?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Киев в месяце «листопад»

Я хочу рассказать о Пещерах в Киево-Печерской Лавре. Для меня их посещение обернулось уникальным духовным общением.


…Захожу ещё в пару выставок, которые находятся в Успенском соборе. И чувствую, что морально готова идти в Пещеры. Они находятся на территории Нижней Лавры. Местность здесь пересечённая, как и везде в Киеве. Верхняя Лавра – это комплекс белоснежно златоглавых церковных построек на вершине холма, ниже по склону, начинается Нижняя Лавра. А потом она снова поднимается на следующий холм. Я совсем не имею представления о том, что такое Пещеры и что, вернее, кого, я там увижу. Но я уже волнуюсь, и сердце начинает учащённо биться.


Вход в Киево-Печерскую Лавру. Не забудьте дотронуться до стенки!


Золотые купола и солнца на Успенском соборе


Я знаю, что все мы разные люди. У нас у каждого свои глаза и свое видение мира. Для кого-то, поход в Пещеры, это мумии, цирковое представление, брезгливые гримасы, праздное любопытство. Для кого-то – это святые мощи и нечто большее, скажем так, духовное очищение. Поэтому я не буду описывать подробности личного плана, ограничусь бытовыми и необходимыми. Скажу лишь, забегая вперёд, что я вышла из Ближних пещер в таком потрясении, что пошла вперёд, не разбирая дороги, и чуть не заблудилась.


Пещеры есть Ближние, а есть Дальние. Вход в них бесплатный. Народу немного. Воздух, несмотря на то, что вы спускаетесь круто вниз, свежий. В Пещеры надо входить с горящей свечкой и держать её аккуратно, в левой руке, в ковшике ладони, зажимая между средним и безымянным пальцами. Экскурсовод нам сказала, что при выходе из Пещер, эти свечи нельзя выкидывать, и лучше их забрать с собой. Также, опросив полгруппы, с какой целью они идут в Пещеры, получила ответ большинства: «А так, посмотреть». – «Значит вы праздношатающиеся», - сказала она, - и вам надо идти по экскурсионному маршруту, а остальным – по пути для паломников».

Эти два маршрута разные по длине, первый – более короткий, его как раз с лихвой хватает, чтобы потом всем рассказывать: «ой, братцы, ну был/а/и в этих пещерах, такого там насмотрелись – египетские мумии нервно курят в стороне». И второй маршрут – более длинный – для тех, кто отправляется в духовное путешествие. Вы не заблудитесь, там висят стрелочки-указатели, или монах-дежурный вас сориентирует. Вовсе не значит, что «праздношатающимся» надо волноваться, не упустят ли они чего-нибудь более интересненькое на паломническом маршруте. Наоборот, верующим, я бы посоветовала по окончании своего пути свернуть на экскурсионный, потому что там… Илья Муромец и врач-монах Агапит и подземная церковь…, но обо всё по порядку.
Вход в Ближние пещеры находится на территории Нижней Лавры за Крестовоздвиженской церковью.

Ближние Пещеры – называются ещё Антониевыми, а Дальние – Феодосиевыми. Но мощей этих святых отцов в Пещерах нет – есть только их кельи, там, где они жили и молились. Не считается, что их не нашли или они пропали – считается, что сами святые подвижники - основатели Лавры Антоний и Феодосий не пожелают пока открыться для обретения. Они ждут более достойных времён.
Зажигаю свечку – спускаюсь вниз по узким каменным долгим ступенькам. Вот и развилка дорог – налево «экскурсантам», направо – паломникам. Ничего страшного здесь нет. Узкие коридоры, их высота и форма сводов – тщательно продуманы – они пропорциональны размерам человеческой фигуры. Стены белые, отштукатуренные. Воздух свежий, никакой «спёртости» или его недостатка не ощущается.

Подземные коридоры



В белых стенах выдолблены арочные ниши, в которых стоят большие полированные ларцы со стеклянными крышками. В них лежат мощи. Очертания человеческого тела прикрыты красивой парчовой тканью. Святых переодевают - в обычные дни - в «повседневную» одежду, в праздники - в нарядную, в пост - в черную. Где-то из-под облачения можно увидеть шоколадного цвета кисть руки.
Обретение мощей считается чудом. Даже самые заядлые дарвинисты и атеисты не могут не удивиться фактам, противоречащим всем законам природы: при t- 7-9˚ и влажности 80-100%, т.е. при самых что ни на есть неблагоприятных условиях, останки святых людей, которым уже около тысячи лет сохранились необъяснимым наукой образом.

Монахи уходили в пещеры от мира, в поисках уединения, и жили здесь в затворах – каменных кельях. В стене было крошечное окошко и раз в три дня другие иноки приносили им просфору и новые свечи. Если всё это вдруг оставалось нетронутым, значит, затворники ушли в мир иной. По уставу монастыря их замуровывали в специальных полукруглых и длинных нишах, выдолбленных в стенах пещер – локулах и закрывали. Прикоснуться к ним можно было только по истечению 3-х лет, можно позже, но не раньше. Поразительное – где-то из локул вынимались костные останки и переносились в специальные костницы, а где-то – мощи оставались нетленными.



Что это может означать? Что этот человек, через своё сильнейшее устремление к Богу, а значит к Любви и Добру, накапливал такую энергию, что сам становился сгустком благодатной энергии. Николай Рерих говорил, что «психическая энергия сильнее ядерной»….

Многие боятся мощей. Но почему? В отличие от египетских мумий, источающих негативную энергетику, здесь совершенно противоположные ощущения. Здесь царит мир и покой. Ещё наверху, наша экскурсовод посоветовала не верить цифрам захоронений – потому что подсчитать их все в действительности просто невозможно. Но, тем не менее, Собор Преподобных Печерских святых включает в себя около 118-120 имен подвижников: 118 гробниц святых в Дальних и Ближних Пещерах и «закрытые» пока мощи преподобных Антония и Феодосия.

Обычно, по церковному уставу, при основании любого храма в нём должна присутствовать хотя бы частичка каких-либо святых мощей. Учение о почитании святых мощей было утверждено Седьмым Вселенским Собором. Почитаются мощи «благочестиво, но не благолепно» (как иконы) и смысл почитания основан на том представлении, что «христианское тело есть храм Святого Духа». Так вот – любая церковь благодарна хотя бы малой частичке мощей!, а здесь в Пещерах Киево-Печерской Лавры находятся целые нетленные мощи 120 святых!

Поэтому, спускаясь вниз, в Пещеры – будьте уверены – ничего плохого с вами там не случится. И если вы атеист и убеждены в том, что произошли от обезьяны, т.е. даже теория Дарвина вас не пугает и не смущает, то чему вы собираетесь пугаться здесь? Боитесь останков просветлённых людей? Теми же учёными подтверждено – что мощи святых обладают бактерицидными свойствами, защищают от радиации и очищают воздух на небольших расстояниях. Рядом с мощами святых распускаются цветы…




Я тихо хожу по достаточно тёмным коридорам. Удивительно, но огонёк свечи даже не колеблется, а горит ровно и ясно. Мне, наверное, повезло - так получилось, что сейчас ноябрь-листопад, поэтому в пещерах и узких коридорах народу достаточно мало. Никто никому не мешает. Только редкие туристические группы, бегущие по подземелью за экскурсоводом, создают пробки. Около каждого ларца есть надпись с именем святого и родом его занятий, например: Дамиан целебник, Нектарий схимник, Алексей затворник, Григорий иконописец, Агафон чудотворец, Нестор летописец. Рядом висит либо изображение этого святого, либо его любимая икона. Люди прикладываются к мощам. Обратила внимание, что многие стоят перед определёнными святыми и молятся им.
В Пещерах есть удивительные по красоте подземные церкви.
В Ближних Пещерах их три: церковь Введения Пресвятой Богородицы, церковь преп. Антония и церковь преп. Варлаама. Когда, ходя по подземным коридорам, заходишь в такой подземный храм….

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы



В Введенской церкви слева находятся мощи преп. Агапита врача – безвозмездного лекаря. Не было ни одной болезни, от которой этот святой монах не мог бы исцелить. Если вы купите при входе в Пещеры какую-либо иконку или что-нибудь другое (крестик, ладанку), то эти предметы можно здесь прикладывать и освящать на мощах.


Напротив Введенской церкви – есть каменная комната – бывшая Трапезная, в ней располагаются мощи Никона Сухого (справа, проблемы ног), Луки Печерского (слева, женские печали), Ильи Муромца (второй слева, мужская сила) и младенца Иоанна (впереди, защита детей). Все это можно увидеть на коротком обзорном маршруте.

На длинном отрезке для паломников в числе прочих святых увидете мощи 12 мастеров – зодчих Успенского собора, Нестора Летописца («Повесть временных лет»), Алипия иконописца (с огромным удивлением прочитала, что возможно он, а не апостол Лука, является автором знаменитой иконы Владимирской Божией матери, которая сейчас находится в храме при Третьяковской галерее), а главное - келию преподобного Антония и его символическое захоронение. На стенах рядом – иконы. В этой крошечной каменной келье святой старец «завершил дни свои, живя в добродетели и не выходя из пещеры никогда и никуда сорок лет». Келья такая маленькая, в неё помещается не больше трёх человек, и уже не помню, как она освещается – кажется светом лампады, но ощущение такое, будто она озарена ярким светом. Эта келья находится прямо напротив церкви преп. Антония Печерского.

Келия преподобного Антония Печерского



Интересно – я долго спускалась вниз в подземелье, но вот обратно, вышла как-то очень быстро и оказалась внутри Крестовоздвиженской церкви, в которую заходила перед Пещерами. Надо же, а я и не заметила маленькой дверцы в стене, откуда возвращаются люди из Пещер.
Далее – иду в Дальние пещеры.
К ним можно пройти несколько сокращённым путём – напротив Крестовоздвиженской церкви надо нырнуть в длинную деревянную галерею.

Эти холмы скрывают вход в пещеры Нижней Лавры


Розарий на территории Нижней Лавры


Но я прошла мимо, ничего не видя и ничего не слыша после посещения Ближних Пещер. Надо сказать, что эмоциональная нагрузка для одновремённого посещения сразу двух подземных Пещер очень велика, но что делать? Когда я ещё приеду в Киевскую Лавру? Поэтому направляюсь по мощёной центральной дороге ко второй части Нижней Лавры – на этой территории (макушка холма) находятся очень красивые церковь Рождества Богородицы, Колокольня и небольшая Аннозачатьевская церковь. Здесь туристов несколько меньше, чем на территории Верхней Лавры и первой части Нижней – видимо, досюда доходят только сильные духом, или очень любопытные.

Вход в Дальние пещеры



Опять покупаю свечку и спускаюсь вниз – очень глубоко, очень. Сильно чувствуется, что над головой у тебя метров 20 грунта. Ноги уже устали пересчитывать ступеньки. Но вот, наконец, я дошла. Здесь маршрут тоже делится – на обзорный и молитвенный.

В Дальних Пещерах находится келья преподобного Феодосия, в которой из «мебели» всего две каменные лежанки с двумя каменными «подушками», лампадка и вазочка с цветами. Чуть дальше небольшая пещера, в которой на полках – в прозрачных сосудах с крышкой или таких же металлических хранятся – мироточивые главы – человеческие черепа, которые непостижимым (науке) способом источают особое благоуханное кристально прозрачное масло – миро. Это масло, действительно, имеет чудесные свойства исцелять недуги. Для совсем уж скептиков отмечу, что анализ мира, взятого от разных глав, показал, что это – высокоочищенное масло неизвестного происхождения, содержащее белок очень сложной структуры, синтез которого искусственным путём невозможен.

Здесь, в этих Пещерах также есть три удивительные подземные церкви: церковь Рождества Христова, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь преп. Феодосия, игумена Печерского. И оказывается, в последнем храме каждый день в час дня совершаются молебны, после которых все присутствующие помазываются драгоценным миром от мироточивых глав просветлённых людей.

Я постояла в миниатюрной Рождественской церкви и, выйдя, свернула в какой узенький коридор. Там оказалось символическое место захоронения самого преподобного Феодосия. Это очень сильное место.



Спуск к Днепру


Интересно, что я помню, как долго спускалась в подземные пещеры, а вот как выходила оттуда – стёрлось из памяти, как-то раз – и уже вышла, и оказалась в Аннозачатьевской церкви. Вообще, я советую приобрести в иконных лавках Лавры книжечки с подробными планами Пещер. Маловероятно, что там внизу вы их откроете и будете сверяться, но, тем не менее, они вам помогут. Примерные карты Ближних и Дальних Пещер можно посмотреть здесь: lavra.kiev.ua/карта.

И ещё - в сувенирном магазинчике на территории Верхней Лавры (сразу слева от Святых ворот в арке) я увидела необыкновенно красивые иконы. Они были нарисованы художниками, покрыты лаком и украшены полудрагоценными камнями (~250 гривен). Продавщица мне сказала, что их пишут здесь в Лавре, монахи-иконописцы. Но я засомневалась, и покупать иконы в сувенирах мне как-то не хотелось, да и потом нигде в иконных лавочках по всей Лавре я подобных не видела. Сейчас я вспоминаю эти иконы и снова сомневаюсь – может я зря этого не сделала?...

Каплица (источник)



До Свидания, Лавра!




*Несколько фото - это сканы из брошюры, купленной в Лавре.

Рассказ «Киев в месяце «листопад»

Посты по тэгу «УКРАИНА/Киев»


Киев. Покупка сала на Бессарабском рынке
Золото скифов (Музей исторических драгоценностей Украины в Киеве)
Почти по Гоголю… или Как отмечают Рождество в селе на Западной Украине

Comments

pamsik
21 ноя, 2011 09:01 (UTC)
Гена! Я просто схватилась рукой за сердце! Вы меня ТАК удивили. ... Иконописная мастерская... Я в самом конце этого поста написала, что до сих пор переживаю, что не купила самописную икону. Она продавалась в иконной лавочке рядом с Троицкой надвратной церковью. Икона была небольшая, по-моему, даже украшена камушками какими-то, но очень мне понравилась. Мне сказали, что её писали здесь в монастыре.
Я не говорю, что это ваша.... Но всё может быть))).
Пошла к вам, в вашу Лавру).
basart2007
21 ноя, 2011 09:41 (UTC)
Икон сработанных в моей мастерской нет в лавре(в продаже) с 1997 года. В Киеве еще могут быть в Китаевой пустыни и в Ионинском монастыре. По ряду причин не занимаюсь иконным промыслом с 2003 года. А так, в свое время, подносили и патриарху Алексию, и Путину , и Кучме.
pamsik
21 ноя, 2011 11:01 (UTC)
Гена, позвольте мне задать вам вопрос о вашей профессии. У вас художественное образование? Просто я подумала о том, почему именно иконописная мастерская...
У меня отец строил Центр Православного наследия в Переделкино, был лично несколько раз зван отобедать с Алексием.
Это для него (и для нас) дорогие воспоминания.
basart2007
21 ноя, 2011 12:41 (UTC)
У меня техническое образование, но все за что берусь в других сферах отчего то получается. Так, лет двадцать назад задумал делать ризы икон по старинным технологиям и образцам. Раскопал технологию и научился делать. Постепенно собрались люди и на выходе получалась икона полностью аналогичная старинным образцам, начиная от киота и ризы и конечно сам образ был академического письма. Вот такая история.))
pamsik
21 ноя, 2011 13:07 (UTC)
Я хочу заметить, что не каждому приходят мысли "делать ризы по старинным технологиям". Там наверху знают кому поручать такие дела. Вы выдержали отбор).
Гена, я на вас сейчас посмотрела новыми глазами.
И мне очень приятно, что мы с вами "случайно" встретились и общаемся.
Моё вам глубочайшее почтение.
basart2007
21 ноя, 2011 13:14 (UTC)
Спасибо за добрые слова!
Вы знаете, у меня к вам особенное отношение - как к близкому другу,сокровенному, хоть и ни разу не виделись. Спасибо вам за общение и в продолжение темы скажу, что эта случайная встреча на просторах инета думаю была совсем не случайной.))
pamsik
22 ноя, 2011 05:47 (UTC)
Гена, я сразу не ответила - думала, что могу написать. Тут в реальной жизни друзей раз-два и обчелся. Да и не всегда с ними смотришь в одну сторону. Поэтому - поднимаю глаза к небу - бесконечно благодарна Тому, кто соединяет разбросанных по миру людей "одной группы крови". Вот эти все виртуальные нащупывания друг друга) - удивительны и неподвластны логическим объяснениям.
Но случайностям здесь нет места. ))

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com