 14 ноя, 2011 17:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 14 ноя, 2011 18:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ania_ba - 14 ноя, 2011 18:17 (UTC) - Развернуть
Стене 417 лет - pamsik - 15 ноя, 2011 06:57 (UTC) - Развернуть
Re: Стене 417 лет - ania_ba - 15 ноя, 2011 11:25 (UTC) - Развернуть
Re: Стене 417 лет - pamsik - 15 ноя, 2011 12:09 (UTC) - Развернуть
firelena
6 ноя, 2011 17:04 (UTC)
Ох, и красота необыкновенная, и сплошное расстройство.
Ну почему заграницей из каждой ерунды делают туристическую конфетку, а у нас из реально уникальных мест все превращают в общественный туалет?!?!

Давно у меня зреет идея начать возить сюда иностранных туристов, но как только я сталкиваюсь с подобным отношением к своим достопримечательностям, к своей истории, всякое желание вымирает на корню: уж лучше мы к ним... А жаль
pamsik
6 ноя, 2011 17:47 (UTC)
Лена, как возить туристов - когда у нас пробка на пробке?( Начнем с этого. Плюс добавляется вечная организационная неразбериха, т.н. "личный" фактор, да ещё и состояние достопримечательностей такое, что наоборот нужно от них подальше уводить иностраных туристов. Пусть думают, что у нас всё распрекрасно: балалайки-валенки, Красная площадь, Арбат, Суздаль и ариведерчи.
Ведь большее их изнеженная психика просто не потянет.
nglushech
6 ноя, 2011 21:05 (UTC)
Спасибо за еще один интересный рассказ. К сожалению, отчасти грустный.
На мой взгляд, дело не только и не столько в действиях власти, представители которой тоже наши сограждане. А в нас самих.
Многие люди совсем не мусорят, не какают, не гадят и с уважением относятся к окружающему миру.
Сегодня постоянно приходится сталкиваться со свинством. Но мне кажется, что это пройдет.
Если чему и учат перемены в нашем обществе, это тому, что ответственность за себя, город, страну несешь прежде всего ты сам. Может быть, я ошибаюсь.
pamsik
7 ноя, 2011 08:57 (UTC)
У меня другой взгляд, к сожалению, на проблему "антикультурья" у нас. Не могу подобрать прилагательное - "пессимистический" или "реалистический". Я не вижу, что "перемены в нашем обществе" учат людей культурно себя вести.
Наоборот.
По тиви сплошной мусор. Пришел в кинотеатр, чтобы нажраться поп-корна и кинуть банку под ноги. Он уже не только на улицах, но и в мозгах.
Всегда, безусловно, есть люди аккуратные и есть свиньи. Свинская составляющая сейчас в нашем обществе прогрессирует. ...(
(без темы) - nglushech - 7 ноя, 2011 09:21 (UTC) - Развернуть
samaraplane
7 ноя, 2011 06:27 (UTC)
Никогда не видела вживую такие крепости, только на картинках и по телевизору. Красиво!!!! И рассказ у вас очень познавательный. Про бездушие властей, администрации уже и говорить не буду. А вот отношение нас самих - простых граждан, россиян, просто людей, живущих здесь и сейчас - меня шокирует. Мы сами порождаем мусор, грязь и другие помои. Почему мы такие - не знаю?! Все закрылись в своих квартирах и домах, а все что за вне - в лучшем случае, наше тупое равнодушие.
pamsik
7 ноя, 2011 08:32 (UTC)
Да не просто красиво, а - действительно очень мощная, длинная стена. Мы много где были, обычно когда заезжаешь в старинный какой-нибудь русский город, обязательно есть городище, где раньше находился Кремль. Каменных осталось мало, и из оставшихся смоленский - о-очень впечатляет. Это уникальный артефакт, живое свидетельство истории, и непонятно совсем почему к нему такое отношение.

