?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Мы помним чудные мгновенья. Тверь и Торжок»

…Сюда в Тверь, в Отроч монастырь Грозный отправил умницу Максима Грека и светлого митрополита Филиппа. На фото - памятник митрополиту в парке на берегу Волги. Такая монолитная серая несгибаемая каменная маленькая фигурка...


Отроч монастырь – был сторỏж. Щит Руси на востоке. Монастырская крепость была неприступной, но не из-за толщины каменных стен. А потому, что в этом монастыре (как и в некоторых других аналогичных по Руси, созданных Сергием Радонежским), воспитывались особые православные воины-монахи… И здесь практиковалось совершенно особое тайное славянское воинское мастерство… Это была целая система знаний, доступная только посвящённым. Вообще воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн Истории…

Сейчас от Успенского Отроч/ь мужского монастыря осталось только это красивое название.
На месте древнего монастыря сейчас стоит Речной вокзал.




А Успенский собор – единственная сохранившаяся монастырская постройка, или другими словами всё, что осталось от Отроч монастыря…


Собор расположен на месте древней церкви (1530) и сейчас представляет собой екатерининский «новострой» (1722). В этом храме хоть и мало икон, но перед ними стоят очень нежные и необычные свечи – очень длинные (~1 метр), белые, тоненькие, конусовидные. Смотрится, когда горят перед иконами – поразительно.


В каком-то отзыве я читала, что кого-то здесь пленила «бархатная тишина и умиротворённость». Завидую я возвышенным романтикам, которых в полуразвалившемся храме (а собор залатан донельзя – почти нет церковной обстановки, почти полностью облупившиеся росписи, без нормального иконостаса, с дощатым непонятным потолком) охватывает подобное «велюровое спокойствие»…

От Отроч/ь монастыря остались ещё его древняя история, легенды и загадки. Традиционных версий возникновения две.
Одна изложена в летописи «Повесть об Отроч монастыре». Но мне лично, эта повесть показалась сильно смахивающей на тщательно продуманную сказку, оформленную в христианском формате. (Дружинник Григорий влюбился в девицу Ксению, но на ней женился князь, а неудачливому влубленному дал денег на постройку монастыря. Дата написания повести ~1206г.).
Другая версия наступает первой на пятки: первыми основателями монастыря, возможно, были два монаха из Киево-Печерской Лавры, которые построили в Твери в ~1110г. Свято-Успенский Отроч монастыря, и посвятили его Успению Богородицы (в Лавре главный собор – тоже Успенский).

Меня же не отпускает его название – Отроч или Отрочь – какое-то оно странное, нетипичное, непонятное.
Что это могло означать?
Отрок – мужчина, Отроч – мужской, мужественный, воинский?

Есть очень любопытное предположение.
Этот монастырь (не зря же есть легенда, что его основал княжеский дружинник, т.е. военный) – вообще собственно на монастырь похож не был – это была военная крепость в удачном месте, у слияния реки Тверцы с рекой Волгой, которая держала под наблюдением опасный выход из неё в Волгу. Такие монастыри назывались в древности – сторỏжами (с ударением на второе «о»). Отроч монастырь – был сторож. Щит Твери на востоке. Монастырская крепость была неприступной, но не из-за толщины каменных стен. А потому, что в этом монастыре (как и в некоторых других аналогичных по Руси), воспитывались особые православные воины-монахи. И здесь практиковалось совершенно особое тайное славянское воинское мастерство. Это была целая система знаний, доступная только посвящённым.

Вообще воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн Истории. Помните - монах Пересвет победил богатыря Челубея (Куликовская битва)? А он ведь был монахом «лишенным живота», он носил черную одежду и не имел права брать в руки оружие. Как же он смог победить профессионала? Ответ такой: Сергий Радонежский основал девяносто монастырей (больше половины из них сейчас существуют, либо осталась память о них). В этих монастырях и подготавливались монахи-ратники, которые выходили на бранное поле. Такие воины могли в одиночку справиться с тем, что под силу только нескольким человекам, благодаря специальной подготовке. Одной из таких «монашеско-воинских колыбелей» (по дошедшим до нас источникам) и был Отроч мужской монастырь в Твери.


Кстати, эти древние славянские системы «Спас» и «Здрава» сохранены. Кем? Скажем так – хранителями. Эти практики реально применяются и сейчас. Морские пехотинцы, спецназ, спецслужбы.


Но идут века, меняется власть и у Отроч монастыря меняется функция. Он становится острогом. Сюда Грозный отправил умницу Максима Грека и светлого митрополита Филиппа.

Митрополит Филипп – боярин Фёдор Колычев, 17 лет игумен Соловецкого монастыря, 3 года митрополит Московский и Всея Руси. Во время опричнины, царь поставил ему условие, чтобы тот занимался своими делами, а «в опричнину и в царский домовой обиход не вступался». Но коса нашла на камень. Закрывать глаза на опричнинский беспредел митрополит Филипп не смог. Его взяли во время службы в Кремлёвском Успенском соборе. Окружили опричники, сорвали облачение, зачитали грамоту о лишении сана, бросили в дровни, отвезли в московский острог, а потом отослали с глаз долой – в Тверской Отроч монастырь. Он успел сказать людям: «Дети мои! Я сделал, что мог. Уповайте на Бога!». «Филькины грамоты» - это послания митрополита Филиппа Ивану Грозному отсюда из темницы.
Непокорного «Фильку» (62 года) здесь в монастыре задушил Скуратов Малюта.


Памятник митрополиту стоит напротив Успенского собора через дорогу в прибрежном парке. Такая монолитная серая несгибаемая каменная маленькая фигурка.


В Речном вокзале, облупленном и обшарпанном донельзя, сейчас прокат коньков (зимой).

*Фото Марата Гельмана (maratguelman)








Тверичане дружною гурьбою цокают прокатными коньками по дорожке, ведущей на берег Волги, где залит шикарный по красоте и открывающемуся виду города, каток. Несмотря на приличный мороз (-20˚), каток гудит от наплыва народа. А «Ледниковый период» и «Танцы на льду» по сравнению с самозабвенными пистолетиками и ласточками юных фигуристов, здесь просто отдыхают :).








Рассказ «Мы помним чудные мгновенья. Тверь и Торжок»

Посты по Твери и Торжку:
Зимние прогулки по Твери
Путеводитель по Торжку
Дом-музей В.Серова в Домотканово

Посты по русским городам:
Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Глобус Боровска
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Кострома. Ипатьевский монастырь
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке

Comments

pamsik
17 янв, 2012 18:45 (UTC)
Ну, у вас самой некая каша получилась))
Во-первых, откуда у вас такая уверенность насчет точного года основания Успенской церкви - 1269?? Я читала много самых разных источников, и она (дата) нигде не указана. Есть гипотетические предположения историков, не более того.
Потом, я лично не вижу смысла в вашем предложении: "монастырь был основан задолго до того, как Сергий Радонежский посеял зерна монастырской жизни по всей России" (Руси). Вы считаете, что это обстоятельство каким-либо помешало его деятельности?), т.е. рассылать своих учеников по разным обителям??

Поездка в Тверь состоялась несколько лет назад, и приятно читать о том, что Успенский собор приводится в божеский вид. Хотя с Речного штукатурка все ещё активно сыпется...

А вот со скульптурой вы меня удивили, если не сказать ошарашили. По-моему мы сами читали надпись на ней... В общем, я сейчас пошуршу источниками.

