Natasha Pamsik (pamsik) wrote,
Natasha Pamsik
pamsik

Categories:

Фленово-Талашкино и княгиня Тенишева

Из рассказа «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

…Интересно, что мы, собираясь в Смоленск, планировали обязательно съездить в «Фленово-Талашкино». Зачем? – А это туристический маршрут, все туда едут, всех туристов туда везут. А что там? – Какой-то расписной Теремок. Вот это был полный объём информации, которым мы владели. Оказалось, что без представления о том, кто и кем была княгиня Тенишева нельзя начинать знакомство с Фленово-Талашкиным.


Николай Рерих – прежде всего для Фленово, художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой.
Сергей Малютин – прежде всего автор резного «Теремка». Также он архитектор церкви Святого Духа.
…Композитор Игорь Стравинский написал здесь музыку к балету «Весна Священная», а Рерих создал к балету эскизы к своим знаменитым «половецким задникам» и костюмов к этому балету, взорвавшему Париж.
…После залпа Авроры в России стали твориться немыслимые вещи. Фленово разграбили, а из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, выкинули князя Тенишева. Сама Тенишева эмигрирует в Париж, вернее в маленький городок под столицей, становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью.


По аллее с высокими тополями идем в усадьбу


Мария Клавдиевна Тенишева (1858-1928, 70 лет). Незаконнорожденная дочь некоей дворянки Пятковской, бесприданница, но красавица и умница. Счастье нашла во втором браке. Супруг – князь Вячеслав Николаевич Тенишев, крупнейший российский (авто)промышленник, а также музыкант, этнограф, археолог-любитель. Считалось, что брак неравный, но на самом деле это не так – он ей дал княжеский титул, любовь, и финансовую поддержку всех её проектов, она – подарила ему жизнь, причудливо раскрашенную её богатыми фантазиями.
Село Талашкино (18км от Смоленска) Тенишева купила у подруги детства княгини Святополк-Четвертинской в 1893г. Фленово (4км от Талашкино) – село по соседству приобрела позже, через год. (Сейчас музейный комплекс «Теремок» расположен в Фленово, а Талашкино, где когда-то тоже были уникальные постройки и сама господская усадьба – разорено подчистую).
Фленово – это чистой воды зеркало Абрамцево. В смысле самой художественной идеи.
Там: Мамонтов – и его Абрамцево. Здесь: Тенишева – и её Фленово.

План территории Фленово


У княгини Тенишевой было всё – красота, таланты, деньги. Она могла спустить их на массу приятных вещей – одежду, украшения, дома, развлечения, поездки. Но она нашла им более достойное применение – открывала начальные школы «для народа», ремесленные училища, бесплатные молодёжные студии живописи, устраивала художественные выставки, давала деньги на выпуск журнала «Мир искусства» и археологические раскопки, создала уникальный музей русских старинных вещей, помогала художникам и музыкантам. Подобный альтруизм и сейчас звучит странно, поэтому её больно жалили досужие злые языки – говорили, что «она завидовала лаврам Третьякова и Мамонтова и просто скопировала Абрамцево», а её «попытки и начинания в России объяснялись исключительно фантазёрством, честолюбием, капризами избалованной женщины» (это слова самой княгини про себя!).

Кто она была – художник-эмальер, оперная певица, историк, археолог, учёный, архитектор, педагог, писатель, меценат? Как ни странно это звучит – княгиня была трудяга, талант, энергия, харизматичность, сила.

Она жила в Талашкино, а во Фленове сначала открыла Школу ремёсел для деревенских детей (с 9 лет) и Художественные мастерские. Чему там учили детей? - общие предметы; занятия земледелием, огородничеством, садоводством и пчеловодством; изучение таких ремёсел, как: столярное, резьба и роспись по дереву, чеканка по металлу, керамика, окраска тканей и вышивание. В итоге, дети выпускались в жизнь подготовленными, а одарённые шли дальше. Кроме того – детей в Фленове обожали – для них сооружались летом – купальни на пруду, зимой - ледяные горки, а также наряжалась новогодняя ёлка с лакомствами, и даже с тетрадями-карандашами.
А сколько сюда приезжало замечательных людей – художников, музыкантов! - Репин, Врубель, Левитан, Коровин, Нестеров, Головин, Серов, Трубецкой, Дягилев, Шаляпин, Бенуа и другие, которых княгиня старалась окружить исключительной заботой. Я хотела бы немного рассказать о Малютине, Рерихе, Врубеле и Стравинском. Потому что они и создали «художественное лицо» Флёново.

Сейчас территория музейного комплекса не сказать, чтобы большая и сильно ухоженная. Туристам показывают четыре «объекта» - Главную усадьбу с колоннами, бывшее здание Школы, Домик – «Теремок», церковь Святого Духа.

