?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из рассказа «Александровская Слобода – История Короля Пик»



…В этих землях в 1353 году поселится в лесном Урочище Махрище, недалеко от слияния рек Молокчи и Махры монах из Киева Стефан. Здесь у него побывает Сергий Радонежский…
…В кон.15в. в монастыре случается сильный пожар. Остается пепелище куда мало кто ходит, монастырь не восстанавливают, и могила Стефана теряется. Но, в одном месте вырастают три дерева, которые переплетаются ветвями друг с другом. Оказывается, они выросли над потерянной могилой святого. В этом месте ещё люди начинают видеть огоньки-искры…
…Вдруг меня кто-то дергает за рукав. Оборачиваюсь и вижу другую монахиню. Я как-то пребываю в расслабленном состоянию и почему-то жду от неё каких-то хороших слов. Но получаю по полной программе. «Ты, - говорит, - в таком виде в гости придёшь? – Нет, конечно, - отвечаю. – А что же ты к Богу, к Богу в таком виде пришла?! Не боишься Его?!». Она сильно рассержена и резко уходит после сказанного в алтарь.

Из Александрова можно поехать в три места:
1) В 15км к северу от города находится Лукианова мужская пустынь.
2) Недалеко на территории закрытого военного городка (п/о Плеханы, вблизи городка Арсаков, чтобы пропустили на КПП нужно показать паспорт) – Зосимова мужская пустынь.
3) И в 15км к югу от города – Стефано-Махрищский женский монастырь.
Одинаково хотелось посмотреть всё. Но, я прочитала всю информацию, и меня потянуло именно на Махру. Главная причина, что, это место выбрал и основал здесь монастырь, ученик Сергий Радонежского – Стефан Махрищенский. А для меня имя Сергия – особое.

Ещё раз повторюсь, что все монастыри достойны посещения. Лукианова пустынь, сейчас хорошо отреставрирована, там благодать и тишина. В Зосимовой пустыни в Смоленском храме находятся - мощи св.Зосимы и Германа и Смоленская икона Божьей матери, с кусочком от её пояса. А про Стефано-Махрищенскую обитель практически вообще нет информации в интернете. Я чудом нашла сайт: stefmon.ru, и он представлялся мне почему-то сильно разрушенным.
Но это – оазис благоустроенности. Почему-то по какой-то неведомой причине, в наше время, когда подмосковные земли расхватываются как горячие пирожки и застраиваются коттеджами, здесь в районе Александрова, всего-то в 100-120км от столицы, как Мамай прошел. Никаких коттеджей и дворцов, а сплошные избушки-покосюшки. Не говоря уже о бараках. Как будто на этой земле тень от Грозного.
А этот монастырь находится почти на берегу красивого круглого искусственного озера (монахи от речки сделали запруду). Пейзаж вдоль дороги от Карабанова (~7км) очень приятный. Много кряжистых сосен, луга, небольшая речка Молокча, плавный поворот дороги среди поля. Вроде так же пасмурно, промозгло и серо – но душа сразу каким-то непонятным образом освещается здесь.
Хорошее место. Светлое.





Полное название монастыря – Троицкий Стефано-Махрищский.
Святой Стефан всегда основывал Троицкие монастыри (здесь и в Вологодской области).


Сюда (1353 год) приходит из Киева, где был подстрижен в монахи в Киево-Печерском монастыре.
В этих землях он селится в лесном Урочище Махрище, недалеко от слияния рек Молокчи и Махры. Здесь у него побывает Сергий Радонежский, и немного погостив, уйдёт, найдя неподалеку тоже сильное место – Киржач, где основывает небольшой монастырь. Вскоре и сам Стефан уходит из своего махрищенского монастыря на Север, под Вологду, а потом, основав там монастырь, по приглашению Дмитрия Донского идёт в Москву.
В столице Стефан Махрищенский подстригает Кирилла Белозерского.
И возвращается к себе в Махрищенскую Троицу.
1406 год. Стефан опять уходит. Уже на Небо.
В кон.15в. в монастыре случается сильный пожар.
Остается пепелище куда мало кто ходит, монастырь не восстанавливают, и могила Стефана теряется.
Но, в одном месте вырастают три дерева, которые переплетаются ветвями друг с другом. Оказывается, они выросли над потерянной могилой святого. В этом месте ещё люди начинают видеть огоньки-искры.

Мы заходим в монастырь через открытые большие ворота,
и сразу видим эти мощные стволы. Шапка ветвей над ними такая богатая, что летом здесь, наверное, неимоверно красивая листва. У корней – большой камень.


Монашенка в сторожке просит меня надеть юбку и платок. Всё это я беру у них. Как назло, я одета в джинсы и красную парку. Сзади рюкзачок. Холодно, типа. Не подумала заранее об этом. Моя вина. Проявила легкомыслие. Но что делать. Завязываю платок, как Аленушка, перепоясываюсь цветастой юбкой, как баба на чайнике.
Несмотря уже на позднюю осень, территория монастыря очень красива. Она небольшая, подстриженный зелёный газончик, доцветающие розочки, туи. В центре – беленькая аккуратненькая церковь св.Стефана Махрищского. Рядом с ней находился Троицкий собор, на восстановление которого после пожара Грозный выдал 200 золотых рублей. Древний собор  отстроили заново лишь в 1808г., чтобы потом быть ему разобранным на щебень для аэродрома в 1942... Махрищская церковь была северным приделом Троицкого собора, но с отдельным входом и колокольней.


Рядом – небольшая аллея – чрезвычайной степени уютности. Ряды высоких деревьев (липы?) и частые-частые скамейки. Так и хочется на них присесть, отдохнуть. Жаль, что влажно.


Мы гуляем вокруг Махрищской церкви.


Праздношатающегося народу кроме нас никого. Только монашки пробегают. Мы увидели теплицу – большую, длинную, с толстыми теплыми батареями. Рядом любовно застланные желтой соломой клубничные грядки.


Фруктовый молодой садик. Цветочные клумбы. Что значит женщины! А дальше выходим к двум небольшим прудам. Тут вообще – лепота. Золотые кучки осенней упавшей листвы собраны на зеленой траве. У правого прудика мостик.


В зеркале воды отражаются деревья и на воде качаются золотые кораблики листьев.


Плавает целый выводок деловых уток. Причем все разные! У вожака – вообще кудри на голове.


Посреди пруда – миниатюрный утиный домик.




Мы смотрим на часы. Уже без 10 минут 5 вечера. Надо поторапливаться, а то сейчас начнётся служба. Заходим в Троицкий храм. В нем несколько монахинь в полумраке читают открытые книги. Мне очень неловко ходить. Люди к службе готовятся, а я перед ними маячу весёлым красным пятном.
Справа находятся мощи святого Стефана Махрищенского (от них бывает много чудес). Одна монахиня видит, что я стесняюсь, и деликатно отходит в сторону. Я ещё знаю, что здесь в храме медный иконостас, и чудотворная икона св.Серафима Саровского Она мироточивая, миро даже стекает по стеклу, которое её закрывает. У меня очень легко на душе. Мне нравится эта церковь.
Вдруг меня кто-то дергает за рукав. Оборачиваюсь и вижу другую монахиню. Я как-то пребываю в расслабленном состоянию и почему-то жду от неё каких-то хороших слов. Но получаю по полной программе. «Ты, - говорит, - в таком виде в гости придёшь? – Нет, конечно, - отвечаю. – А что же ты к Богу, к Богу в таком виде пришла?! Не боишься Его?!». Она сильно рассержена и резко уходит после сказанного в алтарь.
Я остаюсь с открытым ртом.
Очень расстроилась, на самом деле, из-за этого.
Все дело в том, что можно, конечно справедливо заметить, что лучше к Богу в таком виде прийти, чем вообще не прийти, и что такое одежда, главное опрятность души.
Но в таком месте получить замечание – это что-то значит. Монахини, люди, подключенные к Небу. И значит, во мне есть что-то такое, что притянуло подобный тон и упрёк.
Мы пишем записки и выходим.
Но, тем не менее, это место, Стефано-Махрищенский монастырь, я всё время вспоминаю со светлыми чувствами. Хорошее место. Чистое.
А длинную юбку я обязательно куплю, и не буду посещать монастыри как клоун.

Рассказ «Александровская Слобода – История Короля Пик»

Посты по русским городам:

Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Глобус Боровска
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Старая Рязань или Исчезнувший город. 1237 год
Кострома. Ипатьевский монастырь
Путеводитель по Торжку
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»
Зимние прогулки по Твери
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке

Comments

pamsik
28 ноя, 2012 11:00 (UTC)
"Уютность" в монастырях всегда разная. Иногда создаётся ощущение, что твоя невидимая некая сущность совпадает с местом, и тогда ты там ощущаешь нечто вроде нирваны (благодати). Так у меня всегда происходит в Оптиной.
В том же Дивеево, например, меня лично очень хорошо, ощутимо "почистили" железным скребком, и так "против шерсти"... А место-то красивое, если оценивать глазами.

Махру запомнила на контрасте с Александровым.
Леша, а у тебя нет ссылки на пост какой-нибудь с Лукиановой пустынью? Хочется посмотреть какая она.
cr2
28 ноя, 2012 11:09 (UTC)
Видел недавно вот такой http://russiantowns.livejournal.com/3273332.html

Не очень информативно, и немного фоток, но представить место можно
pamsik
28 ноя, 2012 11:20 (UTC)
Мда. Несколько фоток, но состояние монастыря передали...
Главное, что там люди, и что его хоть как-то восстанавливают...

Насчет монастырских продуктов. Я вот тут с недавних пор заказываю разные хорошего качества продукты. Посмотри, что там предлагает Николо-Сольбинский монастырь. )
cr2
28 ноя, 2012 11:23 (UTC)
Думаю, гугл может ещё что-нибудь показать)

Монастырские продукты из Ярославской области какие-то особо душевные. Хотя в Иоанно-Богословском, около Рязани. отличный творог тоже.
pamsik
28 ноя, 2012 12:28 (UTC)
Я тоже обратила внимание, что на Молоке почему-то в основном все фермеры из-под Переславля-Залесского, и меня тоже этот факт почему-то порадовал. )
К монастырским продуктам испытываешь доверие. "За" творог ничего не скажу, пока не пробовала, а самый вкусный хлеб во Владычном монастыре в Серпухове. Вкуснее даже чем в Оптиной. Когда мы оказываемся в той стороне всегда заезжаем специально за ним, там хлебная палатка при входе.

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com