?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Мы помним чудные мгновенья. Тверь и Торжок»

…Сюда в Тверь, в Отроч монастырь Грозный отправил умницу Максима Грека и светлого митрополита Филиппа. На фото - памятник митрополиту в парке на берегу Волги. Такая монолитная серая несгибаемая каменная маленькая фигурка...


Отроч монастырь – был сторỏж. Щит Руси на востоке. Монастырская крепость была неприступной, но не из-за толщины каменных стен. А потому, что в этом монастыре (как и в некоторых других аналогичных по Руси, созданных Сергием Радонежским), воспитывались особые православные воины-монахи… И здесь практиковалось совершенно особое тайное славянское воинское мастерство… Это была целая система знаний, доступная только посвящённым. Вообще воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн Истории…

Сейчас от Успенского Отроч/ь мужского монастыря осталось только это красивое название.
На месте древнего монастыря сейчас стоит Речной вокзал.




А Успенский собор – единственная сохранившаяся монастырская постройка, или другими словами всё, что осталось от Отроч монастыря…


Собор расположен на месте древней церкви (1530) и сейчас представляет собой екатерининский «новострой» (1722). В этом храме хоть и мало икон, но перед ними стоят очень нежные и необычные свечи – очень длинные (~1 метр), белые, тоненькие, конусовидные. Смотрится, когда горят перед иконами – поразительно.


В каком-то отзыве я читала, что кого-то здесь пленила «бархатная тишина и умиротворённость». Завидую я возвышенным романтикам, которых в полуразвалившемся храме (а собор залатан донельзя – почти нет церковной обстановки, почти полностью облупившиеся росписи, без нормального иконостаса, с дощатым непонятным потолком) охватывает подобное «велюровое спокойствие»…

От Отроч/ь монастыря остались ещё его древняя история, легенды и загадки. Традиционных версий возникновения две.
Одна изложена в летописи «Повесть об Отроч монастыре». Но мне лично, эта повесть показалась сильно смахивающей на тщательно продуманную сказку, оформленную в христианском формате. (Дружинник Григорий влюбился в девицу Ксению, но на ней женился князь, а неудачливому влубленному дал денег на постройку монастыря. Дата написания повести ~1206г.).
Другая версия наступает первой на пятки: первыми основателями монастыря, возможно, были два монаха из Киево-Печерской Лавры, которые построили в Твери в ~1110г. Свято-Успенский Отроч монастыря, и посвятили его Успению Богородицы (в Лавре главный собор – тоже Успенский).

Меня же не отпускает его название – Отроч или Отрочь – какое-то оно странное, нетипичное, непонятное.
Что это могло означать?
Отрок – мужчина, Отроч – мужской, мужественный, воинский?

Есть очень любопытное предположение.
Этот монастырь (не зря же есть легенда, что его основал княжеский дружинник, т.е. военный) – вообще собственно на монастырь похож не был – это была военная крепость в удачном месте, у слияния реки Тверцы с рекой Волгой, которая держала под наблюдением опасный выход из неё в Волгу. Такие монастыри назывались в древности – сторỏжами (с ударением на второе «о»). Отроч монастырь – был сторож. Щит Твери на востоке. Монастырская крепость была неприступной, но не из-за толщины каменных стен. А потому, что в этом монастыре (как и в некоторых других аналогичных по Руси), воспитывались особые православные воины-монахи. И здесь практиковалось совершенно особое тайное славянское воинское мастерство. Это была целая система знаний, доступная только посвящённым.

Вообще воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн Истории. Помните - монах Пересвет победил богатыря Челубея (Куликовская битва)? А он ведь был монахом «лишенным живота», он носил черную одежду и не имел права брать в руки оружие. Как же он смог победить профессионала? Ответ такой: Сергий Радонежский основал девяносто монастырей (больше половины из них сейчас существуют, либо осталась память о них). В этих монастырях и подготавливались монахи-ратники, которые выходили на бранное поле. Такие воины могли в одиночку справиться с тем, что под силу только нескольким человекам, благодаря специальной подготовке. Одной из таких «монашеско-воинских колыбелей» (по дошедшим до нас источникам) и был Отроч мужской монастырь в Твери.


Кстати, эти древние славянские системы «Спас» и «Здрава» сохранены. Кем? Скажем так – хранителями. Эти практики реально применяются и сейчас. Морские пехотинцы, спецназ, спецслужбы.


Но идут века, меняется власть и у Отроч монастыря меняется функция. Он становится острогом. Сюда Грозный отправил умницу Максима Грека и светлого митрополита Филиппа.

Митрополит Филипп – боярин Фёдор Колычев, 17 лет игумен Соловецкого монастыря, 3 года митрополит Московский и Всея Руси. Во время опричнины, царь поставил ему условие, чтобы тот занимался своими делами, а «в опричнину и в царский домовой обиход не вступался». Но коса нашла на камень. Закрывать глаза на опричнинский беспредел митрополит Филипп не смог. Его взяли во время службы в Кремлёвском Успенском соборе. Окружили опричники, сорвали облачение, зачитали грамоту о лишении сана, бросили в дровни, отвезли в московский острог, а потом отослали с глаз долой – в Тверской Отроч монастырь. Он успел сказать людям: «Дети мои! Я сделал, что мог. Уповайте на Бога!». «Филькины грамоты» - это послания митрополита Филиппа Ивану Грозному отсюда из темницы.
Непокорного «Фильку» (62 года) здесь в монастыре задушил Скуратов Малюта.


Памятник митрополиту стоит напротив Успенского собора через дорогу в прибрежном парке. Такая монолитная серая несгибаемая каменная маленькая фигурка.


В Речном вокзале, облупленном и обшарпанном донельзя, сейчас прокат коньков (зимой).

*Фото Марата Гельмана (maratguelman)








Тверичане дружною гурьбою цокают прокатными коньками по дорожке, ведущей на берег Волги, где залит шикарный по красоте и открывающемуся виду города, каток. Несмотря на приличный мороз (-20˚), каток гудит от наплыва народа. А «Ледниковый период» и «Танцы на льду» по сравнению с самозабвенными пистолетиками и ласточками юных фигуристов, здесь просто отдыхают :).








Рассказ «Мы помним чудные мгновенья. Тверь и Торжок»

Посты по Твери и Торжку:
Зимние прогулки по Твери
Путеводитель по Торжку
Дом-музей В.Серова в Домотканово

Посты по русским городам:
Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Глобус Боровска
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Кострома. Ипатьевский монастырь
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке

Comments

seyat
17 янв, 2012 12:14 (UTC)
Не идеализируйте Гельмана:)
Гм... Не музей - а центр современного искусства ТверСА.

И потом какая кампания?

Кроме крыши на барабане до сих пор НИЧЕГО не отремонтировано.

Не идеализируйте Гельмана:) Наплевать ему на это здание:)
pamsik
17 янв, 2012 12:54 (UTC)
Re: Не идеализируйте Гельмана:)
Да, да, я просто подзабыла точное название. ТверСА.
Я не идеализирую). Просто всё это очень сложно, а Гельман вроде не олигарх, ему же надо заинтересовывать проектом финансовых спонсоров. А это "всего лишь навсего" облупленный Речной Вокзал, да ещё не под казино или ночную дискотеку, а под музей)(. Ну где сейчас найти таких альтруистов...(

Его пост я читала год назад. Потом читала ещё, что он уехал в Пермь, там ему, на его культурные проекты, дали зеленый свет. Как дела обстоят с Тверью - не знаю(...
seyat
18 янв, 2012 05:46 (UTC)
Re: Не идеализируйте Гельмана:)
" Ну где сейчас найти таких альтруистов...("

Гельман - альтруист?:) Ха-ха-ха.. Не волнуйтесь он себя не забывает:)

Да не музей же. А центр современного искусства в гельмановской интерпретации:)

Надо сказать весьма своеобразной интерпретации.

И БЮДЖЕТНЫХ денег на эту интерпретацию искусства (сомнительные выставки т.д.) ушло гораздо больше, чем на ремонт здания:)
pamsik
18 янв, 2012 08:17 (UTC)
Re: Не идеализируйте Гельмана:)
Тут палка о разных концах)(...
Центр какого бы ни было искусства в здании заброшенного Речного вокзала всё же лучше чем иные коммерческие возможные использования (как то магазин, гостиница, казино и проч.) или сегодняшнее использование в качестве проката коньков...
Жаль, конечно, что по прямому назначению Тверской Речной Вокзал уже никогда использоваться не будет.
Конечно, неплохо было бы в нем разместить, например, детскую художественную школу, или что-либо подобное.

Гельман далеко не альтруист, но он активный дядька. И по сути не такой уж страшный как некоторые коммерсанты. Так что если бы его проект воплотился, для города это было бы развитием...
nord_ursus
3 фев, 2013 16:20 (UTC)
Re: Не идеализируйте Гельмана:)
Интересно насчёт Гельмана.
А то просто я с его деятельностью знаком по его выставкам современного искусства. С весьма, так сказать, необычными экспонатами, вроде карты России из половых тряпок или клизм, символизирующих церковные купола...
pamsik
3 фев, 2013 16:50 (UTC)
Re: Не идеализируйте Гельмана:)
Срезал, Костя! )
Сказать нечего. Можно лишь развести руками и вздохнуть. Может это и благо, что ему не отдали Речной вокзал. Здание само по себе очень красивое, может быть, кто-то возьмётся таки его поднять из сегодняшнего состояния. Пусть будет даже и ресторан, почему нет, хотя хорошо бы что-нибудь общественно доступное полезное, музей, например).
nord_ursus
5 фев, 2013 16:42 (UTC)
Re: Не идеализируйте Гельмана:)
Гельман, правда, не автор этих "экспонатов", а куратор выставки, но тем не менее.
Просто слишком часто сейчас за искусство выдают какую-нибудь откровенную чушь. И ладно бы в принципе, сумасшедших людей хватает, но делать карту России из половых тряпок и ещё выставлять это напоказ, — это уже оскорбительно.

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com