Главный дом


Сергей Малютин – прежде всего автор резного «Теремка» (1902). Это резное чудо вы видите почти сразу, как заходите за ворота. Опять же, как и сама Тенишева это человек – кладезь талантов – он и художник, и архитектор, и сценограф, в общем, на все руки мастер. Его конёк – это резьба по дереву, причем какая резьба – фантастически воздушная, узорная, смысловая. Его творение сказочный «Теремок» можно разглядывать долго и со смаком.


На главном фасаде располагается самое богато украшенное разноцветнейшее окошко. Стиль – русский модерн. В центре – любимый малютинский символ- Жар-птица с хохолком. Над Птицей – Солнце, по бокам – Коньки, и всё в обрамлении сказочных узоров – вьющихся цветов, волн, и прочих завитушек.


А какие чешуйчатые зелёные Змеи-Горынычи поддерживают бревенчатый сруб – загляденье.


Под навесом крыши – Месяцы. Можно обойти Теремок сзади – там посмотреть на другое окошко. Здесь уже «плывёт» Лебедь, над ним Солнце, Звёзды, Месяц, и узоры-узоры-узоры.


Рядом с домиком выставлены Двери – с такими же богатыми резными узорами, скорее всего от ворот.


Можете себе представить, что в подобном стиле было оформлено всё Фленово – все постройки, мостики, столбики оград, ворота. А это же дерево – материал недолговечный, поэтому всю эту фантазийно-художественную красоту можно увидеть только на дореволюционных фотографиях в самом «Теремке» (на 1–ом этаже).

Вид на Теремок сзади


Малютин возглавлял Художественные мастерские, учил особенно талантливых детей, и вырезал массу прекраснейших вещей - столы, диваны, кресла, стулья, скамьи, сани, сундуки, ларцы, игрушки и пр. (в «Теремке» есть созданные им вещи – резное панно «Садко», резные кабинетное кресло, столик с агатом, шкапик-бюро, эскиз вывески магазина талашкинских ремёсленных изделий «Родник» и др.). Малютин – тот человек, который придумал Матрёшку! Также он архитектор церкви Святого Духа (1903-1908), которую расписывал уже Рерих. Церковь находится справа от Теремка, нужно подняться по тропинке на горку и там замереть от неожиданной красоты…

Церковь – потрясающая. Она располагается на макушке заросшего лесом холма.


Не мы одни, не ожидали увидеть подобное – около церкви Святого Духа замерли ещё несколько туристов. Когда отходишь от ступора, то все начинают бешено носиться вокруг, убегать в лесок, ложиться, садиться, стоять на голове – всё для того, чтобы как можно лучше её сфотографировать. Церковь – очень необычайная. Прежде всего, своей формой – она больше фантазийная, чем православная. Кирпич цвета охры; крыши – пёстрая терракота; тонкая беззащитная шейка с тяжёлой на вид тёмной маковкой и тонким золотым крестом; сердцевидные линии кокошников, нависающих друг над другом тремя ярусами и Мозаика на фасаде главного входа. Она называется «Спас Нерукотворный». Цвет мозаик до сих пор очень насыщенный – лазурный, густо малиновый, чистая охра. Лик Христа с отрешённым и в то же время внимательным взглядом – потрясающий.






Николай Рерих – прежде всего для Фленово, художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой. Он приехал в Смоленск по приглашению княгини. Город, а особенно Смоленская Стена, его сильно впечатлили: «Холмы смоленские, белые березы, золотые кувшинки, белые лотосы, подобные чашам жизни Индии, напоминали нам о вечном пастухе Леле и красавице Купаве, или, как бы сказал индус, о Кришне и Гопи». Рерих написал здесь несколько картин («Сторожевая башня», «Общий вид стен кремлевских», «Смоленская башня» и др.). В Художественных мастерских он занимается керамикой (в «Теремке» есть его работы – ваза и картины). А через несколько лет вновь приезжает во Фленово, чтобы расписать церковь. Успевает выполнить фрески алтаря, расписать одну из арок и выложить мозаику над главным входом (началась Первая Мировая). Росписи были на тканевой основе! – и по этой причине не сохранились. А главное – Рерих над алтарем изобразил не Русскую Богородицу, а Матерь Мира, то есть отошёл от православных канонов и поэтому самой церкви строго отказали в освящении. Освятили лишь её цокольный этаж (усыпальницу).

