?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Александровская Слобода – История Короля Пик»



…В этих землях в 1353 году поселится в лесном Урочище Махрище, недалеко от слияния рек Молокчи и Махры монах из Киева Стефан. Здесь у него побывает Сергий Радонежский…
…В кон.15в. в монастыре случается сильный пожар. Остается пепелище куда мало кто ходит, монастырь не восстанавливают, и могила Стефана теряется. Но, в одном месте вырастают три дерева, которые переплетаются ветвями друг с другом. Оказывается, они выросли над потерянной могилой святого. В этом месте ещё люди начинают видеть огоньки-искры…
…Вдруг меня кто-то дергает за рукав. Оборачиваюсь и вижу другую монахиню. Я как-то пребываю в расслабленном состоянию и почему-то жду от неё каких-то хороших слов. Но получаю по полной программе. «Ты, - говорит, - в таком виде в гости придёшь? – Нет, конечно, - отвечаю. – А что же ты к Богу, к Богу в таком виде пришла?! Не боишься Его?!». Она сильно рассержена и резко уходит после сказанного в алтарь.

Из Александрова можно поехать в три места:
1) В 15км к северу от города находится Лукианова мужская пустынь.
2) Недалеко на территории закрытого военного городка (п/о Плеханы, вблизи городка Арсаков, чтобы пропустили на КПП нужно показать паспорт) – Зосимова мужская пустынь.
3) И в 15км к югу от города – Стефано-Махрищский женский монастырь.
Одинаково хотелось посмотреть всё. Но, я прочитала всю информацию, и меня потянуло именно на Махру. Главная причина, что, это место выбрал и основал здесь монастырь, ученик Сергий Радонежского – Стефан Махрищенский. А для меня имя Сергия – особое.

Ещё раз повторюсь, что все монастыри достойны посещения. Лукианова пустынь, сейчас хорошо отреставрирована, там благодать и тишина. В Зосимовой пустыни в Смоленском храме находятся - мощи св.Зосимы и Германа и Смоленская икона Божьей матери, с кусочком от её пояса. А про Стефано-Махрищенскую обитель практически вообще нет информации в интернете. Я чудом нашла сайт: stefmon.ru, и он представлялся мне почему-то сильно разрушенным.
Но это – оазис благоустроенности. Почему-то по какой-то неведомой причине, в наше время, когда подмосковные земли расхватываются как горячие пирожки и застраиваются коттеджами, здесь в районе Александрова, всего-то в 100-120км от столицы, как Мамай прошел. Никаких коттеджей и дворцов, а сплошные избушки-покосюшки. Не говоря уже о бараках. Как будто на этой земле тень от Грозного.
А этот монастырь находится почти на берегу красивого круглого искусственного озера (монахи от речки сделали запруду). Пейзаж вдоль дороги от Карабанова (~7км) очень приятный. Много кряжистых сосен, луга, небольшая речка Молокча, плавный поворот дороги среди поля. Вроде так же пасмурно, промозгло и серо – но душа сразу каким-то непонятным образом освещается здесь.
Хорошее место. Светлое.





Полное название монастыря – Троицкий Стефано-Махрищский.
Святой Стефан всегда основывал Троицкие монастыри (здесь и в Вологодской области).


Сюда (1353 год) приходит из Киева, где был подстрижен в монахи в Киево-Печерском монастыре.
В этих землях он селится в лесном Урочище Махрище, недалеко от слияния рек Молокчи и Махры. Здесь у него побывает Сергий Радонежский, и немного погостив, уйдёт, найдя неподалеку тоже сильное место – Киржач, где основывает небольшой монастырь. Вскоре и сам Стефан уходит из своего махрищенского монастыря на Север, под Вологду, а потом, основав там монастырь, по приглашению Дмитрия Донского идёт в Москву.
В столице Стефан Махрищенский подстригает Кирилла Белозерского.
И возвращается к себе в Махрищенскую Троицу.
1406 год. Стефан опять уходит. Уже на Небо.
В кон.15в. в монастыре случается сильный пожар.
Остается пепелище куда мало кто ходит, монастырь не восстанавливают, и могила Стефана теряется.
Но, в одном месте вырастают три дерева, которые переплетаются ветвями друг с другом. Оказывается, они выросли над потерянной могилой святого. В этом месте ещё люди начинают видеть огоньки-искры.

Мы заходим в монастырь через открытые большие ворота,
и сразу видим эти мощные стволы. Шапка ветвей над ними такая богатая, что летом здесь, наверное, неимоверно красивая листва. У корней – большой камень.


Монашенка в сторожке просит меня надеть юбку и платок. Всё это я беру у них. Как назло, я одета в джинсы и красную парку. Сзади рюкзачок. Холодно, типа. Не подумала заранее об этом. Моя вина. Проявила легкомыслие. Но что делать. Завязываю платок, как Аленушка, перепоясываюсь цветастой юбкой, как баба на чайнике.
Несмотря уже на позднюю осень, территория монастыря очень красива. Она небольшая, подстриженный зелёный газончик, доцветающие розочки, туи. В центре – беленькая аккуратненькая церковь св.Стефана Махрищского. Рядом с ней находился Троицкий собор, на восстановление которого после пожара Грозный выдал 200 золотых рублей. Древний собор  отстроили заново лишь в 1808г., чтобы потом быть ему разобранным на щебень для аэродрома в 1942... Махрищская церковь была северным приделом Троицкого собора, но с отдельным входом и колокольней.


Рядом – небольшая аллея – чрезвычайной степени уютности. Ряды высоких деревьев (липы?) и частые-частые скамейки. Так и хочется на них присесть, отдохнуть. Жаль, что влажно.


Мы гуляем вокруг Махрищской церкви.


Праздношатающегося народу кроме нас никого. Только монашки пробегают. Мы увидели теплицу – большую, длинную, с толстыми теплыми батареями. Рядом любовно застланные желтой соломой клубничные грядки.


Фруктовый молодой садик. Цветочные клумбы. Что значит женщины! А дальше выходим к двум небольшим прудам. Тут вообще – лепота. Золотые кучки осенней упавшей листвы собраны на зеленой траве. У правого прудика мостик.


В зеркале воды отражаются деревья и на воде качаются золотые кораблики листьев.


Плавает целый выводок деловых уток. Причем все разные! У вожака – вообще кудри на голове.


Посреди пруда – миниатюрный утиный домик.




Мы смотрим на часы. Уже без 10 минут 5 вечера. Надо поторапливаться, а то сейчас начнётся служба. Заходим в Троицкий храм. В нем несколько монахинь в полумраке читают открытые книги. Мне очень неловко ходить. Люди к службе готовятся, а я перед ними маячу весёлым красным пятном.
Справа находятся мощи святого Стефана Махрищенского (от них бывает много чудес). Одна монахиня видит, что я стесняюсь, и деликатно отходит в сторону. Я ещё знаю, что здесь в храме медный иконостас, и чудотворная икона св.Серафима Саровского Она мироточивая, миро даже стекает по стеклу, которое её закрывает. У меня очень легко на душе. Мне нравится эта церковь.
Вдруг меня кто-то дергает за рукав. Оборачиваюсь и вижу другую монахиню. Я как-то пребываю в расслабленном состоянию и почему-то жду от неё каких-то хороших слов. Но получаю по полной программе. «Ты, - говорит, - в таком виде в гости придёшь? – Нет, конечно, - отвечаю. – А что же ты к Богу, к Богу в таком виде пришла?! Не боишься Его?!». Она сильно рассержена и резко уходит после сказанного в алтарь.
Я остаюсь с открытым ртом.
Очень расстроилась, на самом деле, из-за этого.
Все дело в том, что можно, конечно справедливо заметить, что лучше к Богу в таком виде прийти, чем вообще не прийти, и что такое одежда, главное опрятность души.
Но в таком месте получить замечание – это что-то значит. Монахини, люди, подключенные к Небу. И значит, во мне есть что-то такое, что притянуло подобный тон и упрёк.
Мы пишем записки и выходим.
Но, тем не менее, это место, Стефано-Махрищенский монастырь, я всё время вспоминаю со светлыми чувствами. Хорошее место. Чистое.
А длинную юбку я обязательно куплю, и не буду посещать монастыри как клоун.

Рассказ «Александровская Слобода – История Короля Пик»

Посты по русским городам:

Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Глобус Боровска
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Старая Рязань или Исчезнувший город. 1237 год
Кострома. Ипатьевский монастырь
Путеводитель по Торжку
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»
Зимние прогулки по Твери
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке

Comments

pamsik
25 ноя, 2012 16:50 (UTC)
Обида чувство странное. Можно долго говорить и рассуждать с умным видом, что де ты этому чувству не подвластен, не испытываешь и тп. А на самом деле - обижаются так или иначе все. Я не исключение. В монастыре я растерялась сильно, потому что замечание было совершенно неожиданным. Но обиды не было, скорее испуг.
Юбку купила длинную, кстати, после этого случая.
mar_nostrum
25 ноя, 2012 17:56 (UTC)
За фото спасибо. Люблю те места.
Обратите внимание:религии юбок Христос не устанавливал,заповеди шипеть , дергать и БОЯТСЯ не давал.
а традиции бывают всякие, можно легко дойти до такого http://www.srkn.ru/texts/nastja.shtml
pamsik
26 ноя, 2012 07:08 (UTC)
Сейчас почитаю, спасибо). С Сорокиным у меня довольно натянутые отношения, я не люблю извращений и мат, в отличие от него. ) Но попробую осилить "Пир".

Насчет юбок прочитала у Задорнова на сайте, он пишет, что брюки как бы энергетически делят женщину на две части, поэтому нам положено носить юбки.)) Ну и по большому счету он прав. А мы - отвыкли).

Про шипение... разные ситуации. В быту да, применимо это определение, в монастырях - вряд ли. Любое замечание, даже неприятное тебе надо стараться принимать без осуждения. Хотя - легко сказать это, но трудно сделать...

А про бояться... Вт не знаю. Боюсь )), это моя личная особенность, предрасположенность к страху в какие-то моменты. Как с этим совладать - не знаю...
(Анонимно)
26 ноя, 2012 11:28 (UTC)
Наташ, я насколько помню, Христос не велел женщинам носить мужскую одежду, про именно юбки ничего не было. Раньше брюки были только мужскими. А сейчас это уже женская одежда, так что...
pamsik
26 ноя, 2012 11:58 (UTC)
Ну не хватало только Христу детализировать подобный завет). И так всё понятно).
Я опять вернусь к Задорнову, он много интересного пишет про наши родовые традиции, в частности: " ...Женщины не носят брюки, потому что они рассекают женскую энергию напополам. А это и к бесплодию привести может, и к другим женским недугам...". Можно, конечно, не верить и настаивать на ношении брюк, но женщины всё же должны носить юбки, или вернее, отдавать им предпочтение. )
erlinn
28 ноя, 2012 17:48 (UTC)
При всем уважении, брать в духовные учителя Задорнова мне представляется, мягко говоря, необычным шагом.
А если без церемоний - рискованным :)
Простите за подробности, а раздетая женщина для него как - не разделена энергетически надвое? Может, ноги сошьем в русалочий хвост? :-0
Ну то есть, я ничего не смыслю в юбках, и выбор женской одежды оставляю женщинам - это ваше таинство и волшебство, мужикам про это болтать негоже. И первый согласен, что длинные юбки по-своему красивы. Но вот рассуждение то - не выдерживает критики бывшего физика и вечного спорщика.
Ну и чтобы два раза не вставать - когда человек раздражается, он уже говорит не от Всевышнего, а от своих человеческих слабостей. Нужно ли объяснять, почему мне так видится?
А монастыри - да, места удивительные. Моя старшая дочка на школьных каникулах училась вместе со своей церковной школой на звонаря в Иосифо-Волоколамском, в Теряево. И мне случилось там быть в гостях, ночевать. Запомнилось :)
pamsik
29 ноя, 2012 08:31 (UTC)
Хм... Улыбаюсь. Задорнов мне не духовный учитель). Но он довольно интересно пишет о славянской истории на своем сайте http://www.zadornov.net.
И он прав в каком-то роде). "За"русалочий хвост не отвечу, не в курсе).
Почему взяла у него цитату про женскую одежду - показалось уместной.) Все же христианизации у нас всего тысячу лет, а история традиций куда длиннее.

Насчет раздражения. Конечно, когда в свой адрес слышишь вроде как бы необоснованные упреки, то хочется отзеркалить выстреленный в тебя негатив. Но. Только не в монастыре. Во-первых, я действительно выглядела нелепо в куртке, джинсах, обмотанная длинной ситцевой юбкой и чужом платке аля Аленушка. Во-вторых, замечание мне сделала монахиня, и думается мне, что нечто внутри меня его и притянуло. И мне, честно говоря, совершенно не хочется предаваться обсуждению чужого раздражения, тогда как видимо внутри меня самой есть нечто проблемное... Я эту ситуацию поняла так...

В Иосифо-Волоколамский монастырь очень и давно хочется съездить. Буду надеяться на осуществление поездки следующим лето). Церковная школа это хорошо))

Edited at 2012-11-29 08:32 (UTC)

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com