Edited at 2012-01-17 18:47 (UTC)
exidna_i
17 янв, 2012 18:54 (UTC)
видите ли, пока вы шуршали по учебникам и читали источники, я в самом отроч монастыре 10 лет отработала. а помимо учебников и интернет-источников есть такая штука как городской архив.
pamsik
17 янв, 2012 19:09 (UTC)
Понимаете, я с удовольствием бы вам поверила, но всё же предпочитаю убедиться лично)). Ссылки на "собственный опыт" и "городской архив" это всего лишь ссылки, а не цифры. Ведь "архив" понятие растяжимое, что там в нем, какой достоверности документы?...
Если бы дата постройки была бы столь однозначной и понятной, то не было бы столько версий.
Кстати, усиленно сейчас ищу инфу про памятник. На самом деле интересно. Есть очень похожая фигура Нила Столбенского, установленная в Ниловой Пустыни.
Вот фото:


Они очень похожи и вполне возможно, что именно она и служит "сувенирчиком". Но мы сами ведь читали надпись на скульптуре в парке перед Успенским собором. Митрополит Филипп...
exidna_i
17 янв, 2012 19:24 (UTC)
дело в том, что фигура стоит года с 89-90, а камень с надписями заклыдывали на 20 лет позже. кажется, уже после того, как я ушла в декрет. что же касается "сувенирчиков", то их традиционному облику под 500 лет. и они именно что традиционны. перепутать тут нечего и не с чем.
вы, конечно, можете оценивать что-либо с точки зрения неполноценных источников или из окна проезжающего мимо автомобиля, но история это не придуманное путешственниками занятие. история - это то, что на месте. остальное сказки. например, свой 1530 год вы из какого "источника" взяли?
в самом монастыре по 10 рублей продавались буклеты с историческим материалом, картами и датировками, которые по крохам в городском архиве раскапывали и собирали много лет. вот это - источник. а остальное фигня на постном масле. для кого-то ваш пост послужит источников, а он донельзя поверхностен и неточен.
pamsik
18 янв, 2012 07:49 (UTC)
Вы чересчур эмоциональны). Вы пытаетесь меня в чем-то обвинить, навесить так сказать всех собак, хотя я не преступник). И мне тоже интересна и важна историческая правда.
Сказки не сказки - я написала именно то, что хотела. Не всё можно проверить через "архивы". Подделываются даже летописи). Нестора-летописца самого называют переписчиком истории в угоду власти. Да и само понятие "история" - это события, которым люди пытаются дать оценку. Причем каждый свою).
exidna_i
17 янв, 2012 19:29 (UTC)
упс. вы, похоже, не знаете, что такое "городской архив". ну, извините. если государственная организация - "растяжимое понятие", мне с вами разговаривать не о чем. загуглите, что ли. для начала.
pamsik
18 янв, 2012 07:43 (UTC)
Мне тоже, похоже, с вами не найти общий язык)(. Вы заняты больше разбрызгиванием слюней (смотрю на аватарку), а не поиском истины. )
В архивах хранятся гражданские документы), но не летописи же)). Если вы говорите о подтверждении даты основания - 13в. ))
И вы сами можете назвать "источник" этой цифры?

Edited at 2012-01-18 07:55 (UTC)
exidna_i
18 янв, 2012 14:00 (UTC)
для начала - не стирайте комментарии, в которых вам указывают на откровенные исторические ляпы. "екатерининский новострой" от 1722 года, к примеру. и дочитайте-таки учебник по истории, тогда сами поймете в чем неправы. там написаны и даты, и про то, что хранится в арзиах, и многие другие полезные сведения. указывать вам его в качестве источника - вам же не нравится, вы читаете себя достаточно обученной, хотя и не знаете школьной программы. и "написала, что хотела" полностью объясняет вашу позицию.
pamsik
18 янв, 2012 14:38 (UTC)
Пожалуйста, командуйте мужем на кухне)), а здесь в жж соблюдайте хотя бы минимальный политес.
Вы настоящий образчик нашей сегодняшней российской истерической манеры поведения, которая называется «где бы мне сегодня поорать»(. Увы.