А про нас - согласна с вами полностью.
Это факт. Там где наши люди, там сразу толпа, хаос, мусор, неразбериха, крик. Можно обижаться на сказанное, и говорить. что я вот лично не такая (не такой), но сейчас нашей страной потерян имидж "культурной". Ни Чехов, ни Толстой, ни балет ситуацию не спасают. ...(
frosenka_1
7 ноя, 2011 07:33 (UTC)
И вправду ужОс ! Во , что люди могут превратить свою память . Я в своё время была в Дербенте . Там есть крепость ... очень старая , ведёт к морю . . Её пытался захватить ещё Александр Македонский . Лет 20 назад она была в приличном состоянии .Жаль нет фоток . Интересно в каком сейчас ? Но не поеду , ни за , что . Хотя очень хочется .
pamsik
7 ноя, 2011 07:45 (UTC)
Ира! Ехать в Смоленск стоит! Город прекрасный, он не совсем русский, такой - пан.
Мы его до сих пор вспоминаем особнячком. Красив! Там Днепр - правда, узкий, но всё равно, мы удивились. Парк Блонье в центре города с памятником Глинке (оградка в виде металлических нот) и немецким Оленем (говорят при этом, что он "с виллы Геринга")), умопомрачительные домонгольские церкви - никогда и нигде таких не видели!, Успенский собор в центре, и сама мощная Стена очень впечатляют и запоминаются. В музей-квартиру Твардовского не попали, зато посмотрели усадьбу Тенишевой во Фленово-Талашкино с интересной церковью, мозаику на которой выложил Рерих.
Так что - как видишь Смоленск может и порадовать).
ne_nai
7 ноя, 2011 07:51 (UTC)
И правда, уникальное место! А виды какие!
Горько ещё раз убедиться - не ценим мы то, что ценить так естественно, казалось бы...
pamsik
7 ноя, 2011 09:07 (UTC)
Это фотографии, они как-то придают "открыточный" эффект этой постройке. В реальности - Стена очень впечатляет.
Размеры, длина. Она в своём роде рекордсменка. Конечно, это не Китайская стена, здесь я преувеличила. Но, например, от Константинопольской больше названия осталось, чем кирпичей.
Как жаль, в России всегда больше слов чем дела. Говорим, говорим, вздыхаем, знаем как нужно и правильно что-то делать - но - не делаем ничего. Особенно это касается исторического наследия.
Здесь прямо какие-то танцы на костях(.
defy_you86
7 ноя, 2011 08:51 (UTC)
Смоленск, обажаю этот город! Спасибо за фотки! С такими же мыслями после крепостной стены. Ну вот почему такую достопримечательность города нельзя привести в порядок. Туристов чтоли отпугивать...=)
pamsik
7 ноя, 2011 09:00 (UTC)
Нет. Как раз центральный кусок стены очень даже неплохо выглядит, там где туристы бегают и городская администрация сидит).
А стена-то была ~6км. Остались кусочки, причем очень лакомые. Почему никого не интересуют?... странно. Марата Гельмана туда нужно направить. Он сейчас в Твери порядок наводит, восстанавливает и спасает уникальное старое здание Речного вокзала.

