?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Мы помним чудные мгновенья. Тверь и Торжок»

…Сюда в Тверь, в Отроч монастырь Грозный отправил умницу Максима Грека и светлого митрополита Филиппа. На фото - памятник митрополиту в парке на берегу Волги. Такая монолитная серая несгибаемая каменная маленькая фигурка...


Отроч монастырь – был сторỏж. Щит Руси на востоке. Монастырская крепость была неприступной, но не из-за толщины каменных стен. А потому, что в этом монастыре (как и в некоторых других аналогичных по Руси, созданных Сергием Радонежским), воспитывались особые православные воины-монахи… И здесь практиковалось совершенно особое тайное славянское воинское мастерство… Это была целая система знаний, доступная только посвящённым. Вообще воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн Истории…

Сейчас от Успенского Отроч/ь мужского монастыря осталось только это красивое название.
На месте древнего монастыря сейчас стоит Речной вокзал.




А Успенский собор – единственная сохранившаяся монастырская постройка, или другими словами всё, что осталось от Отроч монастыря…


Собор расположен на месте древней церкви (1530) и сейчас представляет собой екатерининский «новострой» (1722). В этом храме хоть и мало икон, но перед ними стоят очень нежные и необычные свечи – очень длинные (~1 метр), белые, тоненькие, конусовидные. Смотрится, когда горят перед иконами – поразительно.


В каком-то отзыве я читала, что кого-то здесь пленила «бархатная тишина и умиротворённость». Завидую я возвышенным романтикам, которых в полуразвалившемся храме (а собор залатан донельзя – почти нет церковной обстановки, почти полностью облупившиеся росписи, без нормального иконостаса, с дощатым непонятным потолком) охватывает подобное «велюровое спокойствие»…

От Отроч/ь монастыря остались ещё его древняя история, легенды и загадки. Традиционных версий возникновения две.
Одна изложена в летописи «Повесть об Отроч монастыре». Но мне лично, эта повесть показалась сильно смахивающей на тщательно продуманную сказку, оформленную в христианском формате. (Дружинник Григорий влюбился в девицу Ксению, но на ней женился князь, а неудачливому влубленному дал денег на постройку монастыря. Дата написания повести ~1206г.).
Другая версия наступает первой на пятки: первыми основателями монастыря, возможно, были два монаха из Киево-Печерской Лавры, которые построили в Твери в ~1110г. Свято-Успенский Отроч монастыря, и посвятили его Успению Богородицы (в Лавре главный собор – тоже Успенский).

Меня же не отпускает его название – Отроч или Отрочь – какое-то оно странное, нетипичное, непонятное.
Что это могло означать?
Отрок – мужчина, Отроч – мужской, мужественный, воинский?

Есть очень любопытное предположение.
Этот монастырь (не зря же есть легенда, что его основал княжеский дружинник, т.е. военный) – вообще собственно на монастырь похож не был – это была военная крепость в удачном месте, у слияния реки Тверцы с рекой Волгой, которая держала под наблюдением опасный выход из неё в Волгу. Такие монастыри назывались в древности – сторỏжами (с ударением на второе «о»). Отроч монастырь – был сторож. Щит Твери на востоке. Монастырская крепость была неприступной, но не из-за толщины каменных стен. А потому, что в этом монастыре (как и в некоторых других аналогичных по Руси), воспитывались особые православные воины-монахи. И здесь практиковалось совершенно особое тайное славянское воинское мастерство. Это была целая система знаний, доступная только посвящённым.

Вообще воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн Истории. Помните - монах Пересвет победил богатыря Челубея (Куликовская битва)? А он ведь был монахом «лишенным живота», он носил черную одежду и не имел права брать в руки оружие. Как же он смог победить профессионала? Ответ такой: Сергий Радонежский основал девяносто монастырей (больше половины из них сейчас существуют, либо осталась память о них). В этих монастырях и подготавливались монахи-ратники, которые выходили на бранное поле. Такие воины могли в одиночку справиться с тем, что под силу только нескольким человекам, благодаря специальной подготовке. Одной из таких «монашеско-воинских колыбелей» (по дошедшим до нас источникам) и был Отроч мужской монастырь в Твери.


Кстати, эти древние славянские системы «Спас» и «Здрава» сохранены. Кем? Скажем так – хранителями. Эти практики реально применяются и сейчас. Морские пехотинцы, спецназ, спецслужбы.


Но идут века, меняется власть и у Отроч монастыря меняется функция. Он становится острогом. Сюда Грозный отправил умницу Максима Грека и светлого митрополита Филиппа.