Я сама решаю, что мне делать в своем жж. Ваш -цатый комментарий я удалила, поскольку вы повторяетесь, и я не могу вам отвечать в пяти местах одно и тоже сразу.
Правки собственного коммента связаны с орфографическими ошибками, которые я, например, не терплю и исправляю, а вы, вижу, нет).

Вы очень много пишете ерунды. Можно вас спросить в каком именно "школьном учебнике истории" есть дата создания Отрочь монастыря и «про архивы»?)) – Если вы можете поделиться названиями достоверных серьёзных источников, то я с большим удовольствием с ними ознакомлюсь.
А если желаете просто словесно проблеваться в чужом жж, то ваши комменты удалю, а вас потом забаню.
Извините.
exidna_i
18 янв, 2012 15:02 (UTC)
http://www.rusarchives.ru/state/gatvo/index.shtml

+учебник истории за 7 класс общеобразовательной школы.
pamsik
18 янв, 2012 15:26 (UTC)
Это уже лучше).
Встречные вопросы:
1) В госархивах хранятся тысячи сотен документов, какой именно вы рекомендуете посмотреть?
2) Чем дата создания Отроч/ь монастыря в "учебнике истории за 7й класс общеобразовательной школы" отличается от 2-х "моих"?))
exidna_i
18 янв, 2012 15:48 (UTC)
девушка, если вы думаете, что нашли в моем лице бесплатного репетитора по истории и методологии работы с архивным материалом, то вы очень сильно ошиблись. дальше - сама.
а начать нужно с того, что такое екатерининский новострой и какая эпоха вообще в истории называется екатерининской. а какая - петровской.


pamsik
18 янв, 2012 16:11 (UTC)
Если ещё использовать выражение "солнце моё", то это будет полный портрет провинциальной гражданки. Я сейчас не обзываюсь - я констатирую.(

Сказать вам что я думаю по поводу ваших ссылок на архив и учебник?)) А это была лакмусовая бумажка). Я хотела посмотреть сможете вы сами подтвердить свои предположения (на это ставки были 5 к 95)), или ударитесь в пустопоржнюю болтовню.
Человек, кричащий, что "он де из архива, да всё знает", и выдающий в качестве подтверждения своих гипотез общую ссылку на архив и школьный учебник))), выглядит как Петрушка. Извините.

*вы в курсе, что в России были две Екатерины?
exidna_i
18 янв, 2012 16:24 (UTC)
*солнце мое*, а вы знаете, что делают в аду с теми, кто ставит диагноз по юзерпику?

разумеется, вам не нужна информация. вам хочется быть правой. да и будьте, на здоровье. вразрез с иторическими фактами, но вам ведь это не важно. думаете, я хочу что-то доказываать человеку, которому вообще неважна аргументация оппонента? нет. я в сети с 93 года и насмотрелась на таких, как вы в таком количестве, что вам и не вообразить. можете меня смело банить, я абсолютно ничего от этого не потеряю.
все интересующие вас материалы на самом деле лежали в сети. и это тоже была лакмусовая бумажка. моя резолюция вам - отказать.
pamsik
18 янв, 2012 16:51 (UTC)
Опять демагогия)) и о-очень буйная фантазия).
Очень много словов, а лучше бы всё-таки нормальные ссылки на источники (повторяюсь, если не услышали).

Вы же мне пишете - "вы неправы, даты постройки Успенского собора иные". Далее - это логично - подтвердить высказанную точку зрения. Иначе ваши упрёки выглядят голословными. Не считать же "аргументацией", ээ подбираю слова, ваши "ссылки")). Почему-то вы считаете, что я должна копаться сейчас в ваших "источниках" и искать подтверждение ваших слов. Позиция странная. И смешная).

Насчет бана я вас просто предупредила. Таковы общие правила жж. Не стоит считать себя героем из-за этого. Обычно банят несдержанных дурачков. Иначе их не угомонить. Очень надеюсь, что к вам это не относится. Должны же вы быть в курсе с 93-го то года...))

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com