?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Мы помним чудные мгновенья. Тверь и Торжок»

…Сюда в Тверь, в Отроч монастырь Грозный отправил умницу Максима Грека и светлого митрополита Филиппа. На фото - памятник митрополиту в парке на берегу Волги. Такая монолитная серая несгибаемая каменная маленькая фигурка...


Отроч монастырь – был сторỏж. Щит Руси на востоке. Монастырская крепость была неприступной, но не из-за толщины каменных стен. А потому, что в этом монастыре (как и в некоторых других аналогичных по Руси, созданных Сергием Радонежским), воспитывались особые православные воины-монахи… И здесь практиковалось совершенно особое тайное славянское воинское мастерство… Это была целая система знаний, доступная только посвящённым. Вообще воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн Истории…

Сейчас от Успенского Отроч/ь мужского монастыря осталось только это красивое название.
На месте древнего монастыря сейчас стоит Речной вокзал.




А Успенский собор – единственная сохранившаяся монастырская постройка, или другими словами всё, что осталось от Отроч монастыря…


Собор расположен на месте древней церкви (1530) и сейчас представляет собой екатерининский «новострой» (1722). В этом храме хоть и мало икон, но перед ними стоят очень нежные и необычные свечи – очень длинные (~1 метр), белые, тоненькие, конусовидные. Смотрится, когда горят перед иконами – поразительно.


В каком-то отзыве я читала, что кого-то здесь пленила «бархатная тишина и умиротворённость». Завидую я возвышенным романтикам, которых в полуразвалившемся храме (а собор залатан донельзя – почти нет церковной обстановки, почти полностью облупившиеся росписи, без нормального иконостаса, с дощатым непонятным потолком) охватывает подобное «велюровое спокойствие»…

От Отроч/ь монастыря остались ещё его древняя история, легенды и загадки. Традиционных версий возникновения две.
Одна изложена в летописи «Повесть об Отроч монастыре». Но мне лично, эта повесть показалась сильно смахивающей на тщательно продуманную сказку, оформленную в христианском формате. (Дружинник Григорий влюбился в девицу Ксению, но на ней женился князь, а неудачливому влубленному дал денег на постройку монастыря. Дата написания повести ~1206г.).
Другая версия наступает первой на пятки: первыми основателями монастыря, возможно, были два монаха из Киево-Печерской Лавры, которые построили в Твери в ~1110г. Свято-Успенский Отроч монастыря, и посвятили его Успению Богородицы (в Лавре главный собор – тоже Успенский).

Меня же не отпускает его название – Отроч или Отрочь – какое-то оно странное, нетипичное, непонятное.
Что это могло означать?
Отрок – мужчина, Отроч – мужской, мужественный, воинский?

Есть очень любопытное предположение.
Этот монастырь (не зря же есть легенда, что его основал княжеский дружинник, т.е. военный) – вообще собственно на монастырь похож не был – это была военная крепость в удачном месте, у слияния реки Тверцы с рекой Волгой, которая держала под наблюдением опасный выход из неё в Волгу. Такие монастыри назывались в древности – сторỏжами (с ударением на второе «о»). Отроч монастырь – был сторож. Щит Твери на востоке. Монастырская крепость была неприступной, но не из-за толщины каменных стен. А потому, что в этом монастыре (как и в некоторых других аналогичных по Руси), воспитывались особые православные воины-монахи. И здесь практиковалось совершенно особое тайное славянское воинское мастерство. Это была целая система знаний, доступная только посвящённым.

Вообще воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн Истории. Помните - монах Пересвет победил богатыря Челубея (Куликовская битва)? А он ведь был монахом «лишенным живота», он носил черную одежду и не имел права брать в руки оружие. Как же он смог победить профессионала? Ответ такой: Сергий Радонежский основал девяносто монастырей (больше половины из них сейчас существуют, либо осталась память о них). В этих монастырях и подготавливались монахи-ратники, которые выходили на бранное поле. Такие воины могли в одиночку справиться с тем, что под силу только нескольким человекам, благодаря специальной подготовке. Одной из таких «монашеско-воинских колыбелей» (по дошедшим до нас источникам) и был Отроч мужской монастырь в Твери.


Кстати, эти древние славянские системы «Спас» и «Здрава» сохранены. Кем? Скажем так – хранителями. Эти практики реально применяются и сейчас. Морские пехотинцы, спецназ, спецслужбы.


Но идут века, меняется власть и у Отроч монастыря меняется функция. Он становится острогом. Сюда Грозный отправил умницу Максима Грека и светлого митрополита Филиппа.

Митрополит Филипп – боярин Фёдор Колычев, 17 лет игумен Соловецкого монастыря, 3 года митрополит Московский и Всея Руси. Во время опричнины, царь поставил ему условие, чтобы тот занимался своими делами, а «в опричнину и в царский домовой обиход не вступался». Но коса нашла на камень. Закрывать глаза на опричнинский беспредел митрополит Филипп не смог. Его взяли во время службы в Кремлёвском Успенском соборе. Окружили опричники, сорвали облачение, зачитали грамоту о лишении сана, бросили в дровни, отвезли в московский острог, а потом отослали с глаз долой – в Тверской Отроч монастырь. Он успел сказать людям: «Дети мои! Я сделал, что мог. Уповайте на Бога!». «Филькины грамоты» - это послания митрополита Филиппа Ивану Грозному отсюда из темницы.
Непокорного «Фильку» (62 года) здесь в монастыре задушил Скуратов Малюта.


Памятник митрополиту стоит напротив Успенского собора через дорогу в прибрежном парке. Такая монолитная серая несгибаемая каменная маленькая фигурка.


В Речном вокзале, облупленном и обшарпанном донельзя, сейчас прокат коньков (зимой).

*Фото Марата Гельмана (maratguelman)








Тверичане дружною гурьбою цокают прокатными коньками по дорожке, ведущей на берег Волги, где залит шикарный по красоте и открывающемуся виду города, каток. Несмотря на приличный мороз (-20˚), каток гудит от наплыва народа. А «Ледниковый период» и «Танцы на льду» по сравнению с самозабвенными пистолетиками и ласточками юных фигуристов, здесь просто отдыхают :).








Рассказ «Мы помним чудные мгновенья. Тверь и Торжок»

Посты по Твери и Торжку:
Зимние прогулки по Твери
Путеводитель по Торжку
Дом-музей В.Серова в Домотканово

Посты по русским городам:
Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Глобус Боровска
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Кострома. Ипатьевский монастырь
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке

Comments

pamsik
3 фев, 2013 16:50 (UTC)
Re: Не идеализируйте Гельмана:)
Срезал, Костя! )
Сказать нечего. Можно лишь развести руками и вздохнуть. Может это и благо, что ему не отдали Речной вокзал. Здание само по себе очень красивое, может быть, кто-то возьмётся таки его поднять из сегодняшнего состояния. Пусть будет даже и ресторан, почему нет, хотя хорошо бы что-нибудь общественно доступное полезное, музей, например).
nord_ursus
5 фев, 2013 16:42 (UTC)
Re: Не идеализируйте Гельмана:)
Гельман, правда, не автор этих "экспонатов", а куратор выставки, но тем не менее.
Просто слишком часто сейчас за искусство выдают какую-нибудь откровенную чушь. И ладно бы в принципе, сумасшедших людей хватает, но делать карту России из половых тряпок и ещё выставлять это напоказ, — это уже оскорбительно.

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com