Митрополит Филипп – боярин Фёдор Колычев, 17 лет игумен Соловецкого монастыря, 3 года митрополит Московский и Всея Руси. Во время опричнины, царь поставил ему условие, чтобы тот занимался своими делами, а «в опричнину и в царский домовой обиход не вступался». Но коса нашла на камень. Закрывать глаза на опричнинский беспредел митрополит Филипп не смог. Его взяли во время службы в Кремлёвском Успенском соборе. Окружили опричники, сорвали облачение, зачитали грамоту о лишении сана, бросили в дровни, отвезли в московский острог, а потом отослали с глаз долой – в Тверской Отроч монастырь. Он успел сказать людям: «Дети мои! Я сделал, что мог. Уповайте на Бога!». «Филькины грамоты» - это послания митрополита Филиппа Ивану Грозному отсюда из темницы.
Непокорного «Фильку» (62 года) здесь в монастыре задушил Скуратов Малюта.


Памятник митрополиту стоит напротив Успенского собора через дорогу в прибрежном парке. Такая монолитная серая несгибаемая каменная маленькая фигурка.


В Речном вокзале, облупленном и обшарпанном донельзя, сейчас прокат коньков (зимой).

*Фото Марата Гельмана (maratguelman)








Тверичане дружною гурьбою цокают прокатными коньками по дорожке, ведущей на берег Волги, где залит шикарный по красоте и открывающемуся виду города, каток. Несмотря на приличный мороз (-20˚), каток гудит от наплыва народа. А «Ледниковый период» и «Танцы на льду» по сравнению с самозабвенными пистолетиками и ласточками юных фигуристов, здесь просто отдыхают :).








Рассказ «Мы помним чудные мгновенья. Тверь и Торжок»

Посты по Твери и Торжку:
Зимние прогулки по Твери
Путеводитель по Торжку
Дом-музей В.Серова в Домотканово

Посты по русским городам:
Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Глобус Боровска
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Кострома. Ипатьевский монастырь
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке

Comments

exidna_i
17 янв, 2012 18:01 (UTC)
понаплели вы, конечно...
фигура монаха на берегу - Нил Столобенский, традиционное изображение, таких сувениров половина Твери и полный Осташков. на берегу был поставлен, чтоб недалеко тащить. знаменитая тврская жаба с бульвара Радищева одного с ним года рождения, тогда то ли конкурс молодых скульпторов проходил, то ли фестиваль скульптуры, в тот год много каменных фигур в Твери появилось.
монастырь был основан задолго до того, как Сергий Радонежский посеял зерна монастырской жизни по всей России. Отроч называется потому, что прежде именно в этом месте была княжеская твердыня с гарнизоном, а после того, как резиденция князя переехала на другой берег Волги, в центр нынешнего городского сада, крепость была отдана под монастырь, а место так и осталось с гарнизонным названием.
старый собор, на месте которого построен нынешний Успенский, никакого не 1530 года (1530 часто ошибочно датируют Белую Троицу, хотя она, на самом деле освящена в 1564). белокаменная церковь, на фундаменте которой стоит сейчас Успенский собор - 1269 года.
ну и на данный момент собор отреставрирован, так что сведения об "обшарпанности крайней степени" на несколько лет запоздали.
pamsik
17 янв, 2012 18:45 (UTC)
Ну, у вас самой некая каша получилась))
Во-первых, откуда у вас такая уверенность насчет точного года основания Успенской церкви - 1269?? Я читала много самых разных источников, и она (дата) нигде не указана. Есть гипотетические предположения историков, не более того.
Потом, я лично не вижу смысла в вашем предложении: "монастырь был основан задолго до того, как Сергий Радонежский посеял зерна монастырской жизни по всей России" (Руси). Вы считаете, что это обстоятельство каким-либо помешало его деятельности?), т.е. рассылать своих учеников по разным обителям??

Поездка в Тверь состоялась несколько лет назад, и приятно читать о том, что Успенский собор приводится в божеский вид. Хотя с Речного штукатурка все ещё активно сыпется...

А вот со скульптурой вы меня удивили, если не сказать ошарашили. По-моему мы сами читали надпись на ней... В общем, я сейчас пошуршу источниками.

Edited at 2012-01-17 18:47 (UTC)
exidna_i
17 янв, 2012 18:54 (UTC)
видите ли, пока вы шуршали по учебникам и читали источники, я в самом отроч монастыре 10 лет отработала. а помимо учебников и интернет-источников есть такая штука как городской архив.
pamsik
17 янв, 2012 19:09 (UTC)
Понимаете, я с удовольствием бы вам поверила, но всё же предпочитаю убедиться лично)). Ссылки на "собственный опыт" и "городской архив" это всего лишь ссылки, а не цифры. Ведь "архив" понятие растяжимое, что там в нем, какой достоверности документы?...
Если бы дата постройки была бы столь однозначной и понятной, то не было бы столько версий.
Кстати, усиленно сейчас ищу инфу про памятник. На самом деле интересно. Есть очень похожая фигура Нила Столбенского, установленная в Ниловой Пустыни.
Вот фото:


Они очень похожи и вполне возможно, что именно она и служит "сувенирчиком". Но мы сами ведь читали надпись на скульптуре в парке перед Успенским собором. Митрополит Филипп...
exidna_i
17 янв, 2012 19:24 (UTC)
дело в том, что фигура стоит года с 89-90, а камень с надписями заклыдывали на 20 лет позже. кажется, уже после того, как я ушла в декрет. что же касается "сувенирчиков", то их традиционному облику под 500 лет. и они именно что традиционны. перепутать тут нечего и не с чем.
вы, конечно, можете оценивать что-либо с точки зрения неполноценных источников или из окна проезжающего мимо автомобиля, но история это не придуманное путешственниками занятие. история - это то, что на месте. остальное сказки. например, свой 1530 год вы из какого "источника" взяли?
в самом монастыре по 10 рублей продавались буклеты с историческим материалом, картами и датировками, которые по крохам в городском архиве раскапывали и собирали много лет. вот это - источник. а остальное фигня на постном масле. для кого-то ваш пост послужит источников, а он донельзя поверхностен и неточен.
pamsik
18 янв, 2012 07:49 (UTC)
Вы чересчур эмоциональны). Вы пытаетесь меня в чем-то обвинить, навесить так сказать всех собак, хотя я не преступник). И мне тоже интересна и важна историческая правда.
Сказки не сказки - я написала именно то, что хотела. Не всё можно проверить через "архивы". Подделываются даже летописи). Нестора-летописца самого называют переписчиком истории в угоду власти. Да и само понятие "история" - это события, которым люди пытаются дать оценку. Причем каждый свою).
exidna_i
17 янв, 2012 19:29 (UTC)
упс. вы, похоже, не знаете, что такое "городской архив". ну, извините. если государственная организация - "растяжимое понятие", мне с вами разговаривать не о чем. загуглите, что ли. для начала.
pamsik
18 янв, 2012 07:43 (UTC)
Мне тоже, похоже, с вами не найти общий язык)(. Вы заняты больше разбрызгиванием слюней (смотрю на аватарку), а не поиском истины. )
В архивах хранятся гражданские документы), но не летописи же)). Если вы говорите о подтверждении даты основания - 13в. ))
И вы сами можете назвать "источник" этой цифры?

Edited at 2012-01-18 07:55 (UTC)
exidna_i
18 янв, 2012 14:00 (UTC)
для начала - не стирайте комментарии, в которых вам указывают на откровенные исторические ляпы. "екатерининский новострой" от 1722 года, к примеру. и дочитайте-таки учебник по истории, тогда сами поймете в чем неправы. там написаны и даты, и про то, что хранится в арзиах, и многие другие полезные сведения. указывать вам его в качестве источника - вам же не нравится, вы читаете себя достаточно обученной, хотя и не знаете школьной программы. и "написала, что хотела" полностью объясняет вашу позицию.
(без темы) - pamsik - 18 янв, 2012 14:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - exidna_i - 18 янв, 2012 15:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 18 янв, 2012 15:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - exidna_i - 18 янв, 2012 15:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 18 янв, 2012 16:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - exidna_i - 18 янв, 2012 16:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 18 янв, 2012 16:51 (UTC) - Развернуть
seyat
18 янв, 2012 05:53 (UTC)
Отреставрирован-то отреставрирован, но фрески-то батюшка сбил:( Даже дело было заведено прокуратурой... Окончилось правда ничем...
pamsik
18 янв, 2012 07:52 (UTC)
Я как раз хотела спросить про "степень реставрации собора". Она только внешняя или внутри уже все восстановили?
Мы в Твери были года три назад, и за это время, с учетом раскачивания, неужели успели поновить фрески?
seyat
18 янв, 2012 10:06 (UTC)
Успели фрески уничтожить:(
pamsik
18 янв, 2012 11:35 (UTC)
Замечательная реставрация, нет слов!
Когда мы были - потолок в храме был залатан досками, т.е. это были не леса, не обшивка, а именно "заплатки". Росписи были видны, по-моему они были темно-синего цвета (?). Вообще красивый храм, хотя выглядел как сарай в то время... каких-то три года назад.
seyat
18 янв, 2012 12:46 (UTC)
Сейчас храм выглядит вот так:

http://sobory.ru/photo/?photo=111819
(без темы) - pamsik - 18 янв, 2012 13:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - seyat - 18 янв, 2012 13:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pamsik - 18 янв, 2012 14:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - seyat - 20 янв, 2012 04:58 (UTC) - Развернуть
exidna_i
18 янв, 2012 14:03 (UTC)
когда эти фрески начали падать на людей кусками метр на метр, а госреставрация заявила, что за полтора миллиона долларов проведет работы по реставрации, но у нее денег нет и выделяться на реставрацию они не будут, другого выхода не оставалось. да и фрески-то в трапезной части были... мазня ученическая, честно говоря.

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com