Когда мы, любуясь, обходили церковь кругом, то вдруг, не веря своим глазами, я увидела выбитые фрагменты потрясающего геометрического оконного переплёта. «Может случайность?», - пыталась я убедить себя. Потом увидели следующее, почти выбитое стекло, ещё одно, ещё одно… Я понимаю, что раньше здесь был склад зерна и картошки, но сейчас, сегодня?? Разбитые окна в архитектурной ценности …

Княгиня обожала балалайки. Это и сейчас звучит диссонансом. Надо сказать, что всю свою деятельность Тенишева направляла на «возрождение русского духа, русской культуры». И это тоже почему-то сейчас звучит диссонансом.
Она писала: «Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве... мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении, призвать к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым».
Так, в 1899 сюда приезжает Врубель. Она делится с ним идеей создания Оркестра расписных балалаек и показать их на Парижской выставке. И Врубель создаёт потрясающие росписи на балалайках: «Морская царевна», «Добрыня», «Змей Горыныч». Париж стонет от восторга. А в Смоленске имеет успех талашкинский народный Балалаечный оркестр. Представляете, сколько крестьян заново обучилось и вспомнило музыку своих предков? (Врубелевские эскизы и балалайка «Рыбка» есть в «Теремке»).

Художники считали за честь писать портрет княгини.
Репин «Портрет М.К.Тенишевой» (Русский музей, С-Петербург)


Врубель, портрет М.К. Тенишевой в образе «Валькирии»


Коровин «Портрет М.К.Тенишевой»


Почему я к Малютину /«Теремок», Рериху /Церковь Святого Духа, Врубелю /знаменитые расписные балалайки добавила Стравинского, так явно не обозначенного в художественно-архитектурном наполнении Фленово? Это музыкальная нота к портрету усадьбы. Музыка наполняла всё вокруг. Тенишева устраивала у себя в Талашкино музыкальные вечера, любила петь, дружила с певцами и музыкантами. Композитор Игорь Стравинский написал здесь музыку к балету «Весна Священная», а Рерих создал к балету эскизы к своим знаменитым «половецким задникам» и костюмов к этому балету, взорвавшему Париж. (На расписной балке в «Теремке» по просьбе княгини Стравинский записал лад из балета).

Если обойти домик «Теремок» справа – то там располагаются Главная (Господская) усадьба и бывшая Школа. Школа закрыта для туристов, а в усадьбе находятся касса и две выставки. Посмотреть на них можно, но не обязательно – очень скромная экспозиция. А ведь княгиня Тенишева собрала уникальнейшее собрание предметов русской старины (подарила Смоленску) и акварелей русских художников (передала в Русский музей). Редчайшие, ценнейшие, редкостнейшие образцы русского народного искусства экспонировались в смоленском музее «Русская старина», открытом на деньги княгини. Она не просто подарила предметы, она подарила музей Смоленску (1911 год)! Который сограждане бросили в 1941 году. Под музейные ценности был выделен товарный вагон, который забили изделиями из драгметаллов, картинами, скульптурами, старинным оружием, а «ненужное старьё» оставили. И немцы получили уникальную бесценную коллекцию Тенишевой даром.

Это Главная (Господская) усадьба


Сейчас здесь музей


Впереди Школа, где княгиня и художники учили деревенских детей


За год до Красной Революции княгиня защитила диссертацию в Московском археологическом институте на редкую тему эмали и инкрустациях (в «Теремке» над дверью есть её уникальный эмалевый портал «Святой Георгий», а также искусно вышитая по её эскизу икона «Архангел Михаил» и другие её работы). Кто бы мог представить, что это умение так пригодиться и поможет ей в дальнейшей жизни. Ведь после 1917 Тенишева эмигрирует в Париж, вернее в маленький городок под столицей. Денег нет, зато есть её любимый набор: трудолюбие, энергия, талант. Мадам Русская Княгиня и здесь находит применение своему дару творить - становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью. В 1928 году княгини не стало. Больное сердце.
Как странно, что после залпа Авроры в России стали твориться немыслимые вещи. Фленово разграбили, а из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, выкинули князя Тенишева. Говорят, что какие-то крестьяне всё-таки тайно его перезахоронили, в березовой роще. Где точно? Только березы и знают. А около церкви стоит символический крест в память о хозяине этих земель, благодетеле и муже княгини Тенишевой.

И ещё один интересный момент. В «Теремке» на первом этаже много фотографий бывшей усадьбы, бывшей хозяйки. И чтобы не думать, что «мир русской старины» - страстная любовь, цель и дело всей жизни княгини Тенишевой – это что-то из области архаики, можно (и нужно прочитать) тексты древних славянских заговоров, которые я думаю, именно для этой цели есть в экспозиции. Какой же это невероятно сильный язык, красивые и прекрасные слова. На сегодняшний момент мы потеряли не только древние старинные вещи, несущие себе отпечаток нашей славянской (дохристианской!) мудрости и культуры. А мы даже родные русские Слова забыли. Потеряли…

Рассказ «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

Посты по Смоленску:
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»

Посты по тэгу «Музеи/Усадьбы»:
За кулисами МХТа!
Огончарование Полотняного завода (Калужская область)
Мелихово – Аромат Чехова
Константиново – Есенинский Шираз. Рыбное
Поленово. Ока. Бёхово 
Дом-музей В.Серова в Домотканово
Tags: *Музеи/Усадьбы, РОССИЯ, Смоленск и Вязьма
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →