?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Мы помним чудные мгновенья. Тверь и Торжок»

…Сюда в Тверь, в Отроч монастырь Грозный отправил умницу Максима Грека и светлого митрополита Филиппа. На фото - памятник митрополиту в парке на берегу Волги. Такая монолитная серая несгибаемая каменная маленькая фигурка...


Отроч монастырь – был сторỏж. Щит Руси на востоке. Монастырская крепость была неприступной, но не из-за толщины каменных стен. А потому, что в этом монастыре (как и в некоторых других аналогичных по Руси, созданных Сергием Радонежским), воспитывались особые православные воины-монахи… И здесь практиковалось совершенно особое тайное славянское воинское мастерство… Это была целая система знаний, доступная только посвящённым. Вообще воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн Истории…

Сейчас от Успенского Отроч/ь мужского монастыря осталось только это красивое название.
На месте древнего монастыря сейчас стоит Речной вокзал.




А Успенский собор – единственная сохранившаяся монастырская постройка, или другими словами всё, что осталось от Отроч монастыря…


Собор расположен на месте древней церкви (1530) и сейчас представляет собой екатерининский «новострой» (1722). В этом храме хоть и мало икон, но перед ними стоят очень нежные и необычные свечи – очень длинные (~1 метр), белые, тоненькие, конусовидные. Смотрится, когда горят перед иконами – поразительно.


В каком-то отзыве я читала, что кого-то здесь пленила «бархатная тишина и умиротворённость». Завидую я возвышенным романтикам, которых в полуразвалившемся храме (а собор залатан донельзя – почти нет церковной обстановки, почти полностью облупившиеся росписи, без нормального иконостаса, с дощатым непонятным потолком) охватывает подобное «велюровое спокойствие»…

От Отроч/ь монастыря остались ещё его древняя история, легенды и загадки. Традиционных версий возникновения две.
Одна изложена в летописи «Повесть об Отроч монастыре». Но мне лично, эта повесть показалась сильно смахивающей на тщательно продуманную сказку, оформленную в христианском формате. (Дружинник Григорий влюбился в девицу Ксению, но на ней женился князь, а неудачливому влубленному дал денег на постройку монастыря. Дата написания повести ~1206г.).
Другая версия наступает первой на пятки: первыми основателями монастыря, возможно, были два монаха из Киево-Печерской Лавры, которые построили в Твери в ~1110г. Свято-Успенский Отроч монастыря, и посвятили его Успению Богородицы (в Лавре главный собор – тоже Успенский).

Меня же не отпускает его название – Отроч или Отрочь – какое-то оно странное, нетипичное, непонятное.
Что это могло означать?
Отрок – мужчина, Отроч – мужской, мужественный, воинский?

Есть очень любопытное предположение.
Этот монастырь (не зря же есть легенда, что его основал княжеский дружинник, т.е. военный) – вообще собственно на монастырь похож не был – это была военная крепость в удачном месте, у слияния реки Тверцы с рекой Волгой, которая держала под наблюдением опасный выход из неё в Волгу. Такие монастыри назывались в древности – сторỏжами (с ударением на второе «о»). Отроч монастырь – был сторож. Щит Твери на востоке. Монастырская крепость была неприступной, но не из-за толщины каменных стен. А потому, что в этом монастыре (как и в некоторых других аналогичных по Руси), воспитывались особые православные воины-монахи. И здесь практиковалось совершенно особое тайное славянское воинское мастерство. Это была целая система знаний, доступная только посвящённым.

Вообще воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн Истории. Помните - монах Пересвет победил богатыря Челубея (Куликовская битва)? А он ведь был монахом «лишенным живота», он носил черную одежду и не имел права брать в руки оружие. Как же он смог победить профессионала? Ответ такой: Сергий Радонежский основал девяносто монастырей (больше половины из них сейчас существуют, либо осталась память о них). В этих монастырях и подготавливались монахи-ратники, которые выходили на бранное поле. Такие воины могли в одиночку справиться с тем, что под силу только нескольким человекам, благодаря специальной подготовке. Одной из таких «монашеско-воинских колыбелей» (по дошедшим до нас источникам) и был Отроч мужской монастырь в Твери.


Кстати, эти древние славянские системы «Спас» и «Здрава» сохранены. Кем? Скажем так – хранителями. Эти практики реально применяются и сейчас. Морские пехотинцы, спецназ, спецслужбы.


Но идут века, меняется власть и у Отроч монастыря меняется функция. Он становится острогом. Сюда Грозный отправил умницу Максима Грека и светлого митрополита Филиппа.

Митрополит Филипп – боярин Фёдор Колычев, 17 лет игумен Соловецкого монастыря, 3 года митрополит Московский и Всея Руси. Во время опричнины, царь поставил ему условие, чтобы тот занимался своими делами, а «в опричнину и в царский домовой обиход не вступался». Но коса нашла на камень. Закрывать глаза на опричнинский беспредел митрополит Филипп не смог. Его взяли во время службы в Кремлёвском Успенском соборе. Окружили опричники, сорвали облачение, зачитали грамоту о лишении сана, бросили в дровни, отвезли в московский острог, а потом отослали с глаз долой – в Тверской Отроч монастырь. Он успел сказать людям: «Дети мои! Я сделал, что мог. Уповайте на Бога!». «Филькины грамоты» - это послания митрополита Филиппа Ивану Грозному отсюда из темницы.
Непокорного «Фильку» (62 года) здесь в монастыре задушил Скуратов Малюта.


Памятник митрополиту стоит напротив Успенского собора через дорогу в прибрежном парке. Такая монолитная серая несгибаемая каменная маленькая фигурка.


В Речном вокзале, облупленном и обшарпанном донельзя, сейчас прокат коньков (зимой).