А симпатию к Смоленску с вами разделяю. Хороший город)))
(без темы) - defy_you86 - 7 ноя, 2011 10:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 7 ноя, 2011 13:22 (UTC) - Развернуть
ubiqite
7 ноя, 2011 22:49 (UTC)
О, спасибо за рассказ!
Обожаю Смоленск!
pamsik
8 ноя, 2011 05:04 (UTC)
Смоленск прекрасный город. Оттуда родом, кстати, и Дина Корзун, и даже Маша Малиновская).
Так жалею, до сих пор!. что в ресторане "Смоленская крепость" мы не попробовали гурьевскую кашу). Её надо было заказывать заранее за 2 часа!)) И мимо квартиры Твардовского проехали(.
zelena71
8 ноя, 2011 12:42 (UTC)
такой красивый пост! и такой грустный(
но такова наша реальность и как ее можно изменить, не знаю
pamsik
8 ноя, 2011 14:01 (UTC)
Лен, этот список без конца и краю. Куда ни заедешь, везде свои "антидостопримечательности".
Интересно было бы узнать количество наших организаций, призванных спасать "архитектурные ценности", "историческое наследие", "объекты культуры". И их иерархическую наполненность. За что люди деньги получают? За бумажки или за дела? Вот в чем вопрос! - Почти как у Гамлета(.
vesennuaua_osen
8 ноя, 2011 13:27 (UTC)
Как же интересно читать про родной город. Когда-то в пруду плавали лебеди, а мусор с башни никуда не делся уж за столько лет (((. Поляки строят удивительный комплекс, где мемориал "Катынь", спасибо что президент упал именно под смоленском. А еще дорогу сделают и гостиницы построят, я верю....Ведь Смоленск самый близкий к Европе и через нас будут ездить на чемпионат по футболу, правда же )))(((
pamsik
8 ноя, 2011 13:57 (UTC)
Вы знаете Весенняя Осень (:))), мы столько ездим, и уже появился некий эффект кинопленки. То есть некоторые города кажутся похожими и т.п. А вот Смоленск - светлое явление в череде. Прекрасный город. Спланирован хорошо, есть парки. Как волшебно расположен Успенский Собор, а?! На горе, виден издалека, как на облаке. А три древние церкви. Какая же там сила в линиях спрятана. Стена уникальная. И польский дух, честно говоря, присутствует. Словами не выскажу как и где именно, но Смоленск такой панский город). В хорошем смысле, не в тщеславном.
Вообще странно, для поляков это место какое-то кармическое. И город они отдали русскому царю, и Катынь там рядом, и президент "приземлился".
(без темы) - vesennuaua_osen - 8 ноя, 2011 14:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 8 ноя, 2011 16:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vesennuaua_osen - 8 ноя, 2011 15:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 8 ноя, 2011 16:42 (UTC) - Развернуть
olga_derkach
8 ноя, 2011 14:21 (UTC)
Мне особенно больно: мой папа родом из Смоленска, под собором на склоне к Днепру до войны жили. В войну уходили 15 июля, в день, когда сдавали Смоленск. За их спиной мост взорвали.
Вот потому я и не путешествую по России - мужества не хватает. А уж когда "Книгу Москвы" писали сердце кровью по каждому поводу дважды облилось: сначала - что с красотой при советской власти сделали, потом - о том, как восстанавливали, кое-что по пути опять изгадив.

А пост у вас замечательный, спасибо!
vesennuaua_osen
8 ноя, 2011 14:59 (UTC)
Я по весне общалась с одним ветераном из Москвы, он был шокирован когда увидел красивый цветущий город. Так как по его словам, последний то, что он видел это было пепелище в 41году он сгорел до тла.
(без темы) - pamsik - 8 ноя, 2011 16:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_derkach - 9 ноя, 2011 07:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 9 ноя, 2011 08:08 (UTC) - Развернуть
il_ducess
9 ноя, 2011 09:40 (UTC)
Мне очень понравился Смоленск!

Почему то у меня в мозгу сидит что Ф. Конь сначала Смоленский Кремль построил, а потом уже Белый Город в Москве...
pamsik
9 ноя, 2011 10:04 (UTC)
Ирина, я чуть позже буду переделывать свой жж-первоопытный и слабенький постик о домонгольских церквях. И хочу у вас взять фотографии - они мне невероятно понравились и запомнились. Особенно там где поток света льётся из окошек Михаила Архангела. Разрешите? Обязательно дам ссылку на вас. )
* Про Коня - задумалась. Спасибо. Сейчас попробую переправить на "будущий опыт").

А пока полюбуйтесь старым Смоленском. Какой же красавец,а!
Эти фото нашла vesennuaua_osen. Хорошие какие, глаза радуют).
Смоленск. Днепр. Рыбаки


Вид из бойницы


Мост через Днепр


Древняя церковь Михаила Архангела (10 век)


Кафе «Космос» (сейчас на его месте кафе «Русский двор»)


Смоленск. Вчера, сегодня…



Edited at 2011-11-09 10:05 (UTC)
(без темы) - il_ducess - 9 ноя, 2011 10:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 9 ноя, 2011 14:10 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 91 Капля росы — Взмахнуть пером )

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com