*Фото Марата Гельмана (maratguelman)








Тверичане дружною гурьбою цокают прокатными коньками по дорожке, ведущей на берег Волги, где залит шикарный по красоте и открывающемуся виду города, каток. Несмотря на приличный мороз (-20˚), каток гудит от наплыва народа. А «Ледниковый период» и «Танцы на льду» по сравнению с самозабвенными пистолетиками и ласточками юных фигуристов, здесь просто отдыхают :).








Рассказ «Мы помним чудные мгновенья. Тверь и Торжок»

Посты по Твери и Торжку:
Зимние прогулки по Твери
Путеводитель по Торжку
Дом-музей В.Серова в Домотканово

Посты по русским городам:
Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Глобус Боровска
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Кострома. Ипатьевский монастырь
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке

Comments

exidna_i
18 янв, 2012 14:00 (UTC)
для начала - не стирайте комментарии, в которых вам указывают на откровенные исторические ляпы. "екатерининский новострой" от 1722 года, к примеру. и дочитайте-таки учебник по истории, тогда сами поймете в чем неправы. там написаны и даты, и про то, что хранится в арзиах, и многие другие полезные сведения. указывать вам его в качестве источника - вам же не нравится, вы читаете себя достаточно обученной, хотя и не знаете школьной программы. и "написала, что хотела" полностью объясняет вашу позицию.
pamsik
18 янв, 2012 14:38 (UTC)
Пожалуйста, командуйте мужем на кухне)), а здесь в жж соблюдайте хотя бы минимальный политес.
Вы настоящий образчик нашей сегодняшней российской истерической манеры поведения, которая называется «где бы мне сегодня поорать»(. Увы.

Я сама решаю, что мне делать в своем жж. Ваш -цатый комментарий я удалила, поскольку вы повторяетесь, и я не могу вам отвечать в пяти местах одно и тоже сразу.
Правки собственного коммента связаны с орфографическими ошибками, которые я, например, не терплю и исправляю, а вы, вижу, нет).

Вы очень много пишете ерунды. Можно вас спросить в каком именно "школьном учебнике истории" есть дата создания Отрочь монастыря и «про архивы»?)) – Если вы можете поделиться названиями достоверных серьёзных источников, то я с большим удовольствием с ними ознакомлюсь.
А если желаете просто словесно проблеваться в чужом жж, то ваши комменты удалю, а вас потом забаню.
Извините.
exidna_i
18 янв, 2012 15:02 (UTC)
http://www.rusarchives.ru/state/gatvo/index.shtml

+учебник истории за 7 класс общеобразовательной школы.
pamsik
18 янв, 2012 15:26 (UTC)
Это уже лучше).
Встречные вопросы:
1) В госархивах хранятся тысячи сотен документов, какой именно вы рекомендуете посмотреть?
2) Чем дата создания Отроч/ь монастыря в "учебнике истории за 7й класс общеобразовательной школы" отличается от 2-х "моих"?))
exidna_i
18 янв, 2012 15:48 (UTC)
девушка, если вы думаете, что нашли в моем лице бесплатного репетитора по истории и методологии работы с архивным материалом, то вы очень сильно ошиблись. дальше - сама.
а начать нужно с того, что такое екатерининский новострой и какая эпоха вообще в истории называется екатерининской. а какая - петровской.


pamsik
18 янв, 2012 16:11 (UTC)
Если ещё использовать выражение "солнце моё", то это будет полный портрет провинциальной гражданки. Я сейчас не обзываюсь - я констатирую.(

Сказать вам что я думаю по поводу ваших ссылок на архив и учебник?)) А это была лакмусовая бумажка). Я хотела посмотреть сможете вы сами подтвердить свои предположения (на это ставки были 5 к 95)), или ударитесь в пустопоржнюю болтовню.
Человек, кричащий, что "он де из архива, да всё знает", и выдающий в качестве подтверждения своих гипотез общую ссылку на архив и школьный учебник))), выглядит как Петрушка. Извините.

*вы в курсе, что в России были две Екатерины?
exidna_i
18 янв, 2012 16:24 (UTC)
*солнце мое*, а вы знаете, что делают в аду с теми, кто ставит диагноз по юзерпику?

разумеется, вам не нужна информация. вам хочется быть правой. да и будьте, на здоровье. вразрез с иторическими фактами, но вам ведь это не важно. думаете, я хочу что-то доказываать человеку, которому вообще неважна аргументация оппонента? нет. я в сети с 93 года и насмотрелась на таких, как вы в таком количестве, что вам и не вообразить. можете меня смело банить, я абсолютно ничего от этого не потеряю.
все интересующие вас материалы на самом деле лежали в сети. и это тоже была лакмусовая бумажка. моя резолюция вам - отказать.
pamsik
18 янв, 2012 16:51 (UTC)
Опять демагогия)) и о-очень буйная фантазия).
Очень много словов, а лучше бы всё-таки нормальные ссылки на источники (повторяюсь, если не услышали).

Вы же мне пишете - "вы неправы, даты постройки Успенского собора иные". Далее - это логично - подтвердить высказанную точку зрения. Иначе ваши упрёки выглядят голословными. Не считать же "аргументацией", ээ подбираю слова, ваши "ссылки")). Почему-то вы считаете, что я должна копаться сейчас в ваших "источниках" и искать подтверждение ваших слов. Позиция странная. И смешная).

Насчет бана я вас просто предупредила. Таковы общие правила жж. Не стоит считать себя героем из-за этого. Обычно банят несдержанных дурачков. Иначе их не угомонить. Очень надеюсь, что к вам это не относится. Должны же вы быть в курсе с 93-го то года...))

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com